Клинцовский книгопечатник.
Первая на Брянской земле типография возникла в старообрядческом посаде Клинцы в 1780-х годах. Возникновение первой типографии - значительное событие в культурной жизни. Но на Брянщине совершенно забыли и не оценили своих первых книгопечатников, оставивших после себя десятки книг, выполненных на высоком издательском уровне. Среди клинцовских изданий были не только церковные, но и ряд светских. В Брянском и Клинцовском краеведческих музеях хранятся несколько книг, отпечатанных в типографии компаньонов-купцов Дмитрия Рукавишникова и Якова Железникова. Одна из них - "Пролог", перепечатанный в Клинцах в 1787 году с московского издания 1643 года. Вторая - перепечатана с петербургского издания 1778 года "Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки Альбова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 году и оконченное в 1747 году, им самим писанное". Перепечатка книги Григоровича-Барского была осуществлена в вольной клинцовской типографии Рукавишникова в 1788 году. В 1787 году была перепечатана с московского издания 1651 года "Диоптра".
Первоначально клинцовские издатели ставили на своих книгах выходные данные супрасльской и гродненской типографии, и только с 1787 года они дают клинцовские выходные данные.
Купец Федор Кардашов то ли с самого начала был компаньоном Рукавишникова и Железникова, то ли несколько позже купил у них типографию. Среди старообрядцев считалось, что клинцовская типография принадлежит купцу Кардашову. Книги Кардашевской типографии распространялись по всей России. Клинцовские книгопечатники были известны в Вильне и Риге. Вот тут-то ими и заинтересовались власти.
Все книги церковного и светского содержания подвергались цензуре. В 1800 году на глаза рижскому гражданскому цензору, статскому советнику Туманскому, попалась еврейская книга "Седер Тефило Микал Гашана", напечатанная, как значилось на заглавном листе, в Вильне, без разрешения цензуры. В книге были места, запрещенные цензурой для печати. Во время опросов местных типографов Туманский узнал от них, что в Клинцах существует старообрядческая типография. У цензора возникло подозрение, не издаются ли там какие-либо запрещенные книги, противные православной церкви?
О своих сомнениях Туманский пишет донос генерал-прокурору сенатской канцелярии Петру Хрисанфовичу Обольянинову, который поручает заняться расследованием этого дела малороссийскому губернатору Миклашевскому. Последний посылает в Клинцы для проверки типографии поручика Чурякова. Было установлено, что книги начали печататься купцом Кардашовым с разрешения Суражского земского суда. В типографии были обнаружены инструменты: печатные станки, медные и свинцовые литеры и формы для их отливки. Никаких особенных сочинений, кроме церковных старообрядческих книг, обнаружено не было. Не оказалось здесь и "к деланию ассигнаций инструментов и литер сходных нет и других подозрительных инструментов". Губернатор приказал Мглинскому уездному суду узнать, откуда пошла типография. Клинцовские обыватели показали, что купец Кардашов завел типографию в 1787 году по силе высочайшего именного указа от 1 января 1783 года, разрешившего заводить вольные типографии. Кардашов перепечатывал книги со старых церковных книг. Каждая издаваемая книга свидетельствовалась нижним земским Суражским судом. Книги продавались старообрядцам, съезжавшимся в Клинцы из разных мест. Клинцовские обыватели подписались, что никаких запрещенных книг Кардашов не издавал.
Сам типограф сказал, что разрешение на издание книг получил из бывшего Новгород-Северского наместнического правления и самого начальника губернии. После указа о запрещении печатать книги Кардашов прекратил свою издательскую деятельность. На заведение типографии Кардашов употребил большую часть своего состояния и денег, но из-за закрытия типографии и изъятия инструментов и напечатанных книг ему грозило разорение. Он просит возвратить ему книги, взятые Чуряковым, и, тем самым, избавить его от убытков и разорения. На основании этой просьбы Кардашова, малороссийский губернатор приказал черниговскому городничему Троцкому возвратить книги и оборудование, чтобы Кардашов их продал в те места, где книги разрешено печатать.
По секретному поручению были проведены поиски других типографий в старообрядческих слободках, но никаких результатов они не дали. Так как других типографий в губернии не было, то, за неимением покупателей, оборудование так и осталось на хранении у черниговского городничего.
Таким образом, Кардашовская типография просуществовала около пяти лет и оставила после себя ряд прекрасно изданных книг.
Брянские люди ХVIII века",
В.П. Алексеев, 1993 г.
***
Первые клинцовские типографии.
… Представители большинства клинцовских семей как живущие в Клинцах, так и покинувшие город, могут утверждать, что корни их семейного древа уходят как в старообрядчество, так и в новообрядчество. Так же обстоит дело и с моей родословной. По отцовской линии все родственники были прихожанами Петропавловской церкви, то есть новообрядцы. По материнской линии - прихожанами единоверческой Вознесенской церкви, придерживавшимися старого обряда. Мамин дед был псаломшиком Вознесенской церкви и звали его Лука Егорович Железников. Дом Луки Егоровича стоял на углу улицы Новая Слободка (улица стала составной частью улицы Богунского полка) и Филатьева переулка (улица Льва Толстого). Часть их усадьбы была отобрана под строительство городской бани в 1930-х годах.
Род Железниковых знаменит тем, что в XVIII веке один из моих предков, купец Яков Железников, на паях с купцом Дмитрием Рукавишниковым открыл первую в Клинцах типографию. Типография в Клинцах стала первой в России старообрядческой типографией, которая легально выпускала старопечатную церковную литературу. Это был 1785 год. Яков Железников, тогда уже немолодой человек, выступал в роли распорядителя, а практическим исполнителем предприятия был его сын, Василий Железников. Отец и сын Железниковы, выезжая ежегодно за границу в Польшу по делам торговли, еще в 1781 году разместили в Почаевской лавре заказ на печатание нескольких церковных книг. Присматривать за исполнением заказа в Почаеве остался Василий, а отец вернулся в Клинцы. Из России в Почаев Железниковы везли бумагу, а из Польши в Россию - книги. Торговля книгами оказалась настолько доходным предприятием, что вопрос о создании типографии в Клинцах созрел сам собой. А тут подоспел указ Екатерины II от 1783 года о дозволении всем желающим открывать партикулярные типографии, то есть на собственные деньги. Не прошло и года, как клинцовские купцы Яков Железников и Дмитрий Рукавишников
обратились в Новгород-Северское наместничество с просьбой о дозволении открыть типографию. Разрешение было дано, но с оговоркой: не печатать богослужебные книги. Такое решение не устраивало компаньонов, и они начали хлопоты о получении разрешения открыто печатать церковные книги. Тем временем станки не стояли без работы, книги печатались подпольно. Только в 1785 году дозволение печатать церковные книги было получено от самого киевского генерал-губернатора графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского.
Совместное книгопечатание продолжалось до 1787 года, после чего компаньоны разошлись и стали печатать книги раздельно. В конце каждой книги издатели помещали выходные данные. Рукавишников писал, что книга напечатана в типографии клинцовского купца второй гильдии Дмитрия Рукавишникова. Железниковы помещали текст, в котором указывали, что книга напечатана "в Клинцовском посаде состоящей типографии содержателя оного посада купца Якова Железникова и сына его Василия Железникова в собственной их типографии".
Почти одновременно с Железниковыми и Рукавишниковым получил разрешение на открытие типографии в Клинцовском посаде сын первого клинцовского учителя Кузьмы Федоровича Карташева купец Федор Кузьмич Карташев.
3а два года легального существования из клинцовских типографий вышли сотни букварей, псалтирей, каноников, житий святых, прологов и других книг. Типографское дело Железниковых и Рукавишникова вскоре угасло. Федор Карташев, а затем его сын Аким Федорович продолжали печатать книги вплоть до 1819 года, когда клинцовская типография была окончательно запрещена и продана в Москву.
Книги клинцовских издателей XVIII века по качеству печати, художественному оформлению считаются образцом печатной продукции своего времени и пользуются заслуженным уважением среди знатоков старопечатных изданий.
"Клинцовский летописец",
Р.И. Перекрестов, 2007 г.