НОВОЗЫБКОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Швец Илья Андреевич


  Современный брянский поэт – Илья Андреевич Швец, родился 2 августа 1917 года в селе Белый Колодезь Новозыбковского района. Окончив ШКМ и курсы по подготовке в вуз, он поступил на биофак Новозыбковского пединститута. Со второго курса перевелся на факультет языка и литературы Смоленского пединститута. Первое стихотворение опубликовал в Смоленской газете "Большевистский молодняк" в 1938 году. С 1941 по 1945 годы И.А. Швец служил в ПВО Бакинского военного округа. Вернувшись в Брянск, работал преподавателем в школе рабочей молодежи, а затем редактором издательства "Брянский рабочий". Путь его в поэзию был тернистым, но Илья Андреевич оставил солидное литературное наследство – 17 поэтических сборников. Участвовал в выпуске альманаха "Край родной", редактировал книги брянских авторов, работал с молодыми. Умер 4 апреля 1991 года. Похоронен в Брянске. В Новозыбковском селе Белый Колодезь в Ильин день собираются на районный праздник любители поэзии – этот выбор не случайность, т.к. именно здесь творил И.А. Швец. Читаются его стихи и произведения молодых авторов.


***

  С вами я душой богаче.
  Есть, возможно, уголок красивей,
  Есть богаче, шире есть края,
  Только мне из всей моей России
  Ближе к сердцу Брянщина моя.
  Эти слова брянского поэта Ильи Швеца часто встречаются на плакатах в школах, вузах, в библиотеках и клубах нашей области, они и являются лейтмотивом всего его творчества.
  Вся его жизнь и творчество связано с Брянщиной. Ее леса и реки, поля и сады, деревни и села входят во все его стихи, которым свойственны светлые тона, радостное восприятие мира, патетическая приподнятость. Во всем чувствуется сыновняя привязанность поэта к людям и природе родного края.
  В седьмой книжке "Будимир" поэт, обращаясь к своим землякам, признается:
  С вами я душой богаче,
  С вами -
  Трудное легко...
  Он и сам щедро делится этими добрыми чувствами с тружениками брянской деревни - доярками, трактористами, шоферами ... Восторженность родными местами, доведенная порою до гиперболизации, где правда жизни граничит с легендой, - характерная особенность в творчестве Ильи Швеца.
  Наша Брянская область -
  удивительный край.
  Здесь грибов да черники -
  поезда нагружай.
  А озер и озерец,
  а речушек и рек -
  сосчитать не сумеет
  ни один человек.
  Будто клады - картошка,
  Будто лес - конопля,
  так всегда трудолюбам
  платит наша земля ...
  Почему на грани правды и вымысла? Да потому, что когда писалось это стихотворение (1960-й год) всюду открыто говорилось об отставании сельского хозяйства, а урожайность зерновых на Брянщине не достигала еще и десяти центнеров с гектара. Далеко не везде были "будто клады - картошка, будто лес - конопля". Так что ж, поэт сознательно приукрашивал жизнь, как говорили в то время, занимался "лакировкой действительности"? Ответ на этот вопрос один: никакой сознательной "лакировки действительности" у Ильи Швеца не было. Нельзя требовать от человеке сатиры - если он добр, или лирики, если ан зол, патетики – если душа его плачет. В большинстве стихов Ильи Швеца нет разлада между его чувствами и его отношением к действительности, между его словами о людях и его отношением к ним. Поэтому для него строки стихотворения:
  Здесь такие девчата -
  Хоть картину пиши,
  коль плясать - до упаду,
  а коль петь - от души!
  А ребята, ребята -
  и огонь, и кристалл!
  Даже Теркина Васю
  с них Твардовский писал. -
  естественное состояние его души, таким ему представлялся мир, созданный его воображением в полном согласии с его чувствами, хотя этот мир и увел его от острых проблем того времени.
  В стихах И. Швеца много картин обновляющего села. Именно это и создает радостное настроение.
  Не узнать села родного:
  клуб и школа -
  терема!
  И встают кругом обновы -
  в шапках шиферных дома...
  "Мост молодой, в металл одетый", колонка сменила журавль "на деревянной ноге", "луны вспыхнули вдоль улиц - и отступила ночь к садам..." и т.д. Точен ли ракурс, под которым берется на писательский прицел окружающая его действительность? Да, в основном, верный.
  В таком же светлом тоне воспроизводится сельская жизнь и в поэме "Жаворонки". С улыбкой доброго человека размышляет поэт о судьбах главных героев поэмы - Вани, который "водит "Беларусь", и его любимой, свинарки Маруси, - и о сегодняшнем дне села. Образы молодых героев удались автору. Они живые, с добрыми открытыми характерами. И хотя нет в поэме слов о войне, тяжелый период времени ощущается между строк и передает дыхание эпохи.
  ...Плечи хрупкие смогли
  пронести со всеми вместе
  столько бед, разор земли!
  Похоронная о муже
  тоже мимо не прошла, -
  все снесла, других не хуже,
  хоть слабей других была.
  Война и послевоенные беды не обошли Марию Климовну, мать Вани. Но они не надломили ее, потому односельчане и дали ей прозвище "Богатырь"! Это о ней говорит поэт:
  Шла с подружками на поле,
  задичавшее кругом,
  шла, чтоб там по доброй воле
  стать не пахарем - тяглом...
  чтоб одной коняги силу
  Для колхоза заменить,
  чтоб себя и всю Россию
  хлебом черным накормить.
  Нет, никак нельзя обвинить Илью Швеца в преднамеренном приукрашивании действительности или в незнании ее глубинных проблем и конфликтов, бед и страданий народа. Но таково его дарование, что светлые тона преобладают в его поэтическом творчестве.
  Родился Илья Андреевич Швец 2 августа 1917 года в селе Белый Колодезь Новозыбковского района. Окончил семилетнюю школу и курсы по подготовке в вуз, он поступил на факультет естествознания Новозыбковского пединститута. Но еще в школе учительница литературы Валентина Александровна Зебницкая привила любовь сельскому мальчишке к литературе. Не случайным был, видимо, и переход И. Швеца на литературный факультет Смоленского педагогического института, где он оказался в благотворной среде. В Смоленске в то время жили замечательные поэты А. Твардовский и Н. Рыленков, а также Н. Грибачев.
  Конечно же, это не могло не сказаться на творчестве начинающего автора, в 1938 году в газете "Большевистский молодняк" Илья Швец опубликовал первое свое стихотворение "О бессмертном". Так начался его литературный путь.
  Во время войны И. Швец служил в войсках ПВО, и тогда у него появилось желание осмыслить историю своей Родины, историю народного героизма. Это наложило свой отпечаток на все творчество И. Швеца, и военно-патриотическая тематика прослеживается почти во всех его сборниках, лучшим из которых, на мой взгляд, является "Ракеты и сердца".
  В одном стихотворении И. Швец говорит:
  В полоске алого рассвета
  всегда мне видится одно:
  идет сраженье тьмы и света,
  и не бескровное оно.
  В этой книге есть стихи, написанные на Закавказском фронте, - "Кола Брюньон", "Раскрываю томик Блока". Большинство стихотворения в ней выражают боль и ненависть к врагам, и сегодня угрожающим миру.
  Над Десною и над Сожем
  Смертью паханы поля.
  И забыть войну не может
  До сих пор сама земля…
  Просто, лаконично и точно - таково достижение Ильи Швеца в его лучших стихотворениях.
  Прочтите стихотворение "Брянские соловьи":
  Соловьи у нас - артисты:
  Как прищелкнут средь ветвей,
  Как рассыплют посвист чистый -
  Что там курский соловей!
  Я уверен, пройдут годы, а вот такие стихи И. Швеца, в которых запечатлена сыновняя любовь к краю, - не забудутся!
  На многих его стихах, в том числе и на поэме "Жаворонки", лежит печать очерковости. Особенно характерным в этом смысле является "Настя Толстенок". В пояснении к ней сказано: "Настя Толстенок – доярка колхоза имени Кирова Красногорского района Брянской области. Здесь ничего не выдумано, а лишь очень коротко, бегло рассказано о том, что было и что есть". Первая публикация поэмы в "Брянском комсомольце" была дана даже с портретом героини.
  И смотрит влюбленно с портрета
  она в синеватый простор,
  где вышило щедрое лето
  из листьев прохладный шатер;
  глаза - и чисты и пытливы,
  а нежные руки - сильны.
  И нет ее в мире счастливей,
  И нет ее счастью цены.
  Таким стихом написана вся поэма. Сюжет ее прост, незамысловат. Автор строго придерживается биографии героини - Насти Толстенок. Девушка после школы решила поступить в Новозыбковский пединститут, но не прошла по конкурсу, хотела подать заявление в Хотылевский сельхозтехникум, но опоздала: "два дня, как окончен прием".
  Как тяжко сказать было дома,
  Что вот не сбылось, сорвалось.
  Стыдилась ты встретить знакомых
  знакомых же - целый колхоз.
  Но горше всех горечей злейших -
  насмешек безжалостный яд.
  - Скажи-ка, ученая, легше
  кормить после школы телят?
  - Возьми-ка, профессорша, вилы
  да мусор от двери отбрось:
  - Зачем только девку учили?
  Глядите, - копает навоз!
  Вот и пришла Настя в райком комсомола: "Пошлите хоть камни ворочать". А разве сегодня не звучат еще кое-где такие слова? Разве сегодня не бежит молодежь в город, на стройки от сельского труда? А разве высокие надои, за которые потом борется Настя Толстенок, - не сегодняшняя проблема? Это произведение не устарело с годами. Характер Насти показан в развитии, проявляется при решении трудных проблем.
  - Смотри, комсомольские силы,
  действительно, чудо творят!
  Настя сдает экзамены на заочный биологический факультет института, ее посылают в Москву - на Всемирный шестой фестиваль молодежи. Вот бы взять поэту да и расцветить свою поэму красками фестиваля. Но нет, И. Швец не берется писать о том, чего не видел, чего не пережил.
  Но мне рассказать вам едва ли
  о днях тех, друзья, по плечу.
  Я не был на том фестивале,
  поэтому лучше смолчу.
  Потом Илья Андреевич переписывался с героиней своей поэмы. Он послал ей книжку, послал по книге и девчатам фермы, о которых тоже рассказывалось в очерке. Настя Толстенок ответила автору. "Илья Андреевич. Я не думала, что Вы в стихах о нас напишете. Я думала, что ВЫ собираете материал, чтобы после в одной из своих книг создать типичный образ доярки. Не ожидала, честное слово!
  у нас последнее время почта стала опаздывать. Я поехала в район на вечер трех поколений, меня все поздравляют, а я не знаю, с чем.
  Живу я сейчас так же, как и прежде, только перед сессией работы добавилось, спешу физику готовить...
  Привет вам от всех работников МТФ и от моих родных. Написали плохо, уж извините за это. Пишу в пять часов перед утренней дойкой, а потом поеду в район на комсомольскую конференцию..."
  Вскоре эту умную, трудолюбивую девушку избрали вторым секретарем райкома комсомола. И в одном из писем поэту она сообщала: "С работой еще только знакомлюсь, жалко было расставаться с буренками, но моя обязанность работать там, куда посылает партия…"
  В главке, завершающей очерк, есть строки:
  Рассказывать хватит, пожалуй.
  Но надо понять всей душой,
  Что очерк, рассказ этот малый -
  Начало поэмы большой...
  Стихи Ильи Андреевича Швеца - большая и единая песня о природе и людях родного края.
  В книгах ею есть и любовная лирика. В стихах этого плана более удаются поэту миниатюры. Любовь в поэмах как бы любовь со стороны, в больших произведениях И. Швеца разум преобладает над чувствами, в миниатюрах - "плотная" слитность разума и чувств. К стихам такого рода я бы отнес "Стога", "Березы", "Отшумела осень", "М.Н. Мосиной", "Я жду тебя", "Над полем жаворонок пел..." В подтверждение приведу стихотворение "Ты молчишь":
  Ты молчишь - и все молчит,
  только боль моя кричит.
  Все тогда, как наказанье,
  не живешь, а жизнь влачишь...
  Нет, не золото - молчанье,
  если это ты молчишь.
  Сейчас один из старейших поэтов Брянщины, зачинатель и радетель послевоенной брянской литературы, Илья Андреевич Швец работает над новыми стихами, поэмой "Березы" и большим юмористическим романом. Живет большее время года на "голубом" повороте Десны, им же воспетом в стихах. Домик его стоит на высоком берегу окнами "на зарю" и Десну, около села Рясное. Он - постоянно рядом с героями своих стихов и поэм.
  Брянщина литературная, Парыгин В.П., 1985 год.