МГЛИНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Слово в день освящения храма в честь и память священномученика Василия Анкирского и святой мученицы Царицы Александры и открытия новой святой обители — Свято-Троицкой Покровской женской общины при селе Разрытом, Мглинского уезда


  1900 года, октября 1-го дня.
  Великое и преславное торжество совершилось днесь в сей пустынной местности. Ныне освящен новый храм в честь и память священномученика Василия и святой мученицы Царицы Александры, а вместе с сим освящением ныне-же открыта и новая святая обитель — Свято-Троицкая Покровская женская община, учрежденная в сей местности по указу Его Императорского Величества Святейшим Правительствующим Синодом еще в июле месяце этого года.
  По случаю сочетания разных праздников и торжеств в сей день много открывается и предметов для собеседования с сего священного места. Но мы остановимся на редком событии не только для сей местности, но и для всей Черниговской епархии — на открытии новой святой обители и об обителях, иначе говоря, о монастырях, поведем свою речь.
  Что такое монастыри и есть ли потребность в их учреждении в наше время?
  Монастыри есть, во первых, места самоотвержения, — "иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет" (Мат. 16, 24), нестяжательности, послушания и целомудрия. Не легки и все упомянутые добродетели, но самоотвержение — главный иноческий, впрочем вообще истинно христианский, обет – есть особенно важная и трудная для исполнения добродетель. Есть люди, говорит Св. Григорий Великий, которым не трудно отказаться от земных благ, но отречься от себя и своей воли дело трудное для всякого (Сочинение о монастырях и монашестве Eпископа Чигиринского Иринея, страница 2-я). А между тем у монаха своеволие заколыхается в цепи. Воля другого пробуждает монаха утром, воля другого указывает ему труд послушания в продолжение дня, воля другого указывает ему время молитвы и чин келейного правила, время отдыха и продолжение его и, наконец, воля другого повелевает ему и вечером идти на покой.
  Монастыри, во вторых, есть места молитвы. Молитва для монаха — источник жизни. Что птице воздух, рыбе вода, то монаху молитва; без нее он был-бы мертв. В молитве он изливает душу свою пред Господом, в ней он открывает Богу все свои страдания и скорби, в молитве он внимает утешительному голосу Божию, в молитве душа его удостаивается духовного просветления и небесного озарения.
  Монастыри, в третьих, есть места труда. Монастырским уставом ни под коим видом не допускается инокам проводить время в праздности, которая, по монастырскому выражению, есть враг души. Монастыри, далее, есть места, доставляющие не малое утешение и мирянам. Сколько несчастных, увечных, недугующих, сколько безродных сирот находят призрение, облегчение своей нужды в своих страданий в устроенных при монастырях и на средства монастырей благотворительных учреждениях. Не говорим уже о тех нуждающихся ежедневных богомольцах в посетителях, с которыми монастыри разделяют свой кусок хлеба, не отказывая никому из просящих в посильной помощи. Это утешение для мирян так сказать материального свойства. Но монастыри доставляют мирянам еще большее духовное утешение, за которым благочестивые христиане идут в монастыри за десятки, сотни и тысячи верст, перенося всевозможную нужду и лишения. Великим душевным утешением для всякого христианина является и та мысль, что в монастырях ежедневно, ежечасно, всегда возносится молитва на весь мир, в том числе и за него, и на всех испрашивается Божее благословение и помощь (Сочинения Епископа Курского Сергия, страница 472). Монастыри, далее, места, представляются собой образцы подражания для мирян. В монастырской жизни все точно размерено и определено. С утра до вечера каждый час имеет свое назначение. В мире, конечно, нельзя установить раз и навсегда точно распределение времени, но известный порядок должен быть соблюдаем во всякой христианской семье... В монастыре младшие повинуются старшим по добровольному обету послушания. И здесь монастырь дает прекрасный пример подражания для всякого семейства.
  Семейные люди, конечно, не дают обета послушания, но есть великая заповедь внушающая и им "чтить отца и матерь ... слугам повиноваться господем своим", и на повиновении основывается домашнее благосостояние, ибо где нет повиновения в семье старшим, там фундамент семьи подкопан.
  По монастырским правилам никто не может выходить из монастыря без благословения настоятеля. И в этом отношении монастырь снова может служить образцом. Каждый отец, каждая мать и вообще старший должен знать: кто выходит из дому, куда идет и когда возвращается. Сколько зла этим было-бы предотвращено, сколько невинности было-бы сохранено и добрых имен спасено (Сочинения Епископа Иринея, страница 7). Монастыри, наконец, со своими школами грамоты, живописи, многоразличных рукоделий, художеств и полезных искусств, со своим часто примерным хозяйством служили и служат проводниками просвещения и культуры в народные массы.
  Из сказанного доселе о монастырях можно видеть, сколь великое и благодетельное влияние оказывают они человечеству. А если так, то как же смотреть на то, что монастыри в настоящее время имеют много недоброжелателей, возбуждают против себя столько обвинений. "Зачем монастыри? — нередко слышится даже от нечуждых веры людей, монастыри отжили свой век и теперь уже не нужны!" Но уже из сказанного выше видно, сколь напрасны нарекания на монастыри. Однако-же не лишне будет сказать по этому поводу и следующее: "если-бы простой человек стал спорить о задачах философии или астрономии, или же слепой говорит о цветах, то слушающий только-бы улыбнулся". Но не то-же ли самое бывает, когда известные люди говорят о монастырях, не имея никакого понятия о них. Некоторые еще довольно благосклонно смотрят на них и готовы терпеть монастыри, имеющие своею специальной задачею попечение о больных, проповедь, обучение в школах и т.п. как это бывает в некоторых католических монастырях, но они не могут понять, какой имеют смысл монастыри, члены коих исключительно посвящают себя молитве и созерцательной жизни. А именно последние то и низводят на землю благословение Божие. И монастыри, где не главная обязанность молиться, очень много молиться, непрестанно молиться — недолговечны и не полезны в собственном смысле, — говорит один маститый Иерарх нашей церкви (Епископ Ириней). Поймите Бога ради, говорит тот-же Иерарх, не зависит-же благо человеческого общества исключительно от деятельности человека, от трудов его, например от успешного возделывания свекловицы, от числа фабрик. Ведь все от Божьего благословения. Если десять праведников могли-бы отвратить суд Божий от Содома и Гаморы, то чего не могут сделать столько благочестивых душ в монастырях, которые, подобно Ангелам, виденным Иаковом восходящими и нисходящими на небо, восходят к небу своими молитвами и нисходят на землю с сокровищами благодати и милосердия Божия. Верно слово, давно сказанное великим подвижником о монахах: "они носят шар земной, так как силою молитв своих они поддерживают его, чтобы он не погиб". И действительно, — заключает тот-же Епископ, может быть мир, давно-бы пожран был огнем и серою, если-бы непрестанная молитва благочестивых иноков и инокинь не приносилась ежедневно, ежечасно, как жертва за грехи людские (Сочинение Епископа Иринея, страница 15).
  "Пожалуй, говорят далее, монастыри можно-бы и уважать, да только если-бы в них были настоящие монахи, а не носящие одно имя монашеское". Такие и подобные обвинения слагаются на основании каких-либо единичных случаев уклонения от монашеского устава. Но справедливо ли за слабость некоторых осуждать всех?.. Ведь и в семье, даже небольшой, среди добрых членов семейства нередко попадаются и порочные, ужели-же подобное исключение не допустимо в большой, часто в несколько сот, монастырской семье! Притом-же и не посторонним лицам судить иноков: "ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит или падает" (Рим. 14, 4). Впрочем, если бы даже все иноки были строгими подражателями даже величайшему из подвижников Иоанну Предтече, то избегли-бы-ли они обвинений? Нет, не избегли-бы, как и сам Предтеча Господень. Народ пред Ним благоговел и приходил к Нему со всей страны Иудейской, но люди лицемерные и развратные возненавидели Его и довели Его до мученической кончины. И умер великий подвижник, но не умер дух Его в православном монашестве. И ныне не только в пустынях, но и градских монастырях есть иноки, которые велики пред Господом, строгие постники, воздержники, крепкие молитвенники за нас недостойных, душеполезные советодатели; и ныне среди иночества есть люди, для которых померкли красоты мира, сладости чувственные преогорчились, земные сокровища превратились в уметы, мир явился пустынею, пустыня раем; люди, которые презрели мир и все мирское, а чрез то явились такими, что их "не бы достоин весь мир" (Предисловие к лугу Духовного Священника местечка Хитрово). А что-же, чтит их мир?.. Увы! "Паки Иродиада бесится и смущается"! Ненависть к благочестию, получившая на блюде главу Иоанна Предтечи, восстает против самого существования монастырей (Сочинения Епископа Сергия Курского, страница 431).
  Приходится еще часто слышать, что нет надобности в монастырях, ибо если кто хочет молиться Богу и вообще нравственно совершенствоваться, то все сие и в мире возможно делать, и в мире возможно спастись! Все это верно: делая добро и живя по христиански, можно и в мире спастись, — это так, но не всегда удобно. "Трое друзей избрали разные пути, чтобы угодить Богу. Один стал мирить враждующих, другой — ходить за больными, а третий пошел в пустыню на бозмолвие. Первый сколько ни трудился, не мог прекратить между людьми раздоров. Второй тоже вскоре изнемог от малодушия и не в силах был более ходить за больными. И пошли они оба к третьему спросить, какую он получил пользу в уединении.
  Тот налил в сосуд воды и говорит: "посмотрите!" — Вода была мутная. Чрез несколько времени опять им говорит: "посмотрите же, как вода сделалась светла". Те посмотрели и, как в зеркале, в ней увидели себя. Тогда сказал им друг их: "среди людского шума и суеты мы не примечаем своих грехов, а кто в покое и уединении, тот ясно видит себя". А кто себя видит, - говорит блаженный Исаак Сирианин, тот блаженнее сподобившегося видеть Ангелов" (Слово Епископа Курского Сергия, страница 494).
  Говорят, наконец, что монастыри — бремя для народа. Но это несправедливо, хотя и справедливо то, что монастыри существуют народными приношениями. Если народ поддерживает существование монастырей своими копейками, а инде, как в Соловках, и своим личным трудом, то все это он делает с душевным утешением и радостью, так как от монахов, монахинь, большею частью вышедших из народа же, — он получает душевную пользу, отраду и утешение. Православный народ охотно идет в монастыри, чтобы там поклониться святыне, отговеться, послушать слово Божие, поведать свои скорби, коими усеян жизненный путь его, получить успокоение и усладить душу свою благолепием монастырского Богослужения и святолепного пения (Сочинения Епископа Иринея, страница 16).
  Впрочем, не нам убеждать в пользе монастырей и в наше время людей нерасположенных к святым обителям. А люди благочестивые глубоко чтят и с великим усердием относятся к ним. Людей же предубежденных против монастырей и монашества Сам Милосердный Господь да вразумит и расположит их сердца к тем местам, где еще и падают, спешат быстро восстать, где и при встречающихся слабостях человеческих, "яко человецы суть, плоть носящее", и все-же творится дело Божие, возносится вечная молитва о благосостоянии всего мира и спасении всех.
  Что сказать по случаю радостного и пресветлого сего торжества в утешение Высокой Учредительнице сей Святой Обители? Много бы, весьма много можно было-бы сказать в похвалу ей за осуществление столь великого и святого дела. Но зная о высокой христианской настроенности ее, с какой она вела дело учреждения сей святой обители, — тихо, скромно, без шуму и реклам, от коих тщательно оберегала себя, можем только сказать, что вечный памятник создала она себе, ибо отныне не только за каждым Богослужением в храме, ею созданном, но и в келиях ее обители будут возноситься къ Милосердию Божию непрестанные молитвы о том, да благословит ее Щедродавец Господь всякими Своими благословениями, милостями и щедротами еще в сем веце, наипаче же будущем, вечном! Верим и уповаем, что она — учредительница сей святой обители — своими добрыми делами во славу Божию и на пользу ближних внесла свое имя в число тех, о коих говорит Господь: "Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа есть на небесех!"
  Радуйтесь и веселитесь и вы, Боголюбезные сестры — первоначальницы юной сей святой обители, благодаря Господа за Его великие милости! Молясь усердно и всегда за учредительную сей обители, благодетелей и благотворителей и вся христианы, всеусердно молитесь и за себя, да Господь Бог соделает вас добрыми инокинями, располагающими всех ко святым обителям вашими делами, — да поможет вам Отец Небесный Своею благодатью добре подвизатися, веру и обеты соблюсти, течение жизни скончати и наследницами царствия Небесного быти.
  Призри с небесе, Боже, и виждь и посети виноград сей и утверди и, его же насади десница Твоя! Аминь.
  Священник Димитрий Красногорский.
  Черниговские Епархиальные известия, № 2, 1901 года.