КЛИМОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковь и приход в селе Сытой Буде Новозыбковского уезда (архивная справка)


  Глубокий интерес представляет история наших приходов, но, к сожалению, некоторых из них она осталась неразработанной в изданном в 1873 году историко-статистическом описании Черниговской епархии. К числу таких приходов относится и Сытая Буда, в Новозыбковском уезде.
  Сыто-Будинский приход получил свое название от основателя села – казака Сытаго, который первый построил шалаш, названный впоследствии будкою, или будою Сытаго. С размножением семейства Сытаго и с присоединением к нему других насельников, соседей, образовалось впоследствии село, названное Сытой Будой. Так говорит приходская летопись, не указывая, хотя бы приблизительно, ни времени, когда это случились, ни письменных актов, удостоверяющих справедливость предания.
  Таким образом, начало исторической жизни села Сытой Буды точно не известно. Но на основании нижеприводимых актов можно с положительностью утверждать, что заселение места совершилось не позже XVII века, ибо в начале следующего XVIII столетия мы встречаем это поселение по актам уже с определенным названием и принадлежащим при этом к "парафии" соседнего села Кривца. Остается, значит, указать начало приходской жизни в Сытой Буде, определив точно время устройства там церкви. Об этом последнем обстоятельстве в приходской летописи говорится, что первоначальный Сытобудинский храм, по сказанию старожилов, был деревянный, во имя Вознесения Господня, но как и кем он был построен, неизвестно, потому что он в незапамятное время сгорел со всеми письменными документами.
  Предлагаемая архивная справка, составленная по одному из первых сохранившихся старых дел Консистории (№ 8. Дело о заложении в Сытой Буде вновь церкви 1726 года. № 10. Архив Черниговской Духовной Консистории восходит к началу XVIII века, точнее к 20-м годам его), начала XVIII века, имеет целью восполнить и исправить означенное летописное сказание.
  В марте месяце 1726 года прибыл в Чернигов из Сытой Буды проживавший там священник Василий Тарасевич и от имени своих верителей, жителей деревни, подал Преосвященному Иродиону, епископу Черниговскому, следующее "донесение":
  "В прошлом 1724-м году были челом вашему преосвященству мы села Ситой Буди жители, просячи вашего преосвященства о благословение вновь построити церковь в селе своем.
  Да в том же времени просили вашего преосвященства о позволение чтоб нам возможно было до церкви той меючой строитися принять в парохиальнаго служителя отца Василия през многие лета в нашом селе на вакансе жиючого, о котором не токмо мы селяне, але и нан соткик наш також и отец притопол Стародубовский вносили вашему преосвященству инстанцию през листи свои, якии и ныне зде обретаются.
  А по принятии вишреченнаго прошения нашего о строении церкви не весма отрекши сему, благоволили ваше преосвященство нас челобитчиков обнадежити таким милосердием, что имели ваше преосвященство в таком предложении доносит в Святейший Синод и оттуду на строение церкви искат позволения, и ми того доселе дожидалис.
  Прето ныне уже за прибытием вашего преосвященсва с Москви паки в томже интересе бъем вторично челом вашему преосвященству, дабы было ваше архипастырское благословение намереньную церковь вновь в селе своем построити, и к той намеренной церкви принять в служителя парохиальнаго помянутаго отца Василия, который на вакансе през килко лет в томже селе живет.
  О сем бют челом вашему преосвященству вси купно села Ситой Буди жители, а место их всех поп Василий Тарасевич руку приложив. По котораго прошению писав сее доношение скрибент канцелярии Епископской Чернеговской Герасим Домицкий".
  На этом "доношении" преосвященный Иродион тогда же положил следующую резолюцию:
  "Отцу протопопу позволяется, дабы заложить или послал кого, где меет быт церковь".
  Замечательно то, что после такой резолюции, на обороте просьбы, преосвященный сделал еще такую приписку: "в сей суплеце много канцелярия виновата, что знаючи неправое челобите писали суплику". Ниже мы увидим, что писать такую просьбу для скрибента епископской канцелярии было по меньшей мере неудобно, при тех условиях и обстоятельствах дела, какия несомненно были известны ему.
  Во всяком случае, хотя челобитная отца Василия Тарасевича была и не совсем основательна, резолюция преосвященного была приведена в исполнение. Услужливая канцелярия быстро заготовила разрешительную на постройку архиерейскую грамоту, которая была подписана владыкой и выдана по принадлежности.
  Вот эта грамота.
  "Божиею милостью Православный Епископ Чернеговский и Новгородка Северскаго Иродион Жураковский.
  Пречестному отцу Феодору Подгурскому Протопопу Стародубовскому объявляется: в прошлом 724-м году, протопопий Стародубской, села Сытой Буды жытели, подали нам доношение при инстанциалных, вашем и сотника Топалскаго писмах, о строении вновь церкви в означенном селе Сытой Буде, против которого их доношения писали мы в Святейший Синод просячи резолюций, и получа словесный ответ в рассмотрение наше сие дело слагаючий, теперь по приятий повторного доношения от их, Сытобудян, священником там же живущим отцем Василием Тарасовым нам поданного, усмотревши не неприлично в оном селе, в котором до девятидесяти дворов по их же самых Сытобудян объявлению, и по вашем свидетелству обретается, благословляем пречестности твоей в оное село удобного времени зихати, или якого от себе действителного священника зослати, и на приличном местцу церковь, в коего святого имя оны похотят, основати, а якого времени оная церковь и в чыя имя будет заложена, о том вам репортовать, предлагаем, и Божия в том деле благословения и пособия желаем. 1726 года, марта 11 дня. Звыше менованный Епископ рукою".
  Внизу грамоты имеется такая приписка: "Копия сего открытого листу, в правительстве протопресвитерства Старод, оставлена".
  Значит, указ преосвященного Иродиона был получен на месте и, само собою разумеется, приведен в исполнение. А отсюда, естественно, вытекает также положение, что в марте 1726 года, или вообще в том году была заложена и строилась первая церковь в селе Сытой Буде.
  Утверждать, что церковь в Сытой Буде в 1726 году уже устроилась, мы также имеем полное основаниe по данным того же дела. В нем есть интересный акт местного исследования, произведенная по поручение Преосвященного Иродиона, Стародубскими священниками – соборной церкви Игнатием Стрыйковским и Успенской – Павлом Козловским, совместно с священником Покровской церкви села Манюков Демьяном Самуиловичем: в акте читаем: "Прыпозвавши атамана, ктитора, и прочих жителей з товарищи, так-же и попа Ивана пред себе, допросили оных со обовязком совести их о всем; и что нам показали, сие мы по самой истине что очима нашими видели все реестровые зде выписали.
  1. Показали нам первее изрядное месце, где б церкви быти, обширное на цминтаре, на приличном пагорку, и посреде самаго села, где всем селянам ходити во церковь угодно и не подалеку будет.
  2. Тамже на цмынтаре, виделисмо приуготовленнаго дерева оправленнаго, брусся сосноваго з дубовим лежачаго и наличили ми онаго брусся 248 брусов, тамже не подалече чрез улыцю 28 неоправних; и всех брусов 276. Да ещеж круглых толстых дерев 80, и всего того дерева на церковь готоваго стало 356. Да тамже коло дворов их поскиданое дерево лежит, и еще поведали Будляне, что и в пущи ниготованое залежало много за мятежом их; а сие оправленное на цминтаре бруссие уже зверху от дождей мало и посинело.
  Мятеж (спор) у строителей произошел из-за места под церковь. По настоянию священника Тарасовича, постройка сперва начата была, вопреки желанию селян, на избранном им месте. Там положили 13 брусов, в только. Об этом месте ревизоры писали: "где ащеб мела бытии церков, то не без бедности и трудности ходити людем будет, понеже село двома рядами сидит, як Бобровица под Чернеговом: вдовж, а не вкупе".
  3. По теслю именно Юрыя Каземерова з товарищи посилали в село Замышов, который прибувши до нас под совестним обовязком созналися пред нами, что де мы оное дерево през тижне чтиры, осем нас человеков соправляли, а змовилис мы были тилко единую церковь зробити, кроме опасания, за сто золотих, а харчь особливе вимовная была нам, и тамже на умове взялисмо золотих пятдесят и харчь мало не всю; а когда де нам отказали от работи, то мы еще двенеделе ваковали, и тосюж харчю харчивалися и денгами, ктому еще и селян хотели мы позивати, что они за мятежом своим (з иншой роботи нас отволокши великой), летовища нас избавили, мусели нам харчь и денги заборние уступити. Мы осмотрщики, видели сих теслюв, тамже на цминтару в имбаре обиталище их, и поварню куренную. Когда были на работе, там неисходно жили".
  Далее, в акте подробно перечисляются богослужебные книги, сосуды церковные и вся "аппарата", за благовременно приготовленный жителями Сытой Буды для своей будущей церкви. В числе книг упоминаются два Евангелия, из которых одно печатное, а другое писанное, а великое, характером "уставним изрядным". В числе сосудов записаны два креста, один с сосудцами, "что до хорых попу ходити", другой напрестольный деревянный. Заготовлены были далее и облачения для священника, престольные, воздухи и покровцы. Стихарей для священника (подризников) было два, оба полотняные, т.е. из простого крестьянского холста, и один был вышит шелком, а другой просто "заполотчию" (в малороссийском вкусе). По описи в "аппарат" наблюдается даже некоторая роскошь, например "аеры вси три новие злотоглавние".
  Таким образом, пока шла переписка о разрешении строить церковь, жители Сытой Буды, руководимые отцом Василием Тарасевичем, почти окончательно приготовились не только к самой постройке, которая втихомолку и производилась, но и к самому богослужению.
  Средств на постройку, очевидно, было достаточно. Об этом ревизоры писали в акте: "грошей показовали нам в поготовости золотих за сто, а болш поведают, в позику де роздали людям для прибыле церковной".
  Вообще, жители Сытой Буды чрезвычайно радели о скорейшей постройке у себя церкви и, если бы не случился у них злосчастный "мятеж" из-за места под церковь, то, наверное, они постарались бы устоять в своем условии с плотниками, и церковь была бы готова еще в 1725 году.
  В старину, вместе с постройкою церкви, селу, не имевшему ее до тех пор, обыкновенно присваивалось значение "парафии" т.е. отдельного, самостоятельного прихода, и без таких именно расчетов не предпринималась и самая постройка церкви. Само собою разумеется, что при постройке церкви вновь там, где ее раньше не было, главным стимулом являются затруднения, стеснения и лишения в своевременном удовлетворении религиозно-нравственных потребностей. Так бывало в старину, так в большинстве случаев бывает и теперь. Рассчитывая на самостоятельную приходскую организацию, селяне охотно принимаются за постройку церкви и лишь затруднение в материальных средствах и выделении земельной собственности отодвигает их планы на долгое время. Но такое положение только возможно и терпимо теперь. А прежде, и в частности в правление преосвященного Иродиона Жураковского, когда в Черниговской епархии числилось всего 476 приходских церквей, устройство всякой новой церкви имело первым и главным расчетом – учреждение самостоятельной "парафии". Так было и в Сытой Буде, где одновременно с постройкой церкви приспособлялись дома для причта, отводилась земля для него и прочее. "Також виде лисмо, - доносили отцы ревизоры Преосвященному, - и определение двора отчасти з хоромами, з горожею, вкупе з огородом, доволно попу будет где жити, а двор тот против месца церковнаго поблизу стоить, и дячку з паламарем близь церкви дворок з огородцем определенно; а кгрунтов (кроме едной пожне на 10 воз попу определенной) жадных як попу, так причетникам нет не определили; токмо ругу роковую по пропорции попу з причетники поступили, на том меж собою жителе Сытобудлянские з попом Иваном доброволне росписалися".
  Такое донесение, очевидно, окончательно удовлетворило Преосвященного Иродиона, и он самостоятельно дал разрешение на постройку церкви в Сытой Буде, хотя, невидимому, и сознавал некоторую неправоту и незаконность, или по крайней мере преждевременность ходатайства.
  Дело в том, что епархиальному Преосвященному тогда не было еще предоставлено право давать разрешения на постройку церквей, и о всяком подобном ходатайстве необходимо было представлять на благоусмотрение Святейшего Синода. Этот законный порядок был настолько стеснителен, что вызывал естественные нарушения. В 1723 году сам Преосвященный Иродион ходатайствовал пред Святейшим Синодом о представлении ему права своею властью, без сношения с Святейшим Синодом, разрешать построение новых церквей, вместо обветшавших, или сгоревших, - и это ходатайство Святейший Синод разрешил в положительном смысле, объяснив Преосвященному, что состоявшиеся, вследствие Высочайшего повеления, Синодальный указ от 24 октября 1722 года касается только построения церквей вновь, на новых местах, где их прежде не бывало; построение же или возобновление церквей бывших, особенно в Малороссии, по дальности расстояния от Святейшего Синода, может быть разрешаемо властью местных Преосвященных.
  Дело о церкви в Сытой Буде не подходило под это разъяснение, и потому нужно было ходатайство направить в Святейший Синод. Так Преосвященный Иродион и сделал. Как видно из дел архива Святейшего Синода за 1725 год, он просил позволения выстроить церковь в Стародубском полку, в Топальской сотне, в вотчине атамана Андрея Матвеева Предненко, в селе Ситого-Буде, на следующих освованиях: казаков пахотных и бобылей в селе 88 дворов, от приходской церкви в селе Кривце село Ситого-Буда отстоит более пяти верст, за лесом и за болотом, постройка будет произведена на кошт жителей, священнику в год дастся от грунтового прихожанина по четверику жита, а с бобылей – кто что может, дьячку и пономарю годовое будет определение, да вообще причту дано будет сеножати возов на десять и под домовое строениe место. Но Святейший Синод не признал уважительными эти основания и, выписавши определения от 11 мая, 29 июля, 24 октября 1722 года, 30 сентября 1723 года и 2 октября 1724 года, просил прислать более подробные сведения об условиях постройки церкви и содержания причта. Дополнительный сведения получены были от Преосвященного только в декабре месяце 1726 года, т.е. уже гораздо позже данного им самим разрешения строить церковь. Сведения эти следующие: землю под церковь жертвовал житель того села Кузма Побожей: желали иметь церковь деревянную во имя Вознесения Господня; дьячку назначалось по полчетверику жита, а пономарю "по треяшику" с пахотного двора; на свой кошт прихожане желали взять постройку, ремонт и приобретение ризницы и утвари. 21 декабря 1726 года постройка церкви была разрешена Святейшим Синодом, а указ Преосвященному отправлен из Петербурга и того позже, а именно 8 февраля 1727 года, когда церковь в Сытой Буде, по всей вероятности, была уже окончена.
  К такому несомненному выводу приводит простое сопоставление вышеприведенных дат. Разъяснением кажущегося недоразумения может служить одна фраза разрешительной грамоты на постройку церкви: "получа словесный ответ, в разсмотрение наше сие дело слагаючий". Из дел архива Святейшего Синода видно, что в августе 1725 года Преосвященный Иродион, епископ Черниговский, по одному важному делу, был лично в Святейшем Синоде и там, вполне естественно, мог осведомиться о положении возбужденного им в январе того-же года ходатайства о церкви в селе Сытой Буде, при чем, возможно, мог получить от лиц, заведывавших делопроизводством их личные указания, не оправдавшаяся впоследствии на бумаге.
  Необходимо заметить при этом, что Преосвященному Иродиону пришлось вообще не мало похлопотать и поработать над этим делом. Строители не оставляли его в покое и возбуждали частые и очень веские ходатайства. Одно из таких ходатайств, имевшее чуть ли не решающее значение в деле, приводим здесь полностью, как весьма интересное и по содержание, и по бытовым чертам.
  "Ясне в Богу Преосвящений великий Господине, и Архипастиру, мой Премилостивейший Господине отче и добродею.
  Жятель села Ситой Буди, не мугучи за оскудением своим по желанию давному, доселе в селе своем построити церкви, здавна тяжко сетовали, до чого им всегдашняя трудность была, и есть переходу прытрудного ради и отлеглости от церкви Кривецкой, кроме их в парохию неоскудной, неизбежного виною. А ныне благословением и поспешеством Божиим, за Архиерейскими вашего Преосвященства молитвами, когда за временем стали доволни в разроботки кгрунтовие, и в нажитки, желают себе всем усердием по давном своем намерению, и необходимой нужде, в селе своем церкви святой, на которой построение запасилися, токмо на едино оскудни Архиерейское благословение, о которое падши со слезами просят, надеючися несомненно на Архипастирское сожаление, о неизбежной оним в многих случаях тукги душевной, а наипаче яко не могут часто прыметатися во дому Божии и насладитися Господеви своему, за что от посторонних сел, оскудних в нажитки, а церквами украшенних, частую и прыкрую поносячи укоризну, душами стенут, и неисцелно болезнуют. Что и аз, последнее вашего преосвященства подножие, добре сведий, дерзну за ними прошение мое предложити, да не лишатся благословения на построение дому Божия, по старом своем явном обещании. Зде же и себе жебру милости и всегдашного респекту.
  Ясне в Богу Преосвященства вашего, мне премилостивейшаго Господина, отца и добродея последнейшее подножие.
  Протопоп Стародубовский Феодор Подкгурский". З стар. март, року 1726.
  В ответ на эту просьбу Преосвященный и выдал свою благословенную грамоту, опередившую Синодальное разрешение на целый год. Устроенная в Сытой Буде в 1726 году церковь была освящена во имя Вознесения Господня, и тогда же при ней был образован самостоятельный приход.
  В 1748 году церковь та сгорела и, взамен ее, была построена новая деревянная же церковь, существующая и до сих пор с расширенными впоследствии (1860-1862 годы) приделами и пристроенной колокольней.
  Петр Добровольский.
  Черниговские епархиальные известия, № 20, 22 1904 год.