Этнографический очерк.
Село Попова-Гора находится в 60-ти верстах от своего уездного города Суража. Предание говорит, что в старину Попова-Гора была местечком и имела семь церквей. Около села и теперь еще существует старинное укрепление, а в дачах попогорских находится много могил; между последними одна называется Волотовою. Село разделяется на три части: собственно Попову-Гору, Заполонку и Понизовку. Наречие Попогорцев - белорусское; вот расказ, записанный на месте: "Быв сабе салдат, служив ион 25 годов в служби получив аставку, в было у яго два шага грошей. Купив ион сабе за тые три шага три пиражки и пашов ион дамов. Ишов ион, ишов, мабуць, сутак пяцера, нe хоча ни пиць, ни есць, рад, што аставку взяв. Ишов Гасподзь с Святым Патром за в ним в след, и саздав Гасподзь, што Патро захоцев есць, и кажа: Господзи! я есць хачу. Во ион и кажа ему: идзи у салдата милостини праси. Подходзя Патро к салдату и кажа: падари, ка, Христа ради милостиню. Иосць у мяне, на, пиражок, на. Патро пиражок той зъев и еще захоцев есць и апяць спрашуя: Господзи, ка, я апяць есць хачу. Идзи, ка Господзь, и зновь у салдата праси пиражка. Изнов ион подходзя к салдату и каже: падари Христа ради милостивю. Салдат еще дав ему другий пиражок и Гасподзь дзелая так, што Пятро, зъевши другий пиражок еще хоча и в третцив раз спрашуя: Господзи! Есць хачу. Ты ни зде, ка, больши не выпросишь. Иди зновь праси у салдата. Подходзя ион утреций, ище прося милостиви у салдата. Атдав ион и на следний пиражок. Тады ужо Гасподзь дав; што и салдат захоцев есць. Ишов салдат и захоцев есць. Сев на дарози и сам сабе говориць: дайка, ка, пошукаю ? Атчинив ранец, зирь, зирь; нема ничего! Седзиць салдат задумавшись, думая сам сабе: што тут дзелать? Тут Господзь и посылая Петра, идзи, ка, спраси: што у Бога желая салдат? Падходза Пятро, спрашуя: чаго у Бога салдат желаешь? Не треба, кажа, мне ни чого: слава Богу, што аставку взяв: нетреба ни чого! Пятро пашов к Богу. Падходзя Пятро к Богу, Бог сапрашуя Пятра: чаго у Бога жалая салдат? Не треба мне ни чого; слава Богу, што аставку палучив, Пятро ка. Бог кажа изнов: идзи, ка, Пятро извов спрашуй. Пятро изнов пашов и близка в ему ужо не подходзя, што ион яму в тады гордо казав; став ион сдалеку, крычиц: што ты салдат у Бога жалаешь? Апяц ион то гордо казав, а то ище гордзей: што говориць, ты проходзень який? Ашто? Мала ли што? Яб цаперь выпив порцию, да нема, говориц; тады бы подъев, калиб было што выпиць и закусиць; тадыб и пипки пакурив, да и пошов бы еще на нескольки сутак. Аташов Пятро от салдата: ион и зновь вздумав: што, ка, харашо ли я в ранци поглядзев? Ти нема идзе забытаго сухарца? Атчинив ранец, зирь: аж там и пиценьио и ядзяньио и всякое кушанья и бутылка вина и попуша табаки! Туда яго Гасподзь надарив да канца веку: его ранец быв повен и ровен и пьець и есць а повен! Да смерти ион быв сыт. Памиор, в царство небесное пашов за тые пиражки".
Обыкновенную летнюю одежду Попогорцв составляют: шапка - мадерка, белая свитка, рубаха на - выпуск, лапти. В зимнее время надевают вместо одной две свитки, или под свитку шубу, а обуваются в пахлапти, т.е. лапти, подплетенные крученою пенькою. В праздничные дни, вместо лаптей, носят сапоги. Мадерка делается из овечьей шерсти на подобие сахарной головы с плоскою верхушкою. Свитка шьется из сукна о трех полах, или фалдах, без воротника или с маленьким отложным. Вообще Попогорская одежда отличается от малороссийской узким покроем и белым цветом. Женщины зажиточного круга носят простую сподницу, называемую здесь саяном, а в праздничные дни ситцевую; сверху надеваются синие юбки, сшитые на-фасон мужеской свитки без воротника, но с большим числом клиньев и гораздо короче. Голову повязывают по будням простым бумажным платком, в праздники шелковым; на ногах - башмаки. Для зимней верхней одежды употребляются шубы с маленьким стоячим и с большим отложным, круглым воротником, для которого выбираются самые лучшие смушки. Остальная беднейшая часть женского населения ходит в панёвах, в лаптях или босые, в свитках из белого сукна; головы повязывают простым платком. Панова делается из шерстяной клетчатой ткани, с двумя разрезными крыльями, которые составляют два верхних тюника, идущие от пояса вниз с правой и левой стороны, прикрывая цельные полотнища, составляющие споднюю часть этой одежды (нечто в роде малороссийской плахты). Один кусок шерстяной ткани для панёвы имеет 5 аршин длины и 1,5 ширины. Головная повязка не затейлива и довольно оригинальна: два конца платка связываются спереди в виде рогов, а задний угол оставляется на верху головы до затылка. Девушки носят сорочки с вышитыми красною заполочью рукавами; шею украшивают монистами.
Пища Попогорских поселян вообще хорошего качества и приготовляется довольно – вкусно. Постный стол составляют следующие кушанья: приливная свежая и соленая рыба; щи с батвиньей, бураками или с капустой; холодец с огурцами; жидкая каша овсяная, ячменная или гречневая, отваренный горох с юшкой; вареники из гречневой муки; кулага из ржаной муки; жареная, свежая и соленая рыба; густая каша из каких-нибудь круп. Скоромная пища, представляя больше разнообразия по обилию продуктов, состоит из следующих приготовлений; пироги и масло; яичница, сжаренная на сале; колбасы с салом; холодное из свинины, заправленное чесноком; щи с говядиною; потравка из колбас, говядины и огурцов с рассолом; лапша с курицею или с поросятиною; жаркое из птицы или баранины с картофелем; жареный поросенок с начинкою из каши или булки; густая каша с маслом; жидкая пшенная каша на сыворотке; лапша на молоке; запеканая бабка из лапши, заправленная яйцами, молоком и маслом.
Улицы в главной части села расположены довольно правильно; постройки деревянные, довольно аккуратные снаружи; почти все хаты покрыты дором и весьма немногие соломой. В тех дворах, где имеется две хаты, кухня находится отдельно, а где одна, там под одной кровлей через сени от светлицы. В светлицах соблюдается чистота; у некоторых хозяев стены убраны картинами, зато кухни по большей части очень грязны, особенно там, где много домашних животных. Хлевы почти в каждом дворе деревянные, крытые дором или соломой. В других кутках села улицы не так правильны; хлевы плетены из лозы; в некоторых дворах избы курныя. В лучшей части Поповой-Горы хаты построены окнами на улицу, в прочих местах на двор, за исключением очень не многих против хат стоят амбары, а между ними, к огороду, находятся пуни для скота. Приступая к постройке хаты, первоначально вкапывают стояны, иначе называемые штандары или столбы; на них кладут венцы, составленные из четырех бревен, потом брусья поддерживающие потолок; подстольные брусья или матицы; верхние бревна, или заземные; лемяги, сводящие крышу дома; поддорники и, наконец, царик. Прорубив окна и двери, прилаживают к ним лутки, на которых утверждают пестуны; потом делают подмостники, мост, подпечье и печку. Внутреннюю меблировку хаты составляют: судник на простенке, возле дверей; две полыцы на стенах; пол, на котором спят, и лавки внизу, вдоль стен.
Баня признается Попогорцами одною из первых необходимостей, поэтому каждый сколько-нибудь зажиточный хозяин имеет свою баню; в бане он и моется и сушит пеньку, лен и т.п.
Жителей в селе Поповой-Горе 1506 душ; из них мужского пола 724 и женского 782. Большинство составляют государственные крестьяне, а именно: мужского пола 646 и женского 674. До 1784 года село Попова-Гора составляла владение Киево-Печерской Лавры, а в 1795 году поступило в ведомство Государственных Имуществ.
Так как в дачах села Поповой-Горы нет лесов и река Беседь не способна для судоходства, а только для сплава леса, то главное занятие жителей составляет хлебопашество. Земля возделывается посредством одноконной сохи; волами никто не пашет. Поля засеваются преимущественно рожью, гречихой, ячменем, овсом и просом. Немного возделывают яровой пшеницы, но озимой вовсе не сеют. Конопляники порядочные: жители продают конопли на сумму до 4000 и пеньки до 1500 рублей серебром в год. Горох и лен засевают не в значительном количестве. Рыболовство теперь не так прибыльно, особенно со времени уничтожения мельницы на реке Беседи. В селе находится 4 кузницы. Мельниц ветряных 6 и 1 водяная. Развитию скотоводства много мешают частые падежи. Ныне считается в селе Поповой-Горе рогатого скота крупного 800, мелкого более 200, лошадей 900 голов; овец, свиней и коз более 1300 штук. Пчеловодство в хорошем состоянии: жители имеют до 400 колод, приносящих годового дохода около 800 рублей серебром. Садоводством и огородничеством Попогорцы не занимаются. Свободные люди, преимущественно так называемые бобыли, нанимаются на барки или отправляются в другие губернии на заработки в числе 200 человек ежегодно. Ходят и женщины в южные степные губернии, но не более 50 душ. В зимнее время некоторые хозяева занимаются извозом. Кроме того Попогорцы занимаются и торговлею в особо устроенных лавках: семь дворов торгуют съестными припасами и бакалеей. Кирпичных заводов 2, на которых выделывается сырцу более 10 тысяч в год. Кожевен 3, выручающих годового дохода около 500 рублей серебром. Шинков 6.
Посев хлеба и другие хозяйственные и семейные дела у Попогорцев сопровождаются разными обрядами.
Никто не смеет приступить к посеву хлеба прежде мирского жребия. Для этого предварительно назначается день схода, который празднуется довольно торжественно. Рано по утру народ сходится к назначенному месту в праздничной одежде и по жребию избирает счасливца - сеятеля из стариков, после чего пируют до вечера. На другой день рано после молитвы и нескольких земных поклонов счасливец - сеятель берет сеялку с житом, кладет туда же благовещенскую просфору, посыпает на нее немного жита, освященного в день Преображения Господня и начинает засевать - сперва три раза левою рукою, а потом продолжает и оканчивает правою.
Перед рождением младенца, отец или кто-нибудь из домашних, взявши скрытно от всех хлеб с солью, идет к бабке, в доме которой тоже старается скрыть причину своего прихода, ибо если кто узнает: то родилица будет много страдать; особенно же скрывают рождение от девиц, полагая, что страдания рождающей соразмеряются с числом волос девицы. Если роды бывают трудны, то бабка прибегает к различным причитываньям, например: раступицес вороты, откуда выходзяць ecи народы и т.п.; или обводит нарадиху вокруг стола; или же приказывает мужу дать из своего рта немного воды страдающей жене. Если это не помогает, то посылают к Священнику за поясом, которым он препоясывается во время совершения литургии, прося его растворить в церкви царские врата. Сим поясом подпоясывают больную, страдания которой нередко облегчаются. Дитя, по рождении, омывается купелем из разных ароматических трав, с примесью крещенской воды. Крестбины празднуются с некоторым торжеством и сопровождаются по обыкновению самым радушным гостеприимством. Кум и кума почитаются первыми лицами. В конце обеда им подают хлеб с платком и по рюмке водки, за что они благодарят деньгами. В заключение ставится на стол густая гречневая каша, сваренная на медовой сыте. Кум разбивает горшок с кашею об стол; потом, взяв в ложку немного каши и смешав ее с солью или перцем, подает отцу новорожденного; отец должен эту смесь съесть непременно. На другой день бабы идут в шинок "резать пупок". В шинке кум и кума садятся на "кутл"; бабка берет водку, подносит всем по рюмке, начиная от кума и затем ставит бутылку перед кумом; от кума бутылка переходит к куме, а от кумы к прочим, по очереди.
Свадьбе предшествуют заручины и девичий вечер. В Поповой-Горе заручины составляют вместе и сватанье. Если отец и мать невесты не принимают поднесенной водки, то это означает их несогласие; если же не отказываются и пьют, то сей час же делают и заручины. В то время, когда сваты пьют водку, другие домочадцы собирают девушек, которые, не входя в избу, поют в сенях следующую песню:
Ведуць Тацянку на пагляд;
Ее стрекает Татачка,
Стрекая Гасподзь Бог,
С долею счасливою,
С доброю гадзиною!
Ведуць Тацянку на пагляд;
Ее стрекает Мамачка и т.д.
Таким образом перечисляют всех родственников, начиная от старшего до последнего, повторяя те же припевы. Когда соберутся приглашенные гости, тогда дружок невестин, принимая на себя роль проезжего человека, входит из сеней и говорит собравшимся: "здрастуйте хазяины! я странный человек,- пусцице пастаяць мне с абозом". "Можно" - отвечают сваты. "Ти иосць у вас сена и авиос?" - "Все цябе будзиць прадавольствье - и водка будзиць". "Сена и авиос ти дорога будзиць?" - "Мерка авса 30 капеек, а сена 15 копеек". После этого предисловия дружок вынимает бутылку водки и угощает сватов, а они дружка. Сваты, за чарной, говорят: "а ну, накажи нам тавар свой!" - "Харашо", отвечает дружок, и, вводя девушек в хату, восклицает: "вот тавар мой!" Девушки при входе поют туже песню "вядуць Тацянку" и прочее, а невеста идет позади всех с хлебом, солью и платком. Девушки, подступив к столу, перестают петь. Отец жениха подносит первой девке водку и говорит: "харош тавар, харош, да не нам, не по нашим деньгам!" Таким образом, поднося водку, хвалит каждую девушку, пока дойдет очередь до самой невесты. Невеста, подходя к будущему свекру, кланяется в ноги и отдает ему принесенные подарки. Свекр, принимал подарки, говорит: "воето наш товар; харош и - по вашим дзеньгам!" Невеста за такую похвалу подносит всем по рюмке водки и затем уходит в другую хату на вечерницы, где в последний раз угощает своих подруг. Гости тоже расходятся по домам, а сваты делают называемые "змовины".
На змовинах назначают день для венчанья и свадьбы, договариваются о выкупе невесты, назначая для сего пару сапогов и 0,25 ведра водки или что-нибудь в этом роде, а иногда лошадь или корову, свинью или овцу, смотря по состоянию; за тем призывают невесту, у которой будущий свекор окончательно спрашивает согласия на брак с его сыном, невеста, по заведенному обыкновению, став лицом к печке или к стене, отвечает: "як бацьки да матка, так и я".
До сего времени жених может не видеть, и даже не знать своей невесты, но на другой день змовин он обязан уже посетить дом ее, при чем вручает ей гостинцы, поклонившись прежде отцу и матери. Невеста, приняв подарки, угощает жениха водкою.
На девичий вечер собирается одна молодежь и проводит время в танцах под музыку. Девушки расчесывают и заплетают косу невесты, выражая тем в последний раз свою дружескую заботливость.
В день брака жених, рано утром, отправляется с дружком и подженишником в дом невесты. Помолясь там Богу, жених и невеста кланяются родителям, прося у них благословения следующими словами: "ацец и маци, баслави нам да венца ступаци". Получив благословение и поцеловав икону, молодые идут или едут в церковь. Есть еще при этом обычай, не всеми однакож соблюдаемый,— подносить жениху и невесте, пред выходом их из дому, по рюмке холодной воды, говоря: "штоб вы сами были так дужи, да здоровы, як эта вода". Провожая невесту к венцу, свахи поют:
Ай, попе, попе, бацька наш!
Да звенчай дзетачак двойка нас и прочее…
Дальнейшее содержание этой песни не удобно для печати.
После венца поется следующая песенка:
Да спасиба папу,
Што звянчав за капу,
Да не так таму папу, як паповичу,
Што намножка дзержав,
Саколачку звенчав
За князя маладога
За однаго залатога!
Приближаясь к двору невесты свахи поют другую песню:
Дай рад, радзенек дзецинка,
Што в Божей церкави пабывав,
Дзевачку за ручку надзержав,
Здаровьячка папытав:
Tи душа, здарова, дзевачка?
- "Да так я лужа, як вада,
Да так здарова, як земля".
Запали, маци, свечу,
Выдзи на зустречу,
Да ужо твое дзиця звенчоное идзе.
После брака в доме невесты бывает обед с музыкой но без шуму и без танцев. Пообедавши, все отправляются в дом жениха. Новобрачные идут впереди с хлебом и солью. Отец и мать встречают их тоже с хлебом и солью. Молодые кланяются родителям, целуют икону и садятся за стол, на кутье. На столе ставятся две бутылки красной водки, как символ невинности; кладутся две ложки, связанные красною лентою, как символ брачных уз; кроме того, на столе находится каравай с елкою, украшенною цветами, как символ обилия. Во время угощения распоряжается дружок жениха. Прежде всего он испрашивает благословения, произнося: "ацец и маце! баслави свойму дзицяци вяселья зайграци". Они отвечают: "Боже баслави". Музыка играет во все время пира. За столом все веселятся, пьют и едят, но невеста должна непременно плакать и ничего не есть. По окончании угощения все, даже и невеста, расходятся по домам. Жених отправляется просить гостей на поезд, выражая приглашение так: "прасив бацька, просила маци, прашу и я в паезд". Свахи в это время приготовляют постель в доме жениха, а приходящие пьют водку и веселятся. Наконец свахи садятся на повозки, припевая:
Едзь, сынок, ня стой,
В цабе коник ня свой,
Дарога не певная,
Дружина не верная!
Вместе со свахами отправляются все поезжане в дом невесты. Подъезжая ко двору, свахи поют:
А у нашаго свата
Некрытая хата;
Крыта хата лубьем и т.д.,
продолжая песню, наполненную словами в печати не употребительными.
На дворе встречает молодого зятя теща, надев вывороченный наизнанку кожух, и подносит ему водку. Первые две рюмки он выливает через голову, а третью выпивает до дна. Дружок невестин просит всех в хату, говоря: "прашу покорно в хазяйский двор, на хлеб и соль!" Входя в хату, свахи поют:
Пусци, сватачка, в хату,
Буду сядзець в запячку:
Пока гости собираются в хату, дружок раздает подарки девушкам и выгоняет их из хаты; в это время свахи припевают:
Дамов, дзевки,
Дамов, к...ы,
Идзица, прядзиця,
На вас ня глядзиця!
Ня будзиця прясци,
Так будзиця зубьем трясци.
Девушки поспешно уходят; свахи начинают энергически плясать; мужчины ужинают. После ужина новобрачные кланяются родителям, целуют образ, прощаются и, забравши постель, уезжают в дом жениха; свахи при этом поют:
Атчиняй, мамачка, новый двор,
Едзя сынок твой.
Мы у ловы ездзили
Улавили мядзведзицу
Сапливую, рявливую.
На дворе зажигается сделанный из соломы столб, вокруг огня дружок трижды обводит воз, на котором сидят новобрачные. Мать жениха подносит молодой невестке водку, а свахи напевают:
Ня забудзся, Тацянка,
Што цабе мамочка казала:
Первой чарки не выпивай, -
Выливай каню на гриву,
Штоб у каня грива была румяна;
Аты, Тацянка, штоб была мужу слухмяна.
Сообразно с содержанием песни, невеста два раза выливает водку чрез себя, а третью рюмку выпивает. Войдя в хату и посидев немного, новобрачные кланяются родителям, а дружок восклицает: "ацець и мац! баслави свайму дзицяци на белыя ложи ступаци, а вы, панове, мужовья, жоночки белоголовыя и вся чесная беседа за одним разом - тройчи!" Получив ответ: "Боже! Баслави", молодые идут в амбар; где жена разувает мужа; свахи раздевают невесту и повязав ей голову платком, как обыкновенно повязываются замужние женщины, возвращаются в хату, напевая:
Кацилася калесо с печи.
… дзеци,
Повеселившись и потанцевав немного, свахи опять идут к новобрачным в амбар; там они переодевают невесту и затем торжественно вводят молодую чету в хату. Если невеста оказалась невинною, то свахи с особенною радостью поют:
А наша Тацянка добраго роду,
Ня зневажила татачки,
Пасадзила татачку на куце,
Як залатый перечень на руце,
Под калиною ляжала,
Ва калине купана,
В пялюнки увивана.
Пришедши в хату, молодые кланяются родителям. Если же невеста оказалась не честною, тогда поется следующая ироническая песня:
Сяиночи у нас начавав шапавал,
Всю вовну перебив,
И курачку сцерябив …
Свахи приходят в неописанный восторг: с криком и разными прибаутками и припевами они танцуют и по лавкам и по столам. Этим оканчивается вечер; гости расходятся по домам.
На следующее утро все свадебные собираются в дом невесты для перевоза приданного. Поставивши кубель с бельем на воз, свахи, едучи, поют:
В панадзельник на зари,
Шурин с зяцям на кани,
Иней пав на дзевочкину галовку.
Идзе ты, дзевочка, гуляла,
Што иняем галовачка припала?
Наедзем парошою
За сваею харошою.
Приехавши в дом жениха, дружки покупают кубель, пьют магарыч и относят приданое в амбар. Свахи между тем переодевают невесту в чисто-женскую одежду и вводят в хату; дружки ставят на стол привезенный из дома невесты завтрак, состоящий из сала, колбасы, мяса и куска хлеба. При этом соблюдается следующяя церемония: дружок садится за стол и, обратившись к народу, говорит: "ти иосць оцець и маци?" — "иосць, иосць!" отвечают и подводят к столу отца и мать. Дружок дает им сала, колбасы, мяса и хлеба, а они дают ему деньги или выражают благодарность следующими словами: "за ето дарую цябе добрым здаровьем, щасцем и доброю долею и Бог дасць цябе". Таким образом дружок раздает завтрак всем родственникам, вызывая их по очеродно. После завтрака, немного погодя, приступают к дележу каравая. Дело это совершается очень торжественно: жених, невеста, дpyжок и свахи, сопровождаемые музыкою, идут в амбар, где дружок ставит каравай жениху на голову и ведет его, окруженного толпой, в хату. В это время свахи поют:
Никто не вгадая,
Што в нашем каравае:
Чтвертка мучицы
И бочка вадицы,
Семи коров масла,
Яец палтараста.
Войдя в хату, жених уставляет каравай на столе. Тогда дружок умывает руки и молится Богу; в хате водворяется тишина. Умывши руки, дружок обращается ко всем вообще и восклицает: "имре на бяседу! Оцець и маци баслави свайму дзицаци каравай раздаци, а вы, панове, мужове, и вы, жоночки-белаголовачки, и вы дзевачки-краснаперачки, и вся мирная бяседа - за дным разом - тройчи". На это все отвечают: "Бог баславил и мы баславляем!" Дружок начинает резать каравай, а свахи с аккомпаниментом музыки поют:
Дружок каравай края,
Сребраный ножик мая,
Залатую тарелачку,
Шалковаю шириначку;
Мы пшеничку палоли,
Ручки пакалоли
А вы, дружка, знайця,
Караваю нам дайця!
Порезавши каравай, призывают отца жениха: "иосць тут, иосць, нашаго маладага оцец родный; просят яго маладые на хлеб, на соль, на каравай и на чарку горелки". Отец, получив часть каравая, благодорит, говоря: "дарую вам щасця и долю и доброе здоровья". Также точно благодарят все, получая часть каравая. Во многих домах есть обычай, по разделе каравая, гонят молодых к воде: молодая жена берет ведра и идет впереди всех; за нею следует муж ее, дружки, свахи и народ, сопровождаемые музыкою. Около реки или озера новобрачных обливают водою и возвращаются обратно в дом жениха, куда невеста приносить полные ведра воды. В заключение дружок угощает гостей простою водкою, а невеста сладкою из горшка; в этот горшок, когда он опустошится, все пившие бросают деньги. Этим заканчивается настоящая свадьба. В последующие затем дни бывают переходные банкеты, по поводу посещения новобрачными всех знатнейших лиц, бывших на свадьбе.
Погребение умерших в селе Поповой-Горе сопровождается немногими обычаями. Вот причитанье над отцом: "татачка, мрй саколичак! Ты куда отлецев, мой татачка? Да чагож ты разсердзився, мой татачка? Ти я-ж цябе не жалела, мой татачка? Идзеж мне цябе стрекац, мой татачка, на якой дорожачки? Татачка, мой саколичек! Да к каму як ты нас прикинув?" и т.д. в этом роде. Иногда в причитаньях упоминается о всех полезных делах покойного или объясняется самыми трогательными выражениями безутешное положение осиротевшей семьи. Пред выносом тела из дома, посыпают на купе три горсти жита; кроме того, в иных домах, по выносе тела, сожигается на дворе или у ворот небольшое количество соломы или другого топлива. После погребения приглашаются священник и ближайшие родственники в дом покойника на обед. В начале обеда, тот-час после панихиды, подают коливо, но прежде нежели начнут есть его, обмакивают им немного скатерть, покрывающую стол, полагая, что покойник не видимо будет поглощать медовые капли. Попогорцы верят также, что во время обеда покойник не зримо присутствует между ними и пожирает пары, выходящие из кушаньев. Основываясь на этом, ставят пред умирающим стакан воды, в той уверенности, что душа разлучившись с телом утоляет жажду водою.
При закладке хат, Попогорцами соблюдается следующий обычай: положивши три венца, ставят посредине дежку вверх дном, покрывают скатертью и помещают на ней водку, хлеб и закуску. Положив под третий венец немного медных денег, бьют три поклона; затем приступают к закуске. За чаркой обыкновенно говорят: будзь здаров! Дай жа Бог, штоб у цябе все было, да равно. Освящение хат в Поповой-Горе бывает очень редко.
Увеселительный обычай на Ивана Купала (24 июня) стрекать солнце, сопровождаемый хоровыми песнями и прыганьем чрез огонь, у Попогорцев почти вывелся.
На рождественских святках, в первые два вечера и под новый год, попогорская молодежь обоего пола колядует и водит козу. Следующую колядку поют девушки хором, под овнами или в хате в том случае, если в семействе домохозяев есть жених:
Дойры вечар, добрые людзи!
Ай рана, рана куры папели:
Святый вечер добрым людзем!
А раней таго дзацинка встав;
Ай рана, рана и прочее.
Званок взяв, на двару пахадзив;
Ай, рана, рана …
Званком пазванив, братов пабудзив;
Ай рана, рана …
Уставайця, братцы, коней сядлайце;
Ай, рана, рана …
Поедзим у ловы, в зялионы дубровы
Ай рана, рана …
Коней пасцвиц и дзевак сватац,
Ай рана, рана …
А всем же, братцы, кони у церяди;
Ай рана, рана …
А мне, малайцу, дзевачка у церями,
Ай рана, рана куры папели:
Святый вечер добрым людзям!
В привет невесте поется колядка другого содержания:
Ай, рана, рана куры папели -
Святый вечар добрым людзям!
А раней таго дзевачка встала, хусты вязала;
Святый вечар добрым людзям?
Прибиралася, да церкви ишла;
Святый вечар добрым людзям!
Сустрецели ее три паничи;
Святый вечар добрым людзям?
Испрашивали ее: ти ты паповна, ти дьаковна?
Святый вечар добрым людзям!
Я ня паповна, я ня дзяковна, а Марья Васильевна...
Святый вечар добрым людзям!
По окончании пения, один голос из группы произносит скороговоркой:
Дариця,
Но бариця:
Каротки свитки,
Памерзли лытки!
Молодые парни водят из дома в дом козу, роль которой принимает на себя один из их же среды, переодевшись для того в вывороченный кожух и прицепив сделанные из чего-нибудь рога и хвост. Коза мычит и скачет, а вожатые поют:
Го, го, каза!
Го, го, серая!
Го, го, белая!
Ня хадзи, каза, на ницих лазах,
А хадзи, каза, на щирых барах,
Дзе стрялцы - байцы.
Хочут козачку яны убицы,
Сябе славачки дажици;
А ты, козачка,
На будзь дурачка,
Взяла б ты сярпок,
Дай по полю скок,
На жалабе снапок
Да сваих дзетачак пазаганяла,
Дай в пунячку пазаганяла.
Скоч, каза, на поле,
Накажи хахол;
Скочь, каза, на печь,
Пакажи чапец;
Скочь, каза, на лавку,
Пакажи нагайку!
На печи жита
Нагами сбита;
На палу авиос
Тихонька парос.
После этого коза кланяется хозяину и хозяйке дома и мычит, а главный вожатый приговаривает:
Бацка сварився,
Штоб ня забарився;
Матка казала,
Штоб дали сала,
На верх калбасу:
Я дамов принесу.
Подаренные продукты забирает так называемый мехоноша. Обходивши возможное по времени число домов, вся компания отправляется на вечерницы, где девушки заблаговременно приготовляют яичницу в блины. На вечерницах производится дележ продуктов, которые промениваются на водку. Погулявши допоздна, но без танцев и музыки одни ложатся спать, другие возвращаются домой.
Из пословиц, употребляемых жителями села Поповой Горы, заслуживают внимания, по оригинальному смыслу и местному говору, следующие:
1. На куце сядзиць хоць поп, хоць купьця, хоць дурень без пуця.
2. Ня будзь ка ты Халимоном.
3. На пьяницу в семь сох не напашишся.
4. Два белых, треций як снег.
5. У вас такие начавали, дак секерка ляпнула.
6. Як просим, дак жниом и косим.
7. На весь свет пирага не спячешь.
8. В чужих руках, дак и калачь велик.
9. Кали миод, дак и кавшом.
10. На чужий грошь запоем пьиош.
11. Жанитца не забаритца, калиб после ня журитця.
12. Чужий рот не гарод, ня загародзишь.
13. Радня да павдня, а кали солнце зайдзя, так и чорт не найдзя.
14. На нагах сахвян рыпиць, а в гаршка трясца кипиць.
15. Не впадае Савкаю зваць.
16. Чаго не яси, таго и в рот не няси.
17. Семь пар кумавьев, а гарелки ни чарки.
18. Конь с кониом, вол з волом, а свиньи не с ким, дак аб угол.
19. На што малитца, кали нас и так баитаца.
20. Нашов шалудзивый малитца, дак и плешь пацеряв.
21. Смеявся б шалудзивый пляшивому.
22. Пашов пасол, дак увалився в рассол.
23. Адзин куря, а сем баб дурн.
24. У чарки ум есть, а в галаве хлопье.
"Записки Черниговского губернского статистического комитета", 1872 год.