Бобрик упоминается с 1620-х годов в составе Чемлыжского стана Комарицкой волости как существующее село с церковью Михаила Архангела. Последнее здание построено в 1779 году: церковь во имя Архистратига Михаила, построена вместо ветхой, деревянная, холодная. Метрическая книга с 1787 года. Земли 36 десятин (ГАБО, фонд 249, опись 1, дело 223, лист 48). Метрические книги: 1777-1809, 1810-1828, 1837-1843, 1844-1848, 1848-1851, 1853-1864, 1860, 1862, 1892-1897, 1902-1905, 1915-1918 годы. В 1957-1989 не действовала.
***
Комарицкая волость. Чемлижской стан.
Архистратига Михаила в селе Бобрики по окладу дани 28 алтын, десятильничих и заезда 4 алтына.
186 года, а по переписным книгам из Трубчевска Чолнского монастыря строителя иеромонаха Маркелла записано - дани рубль 18 алтын 4 деньги; 1746 года - рубль 96 копеек.
1713 года февраля 23 запечатан указ по челобитью села Бобрика попа Михаила велено в том селе Архангельскую церковь освятить Спасова монастыря архимандриту Игнатию и антиминс выдать, за одно полотно взято.
1720 года сентября в день села Бобрика архангельский поп Семен Матвеев с прихожанами в поданном в Патриарший Казенный Приказ прошении писал: "в прошлом 1719 году в селе Бобрике в церковь во имя архистратига Михаила и антиминс и иконы волею Божию все погорело, и ныне тое церкви прихожане обещали на том погорелом месте вместо оной сгорелой церкви построить вновь церковь во имя архистратига Михаила, а без указу строить не смеем и просим на том погорелом месте построить вновь церковь архистратига Михаила и как построена будет и ту церковь освятить Спасова монастыря архимандриту Пафнутию и о том дать к нему архимандриту указ и для освящения той церкви дать антиминс".
Подписано: "1720 года октября в 5 день дать благословенная грамота."
Отмечено: "дана."
"1720 года октября в день села Архангельскаго вышеписанной церкви поп Семион Матвеев, да прихожане Федор Стефанов с товарищи в поданном в Патриарший Казенный Приказ прошении писали: в нынешнем 1720 года по указу великого государя и по благословенной грамоте в селе Бобрике, вместо сгорелой церкви на прежнем церковном месте церковь во имя архистратига Михаила ныне построена и ко освящению изготовлена и просили церковь освятить Спаского монастыря архимандриту Пафнутию и о освящении дать освященную грамоту и антиминс выдать."
Подписано: "1720 года октября в 17 день, отпустить грамота и антиминс против челобитья."
Отмечено: "дана".
1723 года марта 14 даны две новоявленныя памяти Ивану Калеснину сыну попову во дьячки, в село Бобрик, да Терентью Львову в пономари, будет они люди свободные, и в службу великому государю ни где не записаны, пошлин с обоих 13 алтын 2 деньги.
1738 года июля 15 села Бобрика поп Терентий Львов поданным в Святейший Казенный Приказ прошением просил выдать первую патрахельную память.
Поп Терентей в допрос сказал: "от роду ему 39 лет, отец его Лев Яковлев служил попом в вышеписанном селе Бобрик и тому лет с 20 умре, а он Терентий по смерти отца жил в доме его и при той церкви отправлял пономарскую должность, а во время переписи мужеска пола душ приписан в подушной оклад в равенстве со крестьяны и тот подушной оклад и ныне платят того села крестьяне, а в 727 году по челобитью того села крестьян, а по благословению преосв. Леонида архиепископа посвящен он Терентей в попа на место дяди своего умершего тоя церкви попа Михаила Васильева, а овдовел в 737 году в декабре месяце, детей у него два сына, один при той церкви пономарем."
По исповеди иеромонаха Иринарха и по помете Синода Дома ризничаго иеромонаха Аврамия патрахельная память дана на три года.
"Материалы для истории церквей Орловской епархии. Севской десятины жилые данные церкви 7136 (1628)-1746 годы", Москва, 1904 год.
***
Место умершего диакона села Бобрика севского уезда, Феодора Преображенского, предоставлено за дочерью его девицею Татьяною.
"Орловские епархиальные ведомости", № 23, 1865 год
***
Рукоположен во диаконы бывший ученик среднего отделения орловской семинарии Павел Соболев в село Бобрик Севского уезда.
Орловские епархиальные ведомости, № 22, 1866 год.
***
Умер Севского уезда села Бобрик причетник Павел Николаевский.
Орловские епархиальные ведомости, № 6, 1872 год.
***
Священно-церковно-служители села Бобрика, Севского уезда, изъявили согласие выдавать вдове причетника Параскеве Николаевской с дочерью ее из своих доходов по 20 рублей в год, и священник села Литовни Георгий Гончаров согласился дать вдове диакона Натальи Давидовой с детьми и детям умершего причетника Смирнова по две десятины паровой, по одной десятине яровой и причетническую часть усадебной земли с овощником. За таковое сострадание к сиротствующим семействам объявляется всем им Архипастырская признательность.
Орловские епархиальные ведомости, № 10, 1872 год.
***
Умер заштатный причетник Севского уезда села Бобрика Андрей Архангельский.
Орловские епархиальные ведомости, № 5, 1873 год.
***
По приговору прихожан Архангельской церкви села Бобрика, Севского уезда, состоявшемуся 19 мая 1874 года и утвержденному Его Преосвященством 9 минувшего августа, вновь открыто при означенной церкви приходское попечительство, в состав коего, сроком на три года, избраны: председателем старшина Шаровского волостного правления Матвей Гаврилов Лопатин и членами: села Бобрика крестьяне: Андрей Иванов Косенков и Тимон Григорьев Суходолов, деревни Верхнего Бобрика крестьяне: Василий Матвеев Мосин и Егор Андреев Геращенков, деревни Лазаревки крестьяне: Яков Петров Сенюков и Егор Андреев Губанов, деревни Тростной крестьяне: Кодрат Гаврилов Карнаухов и Иван Иванов Козмичев.
Орловские епархиальные ведомости, № 17, 1874 год.
***
Награжден набедренником священник Севского уезда села Бобрика Викторин Яковлевский.
Орловские епархиальные ведомости, № 13, 1875 год.
***
Умер сверхштатный причетник села Бобрика Севского уезда Илья Троицкий.
Орловские епархиальные ведомости, № 14, 1878 год.
***
Перемещены Севского уезда села Алешкович священник Иоанн Эзерский и того же уезда села Бобрика священник Василий Преображенский, один на место другого, - первый, по прошению, настоятелем церкви, а последний, по распоряжению Епархиального Начальства, помощником настоятеля.
Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1879 год.
***
Церковь Михаила Архангела, первая четверть 18 века, первая половина 19 века.
Расположена в центре стоящего на высоком берегу реки Бобрень села, является его силуэтной доминантой. Построена в 1720 году; в первой половине - середине 19 века сооружены боковые прирубы и нынешняя колокольня, а также сделана новая тесовая обшивка здания. Характерный образец деревянного культового зодчества юго-западной Брянщины конца 17-18 веков, несколько измененный перестройкой и новым декором.
Ярусный храм типа восьмерик на четверике рублен из брусьев на кирпичном цоколе и обшит тесом. Высокий двусветный четверик несет поставленные друг на друга два восьмерика: широкий световой с граненой купольной кровлей и небольшой глухой, увенчанный маленькой, видимо более поздней, главкой. К четверику примыкают пониженные пятигранный алтарь с высокой выпуклой кровлей и прямоугольная крытая на два ската трапезная с более узким притвором с запада. Низкие и длинные боковые прирубы с пологими двускатными кровлями придают объему крещатость. Над западной частью трапезной возвышается двухъярусная колокольня; ее четверики – глухой нижний и сквозной верхний (звон) завершены яйцевидной кровлей с главкой на коротком шпиле.
Позднее классицистическое убранство фасадов представлено накладными досками-пилястрами на углах, простыми карнизами и рамочными наличниками арочных окон и ложных проемов с подоконными досками. В щипцах боковых рукавов расположены круглые окна второго света, обведенные рамкой. Ярус звона колокольни украшен филенчатыми выступами под проемами с балюстрадным ограждением их нижней части и карнизом, прерванным щипцами в центре каждой из сторон, с полукруглыми окнами типа люкарн.
Основное помещение храма имеет плоские паруса при переходе от четверика к восьмерику и ложный восьмигранный сомкнутый свод с плоской средней частью. Своеобразны имитирующие пологие коробовые своды перекрытия трапезной, алтаря и боковых прирубов, в которых размещались приделы; над остальными частями здания плоские потолки.
Первоначальная роспись церкви первой половины 19 века традиционна для деревянных церквей Украины (в 20 веке поновлялась масляными красками с резким искажением цветовой гаммы).
Сборный иконостас выполнен в 20 веке, отдельные иконы в барочных и классицистических обрамлениях относятся к 18-19 векам. Представляют интерес деревянные раскрашенные скульптуры святых Варвары и Екатерины (18 век).
"Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.