Новая Романовка.
Если доведется вам, читатель, побывать в этих местах, советуем посетить Новую Романовну (туда можно попасть по дороге из Почепа в Мглин). В этом селе сохранился, хотя и в обветшалом состоянии, храм Покрова, сооруженный в 1811 году.
Архитектура этого произведения незаурядна, она наделена оригинальными, только ей присущими чертами. Среди огромного количества типов культовой архитектуры данного периода этот, кажется, является единственным в своем роде. В плане этот храм представляет собой восьмиугольник, подобный храму в селе Высоком ((Высокое Мглинский район Брянская область), по дороге к Ляличам (Ляличи Суражский район Брянская область), но там колонны по четырем сторонам прислонены прямо к основному массиву здания. Здесь же лишенные баз развитые фронтоны с дорическими колоннами устроены в торцах четырех симметрично расположенных пристроек к основному восьмиугольному корпусу.
Но главное заключается не в этом, а в самом характере восьмиугольника, который не похож на привычные формы культовой архитектуры. По горизонтали его опоясывает оригинальный фриз, который делит корпус на две неравные части, а его верх увенчан невысоким куполом с люкарнами. Несомненно, автором этого произведения был крупный мастер, знавший не только обычные приемы классической архитектуры, но и весьма отдаленные ее истоки.
Это оригинальное сооружение привлекло внимание давно, и даже указывалось на его сходство с известной "Башней ветров" в Афинах (I в. н. э.). Сходство это, признаться, более чем отдаленное, но сам памятник безусловно очень интересен. Его пропорции изысканны, немногочисленные детали верно найдены и хорошо прорисованы. Даже удивительно, что такое первоклассное сооружение было возведено в никому не известной Романовке, в далекой глуши.
Боровиковский в Новой Романовке.
Но самым удивительным и загадочным являлось то, что в этой прекрасной по архитектуре церковки был не менее высокохудожественный иконостас, расписанный знаменитым художником В.Л. Боровиковским (1757—1825). Основой его композиции являлся силуэт триумфальной арки, выдержанной в строго классическом стиле, благодаря чему создавалось единство наружной и внутренней архитектуры церкви. Все двадцать шесть икон были написаны знаменитым живописцем — целый музей! Живопись эта совершенно особенная, традиционные религиозные персонажи и композиции исполнялись художником реалистически, никакого мистического духа в них не было и в помине. И в то же время реализм этот был далеким от повседневной обыденности.
Ново-Романовская церковь сохранилась, но вид у нее обветшалый, запущенный (используется под склад). Внутреннее убранство не сохранилось. Одна из икон Боровиковского, сильно поврежденная, размером 1 ,7 на 1 метр, несколько лет тому назад была случайно обнаружена у одного из жителей села. В результате розысков Брянского художественного музея в его фондах сейчас находятся три иконы Боровиковского из этой церкви. Остальные — расхищены или погибли.