Престолы: Святой Великомученицы Варвары.
Год постройки: 1874 год. Действует.
Храм во имя Святой Великомученицы Варвары построен в 1874 году вместо прежнего, деревянного. Он входил в комплекс Успенского собора города Мглин. Предназначен для зимних Богослужений, в нем было три металлических печи, обложенных кирпичом. Две печи находились в храме, одна в Алтаре. Храм был закрыт в 1960 году, а с 1995 года началась его реставрация.
***
Здание Успенского собора выполнено в стиле позднего классицизма. К югу от собора находится сооруженная в русском стиле церковь Варвары. Храмы окружала невысокая каменная ограда конца 19 века, расчлененная лопатками на прясла с забранными решетками полуциркульными арками (не сохранилась). В ограде было несколько ворот с небольшими служебными постройками, увенчанными либо луковичными главками на высоких шеях (против главного и бокового входов в церковь Варвары), либо невысокими восьмериками с кокошниками и шатрами (против входа в собор). Несмотря на разностильность сооружений, комплекс производит впечатление цельности благодаря внушительности форм и живописности силуэта. В 1980-х годах храмы реставрированы: Успенский собор по проекту архитектора А.Г. Азарова, церковь Варвары - А.Г. Азарова и Г.П. Степаненко.
Своеобразный бесстолпный трехчастный пятиглавый храм в русском стиле. Сооружен из кирпича и побелен по кладке. В композиции доминирует основной объем - слегка вытянутый по оси восток-запад четверик, увенчанный пятью небольшими широко расставленными главами на постаментах (средняя световая, расположенные над углами глухие). К нему примыкают пониженные: пятигранная растянутая по ширине апсида и маленькая прямоугольная паперть с фронтоном.
Кирпичное убранство фасадов, подражающее формам русской архитектуры 17 века, отличается некоторой тяжеловесностью. Стены имеют высокий, отделенный профилированным поясом цоколь с крупными ширинками. На его выступы, как на пьедесталы, опираются украшающие фасады полуколонки с капителями (на углах тройные, собранные в пучки), которые членят боковые стороны четверика на три прясла, обработанные неглубокими нишами-филенками с аркатурой в завершении. Аналогичные полуколонки поставлены на углах апсиды. Венчает стены антаблемент с городчатым фризом и простым карнизом, перебитый на западном и восточном фасадах арочными киотами.
Основное помещение храма, перекрытое коробовым сводом, соединено широким проемом с алтарной апсидой, имеющей лотковый свод. В конце 19 - начале 20 века в алтарной нише написана масляными красками в духе позднего академизма композиция "Моление о чаше". Тем же временем датируется трехъярусный иконостас - типичный памятник русского стиля. Его декоративное убранство состоит из килевидных и трехлопастных обрамлений икон верхнего яруса, разнообразной формы колонок, отделяющих иконы друг от друга, и фризов с накладной резьбой геометрического рисунка.
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область". 1998 год. Брянск.
***
… Во второй половине XIX века, по соседству с Успенским собором, внутри его ограды, построен небольшой каменный храм, сохранившийся до наших дней.
Церковь Великомученицы Варвары сменила обветшавшую деревянную церковь. Построена она, как и собор, на средства прихожан.
Церковь "зимняя", то есть отапливаемая. Она представляет собой прямоугольный однозальный бесстолпный храм, в плане размером 12,5 на 14 метров. С восточной стороны к нему примыкает пятиугольная апсида, а с другой стороны - крыльцо-паперть, ныне утраченное. Церковный зал покрыт пологим четырехскатным шатром, апсида и паперть, не достигающие верха зала, покрыты пятискатной и двухскатной крышами. Большой шатер завершен граненой луковичной главой с крестом, которым вторят малые луковки на шейках над пирамидками кокошников по углам объема зала (завершения не сохранились).
Архитектура Варваринской церкви - это уже другая архитектурная эпоха в городе. Церковь построена в новорусском стиле, распространенном в России во второй половине XIX века. Для этого стиля характерно декоративное убранство фасадов, использующее мотивы и детали древнерусской архитектуры второй половины XVII века.
Углы здания закреплены пучками из трех полуколонн. Такие же полуколонны с кубоватыми капителями расчленяют на три части стены боковых фасадов, а углы алтарной апсиды отмечены малыми одиночными полуколонками. Стены между колоннами украшены нишами-филенками с аркатурным завершением на уровне капителей полуколонн. В середину ниши вписаны окна с арочным верхом. Все это придает нарядность облику здания.
Несмотря на стилевое отличие, церковь Варвары вписалась в соборный комплекс, будучи подчиненной более мощному и выразительному соседу - Успенскому собору. Своим сравнительно небольшим объемом она играет роль связующего звена между монументальной величественной архитектурой собора и рядовой малоэтажной застройкой. Эта ее важная градостроительная роль в последнее двадцатилетие XIX века утвердилась постройкой поблизости нескольких каменных одно- и двухэтажных зданий, близких по стилю архитектуре церкви.
"Архитектура малых городов брянского края", В.Н. Городков, 2008 год.