Комарицкая волость.
1722 года генваря 12 по указу его величества и по помете на выписке Чудова монастыря архимандрита Геннадия велено в Комарицкой волости в деревне Литиже построить вновь церковь Введения Пресвятой Богородицы, которая построена в нынешнем 1722 году по челобитью того села жителей Корнея Гурова, Федора Савельева, Федора Макарова с товарищи и на тое церковь положить дани по указной статье по сказке их с дворов с попова, с дьячкова, с просвирничьего, с приходских с 17, с пашни с 10 чети в поле, а в-ж, сена с 10 копен по указной статье 17 алтын 5 денег, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги, заезда и десятильнича доходу 13 алтын 2 деньги и того 1 рубль 3 алтына 3 деньги и велено имать с той церкви дань (как будет челобитье о освящении той церкви) с нынешнего 1722 года.
1746 года - 93 копейки.
1722 года декабря 23 Комарицкой волости Радогожского стана деревни Литежа жители Корней Гуров с товарищи, в поданном на имя великого государя прошении в Севске на Десятильничем Дворе Спасова монастыря архимандриту Пафнутию, писали: "в Севском yезде изстари было село близ реки Всожи прозванием Литижи и в давних годах из того села все жители разошлись от большой дороги по разным деревням, а церковь на пустыни будучи многия леты незнать каким случаем сгорела и оная сельская усадьба многие годы впусте, а с 1718 года по указу из Киева губернской канцелярии поселились мы на оной усадьбе 17 дворов и обещались по старинному учинить оное Литиже селом и поставить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы и приторговали мы в Комарицкой же волости в Брасовском стану в селе Колошичах старую церковь, а в том селе построена вместо той старой новая, а к той церкви для служения во священники приговорили мы села Глядина дьячка Елисея Иванова сына Попова, а без указу той приторгованной церкви из села Колошич перевести и подле старинного кладбища поставить не смеем, а под ту церковь и под кладбище мертвых уступили мы земли из своих дач на все стороны по 40 саженей попу с причетником под селидьбу против своего тяглового одного двора в поле 10 четвертей, а в дву потому ж, сенных покосов на 10 копен". К сему прошению села Хлиптова Козмодемьянской поп Фома вместо жителей по их прошению руку приложил.
На прошении помета архимандрита Пафнутия: "приходских людей допросить с общего ли совета челобитная писана и впредь от кого спору и челобитья не покажется ль пошлины принять по указу и записать в приход".
Допросы и челобитная с отпискою архимандритом Пафнутием отослана была в Патриарший Казенный Приказ.
На допросе подписано: "1722 года генваря в 12 день против сего прошения дать им благословенную грамоту".
Сказка: "1722 года генваря в 12 день в Синодальный Казенный Приказ означенной деревни Литижей жители сказали: у новопостроенной де церкви Введения Пресвятой Богородицы будут двор попов, дьячков и просвирничей, в приходе 17 дворов средних и тоя церкви попу с причетники на пропитание поступаются они против отписки и челобитья пашенной земли 10 чети в поле, а в-ж, сена 10 копен, да под церковь и под кладбища попу с причетники под селидьбу отмерят от церкви во все стороны по 40 саженей, и тое поступную землю и сенные покосы справят они тое надлежит и о той справке и о церковной земли и о сенных покосах указ объявят в Синодальный Казенный Приказ как будут бить челом об освящении тое церкви".
Распределение дани: "... и тоя церкви на попа с причетники доведется дани положить по указной статье по вышеписанной сказке 17 алтын 5 денег, заезда гривна, десятильничих доходу 10 алтын, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги, полоняничных с 3 дворов 4 алтына, всего 1 рубль 7 алтын 3 деньги".
1722 года марта 10 вышеозначенный Корней Гуров с товарищи в Синодальный Казенный Приказ писали, что "новопостроенная церковь Введения Пресвятой Богородицы, в сельце Литижи, к освящению со всем изготовлена и просил об освящении оной церкви и о выдаче антиминса дать указ из священнго правящего Синода на имя Спасского монастыря архимандрита Пафнутия".
На прошении подписано: "против сего челобитья дать грамота о освящении и антиминс выдать". Отмечено: "дана".
1736 года мая 25 вышеписанного села Литижей вотчины генерала и сенатора Андрея Ивановича Ушакова Введенской поп Елисей Иванов, да тогож села крестьяне Иван Петров с товарищи подали в Синодальный Казенный Приказ прошение:
"В прошлом 1720 года у нас в селе Литижей построена церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы и освящена, а ныне оная церковь сгнила и вся обветшала и в оной церкви божественных служб ныне служить невозможно, а освященный антиминс в целости храним и вместо оной обветшалой гнилой церкви ныне в том селе Литижей мы желаем построить вновь церковь во имя тож деревянную, а без указа на оную вновь церковь лес ронить и вновь строить мы не смеем и просим о строении и как отстроена будет и о освящении дать указ Спасова монастыря архимандриту Варлааму".
Подписание преосвященного Вениамина епископа Коломенского и Каширского: "дать храмозданную грамоту. 1736 года мая 31 дня".
"Материалы для истории церквей Орловской епархии. Севской десятины жилые данные церкви 7136 (1628)-1746 годы", Москва, 1904 год.
***
Указом Святейшего Синода, от 28 апреля 1876 года за № 1366, дано знать Орловскому Епархиальному Начальству, что вследствие ходатайства онаго, в 3-й день апреля сего года, Всемилостивейше удостоен награждения, за службу по духовному ведомству, скуфьями, от Святейшего Синода выдаваемым, священник севского уезда села Литижа Стефан Орлов.
Орловские епархиальные ведомости, № 10, 1876 год.
***
Церковному старосте Севского уезда села Литижа крестьянину Сергею Кулюкину, за ревностное и долговременное прохождение должности, объявлена признательность Епархиального начальства.
Орловские епархиальные ведомости, № 15, 1876 год.
***
Умер Севского уезда села Литижа заштатный священник Стефан Орлов.
Орловские епархиальные ведомости, № 19, 1880 год.
***
По определениям Святейшего Синода, от 10/17 марта 1887 года за № 431, согласно представление Епархиального Начальства, удостоены награждения Святейшим Синодом ко дню Святой Пасхи в 1887 году, знаками отличий, следующие лица Орловской епархии: скуфьею, от Святейшего Синода выдаваемым … севского уезда церкви села Литижа священник Василий Первозванский.
Орловские епархиальные ведомости, № 10, 1887 год.