Марина Сергеевна Юницкая родилась 26 февраля 1929 года в Брянске. Окончила Брянскую среднюю школу № 1 и в 1951 году - Московский полиграфический институт. До 1954 года работала старшим редактором книжного издательства города Грозного, после возвращения в Брянск — в редакции "Брянского комсомольца", с 1960 по 1984 год - редактором общественно-политических, литературно-драматических и молодежных передач областного телевидения. Печататься начала в газете "Брянский комсомолец". Стихи писала с детства. Печаталась в Москве, на Северном Кавказе, в Белоруссии, в Киеве, в Туле и Орле, в Смоленске, в Свердловске и других городах. М.С. Юницкая - автор сборников стихотворений "Сердце зовет" (1959), "Встречи, разлуки" (1962), "Еще о нежности" (1964), "Земное наше притяженье" (1968), "Голубика моя, голубика" (1975), "Тихое лето" (1980), "И только о любви мы будем говорить" (1992), "У каждого свое море или длинные записки" (2006), "Февральские метели" (2007). Руководила литературным объединением "Родник". В 1965 году М. Юницкая принята в члены Союза писателей СССР. Она также является членом Союза журналистов. Лауреат премии А.К. Толстого "Серебряная лира" 2001 года. Живет в Брянске.
***
Учили работать на совесть...
Я по рукам определить умею
Судьбу и жизнь любого человека.
Понятны и близки мне руки тех,
Кто, не боясь ни ссадин, ни мозолей,
Берется в жизни за любое дело.
Таким рукам понятны и близки
Размах кувалды, как весна, широкий,
И четкость строгая тончайших линий,
И точность, что микроном не измерить.
Такие руки все всегда умеют
И никогда нигде не подведут...
Сколько их, стихотворений о руках кузнецов и хлеборобов, написано и молодыми, и маститыми поэтами? Они порой украшены изысканными рифмами, выдержаны в строгих классических ритмах, а иногда и преднамеренно лишены благозвучия. Но многие ли из них остались в нашей памяти?
Стихотворение Марины Юницкой, отрывком из которою начата эта статья, написано двадцать лет назад, но и сегодня не утратило своего гражданского пафоса, совpeмeнного звучания. Оно глубоко социально, посвящено труду, которым занимается человек, а он очень разнообразен:
...Есть руки тонкие и умные, как лица,
По ним прочтешь судьбу изобретений.
И будущее самым светлым оком
Вдруг на тебя посмотрит через них.
...Есть руки, нервные и чуткие, как струны.
Из них струится музыка потоком.
Они всегда собою недовольны
И совершенства ищут через труд.
Таким рукам - почет и уваженье.
Таким рукам - и песни и раздумья.
Таким рукам - и слава и стихи!
Казалось бы, композиционно стихотворение закончено. Но завершающими строками поэт "поворачивает" перед читателем тему неожиданной стороной. И мажорная музыка стихотвоpения становится суровее, драматичнее.
Но знаю: и таких немало рук,
В которых глохнет и немеет звук.
Зато они умело убивают.
Они гребут к себе и для себя,
Не чувствуя, не мысля, не любя.
Они способны солнце задушить...
Я ненавижу их до глубины души!
Стихотворение характерно для той части творчества М. Юницкой, в которой наиболее явственно звучат гражданские мотивы, чувствуются упругие ритмы труда.
Эта тема представлена и во всех последующих сборниках М. Юницкой - "Земное наше притяжение", "Голубика моя, голубика", "Тихое лето".
Приучали нас с детства к труду.
И учили работать - на совесть.
Ты идешь, он идет, я иду,
Продолжая великую повесть...
Эта повесть продолжена М. Юницкой и в стихотворениях "Поют про ландыши девчата", "Тетя Катя", "Наш паровоз", посвященном памяти старых большевиков, паровозных машинистов Сергея Даниловича и Константина Даниловича Юницких, отца и дяди поэтессы, "Наш добрый хлеб", "Мои герои", "Болгарский узор" и в других.
Как бы подчеркивая особенность и серьезность этой тематики, М. Юницкая ищет более спокойные и строгие ритмы, иногда используя белый стих, как в стихотворении "Руки" и "Болгарский узор".
Болгарский крест, ты украшал хатенки,
Землянки и промерзшие квартиры.
Узор был прост, гляделся так нарядно.
И от него сердца людей смягчались,
И всем хотелось в жизни красоты.
Читая белый стих М. Юницкой. Я каждый раз ловлю себя на мысли, что эта форма, столь удачно представленная стихотворениями "Руки", "Болгарский крест", "Двадцать лет сбрасывали липы…", "В гостях на юге", не использована поэтессой до конца. Мне все думается, что М. Юницхая могла бы создать еще немало серьезных стихотворений обращаясь именно к этой форме.
Уже в своем первом сборнике "Сердце зовет" среди стихов простых, непритязательных и, даже несколько наивных, есть стихи с большими художественными обобщениями. В них ощутимо беспокойство за судьбы людские: "Мы ругаем многое, потому что любим, потому что хочется больше счастья людям..." "Может, жить не торопиться, потихоньку, полегоньку? Чтоб улыбчивые лица, чтобы хмурое - в сторонку? Чтоб все тихо и прилично: не обидишь - не обидят, чтоб в удобной жизни личной дальше носа не увидеть? Нет! На то и срок отмерен, чтобы в жизнь врываться смело, чтобы внук твой был уверен, что ты в жизни что-то сделал".
Были в том сборнике и гневные слова о мещанстве, порождающем равнодушие к жизни, накопительство. Была небольшая героическая поэма "Неизвестной", скорее относящаяся к стихотворному рассказу, о девушке-партизанке, взорвавшей фашистский эшелон.
В последующих сборниках поэтесса продолжает разрабатывать эти темы. Более устойчивой становится форма ее стихов. Она пытается уйти от позы оратора. Не теряя своих свежести и раскованности, стихи ее становятся гражданственнее:
Если нет у тебя друзей, -
Значит, в чем-то ты плох и слаб.
А людей не вини за это.
Если нет у тебя врагов, -
Значит, плох ты и слаб вдвойне.
И себя не хвали за это.
Более пристально вглядывается она в окружающую действительность, делает попытки разобраться в самой себе, глубже заглянуть в свою душу. Вот характерное в этом смысле стихотворение "Еще о нежности", давшее название третьему сборнику.
Прикрывшись напускной небрежностью
Иль напрокат суровости набрав.
Мы так надежно прячем свою нежность,
Что начисто ее лишаем прав.
Нет, мы душевно вовсе не невежды,
Но чувства искренние так просты...
Нам кажется, мы защищаем нежность,
А сами равнодушие растим.
По-прежнему она находит и гневные слова, и говорит с брезгливостью о тех, кто "молчит при тебе", а "без тебя "шу-шу"..." "Для тихонь криводушных – нету слов у меня..." В этом смысле есть у М. Юницкой стихи, которые представляются мне принципиальными:
Большое счастье - счастье подарить.
Еще богаче станешь счастьем.
А ты - способен только ныть
И без конца просить участья.
Какой ты бедный! Как мне жаль тебя!
Вовек тебе не быть счастливым:
Любви к себе ты просишь, не любя.
На бедность подадут, и отойдут брезгливо.
Несколько строк, а xaрактерны и того, к кому стихи обращены, и того, кто их писал, проявлены с достаточной ясностью. Эти строки никак не назовешь интимной лирикой.
Обычна у поэтесс в первых сборниках преобладают стихи о любви. У М. Юницкой таких стихов немного, да и рождены они более разумом, чем сердцем,
Мне теперь от тебя никуда не деться.
Убегу. А толку? А толку - на грош.
Все равно отыщешь. Возьмешь мое сердце,
Бросишь весело - и разобьешь...
Выбирая стихи этого плана из шести сборников М. Юницкой, увидим, что любовь лирической героини всегда восторженная и "очень молодая...", хотя и не лишена она страданий и женских слабостей:
Мне сегодня - восемнадцать.
И не более.
Сердце разрывается от боли.
Потому что - не любить я не могу.
А любить - любить нельзя. Не лгу.
В стихах М. Юницкой "полуправды" и "полулжи" нет - есть чувства, всегда открытые, искренние.
И еще об одной стороне творчества М. Юницкой - ее стихи в абсолютном большинстве имеют конкретный адресат. Многие из них посвящены добрым ее знакомым, известным людям, например, солдатским вдовам, народным песенницам брянских сел Летошники и Дорожево, Герою Социалистического Труда Е.В. Баранавой, некоторые стихотворения и поэмы прямо названы именами героинь "Васса Антонна", "Тетя Катя", "Венька", "Тамара", "Натка-делегатка" и т.д. В названиях ее стихов мы узнаем и свой край - ("Брянский лес", "Ревна", "Какие имена у наших сел! Черемуха, Крапивники..." и т.д.).
Марина Сергеевна Юницкая родилась 26 февраля 1929 года в городе Брянске. В этом городе она училась, в областных газетах печатались ее первые стихи. Несколько лет - после окончания вуза - она работала в газете "Брянский комсомолец" и потам многие годы - редактором областного телевидения. И вполне естественно, что у нее есть душевные слова о родном городе:
Каждый город хорош, в каждом люди красивые,
И глаза у любимых повсюду ясны.
Но во всей необъятной Синеокой России
Для меня самый лучший - мой Брянск у Десны.
В одной из аннотаций к книге М. Юницкой есть такие строки: "Поэтической манере брянской поэтессы Марины Юницкой свойственны простота и задушевность разговора, доверительность. Автор любит природу, искренних и открытых людей; глубоким проникновением в суть жизненных явлений, раздумьями над судьбами людей отличается большинство стихотворений новой книги. Они полны гражданского звучания, чуткости, внимания к человеку".
Этими добрыми словами и закончим статью о ее творчестве.
"Брянщина литературная", Парыгин В.П., 1985 год.