Владимир Лукич Боровиковский, уроженец Украины, родился в 1757 году и умер в 1825 году в Миргороде, Полтавской губернии. Происходя из казачьей семьи, занимавшейся иконописью, он рано пристрастился к искусству, но благодаря лишь случаю попал в Академию Художеств в 1786 году (на 28 году возраста), где и учился у профессора Лампи. Ранее он пользовался советами своего земляка Д. Г. Левицкого.
Усадебный Боровиковский.
Среди произведений выдающегося русского портретиста второй половины ХVIII — первой четверти ХIХ века Владимира Лукича Боровиковского многие происходят из коллекций именитых дворянских усадеб, например: эскиз к портрету Павла I в белом далматике — из подмосковной усадьбы Отрада графа В.Г.Орлова, парные портреты великих княжон Александры Павловны и Елены Павловны — из Надеждина Саратовской губернии князя А.Б.Куракина, эскиз к портрету Д.П.Трощинского — из подмосковного Остафьева князей Вяземских, позднее — графов Шереметевых (все портреты ныне хранятся в Государственной Третьяковской галерее). Но есть среди старинных поместий, в которых бытовали произведения В.Л.Боровиковского, усадьбы малоизвестные и неизвестные вовсе.
Бесспорно, что усадьбы играли огромную роль в жизни русского общества того времени, являясь своеобразными центрами культуры. Они объединяли в себе различные виды "художеств": паркостроение, архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, театр, домашнее музицирование, библиотеки. Усадьбы притягивали множество знаменитых людей. Портреты кисти Боровиковского, соседствуя в усадебных интерьерах с картинами других жанров, а также с предметами художественной мебели, фарфора, бронзы и мрамора работы известных русских и иностранных мастеров, по-своему окрашивали культурный фон эпохи, связанной с идеалами сентиментализма.
Усадьба Романовка Мглинского района Черниговской губернии (ныне Новая Романовка Брянской области) находилась в центре большого древнего села на правом берегу реки Воронус. Село возникло в 1694 году, когда землями владел сотник И.Романовский, затем они перешли к Турковским и позднее к Борковским, у которых находились вплоть до 1917 года. Первоначальный облик усадьбы конца ХVII — начала ХVIII века неизвестен. В нынешнем виде комплекс сложился в течение первой половины — середины ХIХ века.
В 1811 году по заказу помещика С.А.Лашкевича, женатого на одной из Борковских, была построена каменная церковь Покрова, заменившая деревянный храм 1712 года. Авторство постройки предположительно связывают со школой Дж. Кваренги или Н.А.Львова. Церковь знаменита тем, что иконы создавал для нее в 1814–1815 годах В.Л.Боровиковский. Храмовая икона "Покров" имела надпись: "В сем храме иконы написаны Императорской Академии художеств советником Владимиром Лукичем Боровиковским в С.П. Бурге 1815 г.".
Иконостас был выполнен в виде триумфальной арки, увенчанной фигурой Христа во славе, окруженного сиянием. По дуге арки располагались парные изображения апостолов, ниже шел местный ряд. От двадцати шести икон Боровиковского, исполненных маслом на холсте, сохранились пять из местного ряда: "Богоматерь с младенцем", "Спаситель", "Архангел Михаил" (с северной двери иконостаса) — ныне в ГТГ, "Архангел Гавриил" (с южной двери иконостаса) — в Казахской государственной художественной галерее в Алма-Ате и "Святая Юлиания и мученик Василий Пресвитер" — в Брянском областном художественном музейно-выставочном центре. Все они, несмотря на то, что иконографически связаны с традициями западноевропейской живописи, носят поистине православный характер. Художник стремился отразить в образах космогоническую картину мира, где присутствуют солнце, луна, земная твердь, звезды.
Богоматерь предстает на полумесяце, в окружении херувимов. Ее фигуру венчает нимб в виде светящегося круга, обрамленного двенадцатью звездами. Как заметила Е.И.Столбова (ГРМ), подобная трактовка образа Богоматери восходит к книге "Откровения": "И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд". Спаситель изображен в сиянии, исходящем от Бога-отца и Святого духа. Он стоит на земле, на фоне голгофского креста, в окружении херувимов, из-за горизонта встает солнце. Архангел Гавриил, вестник мира, с цветком лилии и каменным зеркалом в левой руке и с зажженным фонарем в правой освещает тьму. Он устремил взор на небо, откуда исходит свет. Архангел Михаил, напротив, спускается в тьму, поражая врага своим огненным мечом и отражая щитом сверкающие молнии. Александра и Стефан, вероятно, изображают патронов владельцев усадьбы, так как святые не имеют прямого отношения друг к другу. Глаза их устремлены вверх, где в небе виднеется Отечество среди сонма серафимов. Вдали на горизонте виден храм, а внизу, в ногах персонажей — камни.
Необходимо вспомнить, что Боровиковский был искренне верующим человеком. По воспоминаниям его племянника, "… приступая к какой-нибудь важной или серьезной работе, Владимир Лукич прежде всего отправлялся в церковь и слушал молебен. Приготовив холст или доску для иконы, он заставлял читать вслух Евангелие или Житие святого, который изобразить предположил, и, остановясь на каком-либо тексте или листе читаемого, прерывал чтение и начинал работать". Для художника, так и не заимевшего собственной семьи, именно религия (наряду с творчеством) была главной составляющей его внутреннего мира. Записи из его дневников свидетельствуют о его тонкой ранимой натуре, страстно отзывающейся на церемонии богослужений: "…при пении… приходил в сокрушение, слезы лились…". Естественно, что храмовая литургия оказывала на него сильнейшее эмоциональное воздействие и давала ему яркий творческий импульс для создания собственных религиозных произведений. Все образы, созданные Боровиковским для Покровской церкви села Романовки, полны особой одухотворенности и гармонии.
Недавно обнаруженный нами архивный документ свидетельствует о том, что икона "София, Вера, Надежда и Любовь" в 1925 году проходила реставрацию в Государственной Третьяковской галерее: "В Третьяковскую Галерею. Прошу выдать сотруднику Главмузея В.В.Ушакову икону св. Софии, Веры, Надежды и Любови кисти Боровиковского, законченную реставрацией, для возвращения ея в церковь Покрова при селе Романовка. 15/VII–21 г. Москва. Анисимов. Прошу выдать. Игорь Грабарь". И на обороте: "Расписка. Означенную икону работы художника Боровиковского, изображающую Св. Софию, Веру, Надежду и Любовь, принял из Третьяковской Галереи для передачи группе верующих с Романовки Мглинского уезда Гомельской губернии ученый сотрудник Главмузея В.В.Ушаков 28/VII — 21 г.". Приведенный документ ценен тем, что открывает еще одну страницу бытования иконы, местонахождение которой в настоящее время неизвестно.
Помимо церкви, позднее, в 1853 году, в имении по проекту известного петербургского архитектора Д.Е.Ефимова для последующего владельца Дунина-Борковского был выстроен усадебный дом в подражание загородным виллам итальянского Возрождения. Вокруг дома был разбит парк, созданный в соответствии с принципами регулярной и пейзажной планировки. Прибрежный луг, партер, площадки и цветники образовывали первую, открытую, зону парка. Далее располагалась основная, ландшафтная, часть, имитирующая естественную рощу с двумя прудами, между которыми проходила главная аллея. Самая удаленная часть парка с несколькими небольшими лужайками была засажена фруктовыми деревьями. В настоящее время усадьба состоит из барского дома, церкви и парка. Утрачены отдельно стоявшая колокольня и все службы, не сохранилось также внутреннее убранство дома и храма, частично потерявшего один из портиков.
Очевидно, в исполнении заказа Боровиковским на иконы для Покровской церкви в Романовке сказались его ранние малороссийские связи. Еще в 1799–1801 годах он писал портреты М.Д.Дуниной, дочери харьковского наместника, и ее супруга И.П.Дунина, шефа Елисаветградского гусарского полка (оба — ГТГ), по всей вероятности родственников Дунина-Борковского, владельца имения.