КЛИМОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА


Церковь Михаила Архангела  Престолы: Михаила Архангела.
  Год постройки: 1892 год. Не действует.
  Адрес: Брянская область, Климовский район, с. Крапивна.

  Церковь расположена в центре села, на возвышении у дороги, доминирует в окружающей застройке. Возведена в 1892 году вместо прежней деревянной, известной с 1683 года. С 1929 не действует. Стены рублены из брусьев и снаружи обшиты тесом, цоколь кирпичный. Представляет собой типичный для архитектуры юго-западной части Брянщины конца 19 века деревянный храм в русском стиле.
  Крестообразное в плане здание типа восьмерик на четверике состоит из основного кубического объема, слегка возвышающегося над короткими и широкими прямоугольными рукавами креста с двускатными кровлями. Над кубом на невысоком восьмигранном основании поставлен световой восьмерик с граненым куполом, завершенный луковичной главкой на двухъярусной восьмигранной шейке. По сторонам алтаря расположены небольшие прирубы жертвенника и дьяконника. Стройная двухъярусная колокольня с высоким нижним четвериком, переходящим через срезанные в верхней части углы в восьмерик звона, увенчана легким шатром с такой же, как у храма, главкой. Подражание древнерусской архитектуре 16—17 веков особенно заметно в треугольных щипцах в основании купола, на шее главки храма и в переходном ярусе колокольни, в килевидных кокошниках типа бочек и слухах на гранях шатра. Интересны наличники окон, парных в трапезной и тройных в боковых рукавах, со щипцовыми и фигурными фронтонами. Особую декоративность формам придают обильные подзоры карнизов и тяг с пропильной резьбой различного рисунка. В интерьере широкие проемы объединяют подкупольную часть с трапезной, алтарем и боковыми рукавами в единое помещение. Плоские паруса в углах четверика служат переходом к восьмерику, перекрытому ложным восьмигранным сводом. Входы в храм с запада, через нижний ярус колокольни, и с западной стороны боковых рукавов креста. Фрагментарно сохранились настенные росписи маслом конца 19 века: в центре восьмигранного свода изображен Господь Саваоф, а на четырех его гранях - фигуры святых.
  "Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.


***

  Награжден набедренником священник Трубчевского уезда села Крапивны Николай Никольский.
  Черниговские епархиальные известия, № 9, 1865 год.


***

  Утвержден в должности духовника избранный в 3-й благочиннический округ, Новозыбковского уезда, священник села Крапивны Иосиф Вакуловский, 15 февраля 1894 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 6, 1894 года.


***

  Маршрут для обозрения Его Преосвященством церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1897 года.
  Новозыбковский уезд. Село Крапивна. Церквей – 1. 2 июля (среда).
  Черниговские Епархиальные Известия, № 11, 1897 года.


***

  Присоединена к православию священником Михайловской церкви села Крапивны, Новозыбковского уезда, Иосифом Вакуловским жена дворянина – Ольга Оттова Лашкевичь из Лютеранского исповедания, 11 июня 1898 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 5, 1898 года.


***

  Умер псаломщик Михайловской церкви села Крапивны, Новозыбковского уезда, Стефан Главинский, 12 февраля 1899 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 6, 1899 года.


***

  Вакантное псаломщическое место при Михайловской церкви села Крапивны, Новозыбковского уезда, с 12 февраля 1899 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, №№ 6-14, 1899 года.


***

  Перемещен административным порядком псаломщик – диакон Рождество-Богородичной церкви села Рудни, Остерского уезда, Тимофей Диаконов в село Крапивну, Новозыбковского уезда, 23 июля 1899 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 16, 1899 года.


***

  Преподается Архипастырское благословение Его Преосвященства следующим лицам: за пожертвования в Архистратиго-Михайловскую церковь села Крапивны – за два последних трехлетия: крестьянину Максиму Шендерею и его жене Ирине – колокола весом в 28 пудов, плащаницы, двух металлических хоругвей и трех паникадил, стоимостью все 1200 рублей; жене коллежского асессора Татьяне Григорьевне Малаховой – трех киотов с образами Спасителя, Архистратига Михаила и святителя Николая и трех подсвечников с лампадами, стоимостью 450 рублей; жене священника Анастасии Стефановой Вакуловской – образа Святителя Феодосия, Черниговского Чудотворца, стоимостью 75 рублей и прихожанам села Крапивны – киота к образу Святителя Феодосия, Черниговского Чудотворца, стоимостью 75 рублей.
  Черниговские епархиальные известия, № 22, 1904 год.


***

  Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
  Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
  Новозыбковский уезд. Крапивна, Михайловская, деревянной постройки 1892 года.
  Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.


***

Господь Саваоф  Господь Саваоф.
  Саваоф (с еврейского силы, воинства) — одно из библейских названий Бога. В отличие от других названий Бога, как Элогим, Иегова, Адонаи, Саваоф выдвигает особенно свойство всемогущества, образ которого заимствован от воинства. Название это не встречается в древнейших книгах Библии, но оно часто употребляется у пророков и в псалмах ("Господь Саваоф"). Ввиду того, что это название заимствовано от воинства, некоторые видят в Саваофе просто "Бога войны"; но это мнение опровергается уже тем фактом, что название Саваоф совсем еще не употребляется в то время, когда избранный народ развивал свою высшую воинственную деятельность (при завоевании Палестины), и, напротив, часто употребляется в ту эпоху, когда воинственность давно уступила место мирному развитию. Правильнее видеть в этом термине идею Бога как всемогущего Владыки всех сил неба и земли, так как по библейскому представлению звезды и другие космические явления — тоже своего рода "воинства", повелитель которых есть Бог, как "Иегова Саваоф" — "Господь сил".
  Любые изображения Саваофа, Бога Отца являются неканоничными и противоречащими богословию иконописи. Подобные изображения не допускались еще VII Вселенским собором (787 года). В Древней Руси их также категорически запрещали: в 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется "О иконописцах и Саваофе", было дано вполне четкое постановление: "Повелеваем отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении. Только Христос виден был во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству, подобно и Пресвятая Богородица и прочие святые Божии...". Даже конкретно по отношению к композиции "Отечество" Собор высказывался с большой категоричностью: "Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа и единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть, ибо кто видел Отца по Божеству... и Святой Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть, а Бога никогда никто не видел, как и свидетельствует Иоанн Богослов Евангелист, только на Иордане при святом крещении Христовом явился Святой Дух в виде голубя, и того ради на том месте и следует изображать Святого Духа в виде голубя. А на ином месте, имея разум, не изображать Святого Духа в виде голубя...".
  В то же время, на протяжении веков запрет этот повсеместно игнорировался, и как в старых храмах прошлых веков, так и в новых, восстановленных после коммунистического вандализма, нередко можно увидеть сверху иконостаса изображение Бога-Отца в виде седого старца, а под куполом - сюжет "Отечество".


Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела