КЛИНЦОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЗЕМЛЯ БРЯНСКАЯ (ДОРОГИ К ПРЕКРАСНОМУ). ЦАПЕНКО М.П., 1972 ГОД


  Город Клинцы и его памятники.
  Перед нами Клинцы — второй город после Брянска по численности населения и промышленному значению. Город этот не очень древний, он был основан в 1707 году на землях бунчукового товарища Ивана Бороздны "...костромского уезда дворовым государевой Даниловской волости крестьянином приселка Николы Хабарова Василием Афанасьевым сыном Клинцовым".
  Василий Клинцов и вслед за ним прибывшие другие семьи были староверами (их называли также старообрядцами, что более точно, ибо разногласия с официальной церковью сводились именно к различному толкованию обрядностей), бежавшими от преследований светских и духовных властей. Впрочем, это не было единственной причиной заселения отдаленного лесного Стародубья беглыми из Центральных областей России. Причиной этого были также внутренние неурядицы, стрелецкие бунты и смуты на Московской Руси конца XVI и XVII веков, вследствие чего население стремилось уходить на север, на Дон и Запорожье, а также на запад, поближе к границам Польши и Литвы. В этом смысле особенно притягательными были земли на стыке нескольких государств, где при надобности удобно было переходить границы.
  Таким именно местом и было Стародубье. К тому же местное владетельное казачество охотно принимало таких беглых людей для заселения своих обширных, но безлюдных просторов.
  Вначале отношение властей к переселившимся старообрядцам не отличалось доброжелательностью. Но вскоре оно изменилось. Дело в том, что после поражения шведских войск под Полтавой уцелевшие от разгрома остатки шведских полков пытались бежать из России именно через земли Стародубья, а жившие здесь старообрядцы вылавливали их, много шведов было убито и взято в плен, были захвачены многочисленные обозы с военным имуществом. В награду за это Петр I специальным указом в 1715 году навечно закрепил за старообрядцами занятые ими земли.
  Немалую заслугу оказали стародубские староверы-старообрядцы царским властям в борьбе против польских конфедератов в 1772 году. Но, несмотря на все это, старообрядцы испытывали притеснения со стороны этих же властей. Особенно ненавидел их Николай I, который неоднократно принимал жестокие меры против них, но старообрядцы с упорством протопопа Аввакума стояли на своем и не хотели переходить в единоверие. Так, в 1845 —1847 годах царь трижды посылал в Стародубье своего эмиссара Т. Верховского с целью склонить упорных старообрядцев к единоверию. В его присутствии они обещали это сделать, но когда Верховский возвращался в Петербуг, то последователи Аввакума опять брались за старое.
  Старообрядчество было сложным явлением. Находясь в оппозиции царским и официальным духовным властям, они в какой-то мере боролись за права простого народа. Но среди непримиримых ко всему новому разных "согласий" были и явно изуверские группировки, например "самосожженцы". Чем жестче было преследование старообрядцев, тем упорнее боролись они за свою веру и обычаи. К середине XIX века в Стародубье было пять старообрядческих монастырей, три крупных скита и свыше пятисот различных пустынь, келий и молелен.
  Наиболее известным был Климовский Покровский монастырь (Покровское Климовский район Брянская область) около поселка Климово (Климово Климовский район Брянская область), обращенный в единоверческий в середине XIX века. Главный собор монастыря (конец ХVIIІ века) сохранился, используется под хозяйственные нужды школы-интерната.
  И наряду со всем этим старообрядцы были очень практичными людьми, отличными организаторами промышленного производства.
  Помимо своего промышленного значения уже с XVIII века Клинцы известны как центр печатания дониконовских богослужебных книг. Порой это разрешалось, а иногда — запрещалось. В последнем случае такие книги издавались в Клинцах тайно, без указания места печатания, или же указывались фиктивные данные, например,— что такие книги якобы издавались в Почаеве, Супрасли и т.д.
  Старообрядцы были трезвыми, работящими людьми. Судя по переписи 1729 года, все семьи в Клинцах занимались исключительно ремеслом. Уже в 1812 году была основана крупная текстильная фабрика. К концу XIX века в "Манчестере Черниговской губернии" насчитывалось несколько десятков крупных предприятий, главным образом текстильных.
  Так и пошла слобода Клинцы. В 1729 году она состояла из семнадцати дворов, а по Румянцевской описи в 1767 году в ней было тысяча двести жителей. Очень старых построек здесь не было, да к тому же город опустошался пожарами в 1772 и 1798 годах.
  В Клинцах было развито революционное движение, в конце XIX века здесь вел революционную работу М.М. Литвинов. Город также связан с именем Н. Щорса. В декабре 1918 года красные войска под его командованием освободили город от немецких оккупантов, здесь он выступал перед трудящимися. В Клинцах ему установлен памятник.
  Клинцы - город небольшой, и, тем не менее, он представляет несомненный интерес.
  Город почти не был разрушен фашистскими захватчиками, чему помешали стремительно наступавшие части Советской Армии. Благодаря этому город сохранил архитектурный облик, характерный для русской провинции ХVIIІ—XIX веков.
  Как в своеобразном калейдоскопе, в Клинцах представлена архитектура последних двух столетий в самых различных ее проявлениях: классицизм ранний и поздний, в том числе своеобразная архитектура промышленных зданий, исполненных в этом стиле, а также различные вариации эклектики и модерна. Клинцовские "отцы города", купцы и предприниматели, были людьми состоятельными, что заметно и в самом облике города. В формах ряда зданий видна рука опытных зодчих своего времени, например в модернистских формах городской каланчи. В городе сохранилось много зданий, на декоративное оформление которых не жалели средств. Можно по-разному относиться к этому архитектурному прошлому, но ему нельзя отказать в определенной живописности, нарядной красочности.
  Новые постройки в Клинцах - а их довольно много - более или менее компактно расположены в новых районах. Именно поэтому в самом центре города встречаются узкие, прихотливо извивающиеся улочки, одноэтажные деревянные домики с резными крылечками, нарядными оконными наличниками, обязательно со ставнями, от чего мы давным-давно отвыкли. У калиток — простенькие лавочки; так и манит присесть отдохнуть, потолковать с хозяевами, о том о сем, поглядеть на выставленные на подоконниках горшки с геранью. Вспоминаются описания провинциальных городов в произведениях русских писателей — скажем, строчки из "Тамбовской казначейши" Лермонтова ("...На кровле треснувшие доски зеленым мохом поросли; зато пред окнами цвели четыре стриженных березки взамен гардин и пышных стор, невинной роскоши убор").
  Взыскательный читатель скажет: все это, мол, лирика, идиллия, сентиментальность... Да, пусть так, ответим мы... Но жизнь человеческая многогранна, восприятие мира многолико, сложно, субъективно. Бывает, что и это нужно; что ж тут греха таить, люди устают от непомерной урбанизации.
  В Клинцах было несколько построек культовой архитектуры, очень самобытных и оригинальных по своим формам. Одна из них, деревянная Вознесенская церковь (1778), являла собой пример синтеза северорусских приемов зодчества с украинским. Низ церкви представлял собой "восьмерик на четверике", боковые купола были устроены таким способом, что в целом создавало излюбленный на Украине пирамидальный силуэт. К сожалению, этот интересный своеобразный памятник старообрядческой архитектуры не существует.
  Зато сохранилась во многом схожая с ней деревянная Троицкая церковь о семи куполах (1787 года, находится в хорошем состоянии). Боковые купола ее совсем придвинуты к центральному, чем в еще большей степени подчеркивается впечатление пирамидальности сооружения. Здание отличается крупными размерами, а в окружении небольших одноэтажных домиков кажется поистине огромным. По традициям деревянного зодчества оконные проемы украшены резными наличниками, что в какой-то мере придает церкви гражданский облик и созвучно архитектурному облику города в целом. Общая компоновка объемов здания и его детали свидетельствуют о том, что старообрядческая культовая архитектура наделена рядом своеобразных черт, отличающих ее от церквей официального православия. Эти здания выделяются крупными размерами,- сильно развитой двусветной трапезной, декоративными элементами в упрощенных классических формах и высокой многоярусной колокольней, пропорции которой и детали также имеют классическую основу.
  К началу XX века немудрящие клинцовские купцы и предприниматели стали миллионерами. По их заказам по проектам известных архитекторов строились здания в духе своего времени, с претензией на пышность в купеческом понимании. Таковы, например, дом Сапожкова - теперь дом отдыха "Вьюнки" (Вьюнки Клинцовский район Брянская область), молельня при Вознесенской церкви и ряд других.
  На окраине Клинцов, в селении Ардонь (Ардонь Клинцовский район Брянская область), сохранилась любопытная по формам так называемая Чернецкая церковь. Верхние ее части деревянные, а нижние — каменные. Местные жители считают, что этой церкви свыше трехсот лет.