1722 года переписанные из Киевской митрополии 5 церквей, в том числе Церковь Владимирской иконы Божией Матери.
1722 года церковь Явления иконы Владимирской Пресвятой Богородицы, (урочища не означено) дани 17 алтын 3 деньги.
1746 года – 52,5 копеек.
1711 года марта в день Иокинф Евстратов Алымов и Алексий Иванов Безобразов в поданном в Патриарший Казенный Приказ прошении писали: "в прошлом 709 году марта в 28 день по великого государя указу, а по благословению преосвятейшего митрополита Стефана по челобитью Евстрата Тимофеева Алымова велено в вотчине его в Подгородном стану во деревни Крупце лес ронить и церковь строить и в прошлом 709 года его Евстрата не стало и в нынешнем 711 года та церковь божия во имя Пресвятой Богородицы Владимирская построена и к освящению готова и просим к освящению тоя церкви из Патриаршего Дому дать антиминс и о священную грамоту и ту церковь освятить кому великий государь укажет".
И против сего челобитья выписано: в Патриаршем Казенном Приказе в записной печатной книге пошлинных грамот прошлого 709 года марта в 23 написано: запечатан указ о строении церкви по челобитью стольника Евстрата Тимофеева Алымова велено ему в вотчине его в деревне Крупце на угодном к церковному строению месте построить вновь церковь Владимирской Пресвятой Богородицы, а по памяти из Поместного приказа за приписью дьяка Андрея Киреева велено к той церкви церковныя земли отвесть из его Евстратовых дач 10 чети в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен.
А у выписи вышеписанныя новопостроенныя церкви ставленник Клим Кузмин сказал у новопостроенной церкви Пресвятой Богородицы Владимирская будет дворов: попов, дьячков, двор помещиков, 3 двора крестьянских, церковная пашня и сенныя покосы по памяти из Помесного приказу.
И имется дани по указной статье с дворов: попова, дьячкова, вотчинникова, с 3 крестьянских, с пашни с 10 чети, с 10 копен сена, 12 алтын с деньгою, заезда гривна, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги, десятильничих доходу 10 алтын, всего 31 алтын с деньгою.
Помета: вышеписанную дань имать в губернии где надлежит.
1711 года мая 21 отпущен антиминс по благословенной грамоте во Брянском уезде в село Крупцы, в новопостроенную церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, а взял антиминс поп Иван Прокофьев.
Село Крупцы, упоминаемое здесь, по-видимому является селом Алешенка, в прошлом также известное как Богородицкое.
"Брянской десятины жилые данные церкви 7136 (1628) – 1746 годы". Сборник Орловского Церковно-Археологического Комитета. 1905 год.
***
Мценского уезда села Сторожевого священник Григорий Золотов перемещен в село Алешанку трубчевского уезда.
Орловские епархиальные ведомости, № 7, 1867 год.
***
Вследствие ходатайства Орловского Епархиального Начальства, преподано благословение Святейшего Синода, с выдачею установленной грамоты, церковному старосте села Богородицкого, Алешанки тож, Трубчевского уезда, помещику Александру Полетика за сделанное им значительное пожертвование в пользу приходской церкви.
Орловские епархиальные ведомости, № 6, 1875 год.
***
Указом Святейшего Синода, от 30 апреля 1875 года за № 1158, дано знать Орловскому Епархиальному Начальству, что вследствие ходатайства онаго, в 12-й день апреля сего года, Всемилостивейше удостоен награждения знаком отличия, по Орловской епархии, за службу по духовному ведомству: скуфьями священник Трубчевского уезда села Богородицкого, Алешанки тож, Александр Кропотов.
Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1875 год.
***
Уволен за штат по распоряжению Епархиального Начальства, согласно прошению, сверхштатный причетник села Алешанки Трубчевского уезда Николай Ключарев, по старости лет и по неспособности прохождение псаломщической должности.
Орловские епархиальные ведомости, № 14, 1878 год.
***
По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал поступившие в 1881 и 1882 годах представления московской синодальной конторы и преосвященных епархиальных архиереев о награждении подведомственных им духовных лиц за заслуги по духовному ведомству. Приказали: на основании бывших рассуждений, удостоить награждения по Орловской епархии камилавками священника церкви села Богородицкого, Алешанки тож, трубчевского уезда Александра Кропотова.
Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1882 год.
***
Село Алешенка (в старину упоминается как Богородицкое, Алымовка, Страховка, Крупец) расположено при реке Алешне, притоке реки Навли, в 8 км от районного центра. В начале ХХ века это село входило в состав Пролысовской волости: ныне это центр Алешенского сельского поселения. По переписи 1897 года, в Алешенке насчитывалось 1886 жителей, в настоящее время - около 650. Алешенкой (вариант "Алёшенка" - ошибочный) село называлось по реке, Богородицким - по храму, Алымовкой и Страховкой - по фамилиям владельцев. Название "Крупец" встречается в более ранних документах, относящихся к первой половине ХVIII века. Дополнительные названия отличают Алешенку от одноименных сел в Трубчевском и Севском уездах.
Первое упоминание о церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери в Алешенке (Крупце) относится 1709 году, когда митрополит Стефан, по прошению местного помещика Евстрата Тимофеевича Алымова, благословил строительство здесь деревянного храма. В то время Алешенка (Крупец) была деревней и входила в состав Подгородного стана Брянского уезда. К 1711 году церковь построили и 21 мая на ее освящение был выдан антиминс. В 1777 году церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери была заново выстроена в дереве - на средства помещика Антона Семеновича Хлюстина. С 1783 года упоминаются ее приделы во имя Николая Чудотворца и во имя Георгия Победоносца. Недалеко от этой церкви в 1837 году тщанием владелицы села Елизаветы Антоновны Страховой был поставлен кирпичный холодный храм с тремя престолами, сохранившими прежние посвящения (правый - Георгиевский, левый - Николаевский). В следующем, 1838 году ветхая деревянная церковь была перенесена на кладбище и позднее переосвящена во имя Успения Пресвятой Богородицы. Кирпичная церковь была накрыта железной кровлей, с обеих сторон оштукатурена, а внутри по штукатурке окрашена масляной краской. Колокольня и настоящая часть храма соединялись крытой галереей, вероятно заменявшей трапезную. Общая длина этой постройки достигала почти 40 метров, а ширина - 24 метра. Над храмом на высоту почти 16 метров вознеслась одна большая глава. Над расположенными предположительно в один ряд алтарями находились три малых главы. Всего имелось 14 больших и 8 малых окон, трое наружных и 6 внутренних дверей. Главный иконостас имел размеры примерно 11 на 10 метров, а придельные - 5,5 на 5 метров. Отапливалась церковь двумя печами. Высота трехъярусной колокольни составляла 22 метра, на ней висело 7 колоколов. Храм был окружен кирпичной оградой, покрытой железом, внутри которой стояла и деревянная сторожка. Кладбищенская Успенская церковь также сохранила трехпрестольное устройство, однако посвящения придельных алтарей нам установить не удалось. Это был деревянный храм на кирпичном фундаменте, габаритами 34 на 12 метров, обшитый тесом и окрашенный масляной краской, покрытый железом и увенчанный главкой с четырьмя небольшими оконцами. Высота основной части превышала 12 метров. Изнутри церковь была оклеена листами плотной бумаги; больших окон насчитывалось 11. Здание имело три входных и три внутренних двери. Главный иконостас имел размеры примерно 8 на 10 метров, а придельные - 3,5 на 4 метра. К храму примыкала двухъярусная колокольня высотой 15 метров. Все строение было обнесено решетчатой деревянной оградой. Приход Владимирской церкви в начале ХХ века состоял из села и трех деревень (Алексеевка, Сергино и Липки). Причт храма по штату состоял из трех человек. Церковь владела 54 десятинами земли. Состояние здания кирпичного храма в 1910 году оценивалось как "хорошее", деревянного - "ветхое". Как известно, каждая церковь при советской власти была обязана платить страховые взносы. В 1928 году каменная церковь села Алешенки пострадала от пожара, однако Навлинский волисполком отказал в выдаче верующим полагающейся небольшой страховки (109 рублей 37 копеек), сославшись на то, что ремонт церкви уже проведен верующими без использования этих денег. В 1936 году Владимирский приход остался без священника (очевидно, репрессированного), и церковный совет религиозной общины жаловался во ВЦИК на отказ районной власти в регистрации трех предложенных общиной кандидатов на освободившееся место. Во второй половине 1930-х годов это был обычный, хотя и противозаконный, прием, применявшийся местной властью в плане "борьбы с религией". Очевидно, Навлинский райисполком своего добился, ибо в 1939 году Владимирский храм именно по причине отсутствия священника был официально закрыт, а здание определено под клуб. Ветхая же кладбищенская церковь в 1930-х годах сохранялась, скорее, как памятник старины и не действовала. Обе церкви были разрушены в годы войны. Место каменного храма находится левее тропинки, ныне ведущей от магазина на Партизанской улице к мостику через сельский пруд. Здесь сейчас стоит полуразрушенное деревянное здание бывшего медпункта. Кладбище, на котором стояла деревянная церковь, сохранилось. Оно находится также близ Партизанской улицы, но в западной ее части. Церковное место свободно от захоронений. Возле него лежит старинный надгробный камень. По словам местных жителей, это камень с утраченной могилы одного из владельцев села, находившейся на другом участке кладбища. На надгробии - надпись: "Александр Николаевич Бодиска сконч. 23 марта 18...". В Алешенке сохранилась легенда о существовании подземного хода между двумя церквями.
"Храмы Трубчевского уезда", Вязьмитин О.Р., Шатохин А.В., 2013 год.
Место разрушенного каменного храма. Фото 2012 года.
Место деревянного кладбищенского храма. Фото 2012 года.
***
В воскресенье, 8 сентября 2013 года, в селе Алешенка по благословению Митрополита Брянского и Севского совершилось богослужение по закладке и освящению камня в основании храма в честь Владимирской иконы Божьей Матери с предельным алтарем во имя Преподобного Алексея человека Божьего. Свидетелями и участниками этого памятного события стали более трехсот жителей района. Это седьмой по счету храм, возрождающийся на навлинской земле. В селе Алешенка церковь была основана в XVII веке, само село тогда называлось Богородицким. И вот теперь, полностью уничтоженный во время Великой Отечественной войны храм возрождается. На том же самом месте. Уже заложен фундамент, все строительные работы ведутся на средства инициатора возрождения храма, уроженца села Алешенка Алексея Сороченкова. Божественную литургию совершил благочинный Брасовского церковного округа священник Владимир Сафронов при участии навлинских священнослужителей отца И. Тараева и отца О. Лещева. По задумке Алексея Сороченкова церковь будет не деревянной, как планировалось раньше, а кирпичной. Вокруг нее будет благоустроена парковая зона с фонтаном. Все работы инициатор строительства думает выполнить в течение двух лет.
***
21 июня 2015 года в селе Алешенка Навлинского района Митрополит Брянский и Севский Александр совершил чин великого освящения храма в честь Владимирской иконы Божьей Матери с приделом во имя преподобного Алексия, а также возглавил Божественную Литургию в сослужении духовенства Брянской епархии. В мероприятии приняли участие заместитель Губернатора Брянской области Александр Коробко, глава Навлинского района Сергей Мосин, глава администрации района Александр Прудник, глава Алешенского сельского поселения Галина Васюкова, благотворитель Алексей Сороченков, паломники из Навли, Севска, Курска и других уголков России. Владимирский храм возведен в удивительно живописном красивом месте на берегу озера, благоустроена территория. Благотворитель Алексей Сороченков, уроженец села Алешенка, сейчас живет и работает в Московской области, но для него небезразлична судьба малой родины. Митрополит Брянский и Севский Александр вручил Алексею Сороченкову высокую церковную награду — орден Сергия Радонежского.