Леонид Андреевич Мирошин родился 28 декабря 1918 года в селе Чичково Навлинского района. Здесь формировался его характер, воспитывалось "эстетическое отношение к действительности". Первое стихотворение Леонид Мирошин опубликовал в одном из номеров навлинской районной газеты "Колхозная стройка" в 1938 году. В сентябре того же года он стал курсантом Орловского военно-политического училища, которое окончил перед войной. Война застала его в должности политрука роты аэродромно-технического обслуживания. Он воевал и писал стихи, которые публиковались в дивизионной газете. Многие из них становились песнями. Первая книга стихов Леонида Мирошина вышла в издательстве "Брянский рабочий" в 1952 году. Поэт назвал ее "По первопутку" (Брянск, 1952), тем самым, пытаясь сказать, что, несмотря на богатый фронтовой опыт и многие публикации в периодической печати, это всего лишь первая попытка сказать свое слово. В сборник вошли стихи на военную тему, портреты сельских тружеников, отрывки из поэмы "Агроном". Затем - сборники "Вечер в песнях" (Брянск, 1956), "Пережитые были" (Брянск, 1957), "Вчера и сегодня" (Брянск, 1959). Начиная со сборника "Суровое и нежное" (Брянск, 1961), поэт все пристальнее всматривается в нравственные основы бытия, все чаще возвращается к мысли о месте человека на земле. Более полно вопросы современного бытия и его нравственные основы Леониду Мирошину удалось разработать в сборниках "Беспокойство" и "Когда сыновьям своим пишу". И здесь поэт не отошел от военной тематики, но теперь он все сильнее связывает прошлое с современностью. Интересны и сборники стихов "Когда сынам своим пишу" (Тула, 1978), "Окопное" (в кн. "Дорога Победы", Москва, 1980), "Мужской разговор" (Тула, 1984). В 1998 году, в год его 80-летия, вышел сборник стихов "Тайны Подесенья" в художественном оформлении и с рисунками самого поэта. Двумя годами позже Л.А. Мирошин издал книгу публицистики "Глас вопиющего в пустыне" (Брянск, 2000), где собраны статьи, опубликованные им на страницах местных газет, начиная с 1952 года. В 2000 году вышел сборника заметок товарищей поэта, который назывался "Чибис Подесенья" и посвящался творчеству Леонида Андреевича Мирошина. Умер брянский поэт Леонид Мирошин 6 августа 2001 года.
***
Прямой и откровенный разговор.
Начать рассказ об этом человеке, пожалуй, лучше с его увлечений. Это - резьба по дереву, обработка причудливых корней. Это - живопись и графика. Не случайно его квартира производит впечатление комнаты-музея. Корни и сучки от прикосновения его рук превратились в животных, птиц и людей ... На полках книжных шкафов замерли в прыжке деревянные олени, вытянулись в стремительном беге лошади, кружатся в замысловатом танце балерины, стоят, сгорбившись, старички-лесовички ... А рядом - вырезанные из дерева портреты вполне реальных людей - Николая Грибачева, Алексея Маркова, Александра Твардовского.
В квартире этого человека с метким глазом художника на стенах многочисленные этюды и картины. Исполнены они, как правило, смешанной техникой (акварель, темпера и пастель).
На них знакомые до боли места родной Брянщины, ее люди.
Специалистами изобразительного искусства была особо отмечена его картина "Улица моего детства", на которой изображена одна из улиц довоенного села Чичково Навлинского района. В центре - две избы, соединенные немудреными сенями, в одной из них 28 декабря 1918 года родился Леонид Андреевич Мирошин.
Фашисты сожгли "мирошинские хаты", но цепкая память художника помогла воспроизвести панораму довоенной сельской улицы с избушками, огородами, ракитами и погостом, с дорогою, по которой он ходил в поле и которая вывела его на главную дорогу жизни.
Потом он пишет стихотворение "Горизонт", в котором передаст ощущение первооткрывания.
Было детство - маленькое, прыткое.
Я тропы не знал еще к реке,
Горизонт виднелся за калиткою
На заросшем старом погребке.
Шли года - взрослели мы, торопкие,
Горизонт синел уже вдали.
За лесами, за лугами топкими,
И, казалось, на краю земли.
Как бескрайна, беспредельна Родина
(Сколько я биваков поменял,
Сколько по дорогам с боем пройдено):
Горизонт все дальше от меня.
Здесь, в родной деревне Чичково, формировался характер будущего поэта, воспитывалось "эстетическое отношение к действительности". Показателен в этом плане цикл стихотворений "Перевоплощение".
Пеньки, сучки ...
Несу, еще не зная,
Чем завтра станет странная поклажа.
Но верую: ненужное срезая,
Увижу то, о чем не думал даже ...
...И потому -
Да здравствует горенье
И перевоплощенья трудный миг,
Когда являются на свет стихотворенья
И из корней - подобия живых!
Конечно, талант дается человеку от природы, но крепнет он, развивается и совершенствуется под воздействием окружающей среды. Талант может погибнуть, так и не проснувшись, если не будет для этого подходящих условий. Дарование Леонида Мирошина первый толчок получило от связи с природой.
Любовь к родному краю он потом пронес через всю свою большую и сложную жизнь. И вот сегодня, вырезая "из дерева фигурки лошадей", поэт снова слышит:
И хруст овса, и шебуршанье сена,
Повозки скрип и звоны комарья,
И запахи нескошенного луга,
И - самое далекое, - как я
В свои двенадцать шествую за плугом ...
Поэт находит в прошлом то основное, что стало наследием новых поколений, - нравственную чистоту людей, их бескорыстие и самопожертвование во имя Родины и народа, и, отвергая ошибки и страдания тех лет, он просит сохранить все лучшее из того времени:
Все дальше отдаляясь от событий,
Что некогда не смог я оценить,
По праву возраста прошу: "Не рвите
С тем прошлым нас связующую нить..."
Может быть, именно поэтому в его стихах о наших днях немало слов светлых и возвышенных:
Неужто душу одряхляет старость?
Поверить не могу, не может быть, -
Я так хочу оставшуюся малость
Светлее и возвышенней прожить.
Он был поэтом и политруком, в войну и в сегодняшних стихах остался политруком, человеком, стоящим на гражданских позициях, делом и словом увлекающим за собой молодое поколение.
Не знаем мы всех павших поименно,
Подвижников неисчислима рать.
Что гордо шли под Красные знамена
Сражаться, побеждать и - умирать.
Да, умирать! Сознательно и гордо
Шли в пекло, ненавидя и любя.
Какой ценой большевиков когорта
Свободу доставала для тебя!
Природа родного края, сельский труд закладывали в душе деревенского паренька первые поэтические чувства. И сам Леонид Мирошин скажет потом, что "лучшие строки стихов прорастали здесь".
Первое стихотворение Леонид Мирошин опубликовал в одном из номеров навлинской районной газеты "Колхозная стройка" в 1938 году. А в сентябре того же года он стал курсантом Орловского военно-политического училища, которое закончил перед войной. Есть о том времени у него такие строки:
Уставы, стрельбы, физкультура,
Наряды, тактика. И вдруг
Я, так сказать, "номенклатура"
ГлавПУРа - младший политрук.
Война застала его в должности политрука роты аэродромно-технического обслуживания. Он воевал и писал стихи, которые публиковались в дивизионной газете. Многие из них становились песнями. Так молодой поэт поставил свое слово на службу народу.
Война "жаловала" Леонида Мирошина и победами, и поражениями. Не миновали его и вражеские пули, никогда не терял он стойкости духа, даже когда с перебитой ногой на локтях, пробирался к своим через линию фронта ...
Первая книга стихов Леонида Мирошина вышла в издательстве "Брянский рабочий" в 1952 году. Поэт назвал ее "По первопутку", тем самым пытаясь сказать, что, несмотря на богатый фронтовой опыт и многие публикации в периодической печати, это всего лишь первая попытка сказать свое слово. В сборник вошли стихи на военную тему, портреты сельских тружеников, отрывки из поэмы "Агроном". Уже в первом сборнике просматривалось стремление автора к исследованию характера своего современника.
Сборник "Вчера и сегодня" открывается стихотворением "Спроси себя".
Спроси себя: а так ли ты живешь
И так ли делаешь, и то ли?
Ты сам себе, конечно, не соврешь,
Хоть правда и кольнет до боли.
Осмысливая прошлое, Леонид Мирошин пытается заглянуть и в будущее своего края.
Наиболее явственно выраженный мотив в книгах Леонида Мирошина - борьба со смертью, борьба против войны, несущей трагедию человечеству. Эта борьба в понимании поэта становится долгом каждого ветерана Великой Отечественной войны:
Да, мы теряли память от контузий!
Но чувства долга?
Никогда!
"Чувством долга, то сыновьего, то уже отцовского, проникнута... книга Леонида Мирошина", - пишет в предисловии к сборнику "Когда сынам своим пишу" Николай Родичев. Эти слова применимы ко всему творчеству поэта-фронтовика.
Начиная со сборника "Суровое и нежное", поэт все пристальнее всматривается в нравственные основы бытия, все чаще возвращается к мысли о месте человека на земле. Стихотворение "Я хочу и всмотреться, и вслушаться" становится определяющим в его творчестве:
Я хочу и понять, и почувствовать,
В чем истоки любви незапятнанной:
Перед правдой смиряться,
И буйствовать,
Если прав, - не идти на попятную.
Более полно вопросы современного бытия и его нравственные основы Леониду Мирошину удалось разработать в сборниках "Беспокойство" и "Когда сынам своим пишу", особенно в последнем. И здесь поэт не отошел от военной тематики, но теперь он все теснее связывает прошлое с сегодняшним днем.
Комиссарская стать xapaктерна и память об окопных побратимах постоянно будят в поэте беспокойство, заставляющее "взвешивать и сравнивать, и мерить...". И, видя в полях и лесах Брянщины "обелиски над прахом ... братьев и отцов", он доверительно признается читателю:
И то же сердце, что тянулось к песням,
Забьется, словно в ранах ножевых,
Как будто те, погибшие, воскресли
И в чем-то упрекают нас, живых.
Чувство долга перед Родиной и людьми в характере лирического героя Мирошина. И строгие слова в адрес сегодняшней молодежи говорятся поэтом не всуе, а чтобы уберечь от возможных ошибок, которых в жизни тревожной и бурной не избежали их отцы.
И потому в срок подсказать сынам
Мой долг, мое незыблемое право.
Зачем им то, что испытал я сам?
Зачем им вброд, когда есть переправа?
В отклике на эту книжку известной советской поэтессы Ирины Волобуевой есть такие слова: "Тема чувства долга является основным мотивом всего поэтического сборника "Когда сынам своим пишу". Она сквозит и в стихах, обращенных к молодому, вслед идущему поколению, и в стихах, написанных от имени окопных побратимов, и в стихах, посвященных родной земле. И главное - в сборнике не только живая память о прошлом, в нем беспокойство поэта-гражданина за каждый час сегодняшнего дня..."
Читаю другие письма, которые хранятся в архиве поэта. Их много. Вот отзыв Якова Шведова: "Самое главное в поэзии Леонида Мирошина - гражданственность. Ею она и сильна и глубоко эмоциональна..." А вот слова Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий Николая Матвеевича Грибачева: "Первое и главное - по глубине мысли, зрелости раздумий, поэтическому письму это самая солидная книга из всех, которые я знал у автора, одна из самых весомых среди книг брянских поэтов..."
Из сказанного может сложиться впечатление, что в поэзии Леонида Мирошина все ровно и гладко. Нет, о его стихах спорят, порой упрекают поэта в назидательности, а кое-кто и в повторах мыслей, поэтических приемов. Может быть, это все отчасти и верно. Не надо только смешивать холодные и сухие нравоучения со страстным и доверительным обращением поэта к молодым с высоты своего опыта, своей богатой событиями жизни. Надо еще сказать и о том, что этот прямой и откровенный разговор не от неверия в молодых, а во имя того, "чтобы хватило их на те пути, что потруднее наших". Поэт делится с молодыми своими раздумьями о смысле жизни, о ее нравственных основах, о прожитых годах, полных противоречий, трудных дорогах и жестокой борьбе и, передумав многое и перечувствовав, вправе обратиться к читателю с вопросом: "...а так ли ты живешь и так ли делаешь, и то ли?"
Брянщина литературная, Парыгин В.П., 1985 год.