КОМАРИЧСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Радогощская Спасская пустынь


  1712 года мая в "?" день Радогожской пустыни строитель иеродиакон Моисей с братиею в поданном в Патриарший Казенный Приказ прошении писал: "в Спасове монастыре в Радогожской пустыни церковь деревянная во имя Боголепного Преображения Господня за многими леты обветшала и огнила и в той церкви бывает теча не малая, а ныне мы вместо ветхой церкви обещались построить вновь церковь каменную во имя тоя ж Преображения Господня и просим на то церковное строение повелеть нам кирпич и известь и всякие припасы готовить и о том дать нам Преосвятейшему Стефану митрополиту Рязанскому и Муромскому благословенную грамоту". Подписано: "дать указ".
  1716 года мая в день вышеписанным строителем иеродиаконом Моисеем с братиею подано было в Патриарший Казенный Приказ вторичное - по содержанию своему тожественное с вышеозначенным - прошение и на последнем так же, как и на первом подписано: "1717 года мая в 2 день дать благословенная грамота".
  1726 года июня в день Николаевского приписного монастыря Спаской Радогожской пустыни строитель иеромонах Варсонофий в Синодальный Казенный Приказ доносил: "в прошлом 721 году февраля в 14 день бил челом оной Радогожской пустыни строитель монах Феодосий чтоб во оной пустыне в перестроенную вновь церковь Божию Преображения Господня освятить, против которого его строительского челобитья о освящении оного храма дан был указ, при котором указ выдан и антиминс и оной указ невем каким случаем у них утрачен, а антиминс и ныне в целости, и оная церковь и поныне не освящена, и чтоб указом повелено было о освящении оной церкви Божии из Синодального Казенного Приказа дать вторичной указ и чтоб оную церковь освятить мне".
  "И против сей челобитной в Сунодальном Казенном Приказе в справках показано: во окладной книге жилых данных церквей прошлых лет и сего 726 года также и в переписных книгах 185 и 703 годов в Севской десятине вышеписанного пустынного Радогожского Спаского монастыря не написано".
  Подписано: "1726 года июля 8 дня дать указ о освящении с прежнего отпуску". Указ строитель иеромонах Варсанофей взял и росписался.
  "Материалы для истории церквей Орловской епархии. Севской десятины жилые данные церкви 7136 (1628)-1746 годы", Москва, 1904 год.


***

  Материалы для истории монастырей Севской епархии, упраздненных в 1764 году.
  В 1764 году, по случаю составления монастырских штатов, в пределах Севской епархии было упразднено 13 монастырей; в том числе: 4 Брянских, 2 Трубческих, 3 Севских, 2 Карачевских, 1 Путивльский, 1 Рыльский.
  Севские монастыри.
  Радогожская Спасская пустынь.
  Радогожская Спасская пустынь находилась близь реки Нерусы и древнего укрепления города Радогощи, что ныне село Севского уезда. Пустынь эта управлялась строителями, которые состояли в зависимости от архимандритов Столбовского Николаевского монастыря, находившегося в семи верстах от села Радогощи. Из Спасорадогожской пустыни (Севского уезда) упоминается иеромонах Венедикт, который в 1748 году был пострижен монах Феофилакт (из купцов), посвященный в иеромонахи Преосвященным Тихоном, епископом Севским и Брянским, и в 1766 году состоявший в числе братства Рыльского Николаевского монастыря. В черновой ведомости за 1766 год в Спасорадогожской пустыни значились: иеромонах Иакинф и монах Мефодий. По упразднении этой пустыни, строения ее было распродано, а церковь, по распоряжению Преосвященного Тихона, епископа Севского и Брянского, перевезена в село, принадлежавшее некогда Севскому Спасскому монастырю, а по учреждении Севской епархии – Архиерейскому дому; так что в 1766 голу, когда в Столбовском монастыре оставалось еще несколько монахов и совершалось Богослужение, на месте Спасской Радогожской пустыни были видны только кучи щебня, глины да бывшего здесь строения.