МГЛИНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Новая обитель в Черниговской епархии Свято-Троицкая, Покровская женская община и краткая история ее возникновения, февраль 1901 года


  Новая обитель — свято-Троицкая, Покровская женская община — находится при селе Разрытом, Мглинского уезда, Черниговской губернии.
  Обитель эта находится в двадцати верстах от станции "Жудилово" Полесской железной дороги, где проезжающие всегда могут найти подводу у выезжающих к поезду извощиков. Вторая станция той-же железной дороги "Рассуха" находится в 7 верстах от обители, но на ней не всегда можно встретить подводу, почему она пригодна преимущественно для пешеходов. Корреспонденция всякого рода адресуется: город Мглин, Черниговская губерния, свято-Троицкая Покровская Община. Казенная корреспонденция адресуется на имя начальницы Общины.
  Расположена она в благоприятном для любителей безмолвия и уединения пустынном месте, среди обширных лесов, прилегающих к так называемым Брянским лесам. Шумная жизнь городов и бойких местечек удалена от этой обители на порядочное расстояние. Самый близкий к обители город — Мглин находится в 15 верстах, местечко Почеп в 25-ти верстах, город Стародуб в 35 верстах. Есть, правда, при самой обители село Разрытое со своей приходской церковью, но это село, расположенное внизу обители и закрытое деревьями, так мало (дворов 60), что существование его близ обители едва заметно. Местность, в которой расположилась новая обитель, довольно возвышенная и весьма живописная. С северо-восточной стороны ее, почти у самого алтаря домовой церкви обители, начинается лес разных пород, тянущийся узкой лентой на юго-восток. За этим лесом открывается сравнительно небольшая поляна, с которой видна обитель, окруженная со всех сторон лесами. У северной стороны обители раскинулось довольно обширное озеро, разделенное на две части островком, с прилегающими к нему с обеих сторон озера мостиками. За озером, чрез дорогу, стоит величественный, трех-престольный, каменный приходской храм с отдельною каменною колокольнею и каменною-же оградою.
  Храм этот, благоустроенный и внутри, и снабженный прекрасною утварью, выстроен и благоукрашен родителями учредительницы описываемой обители графом Василием и супругою его Александрою Гудовичами. Этот-же храм благоукрашается и пользуется жертвами и попечительностью вместе с причтом своим по настоящее время и от учредительницы новой обители. Под спудом этого храма погребены останки строителя — графа Василия Гудовича и его родителей. Под спудом-же прежнего храма, от коего сохранилась каменная часовня, близ этого нового храма, покоятся останки некоторых других родственников из рода графов Гудовичей.
  Особую достопримечательность этого храма составляет чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, на поклонение которой стекается много народа, даже из соседних Орловской, Смоленской и Могилевской губерний. Особенно большое стечение народа, доходящее до нескольких тысяч, бывает в день празднования помянутого образа, 26 июня.
  С западной стороны обители тянется большой экономический фруктовый сад; за садом идут крестьянские постройки, а там снова леса и леса. Но особенно красотою природы отличается южная сторона. С этой стороны, у самого храма обители, открывается чудный, так называемый Итальянский парк, с его искусственно выращенными деревьями разных пород и со вкусом распланированными аллеями и дорожками. Созерцание только этого уголка из всей вообще живописной местности новой обители высоко настраивает душу человека. Глядя на чудную красоту этой местности, невольно переносишься к Создателю всякой истинной красоты и всего прекрасного — Отцу небесному! И не без промысла Божия в столь живописной местности расположилась эта новая община, члены которой, поучаясь всегда из слова Божия всему истинно-прекрасному, могут поучаться тому же и из этой книги, видимой природы. Особенно привлекают к себе в этой местности взор зрителя вечно зеленые ели, могущие всегда напоминать насельницам этой обители о вечности и вечных небесных обителях, для приобретения которых они должны всемерно стараться украсить себя истинною красотою христианской жизни, вводящей в те вечные обители.
  Новая обитель со дня своего открытия имеет свой домовой храм в честь и память священномученика Василия Анкирского (память его 22 марта) и святой мученицы царицы Александры (память ее 23 апреля), — святых покровителей родителей учредительницы этой обители. Храм этот прилегает к дому настоятельскому, разделенному на две отдельных части, из коих одна предназначенная для жительства учредительницы во время ее приездов в обитель, ни кем не занимается. Близ этого деревянного дома находится другой, деревянный-же, друх-этажный дом, где собственно и помещаются сестры обители и где их общая трапеза (столовая); а возле этого, прекрасной архитектуры дома, есть еще третий — каменный дом, разделенный на три отдельные части для помещения просфорки, кухни сестер и кухни для рабочих. Несколько поодаль обители находится баня, а еще дальше дом для священника общины. Близ дома священника находится черный и скотный двор общины. Вот пока и все постройки и помещения новой обители. Все будущее обители этой впереди. Великие предстоят труды, заботы и расходы этой юной обители по устройству приличного и вместительного нового храма, новых корпусов и разных служб, ограды обители и всего того, что можно видеть во всех благоустроенных монастырях. Сверх того священным долгом поставить обитель для себя, если Господь благословит нужными средствами, выполнить желание учредительницы своей — устроить для округа, преимущественно-же бывших ее крестьян, при обители больницу или богадельню, а если будет возможно, то и то и другое, школу грамоты и живописи и все что окажется возможным сделать во славу Божию и на пользу ближних.
  Всех сестер в новой обители, за недостатком помещения, пока 25 душ с матушкой игуменией Архелаей. Из них три мантейных, кроме матушки Игумении, десять рясофорных, а остальные послушницы. Все сестры несут разные послушания: кто занимается иконописным мастерством, кто рукоделием, кто на просфорне, кто на кухне, кто по уходу за скотом и т.д. В церкви-же почти все сестры несут такие или иные послушания, большинство, конечно, клиросное послушание. Есть сестры, несущие послушание по письмоводству обители и по присмотру за хозяйством обители. А так как разных неотложных послушаний в таком учреждении, как обитель, не мало, а насельниц пока ограниченное количество, то сестрам этой обители приходится с раннего утра до позднего вечера буквально весь день преусердно трудиться. За труд свой сестры, как насельницы общежительной обители, не получают никакого денежного вознаграждения, пользуясь содержанием от обители.
  Остается еще сказать про богослужение в новой обители. По уставу этой обители (устав этот, утвержденный св. Синодом, полностью помещен в Епархиальных местных Известиях за 15 октября 1900 года), совершение литургии положено во все воскресные и праздничные дни, а также и в субботы и дни, назначенные для поминовения благотворителей обители. В дни же, когда не бывает литургии, положено совершать молитвослове. Но когда, Господь даст, община будет обращена в монастырь и будет при нем два священника с достаточным штатом монашествующих, то можно надеяться, что совершение литургии будет ежедневное.
  История возникновения этой обители такова.
  Давно Ее Сиятельство, княгиня Александра Васильевна Голицына, много лет бывшая фрейлиною у Их Императорских Величеств, рано лишившись своего мужа и будучи бездетной, — желала увековечить молитвенную память о своих родителях и родственниках, для каковой цели в одном из своих имений селе Разрытом решила учредить женскую обитель. И вот для осуществления этой своей мысли в феврале 1899 года она вошла с особой бумагой на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Антония, Епископа Черниговского и Нежинского, прося его ходатайствовать пред кем следует об учреждении в помянутом ее имении женской общины, с наименованием этой общины свято-Троицкой Покровской и с обращением ее со временем в общежительный женский монастырь. Для обеспечения общины учредительница предложила выделить из ее имения 1000 десятин разной земли, а затем дала 50000 Государственной 4% ренты, из коих 35000 предназначались на строительные нужды и вообще содержание общины, а 15000 на содержание % из них священника общины. Не мало прошло времени, пока выработался устав общины и вообще собраны были все нужные документы по сему делу. Только в апреле месяце, 1900 года, епархиальное начальство, получив от учредительницы и от разных учреждений необходимые документы, могло направить дело по сему поводу в Святейший Правительствующий Синод. А от 5-го (20) июля, 1900 года, Святейшим Синодом было постановлено: учредить в имении вдовы генерал-адъютанта вице-адмирала княгини Александры Васильевны Голицыной при селе Разрытом, Мглинского уезда, Черниговской епархии, свято-Троицкую Покровскую женскую общину, с таким количеством сестер, какое община может содержать на свои средства. В августе месяце был получен Синодальный указ в Черниговской духовной консистории о состоявшемся учреждении новой обители и о назначении начальницей учрежденной общины настоятельницы Нежинского Введенского монастыря, игумении Архелаи, а 24 сентября того-же 1900 года последовало и Высочайшее соизволение на укрепление за общиной жертвуемой ей земли.
  Всей пожертвованной земли 1000 десятин, как выше сказано; из них около 500 десятин мелкой заросли. Кроме этой земли учредительница впоследствии пожертвовала еще 9 десятин 400 квадратных саженей своей собственной усадьбы и все вышепомянутые постройки обители, предназначавшиеся прежде лишь для временного пользования общины. О формальном закреплении за общиною этой новой жертвы — всей усадьбы учредительницы с парком и прилегающим к нему лесом – уже идет в Черниговской Духовной Консистории дело.
  В последних числах сентября 1900 года водворились в новой обители сестры-первоначальницы во главе начальницы общины упомянутой игумени Архелаи. Двадцать девятого сентября, вечером, прибыл из города Стародуба, по освящении там духовного училища и домовой при нем церкви, Его Преосвященство, Преосвященнейший Антоний, Епископ Черниговский и Нежинский, со своею свитою. 30 сентября Его Преосвященство, в сослужении ключаря кафедрального собора, протоиерея отца И. Молчанова, благочинного города Мглина отца И. Андриевского, местного священника отца И. Булгакова, священника общины отца Д. Красногорского, ризничего Архиерейского дома, иеромонаха Варлаама и священника отца А. Козьминского и при участии протодиакона Корсакова и хора Архиерейских и общины певчих, совершил всенощное бдение, а первого октября того-ж 1900 года, при сослужении упомянутых лиц и при огромном стечении богомольцев, совершил освящение домового храма общины и открыл самую общину.
  Закладка этого храма с благословения Преосвященного Антония, Епископа Черниговского и Нежинского, была совершена протоиереем Нежинского женского монастыря отцом Владимиром Круглевским, при участии отца благочинного Андриевского и отца Иоанна Булгакова, 4 июня 1900 года.
  За литургией, по освящении храма, во время причастного стиха священником общины было сказано слово о значении монастырей для нашего времени. При освящении храма и открытии свято-Троицкой Покровской общины присутствовала сама учредительница этой новой обители, Ее Сиятельство, Княгиня Александра Васильевна Голицына, ее племянница, Княгиня М.П. Долгорукова, местный уездный Предводитель Дворянства А.М. Скаржинский, представители разных учреждений города Мглина, уполномоченный Ея Сиятельства по ведению дела учреждения общины В.П. Мастицкий и многие другие.
  Священник Димитрий Красногорский.
  Черниговские Епархиальные известия, № 2, 1901 года.