Александр Кириллович Якушенко родился 5 декабря 1938 года в поселке Карнатное Климовского района Брянской области. Окончил Истопскую школу, Стародубское педучилище, Литературный институт имени A.M. Горького. После увольнения в запас из рядов Вооруженных Сил в 1960 году работал преподавателем Сельцовской школы-интерната и с 1963 по 1970 год сначала сотрудником, а затем и редактором газеты сталелитейного завода. До 1974 года - корреспондент "Брянского рабочего", а с этого времени и до избрания в 1983 году ответственным секретарем областной писательской организации - редактор, старший редактор Брянского отделения Приокского книжного издательства. В 1975 году в Приокском книжном издательстве вышла первая книга А. Якушенко "Свет в лицо". Затем в разные годы изданы книги: "Криницы" (Тула, 1979), "Сопричастность" (Москва, 1980), "Линия напряжения" (Тула, 1985), "Среди полей" (Тула, 1989), "Дыхание" (Клинцы, 1997), "Речка снов" (Брянск, 2001), "Светополье" (Брянск, 2005). В 2000-2006 годы являлся председателем Брянского отделения Союза писателей России. Стихи А.К. Якушенко переведены на болгарский и арабский языки, а также языки стран ближнего зарубежья. Александр Кириллович Якушенко заслуженный работник культуры России. Лауреат ежегодной областной премии имени А.К. Толстого "Серебряная лира" (2004 год). Живет в городе Брянске.
***
Правда жизни и образа.
Пусть будет так все, как и надо, -
Без снисхождений и обид.
Пусть горькой правдой, только правдой,
Судьба нещадно одарит.
Это не декларация - это гражданская позиция поэта Александра Якушенко. Он родился 5 декабря 1938 года в деревне Карнатное Климовского района. Александру Якушенко было два с половиной года, когда началась Великая Отечественная война, и шесть с половиной, когда она закончилась. Но она не прошла для него бесследно, опалила его душу и осталась навсегда в памяти. Оттого и звучат мотивы войны в его книгах "Свет в лицо", "Криницы", "Сопричастность". И вовсе не случайно атаки врываются в его сны: "Ракета дом осветит обветшалый, и я рванусь, в атаку, упаду, подрезанный внезапно пулей шалой у сосен обгорелых на виду ..."
Одно из стихотворений так и называется "Память", это о тех, что "падали ниц, отчаянно и краснозвездно", которым в ту пору было столько же, сколько поэту, когда он писал это стихотворение:
Ребята, мои одногодки ...
Слова тут бессильны, как дым.
И танки родные пилотки
Кромсали железом литым.
Железо мне в детстве гремело,
Хоть был далеко этот бой.
Ну что же, ну что же мне делать
Пред памятью вашей святой?..
Война не обошла стороной дом поэта. Семья Якушенко испытала и голод, и заботу о куске хлеба, и страх за свою жизнь, и ненависть к захватчикам, и томительное чувство ожидания родных с фронта. Об этом проникновенно сказано в стихотворениях "Уже война пришла к закату", "Сегодня мы на радость староваты", "Письмо", "Его давно уж не было в живых", "Память", сказано с горечью и болью, которые вызывают ответные чувства в наших сердцах.
Я помню, как рыдала мама,
Когда сосед наш, дед Федот
Сказал однажды: - Немцу - амба,
Теперь, Агафья, твой придет ...
И возвращались, возвращались
Потом в деревню мужики.
Но дед ошибся: не дождались
Тогда гостей мы никаких.
Эти утраты не могли не оставить следа в детской душе, а значит, и в поэтическом творчестве А. Якушенко.
Как-то Сергей Есенин, рассказывая о себе, сказал: "Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах". О стихах А. Якушенко тоже можно сказать, что они автобиографичны. Правда, лирическому герою военной поры лет на пять больше, чем было в то время Александру Якушенко. И это, возможно, не случайно, так как в то время четырехлетние думали о жизни и понимали ее, как десятилетние, а десятилетние, как взрослые мужчины. Эта ранняя духовная взрослость чувствуется во многих стихах поэта.
В стихотворении "Село на ласку щедрым не было ..." предстает именно такой лирический герой.
Зато бригадный мне, как ровне,
На поле дело поручал.
И был тогда обижен кровно,
Коль я на поле подкачал.
Он говорил:
- Ну что ж ты, братец,
Вернется батька, будет стыд.
Умей, как он, за дело браться,
Ведь ты - для всей России тыл ...
Работа в поле, потом на заводе, учеба (поэт окончил Литературный институт имени А.М. Горького), служба в армии, журналистика, наконец, редакторская работа в Приокском книжном издательстве. Все это оттачивало грани характера А. Якушенко и грани его поэтического творчества.
В одном из стихотворений есть яркая строка: "Я знаю: память о войне - нетленна ..." И он носит эту память в своей душе всегда, и, может быть, поэтому его строки о себе, о своем предназначении убедительны и патриотичны. Состояние тревоги и беспокойства ("и долг - чем дальше, тем крупней ...") - из распространенных мотивов в поэзии А. Якушенко.
Есть у него стихотворение "Наряд", в нем говорится о первых днях службы в армии, о том, как лирический герой нес наряд на кухне и ему надо было "кормить-поить три раза сотни ртов". И, конечно, новобранцу было нелегко. Это стихотворение - точный, с яркими деталями рассказ о солдатской жизни ...
А старшина, он был мудрец немалый,
Потом все это просто разъяснил:
- Коль начинать - так лучше с перевала.
И я теперь уже согласен с ним.
Здесь хорошо чувствуется и правда характера, и правда образа, и правда поэтического вывода. Служба в армии, как, впрочем, и работа на заводе привели поэта к глубоким раздумьям о смысле жизни, о предназначении человека. И в таких случаях, как "Когда за тридцать ...", он приходит к серьезным и бескомпромиссным выводам:
Ну что же: время выйти на средину
И жизни отвечать в упор.
Когда за тридцать -
мы уже мужчины,
и по-мужски
вести нам разговор.
Кто ты и зачем ты на Земле? - вопросы не праздные для лирического героя стихотворений А. Якушенко. Ему хочется
Хоть небольшой, едва заметный,
Своих шагов оставить след.
Думы о теперь уже далекой войне и чувства, рожденные виденным в детстве, удачно сочетаются в стихах А. Якушенко с тем, что порождено сегодняшним днем. Чувство беспокойства, "сопричастности" к всенародному делу и личной ответственности за все, что происходит в жизни, присуще многим стихам поэта, как, например, "Она и меня вдруг зацепит, тревога".
...Но бросаться - куда?
Тут вопрос не случаен.
Всею жизнью я шел к этим дням и часам.
Всем, что было,
на этот вопрос отвечаю:
- Говорю лишь о том, что я пережил сам.
Рабочая тема в литературе и, в частности, в поэзии не всегда находит достойное воплощение. Главная причина неудач в ее освоении - в заданности проблем, решаемых без чувственного наполнения, без раскрытия эстетической сущности предмета поэзии.
А. Якушенко, пожалуй, как немногие, умеет писать о труде. Зримо, энергично, убедительно. Труд в его стихах предстает в диалектической взаимосвязи с человеком, в развитии. В стихотворении "Действительно, исходим мы словами" есть строки, в которых об этом сказано коротко и четко:
И для меня священен этот край.
Здесь места нет безделию и лени:
Коль богатырь -
работай и гуляй
По-русски щедро, до самозабвенья ...
"Работают хлопцы красиво и, значит, красиво живут", - говорит он в другом месте.
А вот завершающие строки стихотворения "В литейном":
Работа, работа, работа.
Литейный огромен, как мир.
В металл отливаются годы
И хлопцев чеканят самих.
Как точно сказано!
В предисловии к сборнику "Сопричастность" известный советский поэт Михаил Скуратов пишет: "Лирический герой книги, не порывая кровных родственныхсвязей с деревней и лесами ("Я родился в бревенчатой русской избе"), сыздавна, с отрочества, стал за станок в цехах одного из гигантов нашей промышленности". Это явствует из программного стихотворения, начинающегося строчками: "До сих пор я храню заводскую закваску ..."
И дальше следует исповедальное признание: "И входила в меня, как звенящая песня, сопричастность к заботам рабочих ребят ..."
Сопричастность с рабочим классом, со всеохватывающим рабочим трудом навсегда вошла в душу героя, стала его второй натурой ...
Михаил Скуратов точно подметил причину успехов поэта в освоении рабочей тематики. Эта слитность с рабочим коллективом и дает ему право сказать:
И, наверное, тем я навеки и счастлив,
Что я с ними стоял на изломе эпох.
И сегодня огнями заводы лучатся,
Что с ребятами все же построить я смог ...
Есть в "Криницах" цикл стихотворений "Памяти отца", в котором, пожалуй, как ни в каких других стихах А. Якушенко, видны истоки такого отношения к труду. Может быть, в отцовской кузне впервые очаровали его руки, которым легко поддавался металл.
В ней пахло терпко и приятно,
И горн шипел, как домовой.
Ломались огненные пятна
И вспыхивали над головой.
Такой яркой запечатлелась картина труда поэту, а вот и тот, кто олицетворял для А. Якушенко отношение к делу, умение работать красиво и сноровисто:
А батька мой,
Весь в звездах белых,
Стоял, ничуть не суетясь,
И так неспешно делал дело,
И выходили чудеса.
И мужики, зайдя попутно,
Дивились, как металл живуч.
А батька задевал их шуткой:
- От счастья вот кую вам ключ.
В завершающих строчках дан и результат этого труда, как смысловой и как эстетический вывод всего стихотворения.
И на глазах у них рождались
То алый серп, то молоток.
И отвечали звоном дали,
И яро пламенел восток.
Этого же плана и стихотворение «В мартеновском цехе пылала ...», посвященное А.Ф. Аверину, бывшему директору Бежицкого сталелитейного завода, ветерану социалистической индустрии. И столь же точная зримая картина.
Эта тема получает свою разработку и в стихотворениях "Рабочая электричка", "Новый городок", "Новоселье", "В литейном", "Был город сдержанно-пустынен", "А я умел совсем немало". В каждом из них - выражение психологии рабочего человека средствами поэзии.
Есть у А. Якушенко стихотворение "Желание" - своеобразный памятник кузнецу. И надо согласиться с поэтом, что "кузнецы - не генералы, хороним их куда скромней ...":
Под деревянными крестами
Им лучше кузница слышна.
И на груди лежат устало
Их руки, словно ордена.
Найдено хорошее сравнение, образный вывод. И поэт мечтает о том, чтобы увековечить труд кузнеца особым способом.
...Пусть кузнецы - не генералы,
Но дело даже и не в том.
От искры пламя возгоралось,
И молот - в гербе золотом.
И одного желаю,
чтобы
При каждом случае таком
Не крест, не камень был надгробьем,
А молот, спаянный с серпом ...
Сейчас А. Якушенко возглавляет областную писательскую организацию, большое внимание уделяет работе с молодыми литераторами области. По его инициативе создана школа творчества при писательской организации, "Литературные четверги", где анализируются идейно-художественные особенности произведений наиболее одаренных авторов.
Самого поэта в последние годы все более "к суровой прозе клонит", все чаще появляются его рассказы. В прозу поэт идет с теми же темами, которые он художественно осмысливает в стихах. Он любит людей трудовых и честных, порой "наивных, как поэты ... высоких, как мечта ..." и верных правде жизни. Наверное, от этого в его творчестве так много света:
Так пребудет вовеки:
сердце от солнца бьется,
Под солнцем взрослеют люди,
без солнца не повзрослеть ...
"Брянщина литературная", Парыгин В.П., 1985 год.