КЛИМОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Посещение посада Чурович Преосвященнейшим Михаилом, Епископом Новгород-Северским. 1 июля 1899 года


  Весть о том, что Его Преосвященство, Преосвященнейший Михаил посетит 1-го июля посад Чуровичи, быстро разнеслась по посаду, переходя из уст в уста не только православных, но и раскольников и возбуждая искреннее желание увидеть одного из преемников апостольских, без которых не может быть Христовой церкви и спасения людей, как говорят и старопечатные книги строгопоследующим, но в тоже время и горделиво мнящим, что можно обойтись и без епископа. Все с нетерпением ожидали дня прибытия Владыки в посад. Наконец настал этот день. Около полудня церковный колокол возвестил о приближении Епископа к посаду, и толпы народа в праздничных одеждах двинулись к храму. При виде этого у меня невольно родилась мысль: вероятно у раскольников, незаметно для них самих, не смотря на их видимую злобу к церкви и ее пастырям, в глубине их душ живет уважение к святой церкви и ее пастырям и оно воспламенило у них желание придти в православную церковь, чтобы увидеть православного Епископа и послушать, что он будет говорить. А толпа все больше и больше росла, волновалась; были слышны вопросы: какой епископ приедет – старейший ли или вновь прибывший. Но вот при торжественном звоне колоколов подъехал к церковному погосту и сам виновник торжества – Преосвященнейший Михаил, Епископ Новгород-Северский. Мгновенно водворилась тишина, взгляды всех были устремлены на Епископа. Посадской староста с хлебом-солью от посада встретил Владыку. Затем Преосвященный, в сопровождении народа, проследовал в храм, где приходской священник отец Михаил Острицкий приветствовал его речью: "с миром вниди, Владыка святый, в дом сей Господень, воздень свои архиерейские руки к престолу верховного Архиерея, прошедшаго небеса, и помолись Ему, да ниспошлет Он росу благодати Св. Духа на сие пустынное и безводное место раскольнического лжеучения. Веруем, что Твои святительские молитвы, как носителя апостольской благодати, много могут у престола Божия. Эта-то наша живая вера в силу твоих святительских молитв и в то, что Ты истинный преемник истинного апостольства, которое от времен Христа и до наших дней непрерывно текло и течет в нашей православной церкви, - и собрала нас сюда, что бы достойно встретить тебя. Посмотри: и мужи и жены, юноши и девы, старцы с юношами, матери с грудными младенцами стеклись сюда, что бы прежде всего принести хвалу Всевышнему, сподобившему нас лицеем к лицу узреть Ангела церкви, а Тебе принести приветствие. Прими же это как дар, приносимый нами тебе, как залог любви пасомых к пастырю, как выражение того единства, о котором некогда наш Пастыроначальник Христос молился Отцу Небесному "да вси едино будут", чтобы это единение Его последователей было лучшим и красноречивейшим проповедником величия истин христианского учения. Пусть же и из нашего единения познают отпадшие от церкви, что мы - то стадо, о единении членов которого некогда молился наш Спаситель, что мы та церковь, глава которой Христос, а душа и жизнь — Дух Святый". Владыка милостиво выслушав речь, прошел в алтарь, где облаченный в архиерейскую мантию, он пред престолом опустился на колена с молитвою к Отцу Небесному о нас, чадах церкви, и о тех, "яже не суть от двора ея". Умилительна была эта минута, слезы невольно напрашивались. Сокровенная молитва Владыки, Его смиренное падение пред престолом, величавая тишина в храме тронули дебелые сердца раскольников, и у них из груди вырывались глубокие вздохи с молитвою: "Боже, Боже, помилуй нас". Да, эта минута глубоко запала в душу каждого и не скоро, разве со смертью забудется. По окончании молебна Владыка сказал назидательное слово, в котором призывал нас – православных к любви и единению между собою, к твердости в православной вере, при этом кратко, но сильно раскрыл несостоятельность раскола, взяв во внимание его дробление на мельчайшие секты. После речи Владыка благословил нас, а затем проследовал в дом священника, где его встретили малютки священника, (самой старшей четыре года), с букетом цветов и стихами:
  "Тебе, Отец и Пастырь наш,
  Цветов букет несем;
  Тебя же молитися о нас
  Мы просим все втроем".
  Владыка с любовью принял от детей цветы, благословил и одарил их иконочками. Затем Архипастырь обедал и чай пил. Во все время пребывания Преосвященного в доме священника многие из раскольников стояли на улице возле дома и вели рассуждения, действительно ли она (церковь) православная или нет, и отчего, в самом деле у них, старообрядцев, такое разделение на секты и взаимные ссоры из-за веры, ведь в истинной церкви Христовой не должно быть этого; а у них, как у немцев, каждый по своему; вот у православных-то этого нет, там все за едино. Вот тут-то и надо подумать. "Да это от того, что у православных есть чиноначалие. Их общество, как цельное тело: у них есть и глава — епископы, и руки — священники, диаконы, есть очи, ноги и т.д., а у нас тела нет, а все главы, все повелевающие,а повинующихся нет", — заметил один молодой старообрядец. "Нет, этого недостаточно, чтобы члены тела пребывали в единении. Ведь когда тело умирает и лишается дыхания жизни, тогда и члены его, отгнивая, отделяются от него, как и случилось с белокриничными. У них тоже есть чиноначалие — епископы, священники, диаконы, народ. Но пребывает-ли это общество как цельное тело? Нет. Оно разделилось на части; у белокриничных есть и окружники, и противоокружники, Иосифовцы, Иовцы и т.д., словом, что епископ, то отдельная, разномыслящая, от других церковь. Все епископы один другого проклинают. Вот и чиноначалие", — говорил другой, постарше.
  "Ну, коли не одно чиноначалие держит православных в единении, так по твоему что еще? Говори правду, дедушка, не скрывай", - из толпы кто-то спрашивал старика. "А ты и не догадался?" - полунасмешливо возразил молодой старообрядец вопрошающему. "Пойми: старик говорит, что когда тело лишается дыхания жизни, т.е. умирает, то члены его, отгнивая, отделяются один от другого. Следовательно, члены тела, пока оно живо, пребывают в единении потому, что их связывает дух жизни. Так если все старообрядцы и белокриничные со своим чиноначалием разделяются на секты, а не составляют единого целого, значит в них нет духа жизни, а если православные находятся в единении, то у них есть дух жизни. Понял? Так-ли я сказал, старик?" "Коли понимаешь, то нечего и спрашивать", ответил старик Е. "А что это дух жизни церкви?" - продолжал спрашивать любопытный из толпы. "А ты же читаешь в символе: и в Духа святаго Господа истиннаго и животворящаго", ответил молодой старообрядец. "Так неужели же у них есть Дух Святый?" - спросили несколько человек из толпы. "У них есть и мощи, например, въ Чернигове мощи Св. Феодосия", - подсказал кто-то. "Есть и иконы чудотворные", - говорили другие. "У них есть и отец Иоанн Кронштадтский, слыхали?" "Как не слыхать, говорят, чудеса творит, бедным помогает. Вот кабы у них побольше таких пастырей". "Да у них все есть, только не хорошо, что у них есть батюшки и хорошие батюшки, да табачек курят; ой как не пристало это отцу духовному". "За грехи людей церковь не погрешает, ея святости никто не затмит, и врата адова не одолеют ее. Поэтому напрасно вы переносите недостатки ея членов, хотя бы и пастырей ея, на церковь", - сказал один православный, стоявший возле беседующих старообрядцев, "и в древния времена были недостатки за пастырями церкви, почитайте-ка историю церкви и вы увидите, однако из-за этого никто не отделялся от нея", - продолжал тот же. "Так-то, так, да знаешь, что говорит Спаситель в евангелии?" Он сказал: "горе миру от соблазн; обаче горе человеку тому, имже соблазн приходит". "Мы ведь люди малограмотные и рабочие, читать всякие истории у нас нет ни времени и средств; а что видим, про то и толкуем. Мы видим, что батюшки курят и говорим, что это не хорошо, что эти папироски соблазняют нас, да и не нас только, но и их же прихожан, которые мне говорили, что им очень не нравится, когда их пастыри курят, что к таким пастырям они не имеют такого уважения, которое подобает им", - говорил старик. В это время Владыка вышел на улицу, чтобы сесть в карету для дальнейшего путешествия, головы обнажились, чтобы отдать честь епископу. Колокола торжественно загудели, и Владыка, напутствуемый молитвами и благожеланиями, отправился в путь. Как видно приезд Владыки в посад не остался бесследным для раскольников. Он заставил их вспомнить о своей матери святой церкви. Пусть же мысли раскольников о святости нашей церкви, вызванные Владыкою, будут семенем, из которого да произрастет древо с добрыми плодами. А Его Преосвященству, Преосвященнейшему Михаилу, Епископу Новгород-Северскому, за Его труды да подаст Господь многая лета.
  Пантелеймон Михайлов.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 16, 1899 года.