КЛИНЦОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Крестный ход в посаде Клинцах в день памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла. 1901 год


  В день памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла православный приход посада Клинцов справлял свой храмовой праздник. Накануне праздника всенощное бдение, а в самый праздник Божественную литургию служили соборне благочинный отец Иоанн Тарасевич в сослужении священников отца Лапчинского и настоятеля храма. После литургии совершен был крестный ход вокруг посада, в котором приняло участие и единоверческое духовенство Вознесенской церкви. С чувством глубочайшей радости спешим приветствовать этот первый наглядный акт единения православного и единоверческого духовенства, этих чад св. церкви "единых в духе, и разделенных в обряде". Тем более отрадно такое единение видеть нам, Клинцовцам, что прошло уже 57 лет с тех пор, как державной волей Императора Николая 1-го открыто единоверие в посаде Клинцах, и за все это время лишь первый наглядный пример тесного единения показан был единоверцами в этом крестном ходе. Небезынтересно отметить, что и самый крестный ход, в видах миссионерских, совершаем был в порядке, изложенном в древних патриарших типиках с точным и строгим соблюдением устава. Впереди церковной процессии попеременно шли священники, окропляя путь святой водой. В четырех местах посада (в порядке сторон храма) крестный ход останавливался, где произносились установленные молитвенные возглашения, с осенением св. крестом и окроплением св. воды предстоящего народа. Канон св. апостолам читался попеременно православным и единоверческим чтецами. Истовость и уставность богослужения, образцовый порядок и та благоговейность, которой были проникнуты все участвовавшие в этой церковной церемонии, привлекли почти весь посад. Масса раскольников, с особенным напряженным вниманием следили за тем, чтобы заметить хотя что-либо, дабы бросить укор православным, но тщетны были их надежды. Местные расколовожди, лжепопы и уставщики шли за крестным ходом и в остановках внимательно следили за действиями отцев сослужащих. По прибытии в храм было возглашено многолетие, молящиеся подходили к кресту и единоверческий священник окроплял подходящих св. водой. Богослужение окончилось в 2 час 30 минут дня.
  Да заградятся-же теперь уста раскольствующих, которые в числе первых укоров бросали нам, православным, невыполнение уставности в богослужении, а главное обособленность единоверия с православием. Дай только, Боже, чтобы подобное единение проявлялось чаще.
  Да, после полувековой спячки время восстать единоверцам и вместе с православными "едиными усты и единым сердцем прославлять Пречестное и Великолепное имя Отца и Сына и Св. Духа" и доказать расколу, что единоверие — не особая какая церковь, а тоже единая св. Соборная и Апостольская церковь, православная.
  Православный.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 15, 1901 года.