Мглин.
Город в 236 верстах от Чернигова и в 460 верстах от Москвы, на ровном месте, при реке Судынке, притоке Ипути, разделяющем поселение на две части.
Несомненно, что Мглин принадлежит к дотатарским поселениям. В 2 верстах к югу от нынешнего Мглина есть городище, - памятник древнего дотатарского Мглина. Это место на высоком и крутом берегу Судынки, неприступное по положению с запада, укреплено было с севера и юга искуственными рвами. Мглин принадлежал к северскому княжеству: так и в среднее время называли его частью северии. После татарского погрома князь Лигвень Симеон Ольгердович владел городами Мстиславлем и Мглином и раздавал боярам мглинские имения; а в 1472 году Мглин был староством, как и Стародуб, только не судовым. В московское правление (1500-1618 годы) возобновляли земляное укрепление его на нынешнем месте города.
В польское владение дали ему магдебургское право; а при гетманщине он был местом сотенного правления.
Перепись 1767 года говорит: "церковь новая, стоячая за городом (за земляною крепостью), на посаде Заровском, недалеко от валу, край шляху смоленского, поставлена ж на самом том месте, где старая церковь стояла и во имя тое самое, як и прежде именовалася, Успения Богоматери, о трех уже вновь престолах: с правой стороны архангела Михаила, а с левой Благовещения Пресвятой Богородицы".
В 1833 году когда разбирали Успенский храм, найден здесь антиминс освященный для мглинской Успенской церкви в 1693 году архиепископом Феодосием. Но и это не был, как увидим, первый Успенский храм во Мглине.
Нынешний каменный храм основан в 1815 году в память избавления Мглина от разорений 1812 году. Коллежский асессор Григорий Лишин пожертвовал на начальные работы 10000 рублей ассигнациями наличными деньгами и почти столько же векселями. Так как благотворитель сей скоро умер: то как ни усердно старались о новом храме, при недостатке средств постройка его шла медленно. В сентябре 1825 года при проезде императора Александра чрез Мглин, подано было ему прошение мглинян.
"Всеавгустейший Монарх!
Всеподданнейшие его императорские Величества города Мглина жители, движимы будучи сердечными чувствами благодарности к православной греко-российской вере, чрез ревнителей своих в глазах целого света прославившей любезное отечество ваше в чудесным образом от неприятельского в 1812 году нашествия избавившей град сей, в знак достопамятного события оного, с общего согласия постановили на место существовавшей ветхой деревянной построить с Божиею помощью и усердием дателей, новую каменную, трехпрестольную церковь. Благонамеренная такая цель, восприяв в заложении храма 1815 года благое начало, преобрела было себе помощника и доброго строителя в коллежском асессоре Григории Лишине, который по временам делал значительные пособия. Но в последствии возникли, как горы, неудобства. Выстроенная вчерне почти с куполами церковь осталась недоконченною: пособия господина Лишня со смертью его прекратились; а граждане как от смутных обстоятельств 1812 года так от ежегодных неурожаев не оправились. Благоволи Государь, явить на окончание храма Высокомонаршую милость".
В 1827 году прислано из кабинета Государя 5000 рублей ассигнациями на окончание храма. И церковь с тремя престолами освящена в 1830 году октября 23 дня.
Первый предмет, обращающий на себя благоговейное внимание посетителя храма сего, есть древняя икона Богоматери Одигитрии. Внизу иконы старинная надпись, "року Божого 1664 мар. 27 сей образ найден пресв. Богородицы, як король ишол у гомонеще слещ е, межи Дрокова и Нивного, на болоте, молитвами твоими едина чистая и благословенная". По преданию мглиняне были тогда в сильном страхе, при приближении многочисленных польских войск; это и естественно было, когда они за 3 года пред тем, по милости тех же ляхов, сильно пострадали от грабителей татар. Теперь они обратилось с пламенными молитвами к Богу и Богоматери о помощи; на берегу Ипути неприятельские войска потерпели сильное поражение и вблизи того места, в лесном, болотистом, месте найдена святая икона и при ней колокольчик. По памятникам истории, весною 1664 года король Казимир "простуючи (из Украйны) к Могилеву, много люду потратил". "Князь Иван Семенович Борятинский польских и литовских людей дошед за черкасским городом Мглином, побили многих, а в полон взяли полковников и иных начальных людей и рядовых больше 300 человек и обоз гетмана Михаила Цаця взяли; сам Король едва не попался в плен. Так было по защите Богоматери!" Святая икона написана на холсте, наклеенном на доске; к старой доске приклеена потом другая, липовая; толщина обеих досок в вершок; вышина иконы 1 аршин 2 вершка, ширина 15 вершков. Пресвятая Дева изображена но пояс; правая рука ее приложена к персям, а левая держит Предвечного младенца, у Которого в левой руке свиток, а десница преподает благословение. Это - смоленская икона Богоматери, первоначально данная, как известно, в благословение супруге черниговского князя Всеволода Ярославича. Последнее обстоятельство подает мысль о том, что мглинская чудотворная икона едва ли не захвачена была неприятелем где либо в черниговской стороне и потом небрежностью брошена. Краски на святой иконе не масляные, а разведенные на клею и от времени довольно потемнели. В праздники Одигитрии июля 28 и марта 2 (день обретения иконы) бывает многолюдное собрание народа к святой иконе. В другое время святая икона нередко берется в села в дома.
Другие памятники древнего храма Успенского: а) евангелие львовского переплета 1638 года с надписью: "року 1697 м. апр. 2 д. я раб Божий Яков Кузмович Лапенок, Андрей Семенович Шаповаленок, жители мглинские, казалисмо книгу сию, глаголему евангелие, вечными часы до храму успения пp. Богородицы, стоячой в гор. Мглине"; б) Цветная триодь черного переплета 1685 года с надписью: "от книг церкви успенской мглинской"; в) Евангелие мягкого переплета 1745 года. По делу консистории 1777 года в мглинском Успенском храме были еще: минеи служебные мягкого переплета 1724 года и служебник книжного переплета 1734 года.
По переписи 767 года успенскому храму "надана от парохиан на священнивов дуброва, называемая Сумина, лежачая под село Девовку, на верст 11, на которой накашуется сена возов на сорок".
Вот прекрасное распоряжение святителя Феодосия, относящееся до священника Успенской церкви Дионисия.
"Пречестный в Богу отче почеповский, нам в Духу святом возлюбленный сыне!
Человек именем Хома Гоечушенко, житель лопазинский, ускаржался плачливе пред нами на честного отца Дионисия, наместника мглинского, их он грунт его отцевского с Лопазни вабыти собе чили привлащати усилует, для чего в перед судовими его удает безчестью и до великаго приводит утравления, яко и тепер в турме сына его вязит и людий з тым подсылтет; не хай, мовит грунту того мне уступят, то будут в покою. Призови теды отца наместника пречестность твоя, до себе и именем нашим пастырским накажи его, а бы того перестал в болш тым убогим людем кривды не чинил, бо таковы укрыженя о помету до Бога волают. Если зас тотже отец паместник в той не погамуется, теды пречестность твоя досмотри, абы за позвом выданным на него сым людем ораз до катедры нашой становился. Повторе рое пречестности твоей приказавши, архипастырское наше засылаем благословение.
Пречестности твоей и Боге благ желаючи пастыр Феодосий Углвцк. архиеп. черниговской. 1695 года, июня 20 дня".
В том же храме видели и опыт непризванного проповедничества. В 1726 году "поп Герасим села Симонтовки, не учившийся у школах и не умеющий слогов, отвежился на праздник успения Богородицы в храме местечка Мглина без книги, з головы говорить казане и людей учащихся соблазнил; початок сказаня: у дуба маврийскаго предсташа ангели з обнаженными мечами, а укопчил тым: казала, мовит, баба гетману Голоферну голову отрубить и заховала в коштру; Богу нашему слава". Беднягу проповедника "с казанем" велено доставить "в колодках в самой скорости" к архипастырю. Оказалось, что казанье сочинил пан Есимонтовский (дело консистории 1726 года). Печальная история образованного Якимовича, назначенного (в феврале 1729 года) к Успенской церкви, уже известна в ней главная роль принадлежала, к сожалению, тому же пану Есимонтовсному.
Церковь св. Спаса по переписи 767 года "о единой главе с обасанью". Это одна из самых древних церквей мглинских. По переписи 767 года причту принадлежит: а) половина грунта, называемого Селянка в 5 верстах от города, посевом на 15 четвертей в там же сенокос на 40 возов; б) половвиная часть леса при реке Лукавице в 20 верстах, в длину на 1,5 версты, а шириною на пол версты. Все это утверждено за церковью старостою стародубским Николаем Абрамовичем.
Ныне во владении причта Спасской церкви более 85 десятин земли. Кроме того еще было много церковной земли, но 18 десятинами завладели дворяне Кореневские. Помещаем "выпись с книг меских стародубовских права магдебурского".
"Року Божого 1720 декабря 19. На майстрате Его Царского Величества стародубовсвом пред нами сотником полковым и полковником наказным, обозным, судиею, асаулами полковыми стародубовскими, войтом, бурмистрами, райцами, лавниками и всеми рочне заселыми рядными постановившеся честии отцы Трофим Гораин, наместник всемилостивого Спаса церкве, и отец Алексей Овсеевич з братом своим отцом Максимом соборной Воскресенской церкви парохиальные священники мглинские, объявили и доносили: еще завладение Мглином Абрамовича неякость, старосты стародубовского, на поле называемое Селянка над речкою Воронусою з отчиною и обрубом лежачое при том же кгрунте, и займище, на котором некегдись бывал млынок на речце Ржавцу обретаючоеся церкви всемилостевого Спаса определенные; А соборной Воскресения Христова церкве на поле называемое Портники, на пожне коло Воронусы речки леж ачие в отчину в том же обрубе Портниках обретаючуся, - мененным мглинским церквам наданные права, фундуши в правные крепости на владение мененных угодий под час шведского на Мглин нашествия при инших церковных препараментах чрез разорение згинули безвестно. Яким церквам наданными угодьями антецессорове их и они сами чрез так великую лет давность спокойне владели. О таковой згубе прав наданных на владение кгрунтов божественым церквам объявляючи и забегаючи терминов переначабеням, аби впредь грядущие лета и времена так, як антецессорове их по наданных правах и они сами, в по их наступаючии священники подлуг сего письма могли выраженных уживати и на потомные часы тыми угодями владети спокойно и свободно, таковым респектом просили свое явленное доношение да акт нинешних приняти и записати и собе для потомной твердости на письме за печатми выдати. Которому мы так слушному помененных священников прошению давши у майстрату месце, казалисмо до акт нынешних припяти и записати и есть записано. 3 которых и сей выпись под печатми урядовыми и подписом рук нас майстрату стародубовского стороне того потребуючей есть выдан".
Пo делу 1728 года известны мглинские священники: спасский Васалий Алексеев (сын отца Алексея Кузминича), пречистенский Василий Дионисиев (сын отца Дионисия), воздвиженский Михаил Иванов и воскресенский Александр Лелицкий.
В храме требник и служебник (4 д.) книжного переплета 1737 года. Минеи служебные книжного переплета 1741 года.
Самый древний памятник древнего Мглинского воскресенского храма - грамота короля Владислава.
Вот что она говорит:
"Владислав чвартый, Божою милостию король Польский, Литовский, Русский и прочее.
Ознаймуем тым листом нашим, привилеем, кому б о том ведать належало, иж урожоной Иероним Тиханович, подсудок смоленский, левизор замков смоленских, от святой памяти короля его милости панотца нашого будучи засланый на север, на церковь святого Воскресения, стоячую в местечку Мглине, в старостве стародубовском, надал грунта, землю оромую в не оромую, сеножати, отчину и со всякими угодьями, прозываемую Портники, лежачие над речкою Воронусою, промеж селами Осколковым и Велюханами, як само в себе ограничено, во уживане и держане нашему богомольцу попу Кузьме Орловичу. Который то лист и мы, помножаючи хвалы Божия в панствах наших, сим листом ствержаем и в моц и державе оному попу тые грунты надаем во вечные веки и детем его и по нем наследником, будучи под послушничеством отца митрополита киевского во единстве. И на то далисмо лист наш с подписом рук наших и под печатью королевскою. Дан в обозе за Смоленском, на Богданове околицы, дня 2 месяца ноабря року 1638, понованя королевств наших польских и литовских primo. И на то на церковь мглинскую, в старостви стародубском подлеглое, наддало пред урожоного пана Тихоновича, подсудка смонеского ревизора короля его милости. Wladislarus Rex.
Мартин Тризна, референдарь писарь королевской его милости".
Здесь а) Тихонович дает право священнику воскресенской церкви пользоваться землею портниковскою; он не говорит, что земля эта и прежде принадлеж ала церкви, но по другим примерам о большом количестве земли церковной твердо верим, что это - дар собственно древнего русского благочестия; уверенность наша оправдывается и тем, что земля осталась церковною собственностию и во всепоследующее время, невзирая на не исполненные условия; б) король утверждает землю, данную на церковь воскресенскую за священником Орловичем и его детьми под условием пребывания их воединств, т.е. в унии. Под этим условием хлопочет за Орловича и пан Тихонович (межевой судья). Само по себе понятно, что все подобные условия скоро выброшены были вон из Мглина; уже в 1648 году Мглин оказался средоточием ненависти против ляхов. В 1649 году "полк черниговский со всею северью аж по Гомель и Дроков и Мглин" стал под знамена Хмельницкого; в 1652 году "из сивера, то есть из Стародубова, Печепа, Мглина, Дрокова жолнеров выгнало поспольство самых тих городов много оных погромивши". По универсалу преосвященного Кирилла (от 21 сентября 1762 года) видно, что Орловичи один за другим до 1739 года были священниками при воскресенской церкви (после Козмы сыновья Максим и Иосия, потом Максим Иосиевич, далее Александр Иосиев и Максим Максимович Лелецкие); в 1736 году храм сгорел по недосмотру священника Александра и его затя Григория; последний, чувствуя себя виновным, скрылся в Белоруссию, а Александр за нетрезвую жизнь и по болезненной старости лишен был места; священником с 1738 года поступил Иоанн Яновский. Тогда же предписано было "духовницу" как незаконно составленную Лелецким "отобрать, а о грунтах церковных и власных Лелецкого изследовать и крепости на церковные грунта так на портниковский, як и на другие, отобрать у Варлаами (викарного священника)". Сын Александра, слушатель философии, в 762 году домогался занять место отца: но ему отказано и место предоставлено осиротевшей семье протоиерея Яновского. После 1767 года королевская грамота скрыта была от глаз духовного начальства и портниковская земля продана была кем-то частному лицу. В 1833 году сын умершего казенного крестьянина деревни Велюхан Исаии Казеки доставил королевскую грамоту вместе с другими бумагами приходскому воскресенскому священнику. Начавшееся дело о земле решено сенатом в пользу причта храма воскресенского.
Заметим еще особенность: Иван Яновский, был духовным правителем протопопом, делал доносы синоду на преосвященного Амвросия Дубневича, будто он своеволен и строг до жестокости: но по следствию сам уличен в гордом своеволии, предписав запрещенному и глухому священнику Варлааму исповедывать и причащать в Чешуйках, на что представлена собственноручная записка к Варлааму; потому синод подверг его запрещению священнослужения и он оставался под запрещением лет 10, пока окончилось дело его, завязанное им с одним приказным.
По ведомости 767 году "в старом городку мглинском церковь была воздвижения креста Господня и звоница деревянние; в 1761 году 31 октября сгорели". В нынешнем храме найдена медная дощечка с надписью: «основася церковь сия в честь и наметь воздвиженья креста Господня при державе вел. гос. ц. и в. к. Петра Алексиевича и при гетманстве войска заоорожского Иоанна Мазепы в месте Мглине у замку, при святительстве преосвятейшего архиепископа черниговского новгородского и всего сивера господина отца Иоанна Максимовича, коштом и покладом Иоанна Ракушки Романовского; сотника мглинского, року 1699 месяца мая семого дня». Без сомнения это не первый храм креста в мглинском замке: так заставляет верить самый замок. Деревянный храм, построенный после 767 года перестроен и освящен в 1856 году.
В переписи 767 года свазано: "от той погорелой церкви недалече жилой двор священника,- пляц надан умершему крестовоздвиженскому священнику Филиппу Федорову в 1702 году от фундаторов церкви панов Иоанна Романовского, Афанасия и Алексия Есимонтовских; грунта и сенокосы изданы на цервовь крестовоздвиженскую добровольне от парохиян еще до руины шведской: а) пахотного поля в змене за речкой нивка, за гаем панов Есимонтовских, посевом ржи чвертка, и яри тоже число; в змене спасской нивка трое гоней, посевом жита и яри на полчвертки; в змене заровской два морга, един под Чешуйками, посевом жита и яри по чвертке, а другой в урочище под Луцами, посевом жита и яри по чвертке; б) сенокосу за березовым мостом на 20 возов и там же другой на 2 воза". Ныне при храме только домик, завещанный священническою женою Анастасиею Коробцовою в пользу священника.
Увазом святейшего синода от 30 марта 1833 года Воскресенский храм приписан к каменной Богоявлевской церкви, которая построена в 1804 году усердием мглинского купца Афанасия Согнибеды.
Пo грамоте 1632 года, Велюханы "село"; следовательно с храмом. Ныне это - деревня, состоящая в приходе Успенского собора. В том же приходе ныне деревня Ветлевка, находящаяся в версте от Велюхан. В универсале стародубского полковника Якова Ивановича Гетманича от 9 октября 1686 года Ветлевка "село", следовательно с храмом.
Пo универсалу от 4 апреля 1704 года Чешуйки "село", следовательно с храмом. Так как самая большая часть прихожан воскресенской церкви живет в Чешуйках и в деревнях близких к этому месту: то в последнее время по просьбе прихожан разрешено перенесть Воскресенский храм в Чешуйки, а 90 душ живущих во Мглине присоединены к прихожанам мглинских церквей.
На двери храма романовского записано: "13 сентября (1825) изволила приехать в Мглин государыня императрица Елисавета Алексеевна, имела ночлег в доме Косача и 14 часов изволила слушать в церкви воскресения литургию, которую совершал Иоаким Чачка с диаконом Георгием Бойдаковским; литургию пели с придворвым певчим Иваном Васильевичем Рославцем мои певчие", т.е. Стефана Лашкевича.
Из жизни давних времен жителей города Мглина заслуживает полного внимания жалоба 1730 года полковнику Дурову. В ней видны и быть и разные нужды и обиды их. По этой жалобе производились исследования в следствии, которому помещики доставляли акты на земли, составившие книгу генерального следствия. Мглиняне писали:
"Благородный и высокопочтеннейший господин Александр Иванович, полковник стародубский, нам милостивый государь и всенадежнейший патрон.
Мы нижеподпиcaвшиеся полку стародубского сотни мглинской войт меский мглинский, як з мещанами так и з сельскими обще посполитыми людьми зостаючими ратущними высокородию вашему супликуючи доносим в нашей нужде. Иж в сотне нашей мглинской як прежде бывало в городе мещан грунтовых имеючих пашни тяглие, так сел и деревень ратушных а имянно село Костяничи, село Симонтовка, село Ормин, село Семки, село Ляличи, село Высокое, село Белогощь, село Лопазня, великая Дуброва, деревня Нивное, село Курчичи, деревня Ветлевка, деревня Велюханы, село Шумаров, село Осколков, деревню Санники, деревню Нетявка, село Дроков, село Овчинец, деревню Косачи, деревню Суражичи, и того оних сел и деревень, будучих прежде ратушных, двадцать з едним и деревню Чешуйки на сотника мглинского была з давних лет и во оних селах и деревнях свободних посполитых людей грунтовых довольное число имелося, отбувающих подати до скарбу войскового и другие повинности, хлуд на греблю бакланскую гетманскую и до артиллерии войсковой уставечно виставляючих писаревщину, сторожовшину, нужние подвиги и другие службы. И тогда могли як при полности було посподитих людей ратушных вышеписанные долегливости избувати. А потим когда в прошлих не теперешних годах по сей 1730 год оних сел и деревней сотни мглинской будучих ратушных в отдачи не мало за владельцами стало, а имянно села Костяничи за паном Романовичем, село Симовтовка за панами Есимовтовскими, село Ормин за паном Турковским, село Семки перва було за Андреем Зубрицким, а ныне за продажею оним Зубрицким имеется к почеповской сотни за ея величеством, село Лопазни прежде было за небожчиком Максимом Борозною сотником бывшим мглинским, а по умертвии его, як взял жену его капитан Антон Детербен себе за жену, так и селом тем владеет, село Ляличи за оним же капитаном: село Высокое за Барановским, войтом почеповским, село великая Дуброва и деревню Нивное в сем 1730 году отдано Тимофею и Мартину хорунжему сотни мглинской Лишням и в том же селе Дуброве в скупле посполитых людей грунтовых за ними же Лишнями дворов пять, пашни под ними тричвертки с третью; и за прочими козаками тамошними в скупле дворов три, под ними пашне две чвертки; за паном Великой Дубровы двор еден даремной завладенной, пашне две трети чвертки; в стрельци вписались двори два, под ними пашни чвертка с третью и в оной же деревне Нивной пустовская пашня за ними же Лишнями. И того в отдачи сел и деревень будучих ратушных за владельцами имеется девять вышевыраженных сел и деревень. Село Белогощь за паном Афанасием Покорским и за прочими владельцами свуплею и не скуплею завладено. А ныне в сотне нашей мглинской сел и деревень ратушных, в которых посполитие люде имеются, мало обретается; а имянно село Курчичи, деревня Ветлевка, деревня Велюханы, село Шумаров, село Осколков, деревня Санники, деревня Нетявка, село Овчинец, деревня Косачи, село Дроков; а в деревне Суражичи акие было посполитые люде двора два, и тех теперь нет, еден за зистрельцем в продажи, а другий в бобровники вписался. Остаючихся сел и деревень ратушных только всех десять. А в тех зостаючихся селах и деревнях ратушных, як и в самом городе Мглине, посполитых людей грунтовых имеючих пашне тяглия и с мало убыло скуплею и не скулею, завладено панами владельцами, знатными и рядовыми козаками, монастырскими и духовным чином и прочими; некоторые козаки подсуседки, в духовные подданных имеют грунтовых же; а иные посполитие люде грунтовие, ухожаючи из таковой посполитской службе, во иное звание вписалися. Хотя и грамота блаженния и вечно достойния памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича на некоторыя вольности городу Мглину мещанам данная имеется: однакож теперь нам посполитим людям сотне мглинской, як мещанам так и селянам, зостаючимся ратушним в отбываню посполитской службы в податех до скарбу войскового и других долегливостей не малая и не зносная тяжесть имеется, яковой не можем и содержати, такових ради причин: понеже в сотне нашей мглинской сел и деревень в отдаче не мало стало за панами владельцами и в яких селах и деревнях посполитых людей грунтовых большая часть имеется, нежели при ратуши остается; з в остаючихся селах и деревнях ратушных, так и в самом городе Мглине, посполитых людей грунтовых, имеючих пашни тяглие, не малое, число убыло. Именно за разными владельцами знатними козаками в скупле (покупку) дворов четырнадцать, а пашне чверток десять с третею частью; за рядовыми козаками и стрельцами в скуплех дворов сорок два, а пашне тридцать одна чвертка, с четвертою частью; к монастырю в скупле дворови четыре, а пашни чверток шесть; да рядовом козаком даремно завладенной пашни третя часть чвертки двора единого; за попами за исправу пашни чверток две дворов трех; в подсуседках за козаками двор еден, под ним пашни полчтвертки; в подданстве за попом двор един, под ним пашни полчтвертки; и козаки вписались двора четыре, под ними пашни три чвертки; в стрельци вписались дворов три, под ними пашни чвертка; в бобровники вписались двор един, под ним пашни чвертка; в пороховники вписались двора два, под ними пашни повтори чвертки. И того всех убылих дворов, як в городе, так в селах и деревнях, семдесят шесть, под ними пашни было шестьдесят две чвертки с четвертою частью. А осталось в сотне нашой ратушных посполитых людей грунтовых як в городе, так в селах и деревнях, всех дворов во всей волости, сто два, а пашни сорок три чвертки и две трети доли чвертки. На что и ведение именное при сей нашой суплице дано, сколько зостаючихся людей ратушних грунтовых имеется, так и о убылих людех грунтовых за подписом рук наших. За оних убылих людей в податех до скарбу войскового остаючиеся мы посполитые люде ратушние платим: а уставичне в остаючом службу (даемо) на ясневельможного добродея пана гетмана бакланскую и до артиллерии войсковой, в писаревщине, в сторожовщине, в нужних подводах и других службах, як при зупольних посполитих людях будучих ратушних избували, так и теперь мы посполитые люде мало застаючие ратушние тие прописанние долегливости избуваем. К тому же еще город наш Мглинпротив других городов полку стародубовского и прочих на самом пограничу стоит и от неприятеля шведа весма ушковен. Лежачим шляхом до Смоленска, як туда так и оттуда, стали переходи частие великороссийских драгунских полков, из полков и в полки едучи, переезжают часто всякое офицерство; також не исходно стоят на форпостах драгуни и як сменятся команда командою, так же часто командами (часто) переезжают и тим городу нашему Мглину от таковых переездов и постоев не малая докука и подводи нужние и другие службы часто бывают, а служить не кем стало, за владельцами, которые за своих подданных каждый стоит, а за нас стоять некому. Тим мы посполитые люди зостаючиеся ратушние всякия болезливости избуваем, от чего мы и до остального разорения и в крайнюю нищету пришли. И теперь сего 1730 года ноября 20 дня прислан указ от высокородия вашего к пану сотникунашему мглинскому, дабы выбрал з посполитых людей человек двух добрих, слушних, пожиточних, писменних и достоверних на предбудучий 1731 год в заведовци, а в нас токовых людей и не имеется. Но в прошлых годах за бывшую малороссийскую коллегию таковых ради причин прислано в нашу сотню мглинскую из иных сотен полку стародубовского людей добрых и пожиточних в зборщество. Яковой нужди не можачие мы содержати, о сем супплекуючи, высокородию вашому доносим и в том стократне и наипокорнейшее просим высокородия вашего явити на нас милостивую свою панскую ласку в таковой нашей нужди а незпосной тяжести от чего мы в крайнюю нищету в разорение прошли и в том быти за нас убогих посполитых ратушных людей обстоят".
По церковным записям число прихожан:
Успенской церкви 1800 года 776 мужчин и 740 женщин; 1810 года 758 мужчин и 708 женщин; 1830 года 888 мужчин и 882 женщины; 1850 года 991 мужчина и 946 женщин; 1860 года 947 мужчин и 1028 женщин.
Преображенской церкви 1800 года 415 мужчин и 419 женщин; 1810 года 434 мужчины и 462 женщины; 1830 года 456 мужчин и 480 женщин; 1850 года 482 мужчины и 472 женщины; 1860 года 477 мужчин и 492 женщины.
Крестной церкви 1800 года 520 мужчин и 512 женщин; 1810 года 298 мужчин и 297 женщин; 1830 года 320 мужчин и 323 женщины; 1850 года 338 мужчин и 360 женщин; 1860 года 355 мужчин и 422 женщины.
Богоявленской церкви 1810 года 267 мужчин и 242 женщины; 1830 года 287 мужчин и 306 женщин; 1850 года 317 мужчин и 370 женщин; 1860 года 280 мужчин и 315 женщин.
Воскресенской церкви 1800 года 850 мужчин и 850 женщин; 1810 года 900 мужчин и 900 женщин; 1830 года 964 мужчины и 968 женщин; 1850 года 1002 мужчины и 1073 женщины; 1860 года 1112 мужчин и 1114 женщин.
В Мглине ярмарки: на 4 неделе великого Поста до 4 дней, на Духов день до 6 дней, на Преображение до 4 дней. Последняя известная с 1665 года. На троицкую ярмарку привозят хлеб, пеньку, масло, табак. Пенька и конопляное семя привозят из уездов суражского и стародубского в Мглин, где покупают это зажиточные купцы, отправляющие товары к пристаням Двины для Риги. Зажиточные люди, имеющие возможность доставлять пеньку в Мглин купцам, получают добрую награду трудам своим. Но к несчастью края, жиды, шныряя по деревням и селам, обирают бедняков, обманом и разными проделками скупают у нуждающихся поселенцев плоды кровного труда из за низкую цену. А жидов в одном Мглине до 600 душ. В Мглине пенька покупается на круглый вес: это значит, что 50 фунтов принимают за пуд, или 12,5 пудов за берковец. Круглый вес обеспечивает покупателя при трепке пеньки, - или при очищении ее для отправки в порты, где принимается только чистая пенька.