Отчет о состоянии и деятельности Братства св. Михаила, князя Черниговского, за шестой год существования его (20 сентября 1893 года – 20 сентября 1894 года).
… В заключение своего отчета, Совет Братства долг имеет предложить вниманию Христолюбивых братчиков собранные им краткие сведения о единоверии, расколе и штунде в Черниговской епархии за 1894 год.
1. Общее число единоверцев простирается в епархии до 8000 человек обоего пола. Число это распределяется по 17 единоверческим приходам, из коих при 3 в данное время но имеется приходских священников. Приходы единоверческие весьма бедны, что объясняется по преимуществу подавляющим преобладанием раскола в тех местах, где ютятся эти приходы, и малочисленностью прихожан их, стесняющихся к тому-же, в виду того-же преобладания раскола, быть на самом деле за одно с православными и разделяющих некоторые раскольничьи заблуждения. На такое обстоятельство немаловажное влияние оказывает и то, что некоторые приходские единоверческие священники сами признают более удобным для себя жить, не беспокоя раскольников своими обличениями их заблуждений. Впрочем, замечается, что в тех местах, куда почаще наезжают миссионеры, единоверцы оставляют свои предубеждения против обрядов православной церкви и даже принимают участие с православными в Богослужении и крестных ходах. Не малую задачу выполняют в этом отношении и имеющиеся при 3 единоверческих церквах школы грамоты, привлекающие в свои стены детей не только единоверческих родителей, но и раскольников, чем искупается та двухвековая зараза, которую раскольничьи дети пропитывались с юности в своих раскольничьих школах у фанатиков раскола — хулителей св. грекороссийской церкви.
2. Число раскольников, имеющих оседлость в Черниговской епархии, простирается до 70433 человек обоего пола, из коих 69455 человек распределяется по посадам и слободам Городнянского (9000 человек), Стародубского (17525 человек), Суражского (11444 человека) и Новозыбковского уезда (31486 человек), составляя здесь многочисленное сплошное население; 461 человек проживают в Глуховском уезде и 517 человек разбросано между православным населением по уездам Борзенскому (24 человека), Козелецкому (122 человека), Новгородсеверскому (123 человека), Остерскому (120 человек), Сосницкому (28 человек) и Черниговскому (100 человек).
Из общего числа раскольников Черниговской епархии большинство составляют последователи белокриницкой секты, распадающейся в свою очередь на два толка — окружников и противоокружников — Семеновцев и Кириловцев. Далее, по численности последователей, следует секта беглопоповская, главными пунктами которой служат: посад Климов, Новозыбковского уезда и посад Лужки Стародубского уезда, а также, отчасти, посад Святское Суражского уезда и посад Митьковка Новозыбковского уезда и, наконец, безпоповская, населяющая по преимуществу посад Злынку Новозыбковского уезда и Ардонь Суражского уезда.
В самое-же последнее время появилась среди раскола Черниговской епархии (посад Воронок Стародубского уезда и слобода Радуль Городнянского уезда) в незначительном количестве последователей новая секта под именем «Пасхальников», основателем которой был беглопоповец слободы Радуля Иван 3емлянский…
Белокриницкая и беглопоповская секта имеют свои моленные, общее число которых простирается в епархии до 30-ти. У раскольников белокриницкой секты, кроме того, имеется мужской скит: "Полоса", или "Предтечев монастырь", (верстах в 15 от посада Клинцов Суражского уезда), в котором проживает лжеепископ окружник Сильвестр; а у раскольников беглопоповцев, верстах в трех от посада Злынки Новозыбковского уезда, имеется один женский скит "Каменка".
Всех лжепопов раскольничьих в Черниговской епархии насчитывается 8 человек, из них 2 в Клинцах, 2 в Добрянке и по одному в Новозыбкове, Воронке, Елионке и Святской. Нужно заметить при этом, что все они австрийцы. Беглых же попов с 1892 года, как сказано уже выше, нет в Черниговской епархии.
3. Приверженцев штундистского учения хотя и не в одной степени, замечено было в епархии в отчетном году 50 лиц, из них 10 в городе Конотопе, 20 в селе Хижках Конотопского уезда, 8 в селе Грабовке Черниговского уезда, 6 в Корюковском сахароваренном заводе Сосницкого уезда, 1 в селе Камене Кролевецкого уезда, 1 в местечке Носовке Нежинского уезда, 1 в селе Подлинном Конотопского уезда и 3 в селе Погребках Кролевецкого уезда. С вероятностью можно предполагать существование в епархии тайных и еще не обнаруженных штундистов, но сколько и где именно — сказать нельзя. Из показанного числа штундистов в течении года возвратились в православие 17 человек, в том числе в селе Камене, 3 в селе Грабовке и 13 в селе Хижках; кроме того 9 человек штундистов выбыло из пределов Черниговской епархии, в том числе 3 Конотопских и все 6 Корюковские; при чем 4 из них были главными распространителями штунды в Черниговской епархии, свившие себе здесь небольшое гнездо лет 10 тому назад. Из оставшихся-же в епархии 24 штундистов сравнительно большим упорством и ожесточенностью отличаются штундисты Конотопские и Хижковские, в числе 14 человек. По имеющимся в Совете Братства св. Михаила документальным сведениям, они не подают надежды на возвращение когда-либо в лоно святой Православной Церкви. В числе их состоит 4 женщины, которые отговариваются тем, что они достаточно не исследовали еще священного Писания, а потому, пока не убедятся, на основании его, где и в чем заключается истина, не могут обратиться в православие. При этом нельзя искренно не пожалеть о том, что одна из них мать семейства и уже успела заразить ядом своего лжеучения двух сыновей своих, обучающихся в Конотопском двухклассном городском училище, не смотря на то, что к предохранению их от заразы принимались меры и местным приходским священником и Советом Братства, входившим даже по этому поводу в сношение с Советом поименованного училища и законоучителем последнего.
Председатель Совета Питирим, Епископ Новгородсеверский.
Делопроизводитель Николай Славин.
Черниговские Епархиальные Известия, № 12, 1895 года.