Среди лугов изумрудных.
В десяти километрах от Мглина на речке Воронусе расположена Новая Романовка. Деревня основана в 1694 году сотником Иваном Романовским. Первоначальный облик усадьбы неизвестен. Современный вид ее начал складываться в начале XIX века постройкой самого замечательного сооружения комплекса - церкви Покрова Богородицы (1811 год). С этим памятником связано имя выдающегося русского художника Владимира Лукича Боровиковского, кисти которого принадлежали иконы, украшавшие оригинальный иконостас Покровской церкви.
В 1853 году по проекту петербургского архитектора Д.Е. Ефимова построен каменный дом, который стоит и поныне. Парк разбит был, по-видимому, гораздо раньше. Своей геометрической регулярной планировкой он, возможно, обязан ранее существовавшему здесь еще в начале XVIII века "плодовитому саду".
Известный русский художник-пейзажист Л. Лагорио изобразил в 1886 году усадьбу уже в сложившемся ее виде. В основных чертах она сохранилась до наших дней.
Парк занимает территорию в 26 гектаров. Двумя сторонами парк обращен к пойме речки Воронусы. Раньше юго-восточная сторона парка подходила к берегу большого искусственного озера, образованного плотиной на реке. Теперь плотина не существует, вода ушла. Остался болотистый луг с лужей посредине ... Прямые линии аллей разделяют территорию парка на ряд участков правильной формы.
Центральная более чем полуверстная аллея, идущая с востока на запад, является планировочной осью композиции парка. На нее "нанизаны" все части усадебного ансамбля. Аллея начинается на береговом склоне озера, проходит вдоль дома усадьбы, пересекает партерную часть парка с цветником и игровыми площадками, углубляясь в парк, расчленяет внутреннее озеро на две части, подходит к церкви Покрова и далее замыкается поперечной аллеей фруктового сада.
В средней части парка две ломаные аллеи образовывали в былые годы крупный шестиугольный участок. Контуры его прослеживаются и сегодня. Это центр парка. Раньше в середине шестиугольника стояла "альтанка" - беседка из акации. Она связывалась короткой кленовой дорожкой с главной аллеей. Беседку окружали фруктовые деревья. В ближнем углу шестиугольника размещается Верхний пруд. Он меньше и отделен от Нижнего пруда земляной плотиной, по которой проходит главная аллея. Уровни воды в них на разной высоте.
Одной стороной шестиугольный участок примыкает к центральной аллее. Здесь располагались основные достопримечательности парка. Южнее ее, вдоль сельской дороги - от главного дома усадьбы до храма Покрова – находится пейзажный, ландшафтный участок парка. Это дань времени, следы увлечения устройством "английских садов" XVIII века. В пределах пейзажного участка были проложены криволинейные, скрывающиеся среди деревьев дорожки и тропинки. Они блуждали по берегам прудов, то "ныряя" под разлапистые ветви деревьев, то приближаясь к воде, то вновь исчезая в прибрежной траве и кустах.
Западная ломаная аллея, ограничивающая шестиугольник, эффектно замыкается архитектурным акцентом парка - Покровской церковью. Ее постройка делает честь вкусу тогдашнего владельца усадьбы и заказчика С. Лашкевича. К сожалению, пока не удалось установить имя архитектора - ее создателя.
Покровская церковь не доминирует в ансамбле усадьбы. Ее скромные размеры хорошо соотнесены с поляной, окруженной крупными деревьями, на которой находится этот памятник архитектуры. Это красивая восьмигранная башня. Ее облик напоминает знаменитую Башню ветров в Афинах. От четырех граней ее выступают три небольшие четырехколонные дорические портики и равновеликая им алтарная пристройка. Возведенная в стиле ампир - русском классицизме начала XIX века - красивым силуэтом и пронизанными воздухом портиками, она своей архитектурой прекрасно сочетается с природой, являясь как бы естественной частью парка, это поистине жемчужина ансамбля.
Непосредственно у главного дома усадьбы от центральной аллеи вправо на северо-запад уходит Косая аллея. Она огибает всю территорию парка. За ее внешним контуром - традиционный ров - граница парка. Далее, с двух сторон подходя ко рву, размещается большой фруктовый сад.
Красота устройства парка - в искусной игре последовательно чередующихся открытых водных и луговых пространств, разделенных массивами зелени, с вкраплением архитектурных сооружений. Усадьба хорошо просматривается со стороны озера. Прибрежный луг, кустарник и деревья по его краям - это как бы зеленая рама, в центре которой живописно возвышается белое здание. Зеленый ковер луга у передней стены дома в погожие дни вспыхивал клумбами небольшого регулярного цветника. Центральная клумба - круглая, обычно она увенчивалась экзотической агавой, высаживаемой на лето из оранжереи.
Архитектура главного дома не радует глаз. Она отражает стилевое безвременье середины XIX века, когда уже отошел в прошлое великий стиль классицизма, а ничего более или менее равноценного ему во второй половине века буржуазному обществу создать было не суждено. Композиция дома навеяна образами итальянских вилл далекой эпохи Возрождения. Местные мастера, выполняя архитектурные детали на свой лад, внесли еще больший разнобой во внешнюю архитектуру дома. Тем не менее белый дом с лоджией на одном фасаде, с верандой на другом и с башенкой бельведера, асимметрично возвышающейся над крышами, светлым пятном выделяясь на зелени, эффектно отражался в водной глади озера.
Следующее пространство парка - это партерная часть. Она заключена между зеленой стеной поперечной аллеи и домом. Это интимная зона парка, зеленая зала, в которую выплескивалась жизнь дома в летнее время. Здесь располагались теннисные и крокетные площадки, "сиреневая беседка", цветники. Зала украшалась отдельными фруктовыми деревьями - красноплодными яблонями яровых сортов.
За партерной частью следует зеленый массив. Он создан в подражание натуральной природе. Внутри его открываются интересные и разнообразные виды, повторенные зеркалами прудов. Благодаря свободным линиям берегов пруды воспринимаются как природные водоемы. Окруженные зелеными шпалерами тенистого парка, они неожиданно предстают перед зрителем как ярко освещенные праздничные зеркальные залы парковой анфилады.
Эта естественная часть парка ограничивается поперечной аллеей у храма Покрова. За церковью и по всей правой (северной) стороне от центральной аллеи следуют участки, окаймленные аллеями с плотными посадками деревьев. Стволы лип, стоящие на расстоянии метр-полтора друг от друга, как торжественные колоннады с высокими зелеными сводами, уходят далеко вперед. Между темными стволами видны полные света, зеленые и радостные небольшие лужайки, в середине заполненные фруктовыми деревьями. Здесь господствует контраст высоты и формы крон деревьев: стройные, высокие липы по контуру и привольно раскинувшиеся вширь яблони и груши внутри его.
Деревья и кустарники парка - местных пород. Больше всего лип. Дубы весьма почтенного возраста. Невольно любуешься великанами, диаметры стволов которых достигают полутора метров. Есть громадные остролистные клены. Встречаются ясень, вяз, осина, береза и другие деревья. Из кустарников произрастают лещина (лесной орех), боярышник, калина, бересклет.
Таков парк в Новой Романовке. Историческая и художественная роль этого садово-паркового усадебного ансамбля в том, что, являясь одним из немногих сохранившихся ансамблей Брянского края, он помогает воспринять образы паркового искусства прошлого. Казалось бы, его следовало бережно сохранить в первоначальном виде. Но совсем недавно разместили новое большое здание школы на месте партерной части парка. Оно подавляет своим широко раскинувшимся объемом и дом усадьбы, и парк, нарушает все пропорциональные связи некогда искусно созданной композиции ансамбля. И само здание школы скрыто в парке, не участвует в образовании центра села, которому недостает как раз таких крупных зданий.
А ведь можно было избежать ошибки. Скажем, поступить так, как поступили несколько раньше при размещении здания дома культуры. Его построили более удачно. Расположенный на опушке парка с небольшим заглублением в его территорию, Дом культуры отлично вписывается в парк, организует общественный центр села, включает в него памятник архитектуры - Покровскую церковь. Здание стало новой современной архитектурной доминантой застройки, не разрушая ранее созданную красоту.
Остается надеяться, что временное здание правления сельхозпредприятия, поставленное в глубине парка и после постройки Дома культуры оказавшееся на его задворках, будет со временем выведено из парка и достойно украсит площадь общественного центра села. Хочется верить также, что изменится характер использования прекрасного и редкого памятника архитектуры - здания бывшей Покровской церкви. Почему бы здесь не разместить, например, библиотеку-читальню (не проблема же теперь подвести сюда отопление от котельной Дома культуры!), музей села или еще что-нибудь подобное, без нарушения, конечно, архитектуры памятника и его интерьера?
Что касается замечательного парка, то его тоже никак нельзя лишать заботливого внимания. Необходимо произвести очистку крайне запущенных прудов, осторожно и вдумчиво убрать из ландшафтной части лишнюю и малоценную поросль, расчистить поляны, восстановить утраченные посадки в линиях аллей и на фруктовых участках, привести в порядок аллеи. Учащиеся школы могли бы при желании превратить парк в высокохудожественный культурный очаг села. Для этого есть богатейшая основа.