ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ БРЯНСКОГО КРАЯ

Экспертное мнение


МАРЧЕНКО ИВАН ТИХОНОВИЧ


  Родился в рабочей семье 25.07(07.08).1908 года в городе Брянск. В 1924 поступил учиться в школу фабрично-заводского ученичества при паровозном депо станции Брянск, по окончании которой работал слесарем, затем помощником машиниста паровоза. С 1929 года – член ВКП(б). В 1935 окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. С 1935 работал в должности инженера-проектанта, затем назначен заместителем начальника факультета, а через год руководителем аспирантуры в том же институте. В 1938 – начальник политического отдела Западной железной дороги (Смоленск, Москва). С началом Великой Отечественной войны по поручению ЦК ВКП(б) вел работу по созданию партизанских отрядов в Смоленской обл. В 1943 назначен начальником центральной группы контроля Министерства путей сообщения, в 1944 – директором паровозоремонтного завода в городе Великие Луки. С 1946 работал начальником Московского отделения Западной железной дороги. В 1951 избран первым секретарем Советского райкома ВКП(б) города Москвы, в 1954–1959 был вторым секретарем Московского горкома КПСС. В мае 1959 года избран первым секретарем Томского обкома КПСС. Дважды, в 1956 и 1962, избирался депутатом Верховного Совета СССР, был членом ЦК КПСС. Избирался делегатом 22 съезда партии с правом решающего голоса. В ноябре 1965 освобожден от обязанностей первого секретаря обкома и назначен министром местной промышленности РСФСР. Награжден орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени (дважды), Ленина, медалью "Партизан Великой Отечественной войны" 1-й степени. Умер 14.09.1972 года в Москве.


***


  Иван Тихонович Марченко, материалы к биографии (к 40-летию со дня смерти).

  "В России память замечательных людей быстро исчезает по причине недостатка исторических записок", - сетовал А.С. Пушкин, вспоминая свое африканское происхождение от прадеда Ганнибала, жизнь которого была известна ему только по семейным преданиям.

  Высказывание великого поэта не потеряло своей актуальности до сего дня. Множество наших замечательных земляков, прославивших Брянский край в ХХ веке, еще ждут своих биографов. Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с биографией Ивана Тихоновича Марченко (1908-1972). Уроженец Брянска, выходец из семьи железнодорожника, благодаря своему трудолюбию и настойчивости он сделал выдающуюся карьеру советского руководителя, дослужившись до первого секретаря Томского обкома партии и министра местной промышленности РСФСР.

  Иван Тихонович Марченко родился в городе Брянске 26 июля (по старому стилю) 1908 года в одном из рабочих поселков при станции Брянск-II. Отец его, Тихон Иванович Марченко (? - 1929), происходил из крестьян села Алешенка (Богородицкое) Пролысовской волости Трубчевского уезда (село Алешенка Навлинский район Брянская область). Переехав на постоянное жительство в Брянск в 1901 году, он до конца жизни работал кондуктором поездов Московско-Киевской железной дороги. В его семье было 8 детей.

  Жизнь рядом с железнодорожной станцией и пример отца не могли не повлиять на выбор трудового пути Иван Тихоновича. После окончания железнодорожной школы и фабрично-заводского училища при паровозном депо станции Брянск-II, в декабре 1927 года (в 19 лет) он стал слесарем-бригадиром паровозного депо, где проработал до ноября 1930 года.

  В 1925 году, уже будучи рабочим, Иван Тихонович вступил в ряды ВЛКСМ, а в сентябре 1928 года (т.е. в 20 полных лет) он стал кандидатом в члены ВКП(б). Зарегистрировал его Фокино-Володарский районный комитет.

  Через 7 месяцев, в апреле 1929 года, Иван Тихонович вступил в партию. Видимо, уже тогда он активно занимался общественной работой и обратил на себя внимание заводской администрации и парткома. Следует, однако, обратить внимание и на следующее обстоятельство. В 1924 году, после смерти Ленина, руководство страны объявило так называемый "ленинский призыв" в партию. В специальном постановлении Пленума ЦК РКП(б) "О приеме рабочих от станка в партию" было предписано принимать в партию исключительно рабочих, занятых в промышленном производстве; особое внимание уделялось вовлечению в РКП(б) рабочих-комсомольцев. Только с 22 января по 15 мая 1924 в члены партии было принято 240 тысяч человек, из них 92,4% рабочих. Как правило, преимуществом пользовались молодые рабочие, которые вступили в сознательную жизнь уже после 1917 года. Преимущественный набор в партию рабочих продолжался и в последующие годы. Если в 1926 году ВКП(б) насчитывала 1088 членов и кандидатов, то в 1930 году - около 2 миллионов. Столь масштабное обновление партийных рядов было инициировано И.В. Сталиным не случайно: оно позволило ему укрепить свою власть, лишить ленинскую гвардию большевиков руководящей роли и расправиться с оппозицией (в частности, с Л.Д. Троцким, который в октябре 1927 года был исключен из ЦК, а в ноябре того же года - из партии).

  Таким образом, на фоне такой внутрипартийной борьбы вступление в партию совсем еще юного Ивана Тихоновича (и вступление стремительное - он пробыл кандидатом всего 7 месяцев) объяснимо и закономерно.

  После окончания в 1930 году шестимесячных курсов по подготовке во ВТУЗ, организованных Брянским участковым комитетом профсоюза железнодорожного транспорта, Иван Тихонович в том же году поступил на электротяговый факультет Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта имени Э.Я. Рудзутака (ЛИИЖТ). Ныне это Петербургский государственный университет путей сообщения.

  По окончанию института в 1935 году с дипломом инженера по электроподвижному составу он остался работать инженером-проектантом в проектном бюро родного института.

  В 1935 году Иван Тихонович женился на Лидии Васильевне Сиверцевой (1911-1978), в браке с которой он прожил всю жизнь и воспитал трех замечательных сыновей: Юрия, Игоря и Валерия.

  В 1936 году Иван Тихонович стал сначала помощником, а затем заместителем начальника факультета электрификации. Через полтора года, в ноябре 1937 года, Иван Тихонович был назначен на должность заместителя начальника научно-исследовательского сектора и начальника аспирантуры ЛИИЖТ. В то время ему было 29 лет. Но проработать в этой должности ему пришлось недолго, чуть меньше года.

  В сентябре 1938 года его перевели в город Смоленск и назначили на должность начальника политотдела Западной железной дороги. В этой должности Иван Тихонович проработал 5 лет, до августа 1943 года.

  К сожалению, обстоятельства перевода Ивана Тихоновича на новую работу нам неизвестны. Однако обратим внимание на то, что к концу 1938 года многие наркоматы и другие советские учреждения были обескровлены в результате сталинской чистки 1937-1938 годов. На освободившиеся партийные должности, прежде занятые представителями ленинской гвардии с революционным и классовым сознанием, были назначены молодые государственники. По всей видимости, перевод Ивана Тихоновича в Смоленск и назначение его на партийную работу было связано именно с этим обстоятельством.

  Следует подчеркнуть, что новое назначение сыграло определяющую роль в судьбе Ивана Тихоновича, став не только началом его партийной карьеры, но и позволив ему проявить свой талант грамотного руководителя в период подготовки к войне и в непростых условиях Великой Отечественной войны. Уже в 1939 году Иван Тихонович получил первую правительственную награду - Орден Трудового Красного Знамени за выдающиеся успехи в деле подъема железнодорожного транспорта и проявленные образцы социалистического труда. В марте 1939 года на 2-й Смоленской областной партконференции он был избран делегатом на XVIII съезд ВКП(б) с правом решающего голоса, через год – в марте 1940 года - членом Смоленского обкома ВКП(б).

  Западная железная дорога, начальником политотдела которой был Иван Тихонович, проходила по территории Московской, Смоленской, Брянской областей и частично по территории Белоруссии. Основное направление: Москва - Вязьма - Смоленск - Минск, с отворотами на Рославль/Жуковку, Ржев, Витебск и Полоцк. Дорога была упразднена не позднее середины 1950-х годов. В настоящее время она практически целиком входит в состав Московской железной дороги (за исключением белорусской ее части, которая входит в состав железных дорог Белоруссии).

  Во время Великой Отечественной войны Западная железная дорога находилась на основном направлении движения немецко-фашистских войск к Москве и стала районом длительных и ожесточенных боев (Минск, Смоленск, Вязьма). Значительная часть дороги была временно оккупирована немецкими захватчиками и наряду с хозяйством обслуживаемого ею района подверглась опустошительным разрушениям.

  В этой связи, с наступлением немцев на Смоленск политотдел Западной железной дороги перемещается Вязьму (с августа по октябрь 1941 года), а затем в Москву (с октября 1941 года).

  На должности начальника политотдела Иван Тихонович проводил большую работу по созданию партизанских и диверсионных групп на железной дороге, которые творили чудеса героизма: подрывали немецкие эшелоны с вооружением и живой силой, пускали их под откосы. За свою деятельность во время войны Иван Тихонович был награжден правительственными наградами: орденом Красной Звезды - за образцовое выполнение заданий Правительства и военного командования по перевозкам и проявленное при этом мужество; двумя медалями "Партизану Отечественной войны" 1 степени - за образцовую организацию партизанского движения на Западной железной дороге; медалью "За оборону Москвы"; медалью "За победу над Германией"; медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы".

  В августе 1943 года Ивана Тихоновича назначили начальником центральной группы контроля при наркоме НКПС (наркомат путей сообщения) в Москве, а в июне 1944 года его перевели на должность начальника паровозоремонтного завода в город Великие Луки Новгородской области. В феврале 1946 года он был командирован на 2 месяца в Китай, город Харбин, на должность начальника отделения Китайско-Чанчуньской железной дороги, которая до августа 1945 года носила название Китайско-Восточной железной дороги и в то время принадлежала Советскому Союзу. Затем последовало возвращение в Москву и назначение заместителем начальника оперативной группы той же дороги при Министерстве путей сообщения.

  В октябре 1946 года, генерал-директор тяги III ранга И.Т. Марченко был назначен начальником Московского отделения Западной железной дороги. В 1947 году за успешное выполнение особого задания по переброске войск приказом Главнокомандующего сухопутными войсками маршала Конева Иван Тихонович был награжден ценным подарком - часами. В июле 1951 года за выслугу лет и безупречную работу на железнодорожном транспорте он получил второй орден Трудового Красного Знамени. В одной из партийных характеристик, говорилось: "Под руководством И.Т. Марченко Московское отделение Западной железной дороги и входящие в него хозяйственные единицы успешно справлялись с производственными заданиями и неоднократно завоевывали переходящие Красные знамена дороги, МПС и ВЦСПС. В работе проявляет инициативу и высокую требовательность к подчиненным. Принципиален и настойчив".

  В марте 1951 года Иван Тихонович как способный организатор и зрелый коммунист с большим опытом хозяйственной работы был избран первым секретарём Советского райкома КПСС- самой крупной в столице районной партийной организации. Ровно через 3 года (в марте 1954 года) он стал вторым секретарем Московского горкома КПСС. В 1956 году на ХХ съезде КПСС он был избран членом ЦК КПСС и оставался им до 1961 года.

  В системе партийной иерархии того время роль второго секретаря МГК была очень значительной. Первым секретарем МГК того времени была Е.Фурцева, которая являлась одновременно членом Президиума (Политбюро) ЦК КПСС и секретарем ЦК КПСС, а это налагало на нее определенные обязанности по линии ЦК. Поэтому основная ответственность по организации работы аппарата горкома, который объединял 20 районных партийных организаций, лежала именно на втором секретаре МГК. Находясь на этом высоком посту, в феврале 1957 года за успешное выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов и культурно-бытовых зданий, создание индустриальной базы и внедрение новых прогрессивных методов строительства в городе Москве Иван Тихонович был награжден орденом Ленина. В должности второго секретаря МГК Иван Тихонович проработал 5 лет.

  Находясь на этот ответственном посту, Иван Тихонович ненавидел подобострастие и пресмыкание перед высоким начальством. Сын И.Т. Марченко, Валерий Иванович, рассказал следующую историю. В бытность вторым секретарем московского горкома семья Ивана Тихоновича жила в дачном поселке для партийных руководителей на берегу Москвы-реки. Туда часто приезжал Н.С. Хрущев погулять и поговорить с товарищами. Иван Тихонович не любил такие прогулки и старался всячески избегать их. Во время одной из таких прогулок собака Ивана Тихоновича выбежала за ворота и с громким лаем понеслась на группу товарищей во главе с Хрущевым. Валерий бросился вдогонку, схватил собаку и услышал обрывок следующего разговора:

  Хрущев: А чья это собака?

  Голос: Марченко Ивана Тихоновича.

  Хрущев: А почему его нет?

  Отсутствие Ивана Тихоновича стало очень заметно, а комичный эпизод с собакой тут же вызвал шутки и бурное обсуждение. Такая негибкость характера не могла не отразиться на дальнейшей карьере Ивана Тихоновича.

  В мае 1959 года он был переведен в Томск на должность первого секретаря Томского обкома КПСС. Об обстоятельствах перевода Ивана Тихоновича на новую работу рассказал в своих воспоминаниях Е.А. Вологдин, работавший помощником Ивана Тихоновича в томском обкоме.

  В середине 1950-х годов Н.С. Хрущев выступил с идеей реформирования системы управления промышленностью и строительством. Предлагалось упразднить отраслевые министерства и перейти к территориальному принципу управления по экономическим административным районам во главе с советами народного хозяйства (совнархозами). На одном из совещаний руководящих партийных и советских работников в ЦК КПСС И.Т. Марченко вместе с И.В. Капитоновым, первым секретарем Московского обкома КПСС, откровенно высказались против создания совнархозов и предложили с привлечением ученых и опытных, зрелых руководителей промышленности и строительства организовать активный поиск более эффективных путей и средств дальнейшего подъема и развития народного хозяйства, повышения его эффективности.

  Хрущев с доводами Капитонова и Марченко не согласился, подверг их резкой критике. Вскоре И. Капитонов из Подмосковья был переведен в Иваново, якобы в порядке укрепления партийного руководства Ивановской областной парторганизации, а И.Т. Марченко оказался в Томске, подальше от Москвы.

  Будучи человеком крепкого характера, Иван Тихонович не унывал и ни на что не жаловался. Он быстро вник в жизнь областной партийной организации, работал с настроением, постоянно опираясь на горкомы и райкомы КПСС, первичные партийные организации.

  Иван Тихонович был требовательным человеком, как и многие другие руководители. И его требовательность возрастала к работникам, занимающим по службе более высокое положение. В то же время он отличался особым вниманием к людям, заботой об их нуждах и запросах.

  По воспоминаниям Е.А. Вологдина, ни один секретарь обкома, работавший до него, так щепетильно не относился к организации личного приема граждан в обкоме, рассмотрению их заявлений и жалоб. Не проходило ни одной недели, чтобы он, находясь в Томске, не встретился с посетителями, пришедших к нему на прием. Понятно, что всех желающих принять он лично не мог, но 5-7 человек он принимал. У него хватало терпения и выдержки выслушать все нелицеприятные высказывания.

  В своих воспоминаниях Е.А. Вологдин приводит характерный эпизод: "Однажды дежурный с вахты у входа в здание обкома сообщил, что на прием к Ивану Тихоновичу пришла большая группа граждан с коллективным письмом. Марченко в обкоме не было. Я спустился к ним, выслушал их и прочитал написанное ими письмо, а в нем сообщалось, что их дом ветхий, полы перекосились, стены повело, крыша протекает. Заверил, что я сегодня же доложу первому секретарю об их просьбе, и думаю, что будут приняты меры.

  Прочитав это письмо в тот же вечер, И. Марченко наложил резолюцию: "Товарищу Федосееву Л.Г. Прошу Вас лично организовать проверку фактов, перечисленных в этом письме. Обратите внимание на формально-бюрократическое, бездушное отношение Куйбышевского райисполкома (был такой в Томске), райкома партии и Томского горисполкома к многочисленным письмам и просьбам трудящихся. О результатах прошу доложить. Срок 25-30 дней. И. Марченко".

  Прошло где-то 20-25 дней, и эта же группа людей, в немного измененном составе, пришла вновь в обком КПСС, да как раз в то время, когда Марченко и я с ним возвращались с одного из заводов города Томска. В нескольких словах я напомнил И. Марченко суть их просьбы и о поручении, которое было дано секретарю обкома Л.Г. Федосееву, в общем-то, очень аккуратному и дисциплинированному человеку.

  Иван Тихонович пригласил посетителей в зал заседаний обкома, позвал туда Л. Федосеева и предложил ему объяснить посетителям, почему письмо с его (Федосеева) резолюцией "путешествовало" по горкому партии, горисполкому, Куйбышевскому райисполкому, и наконец, попало в домоуправление, на работников которого жаловались трудящиеся. Иван Тихонович извинился за эту волокиту и обещал лично проконтролировать исполнение их просьб.

  Когда получившие ответ посетители удалились, И.Т. Марченко устроил такое "воспитание" Л.Г. Федосееву, что мне неудобно было присутствовать при этом разговоре, и я удалился из зала заседаний".

  Как руководитель обширной области Иван Тихонович по возможности старался посетить ее самые отделенные уголки. В начале 1960-х годов он решил съездить на Васюган, где в 30-е годы вынуждены были поселяться спецпереселенцы, а в 1963 году геологами было открыто Северо-Васюганское месторождение. На самолете ЯК-12, бравшем на борт трех пассажиров, Иван Тихонович совместно с М.Ф. Бабановым, заместителем председателя облисполкома, и помощником Е.А. Вологдиным полетели на Васюган. Многие поселения, нанесенные на карту области в конце сороковых годов, опустели, строения развалились, поросли крапивой и бурьяном. От некоторых поселков и следов не осталось. Приземлиться удалось, не без риска, лишь в двух местах.

  Вскоре после этой поездки на север на одном из заседаний бюро обкома уже вне повестки дня И.Т. Марченко сказал, что надо бы подумать об освоении Васюганских земель, а также поднял вопрос о необходимости сосредоточить внимание на таком важном и перспективном вопросе, как освоение нефти и газа области. Промышленникам обкома было дано поручение организовать с привлечением геологов и учёных проведение научно-производственной конференции по этой теме.

  Однако по независящим от областных органов власти причинам разработка Северо-Васюганского месторождения была отложена на неопределенный срок. Стоит отметить, что месторождение, запасы которого по оценкам специалистов составляют 29 млрд. т. газа и 6,3 млрд. т. конденсата, было введено в эксплуатацию лишь в 2002 году.

  В Томске Иван Тихонович проработал 6 лет.

  Надо сказать, что местная томская элита недолюбливала чужаков, которыми для них являлись И.Т. Марченко и его предшественник В.А. Москвин. Опасаясь быть скомпрометированным, Иван Тихонович вел закрытый образ жизни и держал дистанцию в общении с местными руководителями. По этой причине его прозвали "тишайшим".

  В ноябре 1965 года он был отозван в Москву и назначен министром местной промышленности РСФСР. А первым секретарем Томского обкома стал коренной томич Егор Кузьмич Лигачев.

  Новое назначение в Москве вполне закономерно состоялось через год после отстранения Н.С. Хрущева от власти и избрания первым секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежнева. В Москву вернулся и И.В. Капитонов, который был избран секретарем ЦК. В августе 1966 года Иван Тихонович был награжден третьим орденом Трудового Красного Знамени за достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего плана по производству товаров народного потребления и заслуги в развитии местной промышленности.

  Иван Тихонович вел и большую общественную деятельность. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР пятого (1956 год) и шестого (1962 год) созывов и депутатом Верховного Совета РСФСР седьмого созыва (1967 год).

  В 1969 году Иван Тихонович ушел на пенсию, а 14 сентября 1972 года его жизнь внезапно оборвалась. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве.

А.Н. Курбацкий