КЛИНЦОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Хиротония старообрядческого епископа в посаде Клинцы. 24 января 1906 года


  День 24 января с.г. надолго останется памятным для Клинцовских и окрестных старообрядцев Черниговской епархии. В этот достопамятный день здесь было совершено небывалое в этой местности и редкое церковное торжество — хиротония епископа.
  Собор старообрядческих епископов в августе прошедшего года, по согласию клира и народа Черниговской епархии, вместо удалившегося по болезни на покой маститого епископа Сильвестра, избрал протоиерея Емелиана, четверть века прослужившего в городе Балте и не задолго пред этим поселившегося в Чернобыльском мужском монастыре.
  Для совершения хиротонии в Клинцы прибыл старообрядский архиепископ Иоанн Московский, с своим диаконом А. Богатенковым и епископом Тверским и Петроградским Виталием. Ко дню хиротонии съехались уполномоченные от обществ и до десяти священников этой епархии. Был и из Киева священник Кирилл, так как Киевская епархия по прежнему остается во временном заведывании здешнего епископа.
  22-го января в Никольском монастыре, близ Клинцов, отец Емелиан был пострижен архиепископом Иоанном во иноки, с именем Ермогена; восприемником его ("отцом евангельским") был епископ Виталий. 24-го же числа в Клинцах в Покровско-Никольском храме, сооруженном известнымъ благотворителем Н. А. Степуниным, было совершено по древнему чину самое торжество хиротонии, которое мы постараемся описать подробнее, ввиду редкости оного.
  После совершения "входнаго", архиепископ Иоанн и епископ Виталий в соборных мантиях, в сопровождении девяти священников и трех диаконов, вышли на средину храма и заняли места на кафедре. Отец Емелиан, совершив краткое, положенное по чину, молебствие в алтаре, выступил "из олтаря мало", наклонил голову, а священник отец Евфимий Мельников, по благословению архиепископа, подошедши к амвону, громко возгласил: "Честнейший отец благоговейный священноинок Ермоген. По благоволению Божию, высокопреосвященнейший архиепископ Иоанн, и иже с ним весь Освященный Собор, призывают и благословляют вашу святыню быти епископом богоспасаемых градов Балты и Новозыбкова". Новонареченный на это ответил: "Благодарение Господу Богу нашему, аще и недостоин есмь, но понеже высокопреосвященный наш Владыка архиепископ Иоанн, и иже с ним Освященный Собор, по благоизволению Божию, судили мене недостойнаго достойным быти в таковую службу: благодарю и приемлю и нимало вопреки глаголю". И поклонился первосвятителю. Архиепископ же с кафедры, благословляя его "рукою по воздуху" (как говорится в "чине"), произнес: "Благодать пресвятаго Духа нашим смирением производит тя епископом богоспасаемых градов Балты и Новозыбкова". Новонареченный, подойдя к архиепископу, поклонился ему до земли. Архиепископ благословил его, говоря: "Благодать пресвятаго Духа да будет с тобою, ныне и присно и во веки веком". При пении "Исполла эти деспота" Ермоген с епископом Виталием и со всеми священниками возвратился в алтарь. После сего началось облачение архиепископа на кафедре. По облачении и по возглашении диаконами: "архиереи и священницы изыдите", епископ Виталий и все священники, кроме отца Ермогена, вышли малыми дверьми из алтаря на средину церкви и, поклонившись архиепископу, стали "по чину", началось чтение часов.
  По прочтении псалма: "Помилуй мя Боже", два диакона вывели из алтаря царскими дверьми ставленника на солею и поставили на хвосте "орла". Ермоген, поклонившись всему священному собранию, по возгласе диакона: "вонмем", прочитал вслух всех написанное и подписанное им "Исповедание", начинающееся так: "Аз, Ермоген, священноинок, милостью Божиею нареченный во святейшую епископию Балтовскую и Новозыбковскую, се пишу своею рукою и разумом своим, что исповедую правую и непорочную христианскую веру, сице: "Верую во единаго Бога Отца, вседержителя", и прочел весь Символ православной веры". "К сим же принимаю каноны св. апостол", читал он далее, "и седьми св. вселенских соборов... вся та обещаюся хранити крепце и ненарушимо до скончания живота моего... и ни в чесом же противная православной вере мудрствовати, во всем последуя и повинуяся высокопреосвященному архиепископу Московскому, и во всем согласну быти и прочим преосвященным епископам". Далее же он обещался: "соблюдати устав непреложно, и ничтоже сотворити по нужде — аще и смертью воспрепят, веляще что сотворити чрез божественная и священная правила: в чужой епархии — ни пети обедни... ни ино что священных деяти, без воли архиерея епархии оной". Обещался: "егда позовет высокопреосвященный архиепископ Иоанн на собор, без всякаго извета и слова итти, хотя бы и сам державный владетель удержати хотел". Обещался: "не принимать странны к еретических обычаев в церковных преданиях и чинах, но хранити вся неизменно и согласно древле-восточной св. Церкви". Обещался, наконец: "паству свою, на всяко лето, по обычаю апостол, посещати и назирати, не ради лихоимания и чести, но в исправление дел благих, а наипаче священников" ... и прочее.
  По прочтении "исповедания" поставили его на главу орла и, по возгласе диакона: "вонмен", архиепископ, встав с кафедры, осенил поставляемого рукою, как и при "наречении во епископа". При пении: "исполла эти деспота" Ермоген был подведен диаконом, с возгласом "повели", к архиепископу и вручил ему "исповедательную грамоту", поцеловав руку первосвятителя, а епископа Виталия и священников во уста, он стал посредине, лицом к святителю, преклонив главу. Архиепископ же, по возгласе диакона: "повелите", осенил его рукою, говоря: "благодать пресвятаго Духа да будет с тобою". Певцы пропели: "исполла эти деспота", а поставляемый в сопровождении диаконов взошел в алтарь.
  После этого часы и литургия продолжались своим порядком. На пении "Святый Боже", когда архиепископ осенил народ пятисвещением, два диакона вывели поставляемого из алтаря на амвон и, оставив его, вошли малыми дверьми. По окончании же пения "трисвятаго" два старейшие священники — отец Ефимий Мельников и отец Феодор Разуваев вышли из алтаря, взяли поставляемого, по совершении им трех поклонов, повели к алтарю, трижды преклоняя его с возгласами: "Повели, повелите, повели преосвященнейший владыко", и оставили его, поклонившегося до земли, в царских дверях. Епископ же Виталий, подняв его, ввел в алтарь к архиепископу, сидящему по левую сторону царских врат. По целовании набедренника и руки первосвятителя, епископ Виталий трижды обвел поставляемого около престола — "яко же каждение бывает" — с пением всех в алтаре стоящих: "Святии мученицы" дважды и однажды: "Слава тебе Христе Боже", с повторением этих стихов на клиросах. При этом все священные лица и поставляемый держали в руках возженные свечи, во знамение божественного света и пришествия Св. Духа, — как объясняет Блаж. Симеон Солунский.
  Потом хиротонисуемый, сотворив три поклона пред престолом, преклонил оба колена и, положив руки крестообразно на престол, приложил голову между рук.
  Архиепископ-же, благословив его трижды, возложил край омофора и руку на главу хиротонисуемого и, по возгласе диакона: "вонмем", с чувством прочел вслух всех совершительную молитву: "Божественная благодать, яже всегда немощная исцеляющи, и не достаточная исполняющи, поставляет Ермогена, благовейнаго священноинока, епископом богохранимых градов Балты и Новозыбкова. Помолимся убо о нем, да приидет нам благодать пресвятаго Духа". — Момент этот как для священнослужителей, так и для молящегося народа, тесной стеной теснившегося к царским и боковым дверям, был одним из умилительнейших: многие плакали вместе с хиротонисуемым.
  На призыв первосвятителя помолиться о поставляемом, все служащие в алтаре ответили троекратным: "Господи помилуй", а на клиросах пением: "Кирие елейсон". Архиепископ, трижды осенив главу хоротонисуемого, "возложил на главу и на выю его" раскрытое Евангелие, которое поддерживали епископ Виталий и старейшие иереи, и, имея руку на главе поставляемого, тихо прочел молитву "Владыко Господи Боже наш, законоположивый нам, всехвальным апостолом Павлом, степенем и чином устав" и проч. Потом епископ Виталий тихим гласом проговорил ектению: "Миром Господу помолимся". В ряду прошений помолился и "о поставляемом епископе Ермогене", и "яко да человеколюбец Бог несквернено и несоблазнено святительство ему дарует". Священники и диаконы тихо пели: "Господи помилуй" на всякое прошение, а на клиросах "Кирие елейсон" (демественное большого роспева), пока архиепископ не окончил "в тай" молитву: "Господи Боже наш, за еже немощи человеческому естеству божественнаго понести существа". По возгласе архиепископа: "Твое бо есть еже миловати», евангелие было снято и положено на престол, и первосвятитель, осенив трижды главу хиротонисанного, воздвигнул его, при возгласе диакона: «Спаси помилуй и возстави"... Архиепископ, благословив омофор, поданный ему епископом Виталием, и показывая оный народу, возгласил: "достоин". Тоже пропели в алтаре священники и диаконы, а на клиросе: "аксиос" по трижды, и омофор был возложен на новохиротописанного епископа Ермогена. Таким же чином были возложены на него панагия, крестъ и митра. По облачении архиепископ, целуя в уста новопоставленного епископа, произнес: "много лет ти брате", на что преосвященный Ермоген ответил: "и твоему великому святительству". Потом целовал его епископ Виталий и все священники, говоря: "Христос посреде нас". Он отвечал: "есть и будет". Певцы в это время пели "исполла эти деспота".
  Затем святители, поцеловав престол, встали на "горнее место" (за престолом), и "мир всем", пред чтением апостола, преподал новохиротонисанный епископ; литургия отселе продолжалась своим порядком.
  Дору раздавали все три святителя.
  По отпусте литургии епископ Виталий и священник отец Евфимий взяли новопоставленного епископа Ермогена под руки и, в предшествии диаконов с дикириями, возвели его на кафедру среди церкви и, трижды посаждая его, возглашали: "исполла эти деспота". Потом диакон отец А. Богатенков провозгласил: "Ермогену, преосвященному и боголюбивому епископу Балтовскому и Новозыбковскому, многая лета". Певцы на это ответили троекратным: "многая лета", а епископ Ермоген дикирией и трикирией осенял на все стороны народ, кланявшийся ему до земли.
  Затем архиепископ Иоанн, в сопровождении всех священнослужителей, с жезлом в руках вышел из алтаря и, приступив к новопоставленному, вручая ему жезл, произнес: "Прими сей жезл, имже утверждался и паству твою да правиши, яко слово отдаси за ню нашему Богу в день суда". И благословив его, прочел ему поучение о важности епископского сана и об обязанностях, возлагаемых на епископа. Преосвященный Ермоген, по "амине", поклонившись первосвятителю, произнес: "Много лет ти владыко святый".
  После сего положили обычные исходные поклоны, и архиепископ поздравил новохиротонисанного с принятием святительского сана, пожелав ему благоуспешно проходить это служение, приумножить паству и ввести ее в царство небесное. Поздравил также священнослужителей и предстоящий народ с новым архипастырем, высказав приличествующее времени пожелание мира, любви и единомыслия между ними и новым их епархиальным епископом. Все в один голос воскликнули: "Спаси Христос" и сердечно благодарили архиепископа Иоанна и епископа Виталия за духовное утешение, которое они доставили их обществу этим торжественным служением. Затем, при пении: "На гору учеником идущим", все проводили святителей, в полном облачении, в преднесении свечей и в предшествии диаконов с кадилами, в квартиру священника отца Феодора.
  Торжество закончилось обедом, устроенным в честь новопоставленного епископа Ермогена П.А. Смирновым, зятем храмоздателя Н.А. Степунина. При входе в дом епископа Ермогена, его встретили: священник отец Евфимий с крестом, а хозяйка дома с хлебом—солью, при пении стихиры: "Сей день Господень, радуйтеся людие". За обедом присутствовали все священнослужители и некоторые граждане. Во время обеда, по местному обычаю, пелись ирмосы, праздничные и духовные стихиры; произносились тосты в честь присутствующих и речи, в которых с благодарностью отзывались о Государе, объявившем свободу веройсповеданий, благодаря которой народ удостоился видеть такое редкое торжество. Обед закончился провозглашением многолетия: Государю, Государынь, Наследнику и всему Царствующему Дому; Архиепископу и епископам Виталию и Ермогену, домохозяину и "всем, участвовавшим в торжестве дня сего".
  Вечером архиепископ Иоанн, Епископ Виталий и диакон отец А. Богатенков, прощаясь с новопоставленным епископом Ермогеном, дали ему совет: для помощи в новом для него служении управления епархиальными делами - учредить, по примеру "пресвитерскаго совета" древней церкви, Епархиальный Совет из благорассудных духовных лиц, а для дел церковно-общественного характера — и из благоразумных граждан.
  Присутствующие при этом священники и граждане отнеслись к этому предложению первосвятителя весьма сочувственно и обещались содействовать учреждению такого полезного и желательного "Совета".
  Пожелаем и мы Преосвященному Ермогену скорейшего восстановления древне-канонического епархиального управления, при участии добрых и благоразумных советников, избираемых клиром и народом.
  А.Б.
  Старообрядец, ежемесячный журнал, № 3, март 1906 года.