Престолы: Успения Пресвятой Богородицы.
Год постройки: 1815 год. Действует.
История собора в честь Успения Пресвятой Богородицы города Мглин ведет свое начало с XVII века. Первоначально на его месте был построен деревянный однопрестольный храм в честь Успения Божией Матери. Антиминс для этого храма освятил Архиепископ Феодосий в 1693 году. Дальнейших сведений об этом храме не сохранилось, но в записях 1767 года сообщается, что на этом месте стоит трехпрестольная деревянная церковь Успения Божией Матери. Приделы освящены во имя Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы.
В память об избавлении города от разграбления наполеоновскими войсками и в знак благодарности Господу за спасение мглинчане решили построить всем миром Успенский собор. Строился он на пожертвования, которые исчислялись полушками, копейками, рублями, десятками, сотнями. Самое крупное пожертвование на строительство храма внес коллежский асессор Григорий Лишин — инициатор народной стройки. Он вложил 10 тысяч рублей ассигнациями и почти столько же — векселями. На эти средства и началось строительство собора. Строился он 15 лет. К осени 1825 года работы все еще не были завершены. Поэтому в этом же году, когда император Александр I проездом из Санкт-Петербурга в Таганрог остановился на два дня во Мглине, жители обратились к нему с прошением: "Всеподданнейшие Вашего Императорского Величества города Мглина жители, движимы будучи сердечными чувствами благодарности в Православной Греко-Российской Вере, через ревнителей своих в глазах целого света прославившей любезное Отечество наше и чудесным образом от неприятельского нашествия в 1812 году избавившей град сей, в знак достопамятного события оного, с общего согласия постановили на месте существовавшей ветхой деревянной церкви построить с Божией Помощью и усердием дателей новую каменную трехпрестольную церковь.
Благонамеренную такую цель восприняв в заложении храма в 1815 году, благое начало положили, приобретя себе помощника и доброго строителя в коллежском асессоре Григории Яншине, который по временам делал значительные пособия. Но впоследствии возникли, как горы, неудобства. Выстроенная вчерне, почти с куполами, церковь осталась недоконченною, пособия Г. Яншина со смертью его прекратились, а граждане, как от смутных обстоятельств 1812 года, так и от ежегодных неурожаев не оправились. Благоволи, Государь, явить на окончание храма Высочайшую милость..."
Царь обещал помочь. Но из этой поездки императору не суждено было вернуться в Санкт-Петербург живым. В ноябре он умер в Таганроге. И все же прошение мглинчан не осталось без внимания. В 1827 году из кабинета царя было прислано во Мглин пять тысяч рублей ассигнациями на завершение строительства Успенского собора и приобретение колоколов для него.
Осенью 1830 года подошли к завершению отделочные работы. Были сняты наружные и внутренние строительные леса. И Успенский собор, обнесенный кирпичной стеною, предстал взору людей во всем величии. В 1830 году, 23 октября храм был торжественно освящен, и в нем начались Богослужения.
После установления советского режима в 1929 году были сброшены Кресты с куполов, а также колокола с южной колокольни. Церковное имущество, спасая от уничтожения, разобрали по домам верующие. В тридцатые годы прошлого века были разобраны обе колокольни и кирпичная церковная ограда, собор потерял свой изначальный вид. Главное здание собора не подвергалось разрушению. Поэтому в 1943 году, после наспех проведенного ремонта, без особых затруднений в соборе возобновились Богослужения.
В 1957 году, при содействии мглинских строительных организаций и по инициативе А.С. Барзиловича соборную усадьбу обнесли изгородью из штакетника. Но Богослужения совершались недолго. 14 ноября 1961 года вновь началось разрушение собора.
18 октября 1988 года было принято решение о передаче здания Успенского собора Православной общине. Первое Богослужение состоялось в храме 14 октября 1989 года, в день Праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
***
По указу Святейшего Синода дозволено построить при мглинской соборной церкви теплый храм во имя великомученицы Варвары.
Черниговские епархиальные известия, № 2, 1863 год.
***
Села Соколовки Михаил Лявданский перемещен к мглинской соборной церкви.
Черниговские епархиальные известия, № 5, 1864 год.
***
В следствие прошения жены священника Мглинской соборно-Успенской церкви Евлампии Митьковичевой дозволеноей в месте с мужем открыть в своем доме приходскую школу для девочек по следующей программе: 1. Чтение церковной и гражданской литературы; 2. Начатки христианского учения и молитвы; 3. Письмо по диктовке и чистописанию; 4. Первые четыре действия по арифметики над простыми и именованными числами и на счетах; 5. Шитье и вышивание; 6. Поваренное искусство и печение хлеба, кто пожелает учиться. Принял православие из евреев мещанин города Мглина Самойло Лазарев, с наречением его Александром.
Черниговские епархиальные известия, № 10, 1864 год.
***
По вниманию к усердному прохождение должности церковного старосты и в поощрение к дальнейшей службе в сем звании преподано благословение Святейшего Синода по Черниговской епархии, мглинскому 3 гильдии, купцу Василию Борщеву.
Черниговские епархиальные известия, № 21, 1865 год.
***
Дворянин Михаил Евфимов сын Корниевский духовным завещанием, утвержденным Черниговскою палатою уголовного и гражданского суда 26 ноября 1869 года, назначил, что из оставшегося по смерти его капитала братья его Георгий и Василий Корниевские отдали в Рыхловский монастырь 50 рублей, в Соборную Успенскую церковь города Мглина купили подсвечник ценою в 25 рублей и отдали для освещения лампад 25 рублей, в Михайловскую церковь села Кривоносовки 100 рублей и священнику той же церкви 100 рублей и в Ильинскую церковь села Журавки 100 рублей, и что б над могилою отца его устроили памятник в 150 рублей.
Черниговские епархиальные известия, № 16, 1870 год.
***
Указом Святейшего Синода от 30 апреля сего года за № 961 дано знать, в числе духовных лиц по ходатайствам военного и гражданского начальств, по Черниговской епархии Всемилостевейше награжден в 11 день того же апреля за епархиальную службу по Черниговской епархии Всемилостивейше удостоен скуфиями священник Соборной Успенской церкви города Мглина Василий Митькевич. Избрание и утверждение членов в благочиннические советы и утверждение их по Мглинскому уезду: 1-го округа: членами священники: Григорий Крещановский и Михаил Гораин, кандидатами: Иван Кибальчич и Михаил Булчанов. 2-го округа: членами священники: Иосиф Левицкий и Николай Лобаноский и кандидатами: Иван Булгаков и Павел Гораин. 3-го округа: членами священники: Андрей Киселевич и Савва Левинский и кандидатами: Дмитрий Федоровский и Петр Цитович. 4-го округа: членами священники: Евфимий Томашевский и Стефан Декапольский, кандидатами: Василий Ливонов и Евгений Коровкевич. 5-го округа: членами священники Георгий Тросницкий и Константин Якимович; кандидатами: Георгий Тихомиров и Николай Крыловский.
Черниговские епархиальные известия, № 20, 1870 год.
***
Просвещена св. крещением священником Соборно-Успенской церкви города Мглина Иоанном Андреевским еврейка-мещанка города Мглина Рися Давидова Мирмова, девица 20 лет, с наречением ей имени Мария, 27 июля 1895 года.
Черниговские епархиальные известия, № 17, 1895 год.
***
Отрешен от должности диакон соборной церкви города Мглина Иаков Зеленецкий, с правом искать себе где-либо в епархии псаломщическое место, 16 ноября 1895 года.
Черниговские епархиальные известия, № 24, 1895 год.
***
Вакантное диаконское место при Соборно-Успенской церкви города Мглина, с 16 ноября 1895 года.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 23-24, 1895 года; №№ 1-24, 1896, №№ 1-22, 1897 года.
***
Утвержден в должности благочинного 1 округа Мглинского уезда священник Соборно-Успенской церкви города Мглина Иоанн Андриевский, 22 декабря 1895 года.
Черниговские епархиальные известия, № 1, 1896 год.
***
Награжден бархатною фиолетовою скуфьею за усердную службу священник Мглинского уезда города Мглина Соборно-Успенской церкви Иоанн Андриевский, 20 декабря 1895 года.
Черниговские епархиальные известия, № 1, 1896 год.
***
Снова объявляется вакантным штатное диаконское место при Соборной Успенской церкви города Мглина; в приходе этом числится дворов 367, душ мужеского пола 1466, женского 1502, ружной земли до 3-х десятин, дома церковного нет, казенного жалованья для диакона не положено. На это место желательно иметь человека достойного по образу мыслей и по поведению, с достаточным образованием и несколько лет послужившего в должности псаломщика и учителя церковной школы в каком либо приходе.
Черниговские епархиальные известия, № 13, 1896 год.
***
Список благочинных Черниговской епархии. Мглинский уезд. 1 округ. Соборной Успенской церкви города Мглина священник Иоанн Михайлович Андриевский. Число церквей по благочинию 9.
Черниговские епархиальные известия, № 1, 1897 год.
***
Мглинское Отделение Черниговского Епархиального Училищного Совета, в видах ослабления пьянства в городе, которое особенно заметно бывает по вечерам в воскресные и праздничные дни, ходатайствовало пред Училищным Советом о дозволении открыть в городе Мглине внебогослужебные чтения по воскресным и праздничным дням. Ходатайство Отделения удовлетворено. Чтения будут происходить по воскресным и праздничным дням в соборной церковно-приходской школе, по окончании вечернего богослужения, под надзором отца председателя Отделения и при участии членов Отделения, городских священников и учительниц школы.
Черниговские епархиальные известия, № 10, 1897 год.
***
Маршрут для обозрения Его Преосвященством церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1897 года.
Мглинский уезд. Город Мглин. Церквей – 4. 21 июня (суббота). Ночлег. 22 числа в воскресенье служение.
Черниговские епархиальные известия, № 11, 1897 год.
***
Рукоположен в сан диакона псаломщик Казанской церкви села Ратчина, Трубчевского уезда, Орловской епархии, Антонин Ливанов к Соборно-Успенской церкви города Мглина, 20 сентября 1897 года.
Черниговские епархиальные известия, № 20, 1897 год.
***
Черниговский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества организовал чтения и собеседования о Святой Земле в 1898-1899 годы, которые способствовали распространению среди православных жителей епархии верных сведений о Святой Земле, целях и деятельности Палестинского Общества.
В городе Мглине приняли участие: заведующий благочинный священник Иоанн Андриевский, протоиерей К. Якимович, священники: И. Диесперов, М. Феодоровский, диакон А. Ливанов, и окончивший курс духовной семинарии И. Лапчинский. Чтения ведены были в Соборной Успенской церкви с 29 ноября по 11 апреля. Чтений было 20; слушателей от 150 до 400 человек.
Черниговские епархиальные известия, № 12, 1899 год.
***
Рукоположен в сан священника диакон Соборно-Успенской церкви города Мглина, Антонин Ливанов к Иоанно-Богословской церкви села Чопова, Мглинского уезда, 1 августа 1899 года.
Черниговские епархиальные известия, № 17, 1899 год.
***
Черниговский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества организовал чтения и собеседования о Святой Земле в 1899-1900 годы, которые способствовали распространению среди православных жителей епархии верных сведений о Святой Земле, целях и деятельности Палестинского Общества.
В городе Мглине всех чтений было 16-ть, из них 14 в Соборно-Успенском храме и два с туманными картинами: одно в здании Уездного Съезда и одно в здании Преображенской школы. Чтения начались 2-го января, а окончились 2 апреля. Лекторами были, заведывающий: благочинный, священник И. Андриевский, протоиерей К. Якимович, священник М. Барзилович, учитель Соборной двухклассной церковно-приходской школы Ив. Богдановский, диакон Соборной церкви Иоанн Барзилович, псаломщик Арсений Калиновский; кроме того принимал участие в деле организации и ведении чтений нотариус Е.А. Хамский. На собранные 49 рублей 85 копеек приобретен волшебный фонарь.
Черниговские епархиальные известия, № 13, 1900 год.
***
Посвящен в стихарь псаломщик Соборно-Успенской церкви города Мглина Арсений Калиновский, 11 октября 1900 года.
Черниговские епархиальные известия, № 21, 1900 год.
***
Перемещен псаломщик Соборно-Успенской церкви города Мглина Арсений Калиновский — на псаломщическое место при Воскресенской церкви города Чернигова, 1 февраля 1901 года. Перемещен псаломщик Богоявленской церкви города Мглина Афанасий Пшеничный — к Соборно-Успенской церкви того-же города, 6 февраля 1901 года.
Черниговские епархиальные известия, № 4, 1901 год.
***
Утверждены членами Благочиннического Совета: 1-го Благочиннического округа Мглинского уезда — протоиерей Соборно-Успенской церкви города Мглина Константин Якимович и священник Спасо-Преображенской церкви города Мглина Митрофан Феодоровский и кандидатами по ним священники — села Нетяговки Кирилл Россинский и Кресто-Воздвиженской церкви города Мглина Иоанн Диесперов, 10 февраля 1901 года.
Черниговские епархиальные известия, № 5, 1901 год.
***
Преподается Архипастырское благословение за пожертвование в Успенскую церковь села Подбелова, Мглинского уезда, купцу города Трубчевска, Орловской губернии, Г.С. Курандину –полного священнического облачения, стоимостью 70 рублей; крестьянину села Подбелова Алексею Бацилеву – серебряного киота на икону Смоленской Божией Матери, стоимостью 150 рублей, напрестольного евангелия стоимостью 7 рублей, покрывала на престол, стоимостью 10 рублей, и покрывала на аналой, стоимостью 8 рублей; протоиерею соборной города Мглина церкви Константину Якимовичу – 21 аршина атласной и зеленой парчи, стоимостью 20 рублей, Давиду Смолке - подсвечника, стоимостью 8 рублей и крестьянину села Подбелова Алексею Бацилеву, церковному старосте села Подбелова, и прихожанам той же церкви за сооружение серебряного киота на иконы св. Феодосия, Черниговского Чудотворца, и св. Николая, Архиепископа Мирликийского, стоимостью 150 рублей.
Черниговские епархиальные известия, № 14, 1901 год.
***
Утверждены депутатами по училищным делам от Мглинского уезда священники: села Пьяного-Рога Петр Барзилович и села Нивного Николай Россинский и кандидатами по ним священники: соборной церкви города Мглина Иоанн Андриевский и села Осколкова Василий Молявицкий, 16 июля 1901 года.
Черниговские епархиальные известия, № 15, 1901 год.
***
Черниговский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества организовал чтения и собеседования о Святой Земле в 1900-1901 годы, которые способствовали распространению среди православных жителей епархии верных сведений о Святой Земле, целях и деятельности Палестинского Общества. Преосвященным Председателем Отдела, Преосвященнейшим Антонием, Епископом Черниговским и Нежинским, было предложено благочинным и священникам образовать особые комитеты для ведения чтений из духовенства и светских лиц, сочувствующих целям и задачам Палестинского Общества. Между всеми местами были распределены высланные советом Общества в распоряжение Отдела брошюры для ведения чтений и виды Палестины и листки для бесплатной раздачи. Кроме того Советом Общества были высланы в распоряжение Отдела туманные картины: серия в 100 картин на стекловидной бумаге и на стекле в количестве 36 комплектов. В выборе помещений для чтений комитеты не были стеснены. В большинстве местностей чтения велись в храмах и приурочивались к утренним или вечерним богослужениям, в некоторых селениях эти чтения предварялись или заканчивались чтением акафистов. Конечно, в большинстве случаев велись они по воскресным дням, но в великом посту некоторые отцы заведующие устраивали их на вечерних субботних богослужениях, когда по принятии св. тайн православные охотно и с любовью собираются послушать повествования о местах и событиях жизни и страданий Спасителя нашего. Чтения велись и в помещениях министерских и земских народных училищ, волостных правлений, сельских сборень. Чтения были организованы в 94 местах Черниговской губернии.
В городе Мглине участвовали: заведывающий благочинный священник Иоанн Андриевский, протоиерей Константин Якимович, священник Иоанн Диесперов и диакон Иоанн Барзилович; всех чтений было 15, из коих 6 было в Спасо-Преображенской церковно-приходской школе и иллюстрированы туманными картинами, а 9 – в соборно-Варваринском храме, предварялись чтения совершением вечерень и акафистов при участии соборного хора вначале под управлением псаломщика Калиновского, а затем господина Сагусаго; слушателей было до 100 человек на чтении.
Черниговские епархиальные известия, № 15, 1901 год.
***
Перемещены псаломщики Успенской церкви соборной города Мглина Василий Кибальчич и Успенской церкви села Нетяговки Мглинского уезда Александр Ярошевский, согласно их прошению, один на место другого, 24 января.
Черниговские епархиальные известия, № 4, 1904 год.
***
Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
Мглинский уезд. Мглин, Соборно-Успенская, каменной постройки 1830 года. Документы с 1780 года.
Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.
***
Здание Успенского собора выполнено в стиле позднего классицизма. К югу от собора находится сооруженная в русском стиле церковь Варвары. Храмы окружала невысокая каменная ограда конца 19 века, расчлененная лопатками на прясла с забранными решетками полуциркульными арками (не сохранилась). В ограде было несколько ворот с небольшими служебными постройками, увенчанными либо луковичными главками на высоких шеях (против главного и бокового входов в церковь Варвары), либо невысокими восьмериками с кокошниками и шатрами (против входа в собор). Несмотря на разностильность сооружений, комплекс производит впечатление цельности благодаря внушительности форм и живописности силуэта. В 1980-х годах храмы реставрированы: Успенский собор по проекту архитектора А.Г. Азарова, церковь Варвары - А.Г. Азарова и Г.П. Степаненко.
Собор Успенский - один из значительных в области памятников позднего классицизма с торжественно строгими и подчеркнуто монументальными архитектурными формами. Фундаменты бутовые, стены и своды кирпичные, снаружи и внутри оштукатуренные. Большой крестово-купольный четырехстолпный и пятиглавый храм соборного типа. Пространственная композиция отличается четкостью и лаконизмом: массивный квадратный в плане объем имеет в центре боковых и западного фасадов крупные четырехколонные входные портики с фронтонами, на восточном им соответствует слабый ризалит. Объем венчают тяжелые цилиндрические барабаны на низких четырехгранных основаниях со ступенчатыми аттиками и пологими куполами; они завершены небольшими глухими цилиндрами глав с яблоками и крестами. При этом большой центральный барабан господствует над меньшими угловыми, что еще более подчеркивает массивность завершения. Композицию первоначально обогащали две трехъярусные колокольни, стоявшие по сторонам западного фасада и соединявшиеся с ним узкими перемычками на уровне карниза.
Фасадный декор собора классически строг и лаконичен. Обработка стен (за исключением портиков и ризалита) горизонтальным рустом создает ощущение мощи, которое усиливают и сами портики - с массивными тосканскими колоннами на постаментах, широким антаблементом, квадратными нишами во фризе и модульонами в карнизе. Расположенные по сторонам портиков прямоугольные, лишенные наличников окна с сандриками помещены в большие плоские ниши. Их верхние полукруглые части решены как проемы второго света и отделены тягой, обходящей все фасады. Завершенные карнизами барабаны прорезаны арочными (центральный) и круглыми (боковые) проемами. К западному портику ведет широкая лестница.
Просторный интерьер собора разделен четырьмя мощными пилонами с арками между ними и стенами на девять пространственных ячеек. Более высокая и светлая центральная часть завершена барабаном с куполом, опирающимся на подпружные арки с парусами. Над угловыми ячейками поставлены меньшие купола на своеобразных дополнительных арках и парусах, благодаря чему эти ячейки также приобретают вертикализм. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами с перпендикулярными их осям распалубками над подпружными арками. В восточных угловых ячейках расположены приделы: Благовещения (южный) и Архангела Михаила (северный); над западной ячейкой устроены деревянные хоры с лестницей.
Гладкие, окрашенные масляной краской стены имеют штукатурные карнизы простых профилей. В центральной части сохранились настенные росписи 2-й половины 19 века, выполненные масляной краской по штукатурке: в куполе потемневшее изображение Саваофа, фигуры апостолов между окнами и полуфигуры евангелистов на парусах.
В классицистическом резном иконостасе собора были копии икон В.Л. Боровиковского из церкви Покрова в усадьбе Новая Романовка.
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область". 1998 год. Брянск.
***
… Главное для всей архитектурно-ландшафтной панорамы города, дошедший до нас памятник архитектуры и истории - Успенский собор. Он положил начало созданию соборного комплекса на обширной площади, определенной планом 1803 года.
Причины, побудившие мглинчан начать тяжкое для них строительство собора, были высокопатриотическими, глубоко традиционными. Собор Успения Богоматери построен "в память избавления Мглина от неприятельского нашествия и разорения в 1812 году, в знак достопамятного события оного, с общего согласия поставили на место существовавшей ветхой деревянной построить ... новую каменную трехпрестольную церковь".
3аказчиком были "жители города Мглина". Основным вкладчиком средств явился коллежский асессор Григорий Лишин, пожертвовавший "на начальные работы 10000 рублей ассигнациями наличными деньгами и почти столько же векселями". На деньги Лишина собор выстроен вчерне, почти с куполами, но впоследствии "возникли, как горы, неудобства", так как Лишин умер, а "граждане как от скудных обстоятельств 1812 года, от ежегодных неурожаев не оправились". Окончен собор строительством за государственный счет: 5000 рублей прислано из царского кабинета в 1827 году.
Начатое в 1815 году строительство завершилось в 1830 году, и 23 октября Успенский собор был освящен.
Документы не сохранили имени архитектора - автора проекта. В создании собора жители Мглина участвовали не только сбором средств, но, по-видимому, и широким обсуждением будущего главного архитектурного произведения города.
Цель для них была ясна - создать памятник, достойный всенародной победы в Отечественной войне 1812 года. И они нашли правильный путь достижения этой цели.
3а основу внешнего облика собора был избран рисунок герба города - триединая золотая башня - символ стойкости в защите Родины. Как и на гербе, в центре композиции главная "башня"- собор, по обеим сторонам от него - башни-колокольни, связанные с собором антаблементами с крышами в единое целое. Так понятно для каждого современность соединилась с древней историей города.
Достойный подражания архитектурный образец был найден поблизости.
В двадцати километрах от Мглина, в селе Ляличи (смотри Ляличи Суражский район Брянская область), за 20лет до начала строительства Успенского собора была построена церковь Екатерины. Ее проект разрабатывался в Петербурге виднейшим мастером архитектуры русского классицизма XVIII века Джакомо Кваренги и был великолепно осуществлен местными строителями. Мглинчане по достоинству оценили архитектуру Екатеринской церкви: редкий композиционный прием объемного построения храма полностью соответствовал их замыслу. Они использовали этот прием, усилив воздействие на зрителя мощью и силою архитектурных форм, заимствованных из арсенала древнегреческой дорики, элементы которой стали применяться в архитектуре русского классицизма начала XIX века.
Основанная на исторической, соединенной с удачно найденной архитектурной идеей, объемно-пространственная композиция собора своим главным фасадом обращена к реке. Собор широко раскинулся на высоком плато. Внушительные размеры и живописность силуэта сделали его главной доминантой города, господствующей над окружающим пространством и низкой застройкой. Он придал значительность всему облику города. Боковые колокольни, подпиравшие небо высокими шпилями, составляли своеобразную раму картине собора. В ее центре - мощный куб с выступающими четырехколонными портиками. Он увенчан пятью массивными цилиндрическими световыми барабанами с куполами и крестами на шарах.
Подчеркнуто строгий, даже суровый характер внешней архитектуры, плотное расположение пластичных архитектурных масс, крупный масштаб объемных элементов, лишенных измельченности деталей, разбивка поверхностей массивных стен горизонтальными рустами, карнизы простых профилей с малыми выносами, небольшое количество окон - прямоугольных, полуциркульных, круглых – все это создает ощущение монолитной мощи и непреоборимой силы, свойственной монументальному сооружению. Таким и должен быть памятник военной доблести и славы.
Собор с внешней стороны почти лишен декоративных элементов. Архитектурные формы его - это ясный язык архитектуры русского классицизма первой трети XIX века. Детали фасадов - ниши, тяги, триглифы и модульоны - не многочисленны, имеют упрощенный, схематизированный рисунок, соответствующий общей монументальности.
Греко-дорические портики с массивными колоннами и тяжелыми антаблементами несут пологие фронтоны - такие, как в Древней Элладе. Все элементы согласованы и "работают" на главную идею – придать собору впечатляющую силу и торжественность, выражающие триумф всенародной ратной победы.
Башни-колокольни располагались слева и справа от собора по линии его главного западного фасада. Их симметричное расположение выделяло главную "башню" - собор. Колокольни были трехъярусные. Верхний ярус их прорезан характерными для классицизма арками, с парой колонок в каждом проеме. Углы яруса оформлены трехчетвертными ионическими колоннами, вместе со стеной несущими яйцевидные крыши с высокими шпилями и крестами наверху. Второй и первый ярусы - это мощные основания башен, связанные антаблементами с кубом собора.
Участок собора был обнесен сравнительно невысокой каменной оградой в виде стены с пилястрами. По стене ритмично размещались полукруглые проемы, заполненные металлическими узорными решетками. Ограду прерывали несколько ворот, выделенных красивыми павильонами (помещения привратника, сторожки, часовни), архитектурно едиными с собором и колокольнями.
В таком законченном виде собор и явился в 1832 году взорам мглинчан. Памятник просто и естественно вошел в исторический ландшафт. Протяженность его фасада вторит вольному простору речной поймы. Узкая полоса белой ограды созвучна серебристой ленте Судынки. Она как бы повторяет обрыв берега, рельеф которого перекликается с пластикой объемов и куполов собора. Пронизанное воздухом многоглавие, ажурные верхи колоколен и сквозящая воздухом колоннада органично связывают массивную архитектуру собора с окружающим пространством. В обрамлении колонн портиков открываются виды на фрагменты города, реку и заречье.
Как и внешний облик памятника, композиция интерьера вызывает приподнятое и торжественное чувство устремленным вверх пространством. Свет, ниспадающий из-под центрального купола, дополняется потоками света четырех угловых барабанов. В интерьере создается весьма эффектная игра света и теней.
Совокупность внутренних пространств, свободно переходящих одно в другое и связанных вместе общностью центрально-купольной системы, позволяет воспринимать интерьер собора единым, расчлененным лишь арками пространством.
В плане собор не велик: двадцать на двадцать метров, без портиков и колоколен.
Ажурной преградой иконостаса выделены в восточной части три престола - соответственно трем частям внутреннего пространства. Как бы для равновесия с алтарем в западной части, над входом, сделаны деревянные хоры.
Интерьер не богат архитектурными элементами: карнизы штукатурные, простых профилей. Частично сохранились росписи, выполненные масляными красками по штукатурке. На центральном куполе просматривается изображение Саваофа. Живопись сильно потемнела. Между окон барабана - изображения фигур апостолов. Из четырех полуфигур евангелистов на тромпах между подпружными арками два изображения испорчены. Еще недавно в иконостасе находились четыре больших иконы - масляная живопись на досках – образцы мастерства профессиональных художников XIX века, заслуживающие внимания. Ныне они исчезли.
В 19З0-х годах колокольни собора и его ограждение были разобраны. Архитектурный образ памятника утратил значительную часть своего величия и идейно-исторического содержания. Неуважение к истории сыграло свою роковую роль. Уже в наше время без понимания важнейшей традиции древнерусского градостроительства, заключающейся в размещении значительных сооружений "лицом" к реке, к красивому природному или городскому ландшафту, к открытому для обзора месту, построили между собором и рекой здание кинотеатра. При этом повернули его задворками к заречной части города, к пойме, выставив на важный видовой план то, что не должно уродовать лик города.
После завершения реставрационных работ, конца которым, увы, не видно, предполагается разместить в бывшем соборе краеведческий музей.
"Архитектура малых городов брянского края", В.Н. Городков, 2008 год.