КЛИНЦОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


СВОД ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ И МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИКУСТВА РОССИИ. БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ.1998 год


  Второй по величине город Брянской области, расположен на восточной окраине Полесской низменности, у северо-западных отрогов Среднерусской возвышенности. Рельеф полого-равнинный, с понижением к реке Московка (бывшая Туросна), которая делит современный город на две неравные части. В пределах города в Московку впадает небольшая речка Лутенка (со стороны села Ардонь), в восточной части территорию Клинцов прорезает овраг с ручьем Курганье.
  Первоначальное поселение возникло на правом берегу Туросны. Здесь, в глухих лесах, принадлежавших помещику И.Л. Бороздне, в 1707 году нашли себе убежище старообрядцы. В 1708 году они оказали помощь русским войскам в боях со шведами, после чего Петр I официально закрепил за ними землю. В 1715 году поселение получило статус слободы и название Клинцы по имени первого поселенца - Василия Афанасьевича Клинцова, крестьянина Костромского уезда Даниловской волости. В 1729 году слобода состояла из 17 дворов, жители ее занимались торговлей и промыслами. Уже в это время здесь числился "завод" И.Г. Сабольщикова, на котором работали три человека, "... а в оном заводе делают у него юфти и белые кожи, из которых шьют сапоги немецкие, русские и рукавицы".
  Значительный приток населения произошел после так называемых “ветковских выгонок” (разгромы центра старообрядчества - слободы Ветки): первой, в 1735-36 годы, и особенно второй, предпринятой Екатериной II в 1763-64 годах. Преследуемые официальной властью, многие ветковские старообрядцы осели в Клинцах, пополнив местное население купцами и ремесленниками. Уже с этого времени Клинцы, число жителей которых не превышало 1200 человек (по ведомости клинцовского войта Сергея Скорнякова от 1767 года), становятся известны как промышленная слобода (из 229 дворов жители только 50 занимались земледелием). Самой развитой отраслью клинцовской промышленности было производство чулок из касторового сукна.
  В 1782 году Клинцы получают титул посада и здесь открывается ратуша. Разбогатевшее купечество возводит на свои средства деревянные церкви: в 1778-80 годы Вознесенскую, а в 1787 году - Троицкую (обе утрачены, последняя сгорела в конце 1970-х годов). Эти первые в Клинцах высотные сооружения внесли организующий акцент в застройку, обогатив силуэт и панораму посада. Особенно выделялась Вознесенская церковь, представлявшая собой своеобразный вариант среднерусского храма, на который ощутимое влияние оказало украинское деревянное зодчество. Эта ярусная церковь состояла из крупного четверика, нескольких постепенно уменьшающихся в плане восьмериков и небольшой главки в завершении. Расположенная неподалеку Троицкая церковь была близка ей по типу (три восьмигранных яруса на четверике), но в отличие от нее имела пятиглавое завершение. В 1801-04 годы местными плотниками "без участия архитектора" была выстроена колокольня Вознесенской церкви (также утрачена), отличавшаяся большой высотой (почти 60 метров); она стала играть роль главной доминанты всей объемно-пространственной композиции посада. Расположенный в центральной части Клинцов, около Базарной площади, на верхней береговой бровке Туросны, комплекс храмов и колокольни не только служил ориентиром для подъезжающих по Воронежскому тракту, но, доминируя среди достаточно ровной территории, являлся центром притяжения для многих окружающих посад сел и деревень.
  С конца 18 века Клинцы известны как центр издания старопечатных раскольничьих книг "новым тиснением". В 1783 году здесь была создана типография Рукавишникова, в 1786 году – типография Федора Карташева. Обе просуществовали недолго, последнее упоминание о них относится к 1811 году.
  В начале 19 века в Клинцах возникает крупное текстильное производство. Первые фабрики строятся начиная с 1812 года (в этом году купец В. Лихоманов в двух верстах от посада, за нынешней фабрикой имени Дзержинского, построил первую суконную фабрику). В 1820 году купец С. Широков основал суконно-чулочную фабрику, для которой выписал станки из Германии. Однако большинство фабричных заведений открывается после разгрома польского восстания 1830—31 годов. Одной из правительственных акций этого периода было установление на русско-польской границе таможни, что затруднило свободный ввоз товаров и побудило, в частности, клинцовское купечество активнее развивать собственные производства. В 1831 году возводятся каменные корпуса суконной фабрики купцов Зубова и Степунина, в 1832 году - братьев Кубаревых и ткацкая фабрика Сапожкова, Аксенова и Черникова, чуть позже – фабрики Желткова и Исаева. Последняя, занимавшаяся выделкой тонких цветных сукон, состояла из шести каменных двухэтажных корпусов и шести деревянных. От Туросны был прорыт канал, подводивший воду к Зубовской фабрике. В 1840 году в прилегающей к Клинцам деревне Стодолы купец В. Барышников основал крупную чулочную фабрику.
  В 40-е годы 19 века Клинцы были уже настолько развитым промышленным центром, что клинчане сложили о себе хвастливую поговорку: "Клинцы - городок, а Москва - уголок". Современники в своих записках оставили немало воспоминаний о Клинцах этого времени. Один из них писал, что Клинцы "... точно Москва: высокие дымящиеся трубы суконных фабрик, раскрашенные дома и домики разных величин и со своей собственной слободской архитектурой, отличающейся поразительной безвкусицей; грязные, часто непроходимые улицы, толкотня народа и прочие принадлежности деятельности слобожан напоминают разные Зарядье, Солянки и подобные московские обиталища". В других воспоминаниях этого времени Клинцы представлены как "огромный и богатый посад", в котором 7300 жителей и 1080 домов; фабрик и других промышленных предприятий - 48, из них 13 суконных.
  Располагались промышленные предприятия в основном вдоль Туросны и лишь одно из них (чугунолитейное) заняло территорию вдоль Брянской или Большой улицы (позднее ее стали называть Большой Брянской; после революции - улицей К.Либкнехта, ныне - Октябрьская). Сложившаяся к этому времени планировочная структура была близка к регулярной, с основной сеткой улиц широтно-меридиональной ориентации, и лишь вдоль реки (в наиболее древней части посада) улицы причудливо изгибались, следуя поворотам ее русла. Недалеко от центральной Базарной площади, к северу от нее, в 1835—48 годах строится церковь Петра и Павла - один из первых памятников русско-византийского стиля в Брянской области.
  По земским данным 1862 года на посаде проживало 7336 человек, из них 5301 - старообрядцы. На территории посада размещалось 18 крупных суконных предприятий, 9 чулочных и 5 кожевенных фабрик, 3 чугунолитейных завода, 100 кустарных мастерских, 14 кирпичных и гончарных заводов, 1038 дворов. Число рабочих приближалось к 3000. В связи с всеобщим промышленным кризисом, наступившим после русско-турецкой войны, несколько производств в Клинцах было ликвидировано (8 суконных и все чулочные фабрики), количество рабочих сократилось вдвое. Одной из причин сокращения производств явились также многочисленные пожары. С 1870 по 1875 годы почти все клинцовские фабрики, большая часть корпусов которых была выстроена из дерева, неоднократно горели. Среди уцелевших оказались фабрики Глуховка, Стодол или Троицкая (Барышникова), Елионка (Гусевых) и Клинцовская (Машковского), которые до настоящего времени являются основой суконной промышленности города. Многие из пострадавших фабрик впоследствии были обновлены, некоторые заново отстроены, но они уже не достигли прежнего расцвета.
  В 1887 году в 1 км южнее посада, по левому берегу Туросны прошла Полесская железная дорога, но даже она не внесла большого оживления в жизнь Клинцов. К 1892 году здесь действовало всего 6 суконных фабрик: Глуховская, Троицкая (Стодол), Клинцовская, Дурняцкая, Елионская и фабрика Л.Я. Иванова.
  Наступившая после кризиса 1880-92 годов активизация промышленного развития, естественно, отразилась на росте посада. В это время здесь возводится целый ряд жилых купеческих зданий с торговыми лавками в первом этаже. В 1894 году было образовано "Товарищество Стодольской мануфактуры Василия Барышникова с сыновьями" (ныне фабрика имени В.И. Ленина), построены промышленные корпуса, жилье для рабочих, дома владельца фабрики и управляющего. В 1895 году в Клинцах открывается ремесленное училище, в 1903 году превращенное в среднетехническое. Общее число домов достигло 2000, население увеличилось до 12,5 тысяч человек. Мастеровых, ремесленников и рабочих насчитывалось 5000 человек.
  Представление о характере застройки Клинцов конца 19 века дает описание Троицкой мануфактуры, относящееся к 1920 годам: "... фабричные красные корпуса, хозяйственные дома со стеклянными галереями, окрашенными в белый цвет, палисадниками, внушительного вида амбары-склады; жилые домики с белыми ставнями, каретный сарай, курятник, колодезь с колесом... Во дворе Троицкой фабрики нет границ, где кончается хозяйство купеческого дома и где начинается владение и хозяйство фабричного предприятия. Интересен материальный склад для сукна с колоритным каменным крыльцом и каменными столбиками. Характерны окошечки, переплетенные в красивую вязь. Это одна из самых интересных, почти не тронутая временем фабрика-усадьба...".
  На рубеже 19-20 веков нарастает процесс концентрации производства. В 1897 году количество фабрик увеличилось до 8, но к 1912 году всего на 4 из них было сосредоточено 90% производства сукон. Кроме суконных фабрик в Клинцах размещались чулочная фабрика Клапцова, шпагатная фабрика Конторова, два чугунолитейных завода, кожевенный завод (1906 год основания) и другие.
  В начале 20 века в Клинцах возводится ряд общественных зданий в стиле модерн: женская гимназия (1908) на Большой Брянской улице (ныне улица Октябрьская, 50), купеческое собрание (проспект Ленина, 27), в районе Стодола. В центральной части продолжается строительство купеческих домов с лавками в первом этаже. Ядром посада по-прежнему являлась Базарная площадь. Она представляла собой одностороннее расширение Большой Брянской улицы, которая имела выход к Туросне и переброшенному через нее мосту. На этой же улице было сооружено новое здание городской думы, завершенное высокой башней пожарной каланчи. Неподалеку была поставлена водонапорная башня.
  На северной окраине посада к Большой Брянской улице примыкала Конная площадь, а между ней и Базарной площадью, в районе так называемой "Пустынки", размещалась Сенная площадь. Улицы, параллельные Большой Брянской (Новая Слободка, Больничная, Наумова, Евлампиевка) и перпендикулярные ей (Клинцовская, Лысовка, Слутовка, Филатьева, уже упоминавшаяся Пустынка и продолжающие ее Писаревка и Мокрый переулок), а также расположенные к северу от них Пушкинская, Красная, Кузнечная, Николаевская и другие формировали близкую к регулярной систему планировки. С запада и востока территорию посада фланкировали два кладбища. На одном из них – Беспоповском кладбище на Лысой горе (это неофициальное название сохранилось до настоящего времени), - в районе Мокрых переулков, во время революции 1905 года собирались рабочие маевки. Один из близлежащих переулков, где постоянно дежурили гусары, получил название Гусаровки.
  Посад Клинцы представлял собой довольно компактное образование, к которому примыкал ряд селений, впоследствии вошедших в городскую черту (Стодолы, Дурни и другие). Окружавшие посад сосновые леса вклинивались в застройку, сливаясь с садами, в зелени которых утопали Клинцы. Застройка была в основном одно и двухэтажная, деревянная, усадебного типа. Лишь центральные улицы были застроены каменными жилыми и общественными зданиями, большей частью поставленными без разрывов. Эти улицы имели булыжное мощение и дощатые тротуары, освещались электрическими фонарями.
  Накануне войны 1914 года население Клинцов, входивших тогда в Суражский уезд Черниговской губернии, насчитывало 20 тысяч человек. Здесь действовало 8 суконных фабрик, 2 пенькопрядильни, 2 кожевенных завода, один чугунолитейный и целый ряд мелких промышленных предприятий. Жилых домов, преимущественно деревянных, насчитывалось 2160, а также 5 церквей и 3 синагоги.
  В период гражданской войны Клинцы некоторое время находились под властью немецких интервентов и были освобождены в ноябре 1918 года солдатами Богунского полка под руководством Н. Щорса. В 1919 году промышленные предприятия Клинцов были национализированы. На базе чугунолитейного завода возник завод имени Калинина, выпускавший черное литье, а позднее – станки для текстильной промышленности. Глуховская, Стодольская (Троицкая) и Клинцовская суконные фабрики были переименованы соответственно в фабрики имени Коминтерна, имени Ленина и имени Октябрьской революции.
  В 1919 году Клинцы, как и весь Суражский уезд, вошли в состав Гомельской губернии РСФСР. В 1925 году посад Клинцы получает статус города; начиная с 1929 года он является центром Клинцовского района Западной области, а с 1937 года – Орловской области. В годы первых пятилеток здесь активно развивается промышленность, строятся новые корпуса фабрик, рабочие поселки при них. В центре города на Октябрьской улице (бывшей Большая Брянская), в районе Мокрых переулков, по проекту московского архитектора А.З. Гринберга сооружается одно из первых в СССР здание Дома Советов (1927 - начало 1930-х годов). Сложная композиция его объемов, развивающихся в глубь квартала, сформировала на пересечении с новым проспектом Ленина (проложен на месте Пустынки, Писаревки и Мокрого переулка) площадь, которая стала играть роль нового городского центра (ныне площадь 50-летия Октября). Архитектура Дома Советов, выполненная под влиянием идей конструктивизма, и поныне определяет образ центральной части города. Перед зданием разбит сквер и установлен памятник В.И. Ленину.
  Недалеко от Дома Советов, вдоль проспекта Ленина и Пушкинской улицы расположены кварталы городской застройки этого периода. Два дома, поставленные на угловых участках при пересечении Пушкинской улицы с центральной Октябрьской, вошли в комплекс зданий, формирующих перекресток и создающих интересный ансамбль застройки города первой половины 20 века. Один из них, с угловой башенной надстройкой, самый высокий в этой группе сооружений - жилой дом рабочих фабрики текстильного машиностроения (конец 1930-х годов). По диагонали от него расположено здание бывшей женской гимназии, выполненное в стиле модерн. И уже в послевоенный период (в 1950-е годы) на четвертом углу перекрестка был поставлен трехэтажный жилой дом, скромные формы которого еще больше подчеркнули своеобразие других зданий.
  В 1936 году Клинцы становятся городом областного подчинения. По переписи 1939 года здесь проживали 50,5 тысяч жителей. Текстильная промышленность выпускала 1/5 часть всей продукции тонкосуконной промышленности страны. Кроме того, в городе работали пенькопрядильная, швейная и обувная фабрики, машиностроительный и консервный заводы, а также несколько механических мастерских и небольших заводов местного подчинения.
  В период Великой Отечественной войны оккупация Клинцов продолжалась с августа 1941 года по сентябрь 1943 года. За это время были разрушены промышленные предприятия, железнодорожная станция, театр, все клубы, 186 жилых домов, уничтожены старинные парки при фабриках имени Ленина и имени Дзержинского, а также почти полностью вырублен сосновый лесопарк на площади 350 гектаров.
  В 1944 году Клинцы становятся районным центром вновь образованной Брянской области. В том же году в Московском институте "Гипрогор" был разработан генеральный план города и проект застройки его центра (архитектор Н.В. Кашкадамова). Они закрепили исторически сложившуюся, близкую к регулярной планировочную структуру города; было намечено зонирование территории с четким разграничением промышленных и селитебных районов; определены очередность восстановления и строительства, а также перспективы дальнейшего развития Клинцов как промышленного центра.
  В послевоенный период были восстановлены разрушенные промышленные предприятия, введены в строй новые. К 1969 году население Клинцов приблизилось к довоенному (50 тысяч жителей). Общее число фабрик и заводов достигло 25. Их градообразующая роль очень велика. Расположенные вдоль речки Московки (бывшая Туросна), около образованного плотиной Стодольского озера и вдоль железной дороги, они создали южную промышленную зону. Зеленый сосновый массив отделяет ее от жилой застройки, развивающейся в северном направлении. Эта структура была закреплена и развита новым генеральным планом, разработанным в 1969 году в том же московском институте "Гипрогор" (архитекторы И.Н. Буш-Плукс и Л.В. Вавакин). Композиционной основой плана по-прежнему остался исторический район города, сложившийся в дореволюционный период. Но его развитие в северном направлении, создание новых селитебных территорий с регулярной планировкой на северо-запад и северо-восток несколько изменило общую композиционную структуру, которую теперь можно определить как близкую радиальной. Город по-прежнему остается достаточно компактным, лишь кварталы к югу от железнодорожной станции и юго-западнее озера Стодол несколько отделены от общего массива застройки. Подтверждено дальнейшее развитие города на север, в направлении парковой зоны "Вьюнки", и на восток, к существующему зеленому массиву. От них предполагается организовать зеленые "клинья" к бульварному полукольцу, запроектированному вокруг центрального ядра. Пешеходная эспланада должна соединить центр города с речкой Московкой, где предложено устроить еще два искусственных озера. Озелененная пойма реки должна быть включена в единую городскую лесопарковую систему.
  Проектом предусмотрено сохранение памятников архитектуры, включение их в современную застройку. Октябрьская улица и проспект Ленина, связывающие жилые районы города с промышленными предприятиями и железнодорожной станцией, рассматриваются как главные магистрали, а расположенная на их пересечении площадь 50-летия Октября - как центр всего городского образования. Октябрьская улица (бывшая Большая Брянская) особенно насыщена памятниками архитектуры различных периодов. Здесь расположено много купеческих особняков, домов с лавками, общественных сооружений, относящихся ко второй половине 19 - началу 20 века. Застройка - каменная, двух- и трехэтажная, очень плотная, сохранившая облик прежнего торгово-промышленного посада, с чертами эклектики и модерна в декоративном убранстве. Проспект Ленина, с застройкой 1920-30-х годов и послевоенного периода, является своеобразным памятником градостроительства и архитектуры советского времени. В силуэте города остро ощущается утрата главных высотных доминант - церквей Вознесенской и Троицкой, памятников деревянного зодчества конца 19 века, являвшихся композиционным центром всего города. Каменная церковь Петра и Павла, (улица Кюстендильская, 23), памятник русско-византийского стиля, отделена от Октябрьской улицы крупным сооружением последних лет - Домом связи, поставленным на существовавшей здесь небольшой площади. Тем не менее, главки храма и колокольни играют большую роль в композиции улицы, взаимодействуя с расположенной почти напротив башней пожарной каланчи на здании городской думы. Небольшая церковь Преображения (1823) расположена среди одноэтажной застройки в глубине квартала, недалеко от городского рынка, и в панораме города не видна.
  В районе старого центра Клинцов, бывшей Базарной площади (ныне частично застроена, частично превращена в сквер), на улице Дзержинского (бывшей Клинцовской) сохранился самый ранний образец жилой застройки города, датируемый началом 19 века, - каменный двухэтажный дом в стиле зрелого классицизма. На параллельной улице Свердлова (бывшая Лысовка) и прилегающих к ней расположено много домов и усадеб конца 19 - начала 20 века. Застройка в основном одноэтажная, деревянная, с элементами модерна в декоре.
  Интересен по своей застройке район первоначальной территории посада (бывшей улицы Нижняя и Верхняя Бобылка). Здесь в 1918 году был сформирован Богунский полк, поэтому одна из улиц и переулок носят его название. Планировочная сеть улиц здесь наиболее дробная. Район прилегает к реке, и расположенная на повышающемся рельефе группа зданий сохраняет колорит и общий облик прежнего посада. Вдоль реки вытянулись корпуса промышленных предприятий, к которым примыкают особняки (два из них - каменные, в стиле модерн), обращенные главными фасадами и оградами с воротами к улице Богунского полка. Остальная застройка (конец 19 - начало 20 века) состоит из деревянных зданий на высоких кирпичных полуподвалах. Над ней, поставленная на верхней точке берегового склона, возвышается каменная Никольская церковь (начало 20 века, бывшая надвратная часовня храма Вознесения) – памятник неорусского стиля, подражающий формам новгородско-псковской архитектуры. Еще недавно этот район с запада замыкала деревянная пятиглавая церковь Троицы. Сейчас на этом месте разместился городской базар.
  Огромный промышленный район Стодола, развившийся на базе мануфактуры Барышниковых, характеризуется колоритным соединением различных стилистических направлений в архитектуре. На площади Ленина - главной площади района - одной из основных построек, ее формирующих, является здание купеческого собрания (проспект Ленина, 27), сооруженное в начале 20 века в стиле модерн. В 1925 году на площади был поставлен первый в Клинцах памятник В.И. Ленину (не сохранился, ныне заменен другим, установленным на прежнем ступенчатом постаменте). Площадь Ленина связана с предфабричной площадью Стодольской мануфактуры (фабрика имени Ленина) короткой улочкой, на которой уцелели два интересных памятника архитектуры конца 19 - начала 20 века - особняки владельца фабрики (улица Ворошилова, 6) и управляющего (улица Ворошилова, 3), решенные в традициях позднего Северного Ренессанса и маньеризма. Несмотря на многочисленные переделки и достройки, Стодольская фабрика сохранила многие черты прежнего облика. Кирпичное узорочье корпусов, ограды и ворот, обращенных к площади, их традиционный темно-красный цвет с выделенными побелкой деталями создают ощущение цельности комплекса, активно выделяя его в окружающей застройке последних лет.