Что такое полиция? - Охрана закона. Что такое закон? - Определение той суммы благ, которым может пользоваться каждая личность, не действуя во вред другой. Кто создает и утверждает законы? Правительство и государь, которые заботятся о благе всего народа... Так обстоит дело на бумаге. Но в действительности-то как? Заботится ли в самом деле правительство обо всех классах населения? Защищает ли настоящий государственный строй интересы громадного большинства населения, т.е. нас, рабочих, от жадности эксплуататоров? К сожалению, повседневный опыт убеждает нас в противном. Каждое новое вмешательство правительства в дела рабочих ясно указывает нам - чьи интересы, чьи права охраняются ею и, наоборот, чьи права нагло попираются как внизу стоящими полицейскими крючками, так и главенствующим нашим самодержавным правительством. Возьмем для примера вмешательство полиции в последнюю стачку, возгоревшуюся в нескольких мастерских портняжного цеха. Товарищи рабочие! Обсудим беспристрастно справедливость последней стачки. В общих чертах познакомимся с теми чудовищными размерами эксплуатации рабочего, которые практикуются в нашем ремесленном производстве, и посмотрим, имели ли рабочие право на удовлетворение или нет. Изможденный 18-20-часовым трудом рабочий валится, как сноп. Не успел он смежить глаза, как хозяин палками уже поднимает его, своего голодного кормильца, на работу. Заработной платы едва хватает на прикрытие наготы и на прокормление впроголодь. Теснота и духота, грязь и пыль, беспрерывный грохот и зловредные испарения - вот его обстановка. Прибавьте ворчание и понукание господ хозяев и всех их домочадцев - и ад, как живой, перед вашими глазами. Рабочий изнемогает: катары легких и желудка, чахотка и преждевременная могила - его обычный удел. Единственным светлым моментом в жизни ремесленного пролетария является время в продолжение двух с половиною летних месяцев, когда рабочий хотя и преет 16 часов в день за работой, зато он в сумерки бастует и не работает при огне. Не забудем только, товарищи, что эта роскошь ему достается отнюдь не по милосердию хозяев, а просто по причине мертвого сезона. Кроме того, не боясь преувеличения, смело говорим, что с наступлением каких и чьих бы то ни было праздников рабочие по 5-6 недель подряд не вкушают сна от субботы до субботы. Вот почему уже много раз среди рабочих поднимался ропот на такой порядок вещей, вот почему они и на этот раз решили воевать. Не многого они и добивались. Теперь они требовали определенного рабочего дня, одинакового для всех времен года, слесарей и столяров, которые отвоевали себе: первые 14, а вторые 15-часовой рабочий день.
Товарищи! Есть ли что-нибудь несправедливое или противозаконное в этом требовании? Тем паче, что и законом определяется рабочий день в 12 часов. Но власть имеющие несколько иначе смотрят на вещи. Только ими законы соблюдаются, которые создаются на благо обжор, тунеядцев, золотых тельцов, сытых буржуа. Для нас же, для миллионных рабочих масс, нет закона - есть произвол. Нет права, есть бесправие. Нет гласности, нет суда, а есть тайные циркуляры и административный порядок! Так поступили и с нашими стачечниками. Заявив хозяевам свои требования, они 15 августа забастовали. Хозяева - к полиции. Что же, напомнил ли полицмейстер хозяевам о существующем законе о рабочем дне? Эх, да полно же нам, рабочие, ублажать себя какою-то детской верой в законность при самодержавном режиме. Уж пора, пора нам знать, что от нашего деспотического правительства нам, кроме насилия, ничего не дождаться. Стоило полицмейстеру услышать слово "рабочие", как закон разлетелся в прах. Административным порядком он некоторых арестовал, одного за старую книжку журнала "Русская мысль" отобрал и правосудие по его понятию учинено...
Братья рабочие! Пусть не пропадет для нас даром урок, данный нам полицией. Пусть каждый из нас кровью своей запечатлеет в своей памяти, что правительство с его сподручниками вместе со всеми буржуями разных видов и рангов составляют одну шайку паразитов, один привилегированный класс, который силой захватил политическую власть и пользуется ею во вред нам, что эта шайка нас бьет, арестовывает, ссылает только за то, что мы не хотим, чтобы она жирела нашим потом и кровью, что мы не хотим умирать с голоду и холоду, что и мы хотим жить, как все эти дармоеды, что мы имеем больше прав на эту жизнь, ибо мы - честные труженики. Раз навсегда запомним, что мы, миллионы рабочих, составляем другой класс в государстве, эксплуатируемый самым злодейским образом, насильно лишенный политической власти, у которого отнято даже право протестовать против своих угнетателей, что мы, поэтому, не получим помощи ни от кого и ни откуда, кроме самих себя, что мы до тех пор слабы и беспомощны, пока действуем разъединенными силами, но коль скоро мы сплотимся в одну солидарную рабочую армию, тогда мы все возьмем, все завоюем. Тогда не станем же медлить, товарищи рабочие! Объединимся все без различия религии и нации, пола и возраста! Силою дружной и смелой ударьте на врага - и победа обеспечена.
Да здравствует борьба! Да здравствует объединение рабочих масс!
Комитет Российской социал-демократической рабочей партия, город Клинцы.
ЦГИА УССР, фонд 317, опись 1, дело 1554, листы 7-8 оборот. Заверенная копия.
В конце 90-х годов оформляется социал-демократическая группа в Клинцах, организаторами которой явились М.М. Литвинов (впоследствии видный советский дипломат), Александров А.И. - петербургский рабочий-революционер и Смирнов И.В. - местный рабочий. Летом 1902 года группа принимает платформу "Искры", а в январе 1904 года входит в состав Полесской организации РСДРП. Осенью 1905 года Клинцовская и Новозыбковская группы РСДРП объединяются в районную Новозыбковско-Клинцовскую организацию РСДРП. В годы реакции деятельность организации ослабла. С восстановлением в 1912 году Полесского комитета Клинцовский комитет РСДРП вошел в состав Полесской организации РСДРП (Е. Диренок. Полесская организация большевиков в борьбе против царизма 1903-1917 годов. Mинск, 1965, с. 13. Очерки истории Брянской организации КПСС. Тула, 1968, с. 17).
"Русская мысль" - ежемесячный литературно-политический журнал, издававшийся в Москве в 1880-1918 годы. В нем печатались Д.Н. Мамин-Сибиряк, Г.И. Успенский, В.Г. Короленко, М. Горький, А.П. Чехов и другие (БСЭ, изд. 2, т. 37, 1955, с. 403).