Драматург и прозаик Алексей Козин
"Пьеса "Если в сердце весна" с успехом прошла в Московском театре имени Ленинского комсомола, поставлена более чем в сорока театрах страны и продолжает завоевывать новые театры. Драматург чутко прислушивается к голосу жизни, глубоко и верно улавливает противоречия и конфликты, правдиво воспроизводит их в своем творчестве, помогая таким образом утверждать новое, преодолевать старые и отрицательные явления в жизни..." - так писала кандидат филологических наук К.А. Жаворонкова во вступительной статье к сборнику пьес А. Козина "Семь комедий".
Успех этой пьесы был действительно огромный. И одна из причин - знание жизни писателем. К тому же А. Козину известны законы сцены (сам был артистом и много играл).
Первая работа А. Козина, драматическая хроника в семи картинах "Виноградовцы", о героизме партизан Бежицкого городского отряда под командованием Александра Ивановича Виноградова, была опубликована в местном альманахе "Край родной" в 1949 году. Пьеса отражала действительные события Великой Отечественной войны, и все действующие лица были невыдуманны. Однако не была поставлена на профессиональной сцене, но на конкурсе на лучшую советскую пьесу вошла в число лучших двадцати пяти пьес.
В 1950 году в седьмом номере журнала "Затейник" была напечатана новая одноактная пьеса А. Козина "Встреча". Она привлекла внимание своим острым сюжетом и тем моральным зарядом, который несла в себе.
Школьники не уступили в автобусе место взрослому человеку. Так бы и прошел этот поступок никем не замеченным, в том числе и самими детьми. Но вот они встречаются с этим человеком на пляже, и выясняется, что он тот самый моряк, который стоял у штурвала корабля, эвакуируя детей из Одессы. Он уводил корабль от бомб фашистских самолетов. Детей спас, а сам был тяжело ранен в ноги. Дети с угрызением совести увидели, что он сейчас на протезах. А одному из них, Грише, стало не по себе, и он со всей искренностью, на которую был способен, выдохнул: "С сегодняшнего дня... Вот даю честное слово..."
Во втором номере альманаха "Край родной" (1952 год) Козин был представлен одноактной пьесой "Будет ли спектакль?" Затем с ней познакомил всесоюзного читателя журнал "Молодежная эстрада". Ее заметил и известный в стране драматург Ю. Чепурин. Разбирая целый ряд пьес того времени в статье "Конфликты подлинные и мнимые" (газета "Советское искусство" за 21 февраля 1953 год), он писал: "Когда начинаешь читать одноактную пьесу Алексея Козина "Будет ли спектакль?", лишний раз убеждаешься в том, какая же это великая сила в искусстве и литературе - знание жизни, понимание жизни, умение увидеть за малым большое. В пьесе Козина люди достоверны, ситуации правдивы. Легко и привольно персонажам потому, что в пьесе они чувствует себя как дома - все к месту..."
Что и говорить, оценка высокая и окрыляющая!
Бывают у пьес долгая жизнь и короткая. Некоторые пьесы А. Козина, прожив на сцене год, а то и того меньше, уходили в забвение. Но другим была суждена долгая жизнь.
Например, в уже названной вступительной статье к сборнику "Семь комедий" К.А. Жаворонкова писала: "В рядовом советском человеке он показывает патриота, для которого служение своему народу есть наивысший долг. Эти достоинства и определили успех одноактной пьесы "Будет ли спектакль?", написанной более десяти лет назад и до сих пор не утратившей своей свежести. Именно благодаря достоверности конфликта и ярким образам пьеса получила долгую жизнь".
А еще раньше, 9 июля 1958 года, Борис Привалов писал о пьесе А. Козина "Если в сердце весна": "основа удачи - актуальность поднятых спектаклем проблем. Молодежь должна ковать свое счастье собственными руками, безжалостно выкорчевывая иждивенческие настроения - вот главная тема водевиля".
"Основа удачи - актуальность проблем", и это вторая причина успеха пьес А. Козина. Драматург хорошо чувствовал проблемы и рожденные ими конфликты тогo времени, раскрывал их убедительно, с большим знанием жизни. Примером может служить его первая многоактная пьеса "Сильнее любви", впервые опубликованная в альманахе "Край родной" (№ 3, 1954 год) и поставленная Брянским драматическим театром под названием "О самом дорогом".
Подчеркнутый практицизм председателя колхоза Сыромятова и тяга людей села к культуре, их потребность в духовной жизни и рождают главный конфликт пьесы. Борьба развертывается на фоне семейно-нравственных отношений. Пьеса наполнена комическими ситуациями, в которые попадает не только Сыромятов.
Здесь уместно сказать о том, что Борис Лавренев, будучи председателем комиссии правления Союза писателей СССР, заметил пьесу и в журнале "Новый мир" опубликовал открытое письмо, в котором дал глубокий анализ пьесы. Оно потом вошло в шестой том собрания сочинений Б. Лавренева под заглавием "По поводу пьесы "Сильнее любви". Маститый драматург указывал автору на недостатки, давал советы, которыми А. Козин затем воспользовался при доработке пьесы.
В архивах Алексея Семеновича есть еще одно письмо Бориса Лавренева, написанное уже после того, как автор улучшил свое произведение. Кроме чисто профессиональных раздумий о пьесе, есть в нем и такие слова: "...Доработанная Вами, она стала на один уровень со многими пьесами, показанными на сценах наших театров, а пожалуй, и лучше многи..."
В 1956 году главный режиссер Брянского драматического театра В.М. Энгелькрон поставил спектакль "О самом дорогом". "Спектакль получился острый, волнующий, правдивый. Он всем своим содержанием отражает наиболее актуальные проблемы современности", - писал о нем В. Пименов в газете "Брянский рабочий".
Положительные рецензии дали также "Смена" и газета "Советская культура". Этот спектакль был записан на пленку и передан по Всесоюзному радио. Так Козин вышел на всесоюзную арену. И способствовало этому умение автора работать с театром, то была третья причина его успеха в драматургии.
Последующие годы для А. Козина характерны регулярной публикацией одноактных и многоактных пьес.
Очень тепло был встречен зрителями и новый спектакль Брянского драматического театра, поставленный в 1962 году режиссером, заслуженным артистом РСФСР А.Е. Беляевским по романтической драме А. Козина "Это знала березка". На него появились самые доброжелательные отклики в местной и центральной печати. Газета "Брянский комсомолец" всю третью полосу отвела под письма зрителей, высказывающих свое мнение об этом спектакле. Секретарь обкома ВЛКСМ Г. Ставрицкий писал: "Несколько раз пришлось посмотреть этот спектакль... Театр совместно с драматургом А. Козиным поднимает одну из важнейших проблем воспитания - воспитание юношей и девушек на героических традициях прошлого нашего народа и героизме современности..." Нет, не развлекательное начало было в спектакле главным, что сегодня случается нередко, а, гражданственность, идейно-эстетическая наполненность, окрыляющие душу и зовущие зрителя на добрые дела.
Роль Веры, заглавную в спектакле, дочери погибшей партизанки и сельского коммуниста, исполняла артистка Е. Секерина. Нет ни одного отзыва на этот спектакль, а их в то время было немало, в котором бы не отмечалась игра Е. Секериной. Жизненные образы сельских комсомольцев Фроси, Ефима, Олега создали актеры С. Ястребова и А. Бабаев, Н. Лисовский. А образ секретаря райкома ВЛКСМ Деснина - стал несомненной удачей автора и театра. Его сыграл О. Бордаиловский, который на страницах "Брянского комсомольца" так говорил о работе над спектаклем: "Когда пьеса была прослушана, то сразу возникло много различных мнений. Споры были и по содержанию пьесы, и в отношении характеров действующих лиц. И это вполне понятно. Актеры - народ требовательный. Все свои замечания мы высказали автору... Репетиции проходили взволнованно. Приходил автор, мы ему предлагали кое-что переделать. Алексей Семенович иногда соглашался, иногда нет. Но часто приходил и приносил новые, переделанные куски пьесы. Так в творческом контакте работали артистический коллектив и сам драматург".
Бордзиловский заметил характерную черту творческих особенностей А. Козина - требовательность, и она не раз помогала ему впоследствии при работе над романом "Операция на сердце", "Рождаюсь вновь".
Алексей Семенович Козин родился 30 марта 1913 года на железнодорожном разъезде "74 верста" Шучанского района Челябинской области. Окончил Шумихинский техникум паросилового хозяйства, а затем - Ивановское театральное училище. Участник Великой Отечественной войны. Имеет правительственные награды. Сразу же после войны прибыл в Брянск, где начал вести большую литературную работу.
Возглавляя книжную редакцию издательства "Брянский рабочий", Алексей Семенович помогал молодым литераторам области, читал, консультировал, редактировал рукописи. При создании Брянской областной писательской организации (октябрь 1963 года) он был избран ответственным секретарем. И все эти годы драматург собирал материалы об эвакуации Брянского паровозостроительного завода в Сибирь во время Великой Отечественной войны.
Писатель проехал также по ленинским местам, по которым провел потом и своих героев романа, Андрея Колесникова и его жену Зою. И, верный своему публицистическому призванию, он написал и очерк "По Ленинскому маршруту", опубликовав его в журнале "Культура и жизнь", который издавался в то время на русском, английском, испанском, немецком и французском языках.
Все это дало писателю большой материал для художественного осмысления трудового подвига брянцев. В своем романе "Операция на сердце" он создал интересные образы рабочих: Филаткин а, который сумел восстановить мартен без магнезитового кирпича, мастера на все руки - дядю Володю, лекальщика Зимина, мастера цеха Зайцева, затравленной врагами сестры Колесникова - Серафимы Егоровны. Волнует читателя драматичная судьба Ларисы Чайкиной. Чувство омерзения вызывает в душе предатель Лапышев, тайно приведший карателей к партизанской землянке отряда. Писатель взял этот образ из жизни. Лапышев (в действительности Латышев) до войны работал на паровозостроительном заводе, что тем более удивляло партизан. Диалог, бросающий свет на причины этого предательства, написанный с мастерством драматурга, хотелось бы привести здесь.
"Никита Иванович, расцепив партизанский круг, остановился перед Лапышевым. Глядя ему в лицо и вдумываясь в слова, спросил:
- У меня к тебе, Лапышев, свой вопрос. Скажи, положа руку на сердце, начистоту скажи ... - говорил он, спрятав злобу, даже мягко. - Как ты мог... предать Советскую власть? Почему? Для чего? Что тебя толкнуло?.. Я вот не пойму этого.
Площадь затаила дыхание.
- Коль спрашиваешь по-хорошему ... отвечу. - Лапышев потер рукой горло, выпрямился, расправился в плечах. - Наивный ты, Никита, - сверкая помутневшими зрачками, едко выговорил он. - Не обижайся на слово. Неужто думаешь, что все, как есть, и любят ее, эту твою Советскую власть? - Выпалив, Лапышев, замер, ожидая расправы. Толпа тоже ждала от Никиты Ивановича грома. Но он вдруг улыбнулся и широко, не торопясь, торжествующе сказал:
- Не много же вас ... таких ... нашлось. С нашего завода в лес ушло ровно полтысячи! А таким ты один оказался..."
Удачей автора можно назвать образы директора завода Андрея Колесникова, секретаря парткома Никиты Ивановича Шпагатова и секретаря горкома партии Романа Владимировича Рябинина. Колесников - руководитель именно того времени, когда приходилось изыскивать все самому, когда у страны не было "лишнего" ни одного рубля, ни одного агрегата и ни одного человека, когда надо было организовывать и вести народ на трудовой подвиг, не обещая ни заработков, ни благ, кроме разве что хлебной карточки. И естественно, волевые решения и обращение к энтузиазму простых людей преобладали в практике молодого директора. На первый взгляд кажется, что в большом деле восстановления завода Колесников не жалеет не только себя, но и людей, затем убеждаешься, что он сросся с ними, радуется их радостью, горячится их горячностью, болеет их болью. Он плоть от плоти их.
Полная противоположность Колесникову – главный инженер Вениамин Львович Лисичанский. У него, конечно, все рассчитано, он не пойдет агитировать рабочих, не возьмется с ними за один канат, чтобы крикнуть, перемещая с места на место станок: "Р-р-раз, два ... девки идут!.. Р-р-раз, два - есть дадут!.." Нет, он солидно постоит или же равнодушно пройдет мимо этой картины. Он не повысит голоса в горячке. Разве что может объявить выговор в приказе, который будет висеть на стенке. Лисичанский любит расчет и порядок, но не любит ... людей. И естественно, люди ему платят тем же. Так уезжают от него замечательные рабочие Гриша и его жена Кланя.
Но и таких руководителей, как Колесников, нужно дополнять, чем-то уравновешивать их неуравновешенный характер, ставить в определенные рамки неугомонную, безудержную в своих порывах натуру. Здесь-то вот и раскрывается роль вожака заводских коммунистов Никиты Ивановича, бывшего партизанского командира. Но более всего оказывает влияние на Колесникова, учит его диалектике руководства секретарь горкомапартии Рябинин. Нелишне, пожалуй, для характеристики партийных черт Рябинина привести отрывок из романа. Рябинин прибыл комиссаром в полк, которым командовал тогда «теперешний секретарь обкома ... молодой, но заносчивый, считавший, что все постиг, все знает...» Солдаты пели нестройно и без охоты. Далее идет диалог:
- Плохо поют, - сказал комиссар командиру.
- Знаю, - ответил тот, свысока улыбнувшись в жиденькие усы.
- Значит, так и воюют.
Командир полка долго и недружелюбно разглядывал щуплого комиссара с ног до головы, повернулся и ушел, не сказав ни слова.
А вскоре пришлось в бою побывать. Потрепало их полк, на чем кости только унесли. Полковник спросил, да еще в кругу своих командиров:
- Так что, комиссар, с песен начнем?
- С песен. С души, - твердо ответил Рябинин.
Много труда пришлось вложить. Сколько сомнений, разочарований было. Душа - она, как говорят, потемки, тут ничего не отрубишь, ничего не пришьешь. Обновлять, лелеять, растить - единственный путь. Но зато, когда молодой комиссар собрал все ниточки в кулак и стал управлять душами людей в полку, командир лучшего друга не чаял. Так они и до сих пор в дружбе...
Вот этот человек, комиссар по самой своей сути, и ставил Колесникова на место, когда тот слишком зарывался, и поднимал его на высоту, соответствующую командиру производства того времени, когда это было необходимо.
По инсценировке этого романа Брянский драматический театр поставил драму "Огонь людской" (режиссер Ю. Погребничко, художник Ю. Кононенко). "Брянский рабочий" откликнулся на постановку большой подборкой писем зрителей. В одном из них говорилось: "С первых минут спектакля ощущается живая связь отражаемых на сцене героических дней с нашим временем. Эта связь - в четкой смене почетного караула юнармейцев у памятника, в могучем дыхании цехов машиностроительного завода". А 20 апреля того же года "Литературная Россия" опубликовала рецензию своего специального корреспондента Инны Ганелиной "Зарево жизни", в которой есть такие слова: "Вызывает огромное волнение сцена, где старый рабочий (В. Васильев) откапывает ящик, в котором спрятан заводской гудок. "Вся округа по голосу его знает. Он революции гудел!" - объясняет старик молодежи. А потом, в конце спектакля, мы вновь слышим этот голос, когда заводской гудок возвещает о возрождении завода.
Зритель взволнован еще и потому, что он хорошо знает: это не вымысел автора, а сама действительность. Заводской гудок прогудел на одиннадцатый день после освобождения Брянска. Через две недели заработало динамо - в школе загорелось электричество. Через двадцать пять дней починили вагранку и дали первый чугун, через тридцать пять дней была первая плавка стали. Лучшие эпизоды спектакля связаны с восстановлением завода..."
Алексей Семенович продолжал работать над новой пьесой, а незадолго до своей смерти сдал в издательство свою новую книгу "Чтобы цвели подснежники", которая посвящена борьбе советских людей за мир, дорогому его сердцу Брянскому машиностроительному заводу.
"Брянщина литературная", Парыгин В.П., 1985 год.