КОМАРИЧСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Орловские епархиальные ведомости, №18, 1871 год


  Сведения о городе Радогощи, что ныне село Севского уезда.
  Село Радогощь находится при реке Нерусе, в 50 верстах от города Севска, на самой границе с Дмитровским уездом.
  Река Неруса берет начало несколько выше села Абротеева, в северо-восточной части Дмитровского уезда, на границе с Кромским, из-под Свиной дороги, которою обыкновенно вторгались в Орловский край Крымские и Ногайские Татары; впадает в реку Десну в Трубчевском уезде.
  В древности это был город, имевший вокруг себя деревянные укрепления и земляные насыпи. Когда и кем построен был город Радогощь, или Радогож, неизвестно. В первый раз о нем упоминается под 1155 годом Русских летописей, по следующему случаю. В это время Великий Князь Суздальский Юрий Владимирович, по прозванию Долгорукий, шел с войском в Киев. Когда он находился "у Синяго моста близь Радощи", то здесь повстречался с ним верный его союзник, Северский Князь Святослав Ольгович (Радогощь и теперь называется иногда Радощью). Отсюда Юрий пошел далее к Стародубу. Что же касается до названия этого города; то, по всей вероятности, оно произошло от "рады гожей", т.е. совета угодного, или от радости, бывшей следствием какого либо мира между враждовавшими князьями. Такое предположение может находить для себя некоторую опору и в свидетельстве летописей. Так, в 1147 году, когда Северский Князь Святослав Ольгович, изгнанный Черниговскими князьями из своих владений, с помощью Юрия Долгорукого шел против своих врагов к Курску; то на этом пути, где-то около Кром, прибыли к нему от Черниговских князей послы с мирным предложением. Святослав Ольгович быль весьма рад такому предложению, и здесь между враждовавшими князьями подписан был мир с клятвой и крестным целованием. Может быть, в это время, на месте вожделенного мира, впервые построен был и город Радогощь, как небольшая крепость против соседних врагов.
  В след за тем он находился во власти Севских князей до второй половины XIV века, и, по всей вероятности, не раз подвергался нападениям диких Половцев, грабивших Северские города, и Литовцев, которые в XIII веке простирали опустошительные свои набеги до города Карачева.
  В 1357 году, когда город Брянск вместе с прочими городами Северского княжества подпал под власть Великого Князя Литовского Ольгерда, и город Радогож должен быль подчиниться Литовскому владычеству. Эта зависимость его от Литвы и Польши, по соединении их в одно государство при Ягелле (в 1386 году), продолжалась до конца ХV века. Наконец, в 1503 году, Великий Князь Московский Иоанн Васильевич III, по мирному договору с Литовским Князем Александром, навсегда присоединил Радогощь к Москве. Но Литовцы, не терявшие до времени надежды на возвращение Северского края под свою власть, неоднократно нападали на Радогощь и другие города и предавали их опустошению. Так, в 1534 году, по словам дарственной книги Иоанна Васильевича Грозного, Литовские люди пришли на Радогощь под предводительством Киевского Воеводы Андрея Немировича и Дворного Конюшего Василия Чижа, взяли город силою и предали его огню, при чем сгорел Наместник и Воевода Радогощский Лыков. В тоже время не раз опустошаемы были и самые окрестности Радогощи. При таких нападениях союзниками Литовцев нередко бывали и Крымские Татары. Но Радогощский острог (крепость) всякий раз был возобновляем по повелению Царей Московских. При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, доходы с Радогощи, равно как и с других Северских городов, отданы были в пользу царского шурина Бориса Федоровича Годунова. В 1601 и 1602 годах, по случаю страшного голода, свирепствовавшего в Московском государстве, множество беглых холопов собралось в окрестностях Радогощи, где тогда не было голода; они то и были причиною того, что в 1604 году, при появлении самозванца Лжедимитрия I в пределах России, жители Комарицкой волости, к которой принадлежал и город Радогощь, первые покорились Лжедимитрию и выдали ему своих Воевод в то время, когда он был еще под Новгород-северском. Поэтому, когда Лжедимитрий потерпел неудачу под Новгород-северском и был оставлен Поляками, то убежал к верным своим Комаричанам и утвердился в Севске. Сюда же явились и Московские Воеводы с 70-ти тысячным войском. После поражения Самозванца при селе Добруне, в январе 1605 года, Воеводы Царя Бориса Феодоровича Годунова, Князь Мстиславский и Шуйский, вместо того, чтобы преследовать врага, занялись усмирением Камаричан и утвердили главный свой стан в Радогощском остроге. Жестокие казни, каким подвергались теперь от Московских Воевод жители Комарицкой волости, их пытали, вешали по деревьям за ноги, сажали на кол, расстреливали для потехи из луков и пищалей, младенцев жарили на сковородах, еще более отводили народ от Царя Бориса и были причиною, что Комаричане целыми толпами перебегали к Самозванцу, который, между тем, убежал в Рыльск. Царь был недоволен таким поведением своих Воевод, и прислал в Радогощский острог Окольничего Петра Шереметева с гневною своею грамотою, в которой укорял их в неродении и упущении из своих рук Самозванца, и требовал, чтобы они немедленно оставили Комарицкие станы. Войско выступило по дороге к Кромам, и там признало Лжедимитрия своим Царем. По замечанию летописца, такая измена Борису созрела в большой части войска еще в Комарицкой волости. Впоследствии, когда на место Лжедмитрия I, убитого в Москве, явился Лжедимитрий II, жители Комарицкой волости, изменив Царю Василию Ивановичу Шуйскому, приняли сторону этого Самозванца и служили ему войском и имуществом в борьбе с Царем Московским. Лжедимитрий II особою жалованною грамотою, в 1609 году, подарил Комарск (под Комарском следует разуметь не село Комары Черниговской губернии, как разумеет Преосвященный Филарет Черниговский в своем описании Черниговской епархии, а город Севск, как город Комарицкой волости) и некоторые другие города Северского Княжества мнимому тестю своему Юрию Мнишке. Но, как известно, и этот Самозванец скоро потом был убит в Калуге. В XVI и XVII века жители Радогощи не однократно должны были испытывать нападения и грабежи от Крымских и Ногайских Татар: так, например, в 1645 году (в декабре месяце), под начальством своих Царей Калги и Нурадина, а в 1662 году под предводительством Князя Ширинского, Татары сильно опустошили Комарицкую волость и многих жителей взяли в плен. К этому же времени, по всей вероятности, должно отнести и разрушение Радогощского острога (или крепости), который после того не был уже возобновляем; почему в половине XVIII века видны были здесь только остатки земляной крепости. С восшествием на Российский престол Петра І для жителей Радогощи встало уже время мирного труда и общественной безопасности, так как в XVIII веке их не беспокоили более внешние враги. Теперь Радогощь делается помещичьим селом.
  Первым владетелем Радогощи был Андрей Иванов Ушаков. Родом он был из Мегринского погоста Бежецкой пятины и принадлежал к старинной, но бедной фамилии. По случаю строгого указа Императора Петра 1 о том, чтобы все недоросли, достигшие совершеннолетия, являлись на службу, Андрей Иванович был вызван в Петербург и поступил в солдаты Преображенского полка. Высокий рост, сила и расторопность скоро обратили на него внимание Государя Петра I, который скоро пожаловал его в унтер-офицеры, а через несколько лет удостоил его и чина капитана гвардии. Рассказывают, что однажды Государыня Екатерина Алексеевна, во время своей прогулки, вздумала навестить капитана Ушакова; Андрей Иванович был весьма рад, угощал Государыню и всех, бывших в это время с нею; рассказал при этом историю своей юности, как он ходил в церковь в лаптях, как за свою удаль пользовался между односельцами прозвищем детины, и заключил свою историю словами: "теперь то прямо стал я детина, что и сама Монархиня пожаловала ко мне в гости!" Государыня осталась довольна веселостью Капитана, и рассказала о своем посещении его Государю. Когда же затем, на другой день, Ушаков явился во дворец для изъявления благодарности высокой Посетительнице; то Петр I, бывший на тот раз в хорошем расположении духа, принял своего Капитана ласково и приказал ему повторить интересную историю его детства (из Анекдотов Петра Великого). Государь, оставшись доволен откровенностью и любезностью Ушакова, тогда же подарил ему имение в Комарицкой волости - в Радогощи. Впоследствии он получил достоинство Графа (в 1744 году) и умер в 1747 году (10 марта), на 75 году от рождения (родился в 1672 году). Андрей Иванович Ушаков имел в супружестве Елену Леонтьевну, урожденную Кокошкину, которая прежде сего была в супружестве за Федором Карповичем Апраксиным (от этого брака родился генерал-фельдмаршал Стeпан Федорович Апраксин). У них была единственная дочь, наследница Радогощского имения, Екатерина Андреевна Ушакова, родившаяся 22 октября 1715 года. В 1738 году она вышла в замужество за тайного советника Графа Петра Григорьевича Чернышева, который в разное время исправлял посольство при дворах - Датском, Прусском, Английском, Французском. Поэтому село Радогощь перешло от фамилии Ушаковых к Чернышевым. Граф Петр Григорьевич Чернышев скончался в 1773 году 20 августа и погребен в Невском монастыре (родился 25 марта 1712 года). Супруга его Екатерина Андреевна скончалась 25 сентября 1779 года и покоится вместе с супругом. От них село Радгощь перешло к фамилии Голицыных, через супружество их дочери Наталии Петровны (родилась 17 января 1741 года) с Бригадиром Князем Владимиром Борисовичем Голицыным. Наталия Петровна Голицына скончалась в Петербурге 20 декабря 1857 года на 97 году от рождения. Тело ее перевезено в Москву и опущено близь супруга ее в больничной церкви Евоимия Великого (2 января 1838 года).
  В 1797 году в январе месяце, по случаю ложного слуха о свободе, крестьяне Наталии Петровны Голицыной и зятя ее, генерала от кавалерии Степана Степановича Апраксина (Степан Степанович Апраксин был сын Фельдмаршала Степана Федоровича; родился в Риге 13 июня 1757 года; имел в супружестве Княжну Екатерину Владимировну, дочь бригадира Князя Владимира Борисовича Голицына и Наталии Петровны Голицыной, урожденной Чернышевой; был Генерал-губернатором Смоленским; умер в Москве 8 февраля 1827 года), возмутились против своих господ, убили Радогощского управителя Свинцова и отказались от всякого повиновения законным властям. Село Радогощь стало во главе бунтовавших. Восстание распространилось по многим селам и деревням, как-то: в Быхове, Кокоревке, Брасове, Петриловке, Алешне и других. Некоторые из священно- и церковно-служителей не только не удерживали крестьян от возмущения, а напротив, участвовали в их бунте, сочиняли для них мятежные прошения и за неграмотных прикладывали свои руки. Для усмирения этого бунта прислано было войско под начальством Генерал-фельдмаршала Князя Николая Васильевича Репнина. Крестьяне были усмирены силою оружия. Некоторые из виновных Священников, как то: Петриловский и Алешенский, лишены священства. Все же священно-церковно-служители села Брасова, старавшиеся всеми мерами противодействовать мятежу и за то подвергавшиеся опасности от бунтовщиков, по рекомендации самого Князя Репнина, были награждены Преосвященным Аполлосом, Епископом Орловским и Севским.
  В Радогощи от древнего времени находилась Спасская пустыня, расположенная близ реки Нерусы и древнего укрепления. Пустыня эта управлялась Строителями-иеромонахами, которые состояли в зависимости от Архимандритов Столбовского Никольского монастыря, отстоявшего от Радогощи на 7 верст. Радогощская пустыня и Столбовский монастырь были упразднены, вместе с некоторыми другими монастырями Севской епархии, в 1764 году. По переведении последнего Столбовского Архимандрита Варлаама Маевского в Калугу, велено было этот монастырь приготовить к обращению в приходскую церковь, а строение Радогощской пустыни было распродано, кроме церкви, которая, но распоряжению Преосвященного Тихона, Епископа Севского и Брянского, была перевезена в село, принадлежавшее Севскому Спасскому монастырю, а по учреждении Севской епархии - Архиерейскому дому. Поэтому, в 1766 году на месте Спасской Радогощской пустыни оставались только кучи щебня, глины да знаки бывшего здесь строения. В Столбовском же монастыре в это время оставалось еще несколько монахов и совершалось Богослужение. При этом монастыре находилось Столбовское Духовное Правление (до 1769 года) и ежегодно происходила весенняя Николаевская ярмарка.
  Молдавский Господарь (в России тайный советник и сенатор) Князь Дмитрий Антиохович Кантемир (родился 1663 году, выехал в Россию 1711 года) имел свои владения (село Дмитровка, что ныне уездный город Дмитровск) вблизи Столбова, и построил здесь огромную церковь, но не успел совершенно окончить ее. В 1766 году она представляла из себя полу-развалины; была без окон и дверей; сложенный в одном углу церкви, искусной резбы, иконостас наполовину изгнил; только стены, благодаря прочности постройки, оставались невредимы. Князь Кантемир был женат (первым браком) на Княгине Кассандре (Александре) Сергеевне, дочери Волошского Господаря Контакузена, которая родилась 1682 году, помолвлена за своего супруга в 1685 году, вступила в супружество в 1699 году, скончалась мая 11 в 1713 году и погребена в Московском Греческом Никольском монастыре, обще с супругом в трапезе созданного им храма. 14 января 1717 года Князь Кантемир вступил во второй брак с княжною Анастасиею Ивановною Трубецкою, дочерью Геперал-Фельдмаршала Князя Ивана Юрьевича Трубецкого, родился 4 октября 1700 года. По смерти Князя Димитрия Антиоховича она вступили во второй брак с Лудвигом-Вильгельмом, Ландграфом Гессен-Гамбургским, бывшим в российской службе генерал-фельдцейхмейстером, потом генерал-фельдмаршалом, 3 февраля 1733 года, умерла вдовою 27 ноября 1755 года. Князь Кантемир скончался 30 августа 1723 года, 60 лет. От первого брака у него была дочь Мария (родилась 29 апреля 1700 года, умерла 9 сентября 1754 года и погребена в Московском Греческом Николаевском монастыре). От второго брака – дочь Екатерина (прежде Смарагда), родилась 19 ноября 1720 года, супруга полномочного посла в Вене, Князя Димитрия Михайловича Голицына - 28 января 1751 года, скончалась в Париже 2 ноября 1761 года. Кроме того, у него были два сына - Тимофей и Сергий; но они, проводя время в звериной охоте (особенно Тимофей), оставили в пренебрежении начатую их родителем постройку церкви в Столбовском монастыре (Русская Старина, 1871 год).
  В церковном отношении Радогощь в разное время входила в состав многих епархий, а именно: 1) Черниговской - до 1356 года; 2) Брянской - до 1500 года; 3) Смоленской - до 1611 года; 4) Патриаршей области – до 1722 года; 5) Синодальной области - до 1742 года; 6) Московской - до 1764 года; 7) Севской - до 1788 года, и 8) Орловской епархии.
  Г. Пясецкий.