Oсколково.
В 10 верстах от Мглина, в соседстве с Вельжичами, ныне деремского прихода. Село Осколково известно по королевской грамоте 1632 года, а по межевому акту 1627 года известно еще осколковское городище. Последнее показывает собою, что в до татарское время был здесь город - укрепление. В храме села Романовки есть рукописная триодь. На конце ее написано: сия книга писаемая триодь от раба Божого Иоанна поповича рукою власною при отцу своем отцу Климентию священнику року Божого 1633 . По листам ее две приписки. Одна говорит: триодь постная раба Божия иерея Тимофея Малахиевича Есимонтовского, его власная, куплена золотых за петнадцать доброй монеты . Другая приписка: куплена мною, Алексием Есимонтовским у отца Тимофея Малахиевича свято-михайловского осколковского . Итак эта триодь служит не только подтверждением тому, что в 1627 году был храм в Осколкове, но показывает священника его отца Клемента бывшего в 1633 году и преемника его отца Тимофея из фамилии Есимонтовских. В деле 1728 года читаем: к сей повинной вместо Феодосия священника осколковского болизнующего я Феодор дьячок осколковский руку приложил . Ныне в осколковском храме триодь цветная 1685 года, постная книжного переплета 1715 года, Евангелие 1716 года, Апостол мягкого переплета 1719 года, Минеи служебные мягкого переплета 1724 года. Древняя собственность осколковского причта по переписи 767 года: пахатного поля една дуброва, наданая от парохиян на священников, лежачая над речкою Войловкою, в едной змене посевом ржи на 5 четвертей, расчищенной пахатной, а не расчищенной третя часть дубровы, на которой березовое и дубовое дерево и лоза , огород засеваемый 6 четвериками конопли. В 2 верстах от Осколкова к востоку по обоим сторонам речки Войловки есть несколько курганов, из которых иные имеют до 10 саженей в окружности и до 1,5 саженей вышине. Ныне их 6. Но старожилы помнят, что их было до 50; исчезнувшие раскопаны и обращены в нивы. В недавнее время в бывших курганах выкапывались кости человеческие. Народ говорит, что это кости шведов, павших здесь в битве. Но вероятно, что курганы – памятники и других времен, древности глубокой. Число прихожан: в 1730 году 482 мужчины и 450 женщин; в 1750 году 510 мужчины 486 женщин; в 1770 году 530 мужчин 530 женщин; в 1790 году 558 мужчин 560 женщин; в 1810 году 589 мужчин 600 женщин; в 1830 году 615 мужчин 618 женщин; в 1850 году 638 мужчин 637 женщин; в 1860 году 658 мужчин 660 женщин.