КОМАРИЧСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА


  Лукинка упоминается с 1665 как село с церковью Архангела Михаила. В 1731 году построена вместо ветхой новая деревянная во имя Архистратига Михаила. В 1847 сгорела. В 1850 году тщанием прихожан на месте сгоревшей построена новая церковь. В 1873 устроен деревянный придел во имя Преподобного Сергия Радонежского. Метрические книги церкви с 1840 года. Церковной земли 61,1 десятины (ГАБО, фонд 249, опись 1, дело 222, листы 16-17). В 1877 на плане села указано местонахождение церкви (ГАБО, фонд 559, опись 1, дело 288). Метрические книги: 1840-1849, 1860, 1861-1882, 1894-1900, 1901-1909 годы. В 1930 году документы о закрытии (ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 841, лист 70). Закрыта в 1929 году, не сохранилась.


***

  Комарицкая волость.
  173 года Архангела Михаила, в новом сельце Ликинке дани и заезда 19 алтын 3 деньги.
  186 года, а по переписным книгам из Трубчевска Чолнского монастыря строителя иеромонаха Маркелла записано - дани 10 алтын 4 деньги.
  205 года августа 12 по указу святейшего патриарха и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского и по сказке из Севска Спасова монастыря архимандрита Иоасафа за его рукою сея церкви на попа с причетники прибавить велено дани с пашни с 10 чети сенного покосу с 10 копен по указной статье 8 алтын 2 деньги и те прибавочные деньги велено имать с 206 года.
  1746 года - 97 копеек.
  1730 года мая 12, Спасова монастыря архимандрит Варлаам с братиею в поданном в Синодальный Казенный Приказ прошении писал: "с прошлых давних лет у нас Спасова монастыря в селе Лукинке церковь архангела Михаила обветшала и Божественной службы служить невозможно, а без указу на оную церковь лес ронить и вновь строить мы не смеем и просим на оную церковь лес ронить и вместо той ветхой церкви вновь строить и о выдаче антиминса и о освящении дать указ".
  И против сей челобитной в Синодальный Казенный Приказ выписано: по окладным сего 730 года книгам в Севской десятине написано с церкви архангела Михаила в селе Лукинке дани и заезда и десятильнича доходу 32 алтына 2 деньги, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги; а в писцовых Севских книгах вышеписанной Архангельской церкви не написано; а в переписных 703 года книгах у оной церкви написано: во дворе вдовой поп Василий Сергеев, в приходе 20 дворов, пашни церковной 8 четвертей в поле, а в-ж, сена нет.
  Подписание: "1730 года октября в 5 день по указу великого государя и по приговору святейшего синода дать указ о строении церкви". Указ дан на имя архимандрита Варлаама.
  1731 года июня в 15 день, вышеписанный архимандрит Варлаам с братиею в Синодальный Казенный Приказ писал, что церковь архангела Михаила построена и к освящению в готовности, и просил об освящении оной церкви дать ему указ и освященный антиминс в тое церковь выдать.
  Подписанте: "1731 года июля в 7 день по указу великого государя и по благословению святейшего синода об освящении церкви и о выдаче антиминса дать указ".
  Указ выдан на имя архимандрита Варлаама.
  "Материалы для истории церквей Орловской епархии. Севской десятины жилые данные церкви 7136 (1628)-1746 годы", Москва, 1904 год.


***

  Рукоположен во диакона учитель второго орловского духовного училища Михаил, Милосердов в село Лукинку, севского уезда, с правом рукоположения его во священника в оное село, по достижении ему 25-ти лет возраста.
  Орловские епархиальные ведомости, № 12, 1866 год.


***

  Рукоположен севского уезда села Лукинки диакон Михаил Милосердов в оное село Лукинку.
  Орловские епархиальные ведомости, № 21, 1866 год.


***

  В село же Пашеньково определен бывший в селе Лукинке севского уезда священник Петр Введенский.
  Орловские епархиальные ведомости, № 20, 1868 год.


***

  Награжден набедренником священник Севского уезда села Лукинки Михаил Милосердов.
  Орловские епархиальные ведомости, № 6, 1871 год.


***

  Церковному старосте Севского уезда села Лукинки государственному крестьянину Петру Романову изъявлена признательность Епархиального начальства за ревностную и полезную службу, за значительные приобретения, сделанные им в приходскую церковь.
  Орловские епархиальные ведомости, № 13, 1871 год.


***

  По приговору прихожан Архангельской церкви села Лукинки, Севского уезда, состоявшемуся 17 октября 1871 года и утвержденному Его Преосвященством 31 января 1872 года, в состав прежнего при означенной церкви приходского попечительства, на следующее трехлетие, избраны: председателем крестьянин Алексей Дмитриченков, членами: крестьяне: Матвей Васин и Николай Салодухин.
  Орловские епархиальные ведомости, № 9, 1872 год.


***

  Трубчевского уезда, села Милечи священник Георгий Переверзев, согласно его желанию, перемещен в село Лукинку Севского уезда.
  Орловские епархиальные ведомости, № 7, 1873 год.


***

  Причт села Лукинки Севского уезда изъявил свое согласие уступить вдове причетника того села Лапаткиной с ее сиротами полную причетническую часть всей церковной земли. За таковое вспомоществование сиротствующему семейству Лапаткина, означенному причту села Лукинки изъявлена Архипастырская признательность. Умер Севского уезда села Лукинки причетник Николай Лапаткин.
  Орловские епархиальные ведомости, № 21, 1876 год.


***

  Указом Святейшего Синода, от 1-го Апреля 1878 года за № 985, дано знать Его Преосвященству, удостоен награждения набедренником священник Севского уезда села Лукинки Георгий Переверзев.
  Орловские епархиальные ведомости, № 9, 1878 год.


***

  Священник села Лукинки, Севского уезда, Георгий Переверзев определен депутатом по 2 благочинническому участку, Севского уезда.
  Орловские епархиальные ведомости, № 16, 1881 год.


***

  Рукоположен во священника воспитанник семинарии Александр Богословский в село Лукинку Севского уезда.
  Орловские епархиальные ведомости, № 22, 1884 год.


***

  Умер Севского уезда села Лукинки заштатный Георгий Переверзев.
  Орловские епархиальные ведомости, № 2, 1885 год.


***

  Суеверие, уничтоженное силою Божиею.
  1886 года, августа 1-го дня, у крестьянина села Лукинки А.Ф. Ефремова родился сын. Событие это доставило великую радость родителями особенно дедушке с бабушкой. От радости дедушка только думал о том, чтобы поскорее окрестить младенца и собрать к себе на крестины всех родных и знакомых. На другой день, после рождения младенца, дедушка отправляется к священнику, чтобы доложить ему о крещении младенца. Но вот на дороге он встречает своего кума и между ними начинается разговор. Кум спрашиваете дедушку: ты куда идешь Фома? К священнику, отвечал Фома. Зачем? Да вот, Бог дал мне внука, так иду доложить священнику, чтобы он окрестил его. Повремени Фома, говорить ему кум; у священника дочь умерла и она лежит под святыми. Дедушка осыпал доброго кума благодарными словами и возвратился домой, оставив крестины своего внука до того времени, пока священник схоронит свою дочь. Что же, спрашивается, заставило дедушку Фому отложить крещениесвоего внука до того времени, пока священник схоронит свою дочь? Суеверие - не крестить младенца в то время, когда есть мертвец в селе, а если кто перекрестит, то перекрестит на смерть. Но в тот же день 1-го августа также родился сын у соседа Ефремова, крестьянина Седенкова. Младенец быль слаб, Седенков боялся откладывать крещение младенца, хотя знал он и то, что у священника лежит умершая дочь под святыми. Приходит он к священнику и просит его совершить крещение над младенцем. Таким образом младенец Седенкова был окрещен священником до погребения его дочери. Ефремов же дождал своего времени и окрестил внука на другой день после погребения дочери священника. Что же было впоследствии? Сын Седенкова здравствуете и по сие время, а внук Ефремова умер на другой день после крещения. Такое событие с внуком Ефремова, совершившееся на глазах всех крестьян села Лукинки, невольно вразумило их и они стали оставлять прежнее свое суеверие.
  Севского уезда, села Лукинки священник Александр Богословский.
  Орловские епархиальные ведомости, № 13, 1887 год.