КЛИМОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Архиепископ Филарет. 1873 год


  Фоевичи в 35 верстах от Новозыбкова, на юг от него, в соседстве с Челховом, Щербиничами и Спиридоновою Будою.
  Казаки села Чолхова известны по борьбе с раскольниками климовскими за земли; потому здесь поселение старинное, начавшееся никак не позже 1500 года.
  Универсал гетмана от 9 января 1707 года говорил: "просил пан Иван Чернолужский, сотник стародубский, о надан себе села в полку стародубовском найдуючаюся, а именно Фоевич, которое прежде в посессии брата его родного больших лет зоставало ... Уважаючи на тое что под час нещастливого несвижскаго, попущением Божиим, за скритою стороне нашей недоброхотов зрадою, ставшагося по року на полк стародубовский, он пан Чарнолужский нетолко всей своей су6станции там отсрадал, лечь и сам в руки неприятельския достался был и на высвобоженье его з той неволе жена его значне започилася, подаем ему в посессию село Фаевичи". Гетман Скоропадский в универсал от 23 июня 1709 года утверждая Фоевичи за Чарнолужским, дозволил "осадити слободку в грунтах Фаевских на урочищу прозываемом Щуровичи" (Щуровичи - ныне неправильно называется Чуровичами - раскольничья слобода, но где есть и единоверческая церковь).
  Царскою граматою 1708 года утверждена была за Степаном Спиридоновичем Шираем "слобода называемая Будище в урочищах Щербининском и Фоевском вновь поселенная". Это Спиридонова Буда, населенная Спиридоном Яковлевичем Шираем, в 1683 году войтом стародубским (Протокул справе поточных 1683 года. Чернигов 1857 год, стр. 5,6,8 и проч. Герб Ширая пеликан. - Гербовникъ (IX. 125); "фамилия Шираев происходит из древняго польского шляхетствы" не верно. Шираи дворяне литовской руси: так по их актам. Дело дворян. собр. о Шираях. Спор о Буде при Апостоле у Судзенки в матер. 1,52). В лесном месте умный хозяин Ширай извлекал хорошие доходы из Буд, - из заводов для выделки паташа, как делали это и другие (в Новозыбковском уезде известны: Гетманская Буда, Лакомая Буда, в Суражском Струговская Буда, принадлежавшая также гетманской булаве). Современник его стихотворец Клементий писал: "да и тые будинки в нашой земле бувают, що потом туркам сукна фарбовать выробляют". Буда Спиридонова у умного хозяина скоро стала сильным селом.
  Так как урочище Щербининское и Фоевское известны были прежде населения Буды Спиридоном и название Щербининское указывает на Щербинина дворянина герба Черниговскаго, то ясно, что здесь были поселения в московский период (1499-1600 годы), если не были прежде того (по переписи 767, в Щербиничах при храме святого Николая 3 священника и школа, наданы от парохиан священникам две нивы засеваемыя 2 четвертями, огород, сенокос "в урочищи Будище на 16 возов". По акту 1712 года пречестному отцу Иоанну Климентьевичу пресвитеру Щербининскому продал пляц с огородом).
  В 1712 году построен был в Фоевичах храм Рождества Богородицы Иваном Мироновичем Чернолуским, который в 1716 году был наказным полковником стародубским. В храме два креста с частями святых мощей. О них есть и записка 1737 года дышащая искренним благочестием. "Благословением преосвященного архиепископа киевского кир Рафаила Заборовскаго получены мною недостойным марта 25 1737 года будучому мне не малое время в Киеве в делах чрез великие труды и старательства, многоценные бисеры мощи святого Иоанна 3латоустого (память коего празднуется 13 ноября, генваря 27 и сентября 14) преподобного Евфрема сирина (его же память генваря 28) святой великомученицы Варвары (ее же память декабря 4), имеются онте у свято-софийской престольной церкви в Киеве и по немалой частиц положены Его Преосвященства руками те святые мощи.
  Получены мною марта 4 1737 года мощи святых печерских, преподобного Иоанна многострадального, его же память июля 18, святого Моисея Угрина, его же память апреля 28, преподобного Прохора Чудотворца его же память февраля 10, преподобного Нектария послушливого.
  Також получены мною июля 3 дня от всечестнаго отца Мойсея Якубовича эконома лавры киевской в кресту кипарисном имеющияся мощи святых печерских отцов преподобного Григория чудотворца, его же память генваря 8. Преподобного Исаии чудотворца, его же память мая 15 день, Преподобных Феодора и Василия, их же память августа 11. Преподобного Марка, его же память декабря 29. Преподобного Евстратия, его же память 28 марта.
  Також прежнии у меня имеющиеся мощи святого мученика Лукиана, его же память октября 5, другия преподобного Логгина вратаря печерскаго.
  В кресту сем позлащенном имеющиеся мощи сии суть: святого Иоанна златоуста, преподобного Евфрема Сирина, святой великомученицы Варвары, святого Лyкиана, святого Иoaннa, многострадального святого Моисея Угрина.
  В кресту кипарисном: преподобного Исаии чудотворца, преподобного Григория чудотворца, преподобных Феодора и Василия, преподобного Марка, преподобного Евстратия. В панагти серебрянной сии суть мощи преподобного Прохора, преподобного Нектария, святого Логгина.
  Сия же хартия да будет в предбудущее время и мощи святых угодников Божиих при церкви рождества пресвятой Богородицы и обретения главы Предтечевой фоевской, для исцеления с верою приходящим ... писано в Киеве року 1737 мая 3 дня. Бунчуковый товарищ Петр Чернолуцкий".
  Книги храма: требник в 4 д. м. п. 1732 года. Служебник к. 1735 года. Минеи служебные к. 1741 года. Типикон в л. к. п. 1745 года.
  В 1764 году здесь владельческих 344 мужчины. По церковным записям число прихожан в 1770 году 548 мужчин и 520 женщин; в 1790 году 708 мужчин и 685 женщин; в 1810 году 1080 мужчин и 1076 женщин; в 1830 году 1221 мужчина и 1256 женщин; в 1850 году 1286 мужчин и 1233 женщины, в 1860 году 1086 мужчины и 1169 женщин.