НАВЛИНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Борщевская Николаевская пустынь


  Николаевского монастыря Борщевская пустынь.
  205 года мая 1 по благословенной грамоте дан антиминс к освящению новопостроенной церкви Николая чудотворца, что в Борщевской пустыни.
  1707 года сентября 1 вышеписанного монастыря строитель монах Фаддей с братиею в поданном в Патриарший Казенный Приказ прошении писал: церковь Николая чудотворца в Борщевской пустыне древянная холодная и в зимнее время в служении бывает великая нужда, також в той пустынь и в братии есть монахи престарелые и скорбные и в студеное зимнее время во время Божественного пения старые и скорбные монахи в той холодной церкви стоят на молитве не могут мало одежны и ныне мы по совету совкладчики той пустыни обещалися состроить вновь церковь Божию теплую во имя Пресвятой Богородицы 3намения и на строение той церкви просил дать благословенную грамоту. Подписано: дать о строении указ. Отмечено: указ дан.
  1709 года сентября 30 выдан антиминс по благословенной грамоте Николаевского монастыря в новопостроенную церковь во имя 3намения Пресвятой Богородицы, а взял антиминс тоя же пустыни монах Глеб и росписался.
  1711 года февраля в день вышеписанный строитель Фаддей с братиею в поданном в Патриарший Казенный Приказ прошении писал: в прошлых годах в Комарицкой волости в Брасовском стану в Николаевской Борщевской нашей пустынь построена церковь Николая чудотворца и ныне та церковь в ветхости и мы с укладчики ту церковь Божию тот-же престол обещались построить вновь теплую и просил на ту церковь Божию лес ронить и строить дать благословенную грамоту. На прошении подписано: 1711 года мая в 29 дать указ. Отмечено: указ дан.
  1711 года июня в день вышеписанный строитель Фаддей с братиею в Патриарший Казенный Приказ писал, что теплая церковь во имя Николая чудотворца по данному указу и по благословенной грамоте построена вновь и ныне к освящению в готовности и просил об освящении той церкви антиминс выдать и об освящении дать грамоту Спасову монастыря архимандриту Игнатию. Подписано: дать указ. Отмечено: 1711 года сентября в 30 день указ дан.
  1712 года июля в день строитель Фаддей с братиею в поданном на имя великого государя прошении писал: в прошлом 711 года по указу велено в вышеписанном монастыре построить вновь теплую церковь во имя Николая чудотворца, а ныне обещание у нас есть чтоб построить в придел храм святых апостолов Петра и Павла, и просил против сего челобитья о строении оного в приделе храма святых апостолов дать указ. Подписано: дать указ.
  1712 года августа 14 выданный антиминс в новопостроенную церковь Николая чудотворца поп Данил взял вместо строителя Фаддея и росписался.
  Придельная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла как видно из поданного прошения строителя Фаддея, была построена в 1713 году июля в день. Указ об освящении означенного придела был выдан 1713 года марта 27 на имя Спасского монастыря архимандрита Игнатия.
  1717 года февраля в день строитель монах Фаддей с братиею в поданном в Патриарший Казенный Приказ прошении, писал: в Комарицкой волости в Глодневском стану в Борщевской пустыни данных великого государя крестьянских и бобыльских дворов, так же денежного и хлебного жалованья ничего нет, питаемся своим трудом, да подаянием христолюбивых людей вкладчиков, а для отправления Божественныя службы в церкви Георгия книг у нас малое число, так же ризы и стихари обветчали, а колокольнаго звона только два колокола, и просим дабы повелено было великим государем указом против сего нашего прошения на вышеозначенныя церковныя потребы нам сбирать в Московском государстве и в городах и в селах и в деревнях и в малороссийских городах безпенно, что б богомолие наше не в оскудении было и о том дать указ из Приказу Церковных Дел. Помета: 1717 года декабря в 7 день, дать указ против сего прошения. Отмечено: дан.
  1720 года ноября в день вышеписанной строитель монах Фаддей с братиею в Патриарший Казенный Приказ писал: в нынешнем 1720 года в Борщевской пустыне в Николаевском монастыре две церкви Божии во имя 3намения Пресвятой Богородицы теплая, другая святого чудотворца Николая холодная древянного строения изволением Божием сгорели и из тех церквей антиминсы вынесены в целости, и ныне в сохранении, и ныне мы обещались построить вновь церковь Божию деревянную теплую во имя оной же престол 3намения Пресвятой Богородицы, да в приделе святого пророка Илии и на ту церковь Божию для строения лесу ронить и строить без указу и без благословенной грамоты не смеем и просим на строение церкви Божии лес ронить и церковь Божию вновь строить и о том дать нам благословенную грамоту, а как построена будет на прежнем антиминсе освятить Севской десятины Духовных Дел Управителю Спасова монастыря архимандриту Пафнутию. Подписано: 1720 года декабря в 16 день отпустить указ против челобитья. Отмечено: отпущен.
  1724 года сентября 17 по прошению Борщевской пустыни строителя монаха Фаддея с братию тогож города Севска на управителя Спасова монастыря архимандрита Варлаама о приписке той их пустыни и проведении братии 10 человек в тот Спасов монастырь не получа о ведомстве той пустыни к себе указа и взятые насильством тоя пустыни из церкви несколько свеч восковых и монастырской их лошади и о прочих обидах разсуждено: послать указ Столбовского монастыря к архимандриту Илариону дабы он архимандрит Варлаама против вышеозначенного прошения, допрося, изследовал в сущую правду и буде объявиться, что он архимандрит без указу из пустыни в Спасов монастырь взял и братию 10 человек перевел, то возвратить и братию перевесть в тое пустыню по прежнему, и впредь ему архимандриту тоя пустыни до указа неведать. (Протоколы 1724 года Московской Духовной Дикастерии, хранящееся в Московской Духовной Консистории).
  1725 года августа 8 запечатан указ из Духовной Дикастерии села Телятникова попу Патрикею Александрову по челобитью Николаевской Борщевской пустыни братии велено быть в той пустыне строителем тое ж пустыни иеромонaxy Тихону и той пустыни братии у него быть в послушании; пошлин 25 алтын, нужнейших 2 деньги.
  1725 года августа 12 запечатан указ из Духовной Дикастерии Николаевского монастыря Столбовского архимандриту Илариону по челобитью Борщевской пустыни иepoмoнaxa Тихона с братиею велено против их челобитья той Борщевской пустыни быть в прежнем ведении особливо, а к Спаскому монастырю в приписке не быть и что из той пустыни в Спаской монастырь взято отдать по прежнему и другую тут же Плоскую пустыню сообщить к той Борщевской пустыне и содержание иметь в собственном состоянии до указу, пошлин 25 алтын, нужнейших 2 деньги взяты.
  1726 года марта в день строитель иеромонах Тихон с братиею в Синодальный Казенный Приказ писал: в вышеупомянутом нашем Николаевском монастыре имеется церковь деревянная одна во имя 3намения Пресвятой Богородицы а ныне у нас обещание есть также и вкладчиков в том нашем монастыре построить церковь каменную во имя Живоначальной Троицы да внизу Николая чудотворца с трапезою для вседневные поздния и ранния службы и для поминовения великого государя и чтоб указом повелено было по обещанию нашему и вкладчиков в том нашем Николаевском монастыре церковь строить и к строению припасы кирпич делать, известь жечь и связное железо готовить и о строении и о готовании припасов дать нам указ.
  По требованию Синодального Казенного Приказа Канцеляриею Духовной Дикастерии по справку выписано: Николаевская Борщевская пустыня в 1725 году июня 19 дня по приговору Духовной Дикастерии определено быть до учиненной от святейшего Сунода по посланному из Дикастерии доношению резолюции в собственном состоянии, а братии в оной пустыни по ведомости показано 32 человека. Подписано: 1726 года марта в 18 день, дать указ о строении.
  1734 года февраля 20 запечатана ставленая грамота иepoмoнaxa Иосифа вместо сгорелой его ставленой грамоты, а во иepoмoнaxa он посвяшен в тое Борщевскую пустыню в 706 году генваря в 5 день.
  1738 года июня 12 вышеписанного монастыря строитель иepoмонах Тихон Игнатьев в Синодальный Казенный Приказ писал: в оном монастыре в прошлых давних годах была церковь во имя святителя Николай чудотворца и та церковь сгорела и за оскудением и по cиe время не построена, а ныне я богомолец с укладчики города Севска дворянином Иваном Лазаревым сыном Шагаровым и с прочими желаем вместо оной сгорелой церкви тот же храм во имя Николая чудотворца вновь церковь построить, и дабы указом повелено было во оном Борщовском монастыре оную церковь вновь построить и о благословении и о посечке лесу и как построена будет о освящении дать указ Спасова монастыря архимандриту Варлааму и выдать на оную церковь антиминс. Подписано: дать храмозданную грамоту 1738 года августа 2 дня. Указ выдан.
  "Материалы для истории церквей Орловской епархии. Севской десятины жилые данные церкви 7136 (1628)-1746 годы", Москва, 1904 год.


***

  Материалы для истории монастырей Севской епархии, упраздненных в 1764 году.
  В 1764 году, по случаю составления монастырских штатов, в пределах Севской епархии было упразднено 13 монастырей; в том числе: 4 Брянских, 2 Трубческих, 3 Севских, 2 Карачевских, 1 Путивльский, 1 Рыльский.
  Севские монастыри.
  Борщевская Николаевская пустынь.
  Борщевская Николаевская пустынь находилась в Севском уезде и управлялась строителями. В 1722 году, при строителе иеромонахе Тихоне (родом из города Болхова, купеческого звания), архимандрит Севского Спасского монастыря Варлаам, состоявший в должности управителя Севского Духовного Правления, сделал представление в Москву об уничтожении Борщевской и Площанской пустынь на том основании, что в них, по малочисленности братии, не всегда отправляется служба Божия и самая братия с трудом питается подаянием. В 1725 году обе эти пустыни соединены в одну; при чем братия Борщевской пустыни переведена в Площанскую, а Борщевская упразднена. Строитель Борщовской пустыни Тихон утвержден строителем в Площанской и управлял обителью до своей смерти, последовавшей в 1741 году. Но Борщевская пустынь и после того имела свою братию до самого упразднения ее вместе с другими монастырями в 1764 году. Так, в 1732 году здесь пострижен был монах Иосиф (из купцов) строителем иеромонахом Тихоном. Пред распределением монашествующих упраздненных монастырей Севской епархии, братию Борщевской пустыни составляла: иеромонах Никодим, монахи: Иларион, Герасим, Алимпий, Виктор, Искарион и Иоанникий. Вследствие указа из Московской Святейшего Правительствующего Синода Конторы, коим повелевалось "излишне имеющагося в Севской епархии монашествующих немалаго числа отправить немедленно в Московскиее Ставропигиальные монастыри", Севскою Духовною Консисториею, от 6 Октября 1766 года, в числе других монахов отправлены были и "из упраздненной Николаевской Борщевской пустыни в Занково-спасский монастырь монахи: Герасим, Ананий и Алимпий". За тем, как значится в ведовости, представленной от 28 Ноября 1766 года за № 99 "в Духовную Преосвященного Тихона Епископа Севскаго и Брянскаго Консисторию из Столбовскаго Духовнаго Правления", состояли еще налицо: "Севского уезда в Николаевской Борщевской упраздненной пустыни иеромонах Иннокентий, монахи Иларион и Мелентий". Наконец, 11 Марта 1767 года "упраздненной Николаевской Борщевской пустыня монах Иродион" в своем прошении Преосвященному Тихону, епископу Севскому и Брянскому, писал, что "за упразднением означенной пустыни я нижайший остался ныне праздным и за имеющеюся моею, по власти Божией, падучею болезнью нахожусь без всякаго пропитания", и всепокорнейше просил определить его в Севскую Богородицкую Площанскую пустыню, или куда заблагоразсудить изволит Его Преосвященство. Преосвященный велел "Консистории определить сего монаха по способности немедленно". Консистория определила отослать просителя, по его желанию, в Богородицкую Площанскую пустынь, где он и принят был строителем иеромонахом Иоилем (рапорт от 24 марта 1767 года).


***

  Похищены 31-го августа 1865 года, ночью, неизвестно кем, из церкви села Борщева севского уезда 86 рублей 22 копейки серебром.
  "Орловские епархиальные ведомости", № 20, 1865 год