КЛИМОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковь Успения Пресвятой Богородицы


  Вакантное священническое место при Успенской церкви посада Чурович, Новозыбковского уезда, с 2 августа 1893 года. В приходе этом числится дворов 43 с половиной, душ обоего пола 334, земли усадебной 2,5 десятины, дом есть, жалованья священнику 600 рублей в год.
  Черниговские епархиальные известия, №№ 20-24, 1894 года; №№ 1-24, 1895 года; №№ 1-4, 1896 год.


***

  3 сентября, в 8 часов вечера, возвратился в Чернигов из поездки по епархии Преосвященнейший Питирим, Епископ Новгородсеверский. Во время своей поездки Преосвященный посетил следующие села и города: Холявин, Роище, Репки, Кротынь, Радуль, где Преосвященный совершал литургию, Лопатни, Каменку, Ярыловичи, Горностаевку, Добрянку, где был отслжен молебен, Владимировку, Ваганичи, Хоробичи, Лемошовку, Сеньковку, Хреновку, Чуровичи, Фоевичи, Спиридонову-Буду, Карпиловку, Злынку, где был отслужен молебен, Деменку, Новозыбков, где Преосвященный совершал литургию, Замышлов, Манюки, Белый-Колодезь, Великую-Топаль, где Преосвященный служил панихиду по почившем Государе Александре III, 30 августа, Нижнее, Логоватое, Скрябин, Стародуб, Елионку, Солову, Воронок, где Преосвященный совершал литургию, Лужки, где был отслужен молебен, по окончании которого миссионеры вели беседу с раскольниками, Бразлов, Могилевец, Климов, Покровский-монастырь, Митьковку, Новозыбков, Городню, Дубровное, Смычин, Седнев и Бобровицу.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 18, 1895 года.


***

  По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) рапорт Вашего Преосвященства, от 30 ноября 1894 года № 5000, коим ходатайствует о возвышении окладов содержания православному причту в посаде Чуровичах, Новозыбковского уезда, в размере священнику до 600 рублей и псаломщику до 200 рублей в год и 2) отношение Хозяйственного при Святейшем Синоде Управления, от 23 августа сего года № 15602, с заключением по сему предмету. Приказали: согласно ходатайству Вашего Преосвященства и заключению Хозяйственного Управления, Святейший Синод определяет: увеличить получаемое причтом церкви в посаде Чуровичах, Новозыбковского уезда, содержание до размера высшей цифры окладов жалованья, установленных для причтов по Высочайше утвержденному 23 апреля 1893 года мнению Государственного Совета, т.е. священнику до 600 рублей и псаломщику до 200 рублей, для чего прибавить: первому 350 рублей и второму 160 рублей, с отношением сего расхода, в сумме пятисот десяти рублей в год, в текущем 1895 году со дня определения Святейшего Синода, на счет капитала "на усиление средств содержания городского и сельского духовенства, а с будущего 1896 года на счет кредита, ассигнуемого из казны по § 6 статьи 1 финансовой сметы Святейшего Синода, с тем, чтобы из суммы, какая будет отпущена из специальных средств Святейшего Синода, было удержано 2% в состав специального сбора на выдачу пособий лицам духовного звания, не выслужившим права на пенсии". Для исполнения сего определения передать из оного выписку в Хозяйственное Управление, а Ваше Преосвященство уведомить указом. Сентября 4 дня 1895 года. Подлинное подписали: за Обер-Секретаря С. Романовский и Секретарь Ал. Осецкий. На сем указе резолюция Его Преосвященства, Преосвященнейшего Антония, Епископа Черниговского и Нежинского, от 17 сентября сего 1895 года, последовала такая: Благодарю Господа Бога, что представление мое о назначении миссионерского оклада содержания священнику раскольнического прихода Чуровического высшею духовною властью уважено.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 19, 1895 года.


***

  Определен бывший псаломщик Преображенской единоверческой церкви города Новозыбкова Василий Михайлов Иванов на псаломщическое место к Успенской православной церкви посада Чурович, Новозыбковского уезда, 13 ноября 1895 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 24, 1895 года.


***

  Перемещен на праздное священническое место при Успенской церкви посада Чурович, Новозыбковского уезда, священник церкви села Величковки, Сосницкого уезда Михаил Острицкий, 16 февраля.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 6, 1896 года.


***

  По случаю торжества открытия честных мощей Угодника Божия Святителя Феодосия, Чудотворца Черниговского, Его Преосвященством, Преосвященнейшим Антонием, Епископом Черниговским и Нежинским, были получены следующие телеграммы.
  Из Чурович, от причта и прихожан: "Приветствуем Ваше Преосвященство с торжеством православия и молим Бога, да молитвами Святителя Феодосия даст Вашей пастве духовное преуспеяние. Причт и прихожане Чурович".
  Черниговские Епархиальные Известия, № 18, 1896 года.


***

  Утвержден в должности законоучителя в Новозыбковском уезде священник посада Чурович Михаил Острицкий в Чуровичское посадское училище, 2 октября 1896 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 20, 1896 года.


***

  Присоединен к православию из раскола на правах единоверия чрез св. миропомазание священником Успенской единоверческой церкви посада Чурович, Новозыбковского уезда, Михаилом Острицким, 9 сего января, Чуровичский мещанин Иван Афанасиев Шестаков, 40 лет, на правах единоверия.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 3, 1897 года.


***

  Присоединены из раскола к православию священником Успенской церкви посада Чурович, Новозыбковского уезда, Михаилом Острицким 2-го марта сего 1897 года из раскола беглопоповского толка Георгий Иванов Шершнев, 29 лет, его жена Ксения Трофимова Голова, 29 лет, с детьми – Иустиною 3-х лет и Параскевиею 1 года и Пантелеимон Иванов Шершнев, 23-х лет, и его жена Анна Титова Голова, 24-х лет, 4 февраля 1897 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 7, 1897 года.


***

  Маршрут для обозрения Его Преосвященством церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1897 года.
  Новозыбковский уезд. Посад Чуровичи. Церквей – 1. 2 июля (среда).
  Черниговские Епархиальные Известия, № 11, 1897 года.


***

  Священник Успенской церкви посада Чурович, Новозыбковского уезда, Михаил Острицкий, от 18 сего августа 1897 года, за № 78, донес Преосвященнейшему Антонию, Епископу Черниговскому и Нежинскому, что прихожане его – мещане посада Чурович и жители деревни Петровой-Гуты, приписной к Успенской церкви, - движимые религиозным чувством, в воспоминание явленной Господом Его милости нашей русской церкви в открытии в 1896 году в городе Чернигове мощей Святителя Феодосия и таким образом дарованного в этом знамения святости и православия русской церкви в посрамление раскольников, обзывающих нашу церковь еретическою, - соорудили художественную икону Св. Феодосия на кипарисном дереве, чеканную червонным золотом, 16-ти вершковую, работы художника Сафонова из Москвы. Эта икона в Чернигове была освящена и приложена к мощам Св. Феодосия 11-го августа. 17-го же она была благоговейно встречена прихожанами у церковной ограды и в тот же день было совершено торжественное богослужение Св. Феодосию - 16-го всенощное бдение, а 17-го литургия и молебен с крестным ходом вокруг храма. После богослужения был предложен прихожанам на церковном погосте обед собравшимся из окрестных сел богомольцам. Храм был открыт весь день, и весьма многие из раскольников старых и малых приходили смотреть на икону нового Чудотворца, причем больные глазами пеленою аналоя, на котором лежит икона Св. Феодосия, отирали глаза. На сем рапорте 22 сего августа резолюция Его Преосвященства последовала такая: Господь Бог да ниспошлет Свое благословение прихожанам Чуровичской церкви за их доброе дело – устройство для приходского храма иконы Св. Феодосия, Черниговского Чудотворца!
  Черниговские Епархиальные Известия, № 18, 1897 года.


***

  Маршрут для обозрения Его Преосвященством Антонием, Епископом Черниговским и Нежинским, церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1899 года.
  Село Чуровичи, 1 июля 1899 года, четверг.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 11, 1899 года.


***

  Преподается Архипастырское благословение Его Преосвященства прихожанам Успенской церкви посада Чурович, Новозыбковского уезда, за их пожертвование в приходскую церковь к празднику Светлого Воскресения Христова: серебряного 84% вызолоченного напрестольного Евангелия, чаши, дискоса, звездицы и лжицы серебряных 84% вызолоченных, весом 175,5 золотников.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 14, 1899 года.


***

  Вакантное псаломщическое место при Успенской церкви посада Чурович, Новозыбковского уезда, с 17 января 1900 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, №№ 19-24, 1899 года; №№ 1-6, 1900 года.


***

  Согласно ходатайству отца благочинного единоверческих церквей Феодора Фомичева и прихожан Вознесенской единоверческой посада Злынки церкви исполняющий дела 1-го псаломщика при сей церкви Симеон Попов переведен на 2-е псаломщическое место при означенной церкви, а псадомщик православной церкви посада Чурович Василий Иванов переведен на первое псаломщическое место при Вознесенской единоверческой церкви посада Злынки, 22 сентября 1899 года.
  Черниговские Епархиальные известия, № 20, 1899 года.


***

  Определен псаломщиком к Успенской церкви посада Чурович, Новозыбковского уезда, безместный священник Петр Шведов, 31 декабря 1899 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 2, 1900 года.


***

  Уволен от псаломщической должности при Успенской церкви посада Чурович, Новозыбковского уезда, низведенный в причетники священник Петр Шведов, 17 января 1900 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 3, 1900 год.


***

  Награжден набедренником за отлично усердную службу священник посада Чуровичь, Новозыбковского уезда, Михаил Острицкий.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 4, 1900 года.


***

  Столетний юбилей единоверия.
  (Речь пред беседою со старообрядцами)
  Исходя из той ложной мысли, что исправлением богослужебных книг и некоторых чинов, бывшем при патриархе Никоне, искажена православная вера Русской церкви, — некоторые из ее чад отделилась от нее, удержав обряды, бывшие в церковном употреблении при первых пяти русских патриархах, и составили из себя отдельное религиозное общество, известное под именем старообрядцев. Ставши вне церкви и тех ее благодатных средств, которыми только и достигается спасение человека, старообрядцы думали, при соблюдении только старых обрядов, найти в своем обществе полное удовлетворение религиозным потребностям своего духа. Но это их фальшивое положение вне церкви и горделивое самомнение о своей правоте не замедлило принести свои горькие плоды. Старообрядцы слишком рано стали чувствовать недовольство своим положением в отделении от церкви, сознавать всю видимую пустоту своей будто-бы церковной жизни; они видели, что оставаться в таком положении им невозможно более и потому начали заботиться о приискании новых путей, которые действительно привели бы их ко спасению, но все-же помимо церкви. Поэтому у них стали появляться различные ложные учения, по своему толкующие о церкви и спасении человека. Но так как с новым измышленным учением какого-либо старообрядца не все соглашались, а только некоторые, то последователи нового учения выделялись в отдельное общество, которое получало и особое название, большею частью по имени составителя учения. Так старообрядческое общество стало дробиться на части или толки, которых в настоящее время насчитывается более тридцати. Это дробление на толки есть первый горький плод отделения старообрядцев от церкви, не говоря уже о тех внутренних беспорядках, которые имеют большое место в старообрядчестве. Но как нет зла без добра, так и это бесплодное искание старообрядцами спасения вне церкви не осталось без пользы для них. У некоторых из них стала пробуждаться мысль о возвращении их к святой церкви. По этому поводу у них много было споров и толков; но конец их для многих из старообрядцев был благодетельный. Они поведали церкви свои заветные мысли и желания примириться с нею, вступить в тесное сыновнее общение, с дарованием им права совершать службы, держась излюбленных ими обрядов. И святая церковь, как чадолюбивая и сердобольная мать, подражая своему небесному жениху - Христу, с любовью принявшему возвратившегося блудного сына, - приняла к себе старообрядцев на правах единоверия. Это знаменательное и всерадостное торжество православия совершилось 27 октября 1800 года. Ровно сто лет прошло с тех пор, и это событие — обращение старообрядцев к церкви не только не забылось, но каждый год повторяется присоединением из старообрядчества к церкви. И сколько за это время чрез единоверие — эту дверь, ведущую в лоно святой церкви, спаслось погибающих. Столетнюю годовщину учреждения единоверия святая православная церковь отпраздновала благодарственным ко Господу молебном и изданием особого послания (здесь же прочитано было послание). Уповаем на милость Божию, что этот призыв святой матери-церкви, обращенный к старообрядцам, не останется без отклика с их стороны. Правда, теперь для старообрядцев есть большой соблазн — это белокриничная лжеиерархия со всем своим мишурным блеском, бывшим в глаза простому старообрядцу. Но пройдет время увлечения этою ложью и коварное обольщение старообрядцев, которое делает белокриничная лжеиерархия, в созвании старообрядцев рассеется как утренний туман пред восходом солнца. Теперь же святая церковь, смотря на эту лжеиерархию, с материнскою скорбью только дивится тому, до какого ослепления может дойти человек, отделившись от церкви. Но Белокриничная лжеиерархия — это последнее усилие найти спасение вне церкви; она же, можно с уверенностью сказать, и последние предсмертные конвульсии старообрядчества. Оно уже прошло все пути скитания по дебрям заблуждения и стало на последнем пути и при том самом богохульном. На этом пути оно остановится и не пойдет дальше блуждать, но на этом же пути оно изопьет до дна чашу горького яда неповиновения святой церкви и или погибнет безвозвратно, уклонившись в рационалистические секты, или возвратится к церкви. Последнего от души желаем старообрядцам и об этом всегда молим Бога. "Обратитеся же от прелести; обратитеся сынове отступивши и в некоих винах погрешившии. Омыйтеся убо от всякия нечистоты и не погубляйте собою сокровища веры. Лучше вам будет, лучше отнюдь прилеплятися в дому Господни, по богоотцу Давиду, нежели житии в селех грешничих" (Книга Кирил. гл. 35, л. 462 об.).
  Священник посада Чурович Михаил Острицкий.
  Черниговские епархиальные известия, № 1, 1901 год.


***

  Лучезарный свет православной церкви.
  (Речь пред беседою со старообрядцами)
  Чиста, свята, славна и непорочна православная церковь Христова. В ней нет не только малейшего греха, но и тени его, потому что она, как чистейшая невеста, ради которой Христос пострадал и которую Он омыл Своею кровью (Еф. 5, 25, Деян. 20, 28) - соединена со Христом в неразрывный союз. И этот союз так тесен, единство так велико, что апостол Павел, не обинуясь, назвал церковь Христом. А потому говорить, что церковь может погрешить, отпасть от Христа не только невозможно и богохульно, но значит умалять крестные заслуги Христа Спасителя. Говорить это может только тот, который не всему евангелию верит, а части, который из слова Божия принимает только то, что понятно его ограниченному человеческому уму, а что непостижимо, то отметает. А между тем вы, старообрядцы, именующие себя великими ревнителями веры Христовой, в своей неразумной ревности по обрядам церковным, дошли до того, что отделили церковь от Христа и похулили ее, утверждая, что она погрешила, поколебалась в своей святости, потеряла красоту, данную ей Христом и заключающуюся в чистоте догматов веры, таинствах и трехчинной иерархии, — отняли от церкви ее имя невесты Христовой и, страшно подумать, не только сказать, присвоили ее антихристу. Старообрядцы! Неужели вы, в слепой ревности своей по обрядам, забыли слова Спасителя, те слова, в которых божественный Жених церкви выразил ту мысль, что Он и церковь едино, что никто не может уничтожить церкви, не одолев прежде Его Самого, что церковь — престол Его, которым может овладеть враг лишь только тогда, когда свергнет с него сидящего на нем Христа, что церковь есть дом, Владыка коего Сам Бог, и который может достаться тому только, кто сильнее Бога? Вот эти слова: "Како может кто внити в дом крепкаго и сосуды его расхитим, аще не первее свяжет крепкаго? И тогда дом его расхитит" (Матф. 12, 29). Кто же сильнее Бога и могущественнее Его? Никто, потому что Бог наш "Бог великий и крепкий, Бог велика совета, и силен делесы, Бог великий вседержитель и великоименит Господь" (Иерем. 32, 18-19). А если так, то кто же может поколебать престол Его, который есть святая церковь? Кто может завладеть домом его, т.е. церковью? Кто может сорвать с лица церкви ее пресветлую красоту — непорочность догматов веры, всеосвящающую силу таинств ее и подобие небесного служения — трехчинную иерархию? Ответьте мне на это, хулители церкви Божией, помрачители славы Христовой! Знаю, что ни у кого из вас не станет духа сказать, что кто-либо возможет одолеть Бога. А между тем о церкви говорите, что со времени патриарха Никона поколебал ее антихрист, который и царствует в ней. Говоря так, думали ли вы, что говорите? Вникали-ли вы в смысл этих слов? Если бы вы вникли в смысл слов: антихрист поколебал церковь, то, я уверен, что вы бы ужаснулись, познав ту страшную хулу на Бога, какую изрыгаете в этих словах, так как, по учению слова Божия, как было изъяснено выше, церкви невозможно отделять от Христа, а потому невозможно, чтобы, хуля церковь, не хулить Бога. Старообрядцы! Перестаньте хулить церковь, бросьте ту мысль, что кто-либо может одолеть церковь, хотя-бы и сам антихрист. Поймите, что в непоколебимости церкви заключается ее величие и слава, победа Христа над диаволом. А эта непоколебимая, ничем неодолеемая церковь и есть наша святая, православная Греко-российская церковь. От первых своих времен и до патриарха Никона она пребывала непорочною в вере, прекрасною невестою Христовою; такою же она остается и теперь. Ибо тот лучезарный свет божественной благодати, который дан ей Христом и которым она сияла в древние времена, сияет и теперь в ней, что видно из тех чудотворений и знамений, которые Бог творит в нашей церкви. Так, сколько просияло в ней угодников Божиих с того времени, как отделились от нее старообрядцы! Вот они, известные всему миру: св. Димитрий Ростовский, св. Митрофаний Воронежский, св. Тихон Задонский, св. Феодосий Черниговский и другие. А у старообрядцев одна пустота, деление на секты даже в той части, которая во всем хочет подобиться церкви, — в белокриничной секте. И этот свет церкви так велик и ясен, что лучи его простираются в отдаленные пустынные места земли, приводя ее обитателей в лоно церкви. Так в 1898 году 25 марта сирохалдеи вместе со своим епископом, познав правоту нашей церкви, присоединились к ней из несторианства, и теперь несколько тысяч присоединилось их и еще присоединяются. Лучезарность церкви нашей так прекрасна, что ею пленяются и враги ее — римско-католики и протестанты, ищуще в настоящее время сближения с нею. Этот благодатный свет нашей церкви так очевиден, что вы, старообрядцы, не смотря на все ваши попытки затмить славу церкви, в душе своей, незаметно для вас самих, преклоняетесь пред церковью, исповедуя тем ее святость и непорочность. Так вы от нашей церкви берете священников, а некоторые из вас взяли от нас и епископа, чтобы сделать у себя подобие церкви, хотя и забыли тот простой пример, что от сухой ветки не бывает плодов. А этою сухою веткою и явился монах Амвросий, который за уклонение от церкви и был отсечен от живого древа церковного, а потому и не мог он дать вам благодати в устроении церковном. Итак, слава и величие нашей церкви очевидны для всех, а потому скажем словами Златоуста "скорее солнце померкнет, чем церковь помрачится в своей славе" (Маргарит 19, 3 л.).
  Священник посада Чурович Михаил Острицкий. 1901 года 21 февраля.
  Черниговские епархиальные известия, № 6, 1901 год.


***

  Преподается Архипастырское благословение Его Преосвященства прихожанам Успенской церкви посада Чурович, Новозыбковского уезда, за их пожертвование в свою церковь иконы Успения Божией Матери с чеканкой, мерою 9 на 6,5 вершков, стоимостью 55 рублей, а к ней киота в 115 рублей.
  Черниговские епархиальные известия, № 13, 1901 год.


***

  Определен на священническое место при Успенской церкви посада Чурович 12 сентября 1903 года учитель Министерского училища, окончивший курс Рязанской духовной семинарии Петр Поспелов, который и рукоположен во священника 6 декабря.
  Черниговские епархиальные известия, № 1, 1904 год.


***

  Принят в духовное звание псаломщик Успенской церкви посада Чурович Новозыбковского уезда Гордий Трубенев, происходящий из крестьян, и посвящен в стихарь 14 сентября 1903 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 3, 1904 год.


***

  Преподается Архипастырское благословение Его Преосвященства прихожанам Успенской церкви поселка Чурович Новозыбковского уезда за пожертвование в приходскую церковь 100 рублей на приобретение иконы Преподобного Серафима, Саровского Чудотворца. Утвержден в должности законоучителя священник поселка Чурович Новозыбковского уезда Петр Поспелов — Чуровичского начального училища, 24 января.
  Черниговские епархиальные известия, № 4, 1904 год.


***

  Присоединена к православию священником Черниговской Казанской единоверческой церкви Илией Назаровым, 19 марта сего 1904 года, раскольница беглопоповской секты, мещанка посада Чурович, Новозыбковского уезда, Параскева Феодотова Винжурова.
  Черниговские епархиальные известия, № 10, 1904 год.


***

  Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
  Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
  Новозыбковский уезд. Чуровичи, Успенская, деревянной постройки в XVIII столетии раскольниками.
  Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.