ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ БРЯНСКОГО КРАЯ

Экспертное мнение


БИЗЮКОВ ИВАН ЕГОРОВИЧ


Бизюков Иван Егорович  Иван Егорович Бизюков родился 22 августа 1919 года в деревне Лахи Рославльского района Смоленской области в семье железнодорожника. В 1937 году, продолжая семейную традицию, пошел работать на железную дорогу стрелочником. В 1939 году был призван в Красную Армию и направлен в железнодорожные войска. Служил в 82-м отдельном железнодорожном батальона, расквартированном на Западной Украине. С первых дней Великой Отечественной войны командир отделения сержант Бизюков - на фронте. Первый бой принял в Тернополе, где активизировались националисты. Потом были Киев и Полтава, Харьков, Воронеж и Елец. Основной специальностью сержанта на войне стало саперное дело. Отступая, 82-й железнодорожный батальон выполнял заградительные работы, и саперы Бизюкова на всем пути от Прикарпатья до Воронежа и Ельца взрывали мосты, пути и другие железнодорожные объекты. Когда наши войска перешли в наступление, саперы отделения сержанта Бизюкова шли впереди железнодорожной части, очищая от мин насыпи, станции, опоры мостов и другие сооружения. Сложность работы воинов-железнодорожников заключалась в том, что нельзя было пользоваться обычными миноискателями, так как они реагируют на металл, а на мостах и на путях он всюду. Пользовались только щупами и другими приспособлениями. Сержант Бизюков считался одним из лучших саперов части, на его счету были сотни обезвреженных. Особенно сложным было разминирование под артиллерийским или минометным обстрелом врага. Так осенью 1942 года отделению Бизюкова было приказано срочно разминировать перегон. Железнодорожное полотно, откосы, полоса отвода, трубы для пропуска вод - все было напичкано минами. Пожухлая высокая трава, консервные банки, оборванные провода, проволока и груды других предметов затрудняли воинам поиск и обезвреживание заминированных мест. Легкое прикосновение - и неминуем взрыв. На этом перегоне обезвредили более 290 мин. Выручали интуиция, опыт, изучение хитростей врага и осторожность, помноженная на бдительность. С февраля 1943 года линии Елец-Верховье и Елец-Касторная приобрели стратегическое значение. По ним, когда развернулась подготовка Курской битве, сотни эшелонов перевозили от Волги к Орлу и Курску войска генерала К.К. Рокоссовского. Саперы Бизюкова обезвреживали вражеские мины, в том числе и замедленного действия, только после их работы можно было приступать к восстановлению мостовых переходов, пути и организовывать движение поездов. Боевой путь привёл Бизюкова на Верховье и в Орел, где он со своим отделением разминировал территорию Орловского узла. Отступая, противники старались привести железнодорожные линии в такое состояние, чтобы их невозможно было восстановить. На станции Орел они взорвали буквально каждый рельс, каждое станционное здание и сооружение. Затем были Брянск и Гомель. Командованием Брянского фронта сержант Бизюков был представлен к боевой награде. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года "за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени" сержанту Бизюкову Ивану Егоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот". 21 декабря 1943 года заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР А.М. Кирхенштейн в Кремле вручил ему орден Ленина и медаль "Серп и Молот". Из Москвы вернулся в Гомель, продолжал разминировать Белорусскую железную дорогу и везде оставлял "визитную карточку": "Проверено. Мин нет. Сержант Бизюков". В 1943 году его принят в члены ВКП/КПСС. В апреле 1944 года Бизюков был направлен на учебу в Ярославль, где тогда находилось Ленинградское ордена Ленина Краснознаменное училище военных сообщений имени М.В. Фрунзе. Здесь было создано отделение героев во главе со старшиной Гаркавенко. Окончив учебу, вернулся в свою часть офицером. Войну закончил в столице Латвии городе Риге. Весной 1946 года был демобилизован. Переехал в Брянскую область к жене. Получил назначение на станцию Орджоникидзеград в Брянской области, где и работал дежурным по станции. В 1950 году закончил Московскую дортехшколу и был направлен в Брянск начальником станции. В 1954 году переведен на станцию Белые Берега между Брянском и Карачевом; затем была Волоста-Пятница у город Вязьма Смоленской области. В 1962 году Иван Егорович снова вернулся в Брянск, где работал на заводе "Литий" диспетчером. В 1979 году стал персональным пенсионером союзного значения. Жил в городе Брянске. Умер в 1998 году. Похоронен в Брянске. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалями.


***


  Главный путь.

  В позолоте сентября и трубных звуках в Брянск приходит самый главный праздник - День города. 17 сентября 194З-го бойцы Красной армии выбили гитлеровских оккупантов с нашей земли. В их честь про гремят марши и салюты. К обелискам и памятникам лягут цветы. А брянские железнодорожники теплым словом помянут командира отделения минно-подрывного взвода 82-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона 17-й железнодорожной бригады Ивана Бизюкова.

  Уроженец Смоленской области, потомственный железнодорожник, Иван Егорович не только был в числе воинов, освобождавших Брянск, но и участвовал в послевоенном развитии города. Его заслуги отмечены высоким званием Героя Социалистического Труда и знаком "Почетный железнодорожнию". В 2010-м на станции Орджоникидзеград была открыта мемориальная доска в его честь. А начинал свой трудовой путь Бизюков стрелочником. Когда он впервые пришел на работу, кто-то в шутку сказал, что быть ему начальником, и угадал. Но для начала Ивану пришлось пройти серьезную школу жизни. И испытание. Войной.

  Первый бой летом 1941-го Бизюков принял в Тернополе. Потом были Киев и Полтава, Харьков, Воронеж и Елец. Основной специальностью Бизюкова на войне стало саперное дело. Отступая, его 82-й железнодорожный батальон выполнял заградительные работы, от Прикарпатья до Воронежа и Ельца взрывая мосты, пути и другие железнодорожные объекты.

  Когда наши войска перешли в наступление, саперы отделения сержанта Бизюкова шли впереди железнодорожной части, очищая от мин насыпи, станции, опоры мостов и другие сооружения. Сложность работы, воинов-железнодорожников заключалась в том, что нельзя было пользоваться обычными миноискателями, так как они реагируют на металл, а на мостах и путях он повсюду. Пользовались только щупами и другими приспособлениями, зачастую работая под артиллерийским или минометным обстрелом врага. Сержант Бизюков считался одним из лучших саперов части, на его счету были сотни обезвреженных мин.

  Осенью 1942 года отделению Бизюкова было приказано срочно разминировать перегон. Железнодорожное полотно, откосы, полоса отвода, трубы для пропуска вод - все было напичкано минами. Пожухлая высокая трава, консервные банки, оборванные провода, проволока и груды других предметов затрудняли воинам поиск и обезвреживание заминированных мест. Легкое прикосновение - и неминуем взрыв. На этом перегоне обезвредили более 290 мин. Выручали интуиция, опыт, изучение хитростей врага и осторожность, помноженная на бдительность.

  С февраля 1943года линии Елец-Верховье и Елец-Касторная приобрели стратегическое значение. По ним, когда развернулась подготовка к Курской битве, сотни эшелонов перевозили от Волги к Орлу и Курску войска генерала К.К. Рокоссовского. Саперы Бизюкова обезвреживали вражеские мины, в том числе и замедленного действия, только после их работы можно было приступать к восстановлению мостовых переходов, путей и организовывать движение поездов. Иван Егорович везде оставлял свою "визитную карточку": "Проверено. Мин нет. Сержант Бизюков".

  Командованием Брянского фронта Бизюков был представлен к награде "за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени". 21 декабря 1943 года в Кремле ему вручили орден Ленина и медаль Героя Соцтруда "Серп и молот".

  Весной 1946 года Бизюков, демобилизовавшись, переехал в Брянскую область к жене. Получил назначение на станцию Орджоникидзеград, где работал дежурным. В 1950 годуокончил Московскую дортехшколу и стал начальником станции. В 1954-м переведен на станцию Белые Берега, затем в Волоста-Пятницу у Вязьмы. В 1962-м Иван Егорович снова вернулся в Брянск, где работал на заводе "Литий" диспетчером. B 1979 году стал персональным пенсионером союзного значения. Уже 18 лет его нет с нами. Но память о герое живет. И не только в ставшем родным Брянске.

  Год назад в День железнодорожников в Тимашевске, где дислоцируется бригада, с которой Иван Егорович прошел войну, появилась Аллея Героев. В парадном строю 27 памятников, в том числе и бюст сержанта Бизюкова. На Героев Советского Союза и Социалистического Труда равняются новые поколения защитников Родины.

Газета "Брянский Рабочий", 15 сентября 2016 года.