МГЛИНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ


Церковь Святой Великомученицы Варвары   Престолы: Святой Великомученицы Варвары.
  Год постройки: 1874 год. Действует.
  Храм во имя Святой Великомученицы Варвары построен в 1874 году вместо прежнего, деревянного. Он входил в комплекс Успенского собора города Мглин. Предназначен для зимних Богослужений, в нем было три металлических печи, обложенных кирпичом. Две печи находились в храме, одна в Алтаре. Храм был закрыт в 1960 году, а с 1995 года началась его реставрация.


***

  Здание Успенского собора выполнено в стиле позднего классицизма. К югу от собора находится сооруженная в русском стиле церковь Варвары. Храмы окружала невысокая каменная ограда конца 19 века, расчлененная лопатками на прясла с забранными решетками полуциркульными арками (не сохранилась). В ограде было несколько ворот с небольшими служебными постройками, увенчанными либо луковичными главками на высоких шеях (против главного и бокового входов в церковь Варвары), либо невысокими восьмериками с кокошниками и шатрами (против входа в собор). Несмотря на разностильность сооружений, комплекс производит впечатление цельности благодаря внушительности форм и живописности силуэта. В 1980-х годах храмы реставрированы: Успенский собор по проекту архитектора А.Г. Азарова, церковь Варвары - А.Г. Азарова и Г.П. Степаненко.
  Своеобразный бесстолпный трехчастный пятиглавый храм в русском стиле. Сооружен из кирпича и побелен по кладке. В композиции доминирует основной объем - слегка вытянутый по оси восток-запад четверик, увенчанный пятью небольшими широко расставленными главами на постаментах (средняя световая, расположенные над углами глухие). К нему примыкают пониженные: пятигранная растянутая по ширине апсида и маленькая прямоугольная паперть с фронтоном.
  Кирпичное убранство фасадов, подражающее формам русской архитектуры 17 века, отличается некоторой тяжеловесностью. Стены имеют высокий, отделенный профилированным поясом цоколь с крупными ширинками. На его выступы, как на пьедесталы, опираются украшающие фасады полуколонки с капителями (на углах тройные, собранные в пучки), которые членят боковые стороны четверика на три прясла, обработанные неглубокими нишами-филенками с аркатурой в завершении. Аналогичные полуколонки поставлены на углах апсиды. Венчает стены антаблемент с городчатым фризом и простым карнизом, перебитый на западном и восточном фасадах арочными киотами.
  Основное помещение храма, перекрытое коробовым сводом, соединено широким проемом с алтарной апсидой, имеющей лотковый свод. В конце 19 - начале 20 века в алтарной нише написана масляными красками в духе позднего академизма композиция "Моление о чаше". Тем же временем датируется трехъярусный иконостас - типичный памятник русского стиля. Его декоративное убранство состоит из килевидных и трехлопастных обрамлений икон верхнего яруса, разнообразной формы колонок, отделяющих иконы друг от друга, и фризов с накладной резьбой геометрического рисунка.
  "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область". 1998 год. Брянск.


***

  … Во второй половине XIX века, по соседству с Успенским собором, внутри его ограды, построен небольшой каменный храм, сохранившийся до наших дней.
  Церковь Великомученицы Варвары сменила обветшавшую деревянную церковь. Построена она, как и собор, на средства прихожан.
  Церковь "зимняя", то есть отапливаемая. Она представляет собой прямоугольный однозальный бесстолпный храм, в плане размером 12,5 на 14 метров. С восточной стороны к нему примыкает пятиугольная апсида, а с другой стороны - крыльцо-паперть, ныне утраченное. Церковный зал покрыт пологим четырехскатным шатром, апсида и паперть, не достигающие верха зала, покрыты пятискатной и двухскатной крышами. Большой шатер завершен граненой луковичной главой с крестом, которым вторят малые луковки на шейках над пирамидками кокошников по углам объема зала (завершения не сохранились).
  Архитектура Варваринской церкви - это уже другая архитектурная эпоха в городе. Церковь построена в новорусском стиле, распространенном в России во второй половине XIX века. Для этого стиля характерно декоративное убранство фасадов, использующее мотивы и детали древнерусской архитектуры второй половины XVII века.
  Углы здания закреплены пучками из трех полуколонн. Такие же полуколонны с кубоватыми капителями расчленяют на три части стены боковых фасадов, а углы алтарной апсиды отмечены малыми одиночными полуколонками. Стены между колоннами украшены нишами-филенками с аркатурным завершением на уровне капителей полуколонн. В середину ниши вписаны окна с арочным верхом. Все это придает нарядность облику здания.
  Несмотря на стилевое отличие, церковь Варвары вписалась в соборный комплекс, будучи подчиненной более мощному и выразительному соседу - Успенскому собору. Своим сравнительно небольшим объемом она играет роль связующего звена между монументальной величественной архитектурой собора и рядовой малоэтажной застройкой. Эта ее важная градостроительная роль в последнее двадцатилетие XIX века утвердилась постройкой поблизости нескольких каменных одно- и двухэтажных зданий, близких по стилю архитектуре церкви.
  "Архитектура малых городов брянского края", В.Н. Городков, 2008 год.


Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца