… Наиболее видными центрами окружнической партии являются посады: Клинцы, Елионка и Свяцкая. В посаде Клинцах, хотя, кроме окружников, есть безпоповцы, но подавляющий элемент составляют именно окружники. Вблизи посада Клинцов находятся два окружнические монастыря, в которых до 100 человек братии с лжеепископом Сильвестром во главе. Торжественные лжеархиерейские служения, три окружнические попа в самых Клинцах, диаконы, уставщики, начетчики и их богатые покровители сильно поддерживают здесь раскол. К сожалению, и многие единоверцы посада Клинцов не отличаются полною искренностью и при случае не прочь возвратиться в раскол…
***
Отчет о состоянии и деятельности Братства св. Михаила, князя Черниговского, за одиннадцатый год его существованья (20 сентября 1898 — 20 сентября 1899 года)
Состав Совета Клинцовского Отделения: председатель, священник Стефан Лапчинский и члены: священник Василий Румянцев, священник Василий Щетинин, коллежский асессор М.Н. Самойлов, инспектор Ремесленного училища П.Н. Мануйлов, городской голова Н.В. Филатов, псаломщик (ныне диакон) И.М. Калиновский, купец М.Д. Барышников, купец И.А. Тимофеев и мещанин К.Л. Чуланов.
Клинцовское Отделение Братства в отчетном году устраивало религиозно-нравственные чтения для народа сначала в зале Клинцовского ремесленного училища, а затем в зале городской думы. Чтения эти велись членами Отделения по воскресным и праздничным дням, после вечерни, по определенной программе, с участием на каждом чтении трех лекторов, при чем они сопровождались пением православного и единоверческого хоров попеременно. Для приучения грамотных к полезному чтению в свободное время книг Отделение, по примеру прежних лет, выдавало из своего книжного склада бесплатно для чтения книги противораскольнического и вообще духовно-просветительного содержания.
Главными центрами окружнической партии являются по прежнему посады— Клинцы, Елионка и Святская. В Елионке проживают два окружнических попа — Терентий Воскобойников и поп Димитрий. Здесь же, как известно, проживают раскольники-миллионеры Гусевы, глава которых Герасим Гусев умер в прошлом отчетном братском году (18 ноября 1897 года). В настоящее время Гусевы являются людьми малорелигиозными, поддерживающими раскол только из самолюбия: они почти забыли о тех обрядах, за которые так крепко стоят раскольники. В посаде Святской в качестве видных представителей окружничества должны быть названы поп Максим Волков и братья Усовы. Поп Максим иногда выступает на собеседованиях в качестве совопросника, наиболее выдающимся событием в мире окружников за отчетный братский год является борьба из-за кафедры в полосе между лжеепископами Сильвестром и вновь явившимся Порфирием. Борьба эта вызвана была следующими обстоятельствами. Известно, что все так называемые "окружнические" вожаки, заправилы или представители в существе дела совершенно безразлично относятся к окружному посланию: для них только важно и желательно объединить, сплотить стародубский раскол в единое целое под своим управлением, так чтобы он чрез это являлся наиболее сильным врагом православной церкви. Для этой цели мнимые сторонники окружного послания, не отказываясь от имени окружников, готовы обеими руками подписаться под акт об уничтожении окружного послания, лишь бы только это вело к присоединению к ним стародубских противоокружников. Но лжеепископ Сильвестр издавно известен как искрений сторонник окружного послания, а потому он никогда не соглашался подписываться под определением об уничтожении означенного послания, за что его и не любят мнимо-окружники. Еще года два тому назад собор окружников грезил ему увольнением и схимою за то, что он не согласился подписаться к соборному определению об уничтожении окружного послания в целях примирения с противоокружническими епископами. Но Сильвестр на покой идти не желает. Между тем явился сюда новый лжевладыка, вышепомянутый Порфирий. Происходя из мещан посада Клинцов, он более 20 лет проживал сначала в звании лжеинока, а потом лжедиакона и лжеиерея, при Сильвестре, при чем имел весьма большое влияние (вряд ли меньше самого Сильвестра) на ход дел в окружническом обществе, по тому, что он занимал должности эконома, казначея и делопроизводителя. По рекомендации Мельниковых, этот Порфирий был поставлен в Москве в епископы города Самары. Но как самому Порфирию так и его покровителям не того хотелось, чтобы он оставил Клинцы и отправился в Самару, а напротив того, чтобы он, сделавшись епископом, заместил Сильвестра. С этою целью из Москвы он отправился не на свою кафедру, а возвратился в полосянский монастырь (в 15 верстах от Клинцов) и проживал здесь около трех месяцев. Тогда-то и начались снова усиленные попытки усадить Сильвестра на покой, чтобы его место предоставить Порфирию. С этою целью местные купцы и Мельниковы начали писать послания в Московский духовный совет о том, что владыка Сильвестр стар и дряхл, мало совершает архиерейских служб, плохо правит епархиями и т.п. Но Сильвестр со своей стороны отписывался. Указывая на несправедливость доносов на него, он заявил духовному Совету, что он совсем не желает удаляться на покой и согласен только в крайнем случае оставить у себя Порфирия хорепископом или викарием. Результатом этих пререканий было то, что Порфирий все-таки вынужден был удалиться из Полоса в Москву, а оттуда, вероятно, в Самару согласно своему назначению.
Черниговские Епархиальные Известия, № 5, 1900 года.