КЛИМОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Из современной жизни Стародубского раскола. 7 февраля 1894 года


  Среди многочисленных толков Стародубского раскола в настоящее время самую видную роль играют, так называемые, белокриничные, или, как их иначе называют, австрийцы, или амвросианцы - окружники, во главе которых стоит лжеепископ Сильвестр, живущий в ските, именуемом "Полосой" или "Предтечевым Монастырем", и Новозыбковский лжепоп Евфимий Мельников, случайно попавший в белокриничные попы из "безпоповских землеоратаев". Благодаря предприимчивости последнего, еще в 1892-м году, среди последователей этого толка, возникла мысль о возможности усилить свое значение в раскольничьем мире и, пожалуй, даже воспреобладать над "Великороссийской Церковью" чрез поглощение, так называемого, ветковского или беглопоповского согласия, в котором в последние годы замечается потеря уверенности в своей правоте и традиционной устойчивости, соединенная с желанием найти истинную Церковь и присоединиться к ней. И вот, с этою целью Мельниковым, по совету известного расколоучителя Онисима Швецова и при помощи капиталов купца посада Елионки Стародубского уезда миллионера Г.А. Гусева, вербуется партия, в которую закрепощается за деньги несколько человек беглопоповцев, "чудно и странно соделавшихся", по выражению своих собратий по вере, "из беглопоповских Савлов Гусевскими или, что тоже, белокриничными Павлами". Партия эта употребляет разного рода злоухищрения, чтобы расположить общество беглопоповцев к соединению с австрийцами-окружниками. Приверженцы ее, разъезжая по разным посадам Стародубья, всемерно стремятся к оправданию австрийского священства и к принятию его беглопоповцами. В этих именно видах придумана была состоявшаяся в 1892 году вторая поездка (первая была в 1875 году) Стародубской раскольничьей депутации на Восток для исследования об учредителе Белокриницкой иерархии, греческом митрополите Амвросие, и состоявшееся 20 июля того же года, по возвращении депутации с Востока, большое собрание раскольников — депутатов от разных толков Стародубья в посаде Лужках Стародубского уезда. Нам не безызвестно уже, что как поездка на восток, так равно и прения Лужковского собора раскольников окончились полным поражением для раскольников — австрийцев. Вместо оправдания австрийского священства, депутация привезла с востока протокол греческого синода, в семи пунктах которого изложено, что бывший некогда архиереем Боснии Амвросий низложен вследствие противозаконных его поступков, и все совершенное им рукоположение и священнодействие недействительно, или, иначе сказать, привезла протокол, который есть не иное что, как смертный приговор всей белокриницкой иерархии. На соборе же Лужковском тайные замыслы австрийцев были прекрасно разоблачены Новозыбковским беглопоповским депутатом В.А. Родионцевым, оставившим в непродолжительном времени после этого раскол и состоящий ныне священником единоверческой Богоявленской Церкви посада Воронка Стародубского уезда и миссионером Братства Св. Михаила, князя Черниговского. Убедительно для всех доказав всю несостоятельность австрийского священства, родоначальником которого был Амвросий Боснийский, он весьма удачно заключил свою речь такими словами: "если белокриничное священство будет господствовать над Великороссийской Церковью", что между прочим выставлялось австрийцами, как приманка для беглопоповцев, "то тогда больше не надобно ожидать никакого антихриста; тогда имущим разум придется только бежать в горы, т.е. Писанию, и скрываться, или ожидать пока Господь не убиет Духом уст, Своих эту последнюю австрийскую прелесть". Слова эти произвели на беглопоповцев настолько глубокое впечатление, что они как бы по мановению руки, в один голос заявили о своем нежелании идти в белокриничные, грозя изгнанием из своей моленной тому из своих собратий, кто станет защищать белокриничную иерархию.
  Однако, не смотря на столь разительные неудачи в замыслах привлечь беглопоповцев на сторону австрийцев, Мельниковская партия и до днесь не теряет еще надежды тем или иным способом добиться желанного главенства в расколе. Не далее как 7 февраля текущего года в посаде Климовой Новозыбковского уезда в большой беглопоповской моленной состоялось соборище беглопоповцев, в числе которых было немало приезжих и из других посадов. Между этими последними особенно обращал здесь на себя внимание житель посада Лужков Стародубского уезда Федор Семеныч Малков – участник обеих депутаций раскольничьих на восток, имеющий тайный сговор с австрийцами и, можно сказать, поверенный Мельникова и Гусева по делу о привлечении к ним беглопоповцев. Замечательно, что первоначально, по возвращении со второй экспедиции на восток, Ф.С. Малков всем вопрошающим заявлял, что митрополит Амвросий, за свои законопреступные дела был низложен и запрещен, а о крещении его нисколько не выяснилось, — в три ли погружения он крещен, или чрез обливание, что белокриничная иерархия сомнительна и незаконна, что тысячу раз лучше оставаться по старому — при священниках от Великороссийской Церкви, нежели идти к белокриничным, каялся даже публично пред своими собратьями в своем намерении оставить свое согласие и последовать белокриничным. Но вот "белокриничные влиятельные лица" начинают особенно ухаживать за ним, особенно честить его: богач Гусевъ часто приглашает его в свой дом, открывает ему у себя кредит, знакомит его с влиятельными Клинцовскими фабрикантами, которые в свою очередь не отказывают ему в бренном металле. Объятый недугом сребролюбия, Малков легко склоняется к "постыдной сделке своей совести к защите белокриничных". На Лужковском соборе (20 июля 1892 года) он выступает уже как рьяный защитник белокриничных, вопреки прежним своим показаниям о митрополите Амвросие, читает, как свой собственный, составленный сыном лжепопа Мельникова "путешественник на восток", в котором о митрополите Амвросие говорится совершенно иное. Его уличают в недобросовестности и выясняют, что есть полное основание заключать, что митрополит Амвросий крещен чрез обливание, но он, нисколько не смущаясь этим, настаивает на соединении беглопоповцев, к которым и сам принадлежит, с белокриничными. Его разбивают беглопоповцы-же; он читает протокол Константинопольского Синода о митрополите Амвросие и поднимает вопрос о низложении митрополита Амвросия. Беглопоповцы и здесь разбиваются его разглагольствования и доводят до сознания, что священство от митрополита Амвросия сомнительное. Прения собора, как сказано выше, не привели к желанному австрийцами результату и беглопоповцы надеялись, что они оставят свое намерение завлечь их в свои сети, а Малков отменит свое двоедушие и не решиться на окончательную сделку с Гусевым. Однако, на деле оказывается, что австрийцы и до днесь не перестают жить надеждою на заманчивую победу над беглопоповцами, а Малков, не смотря на крайнее недовольство им своих собратий по согласию, но прежнему ищет удобных случаев расположить их к австрийскому священству. Прибыв 7 февраля сего года в посаде Климове, Малков, принял деятельное участие в происходившем здесь соборище беглопоповцев. Глубоко вздыхая, он обратился к собранию приблизительно с такою речью: Братия христиане! В настоящее время нам стало очень трудно брать себе священников из России, да и прежде то приходилось нам брать таких, что только одному Богу известно, что это были за попы. Поэтому, не угодно ли будет Вам послушать меня старого и опытного в деле веры человека. Два раза Бог сподобил меня ездить на восток узнавать о митрополите Амвросие. Обе поездки эти равно привели меня к тому убеждению, что митрополит Амвросий крещен в три погружения, а не обливательно, как доказывают православные, и все собранные мною о нем на востоке сведения говорят за то, что он — митрополит правильный. Хорошо бы нам в виду этого принять австрийское священство. На такое предложение Малкова согласился Климовский купец Лосев и немногие другие из присутствовавших. Большинство же беглопоповцев энергично запротестовали, крича: вместо того, чтобы принимать к себе австрийское ложное священство, мы лучше выберем из своей среды достойного человека и поставим его во священника в Чернигове, где тоже Архиерей не обливанец; в белокриничные же не пойдем. Амвросианцы сами разбились на три церкви (указание на подразделение австрийцев на окружников, противоокружников Семеновцев и противокружников Кирилловцев), враждующих между собою и клятвы друг на друга налагающих. Они сами не знают хорошо, куда лучше приклонить голову и есть ли между ними правая сторона или все они самозванны. Вследствие этого именно многие лжеепископы и лжепопы австрийские оставили свое лжесвященство и добровольно сделались простецами (мирянами), а иные из них пошли даже в Великороссийскую Церковь. Укоряя подобным образом белокриничную секту, беглопоповцы на отрез отказались мириться с нею. Но неугомонный Малков не отступает; он быстро создает новый лукавый план атаки и, положив руки на сердце, а глаза опустив вниз и чуть не со слезами, начинает новую слащавую речь: Братья христиане! О великороссийских священниках нам и думать нельзя, - вкрадчиво заговорил он, - а давайте выберем своего человека, да и повезем его за границу. В Белой Кринице поставят нам его во священника; тогда принятое им священство не будет ни окружницкою, ни противоокружницкою, а настоящее чисто греческое. Однако, беглопоповцы сразу поняли лукавый замысел Малкова и закричали: разве за границей не такая же гнилая криница, что ты дуришь нас? Не нужно нам лживого амвросианского священства, а если ты признал его истинным, то ступай сам, а наши не губи христианские души. При этом некоторые беглопоповцы, смягчая приговор большинства, предложили не гнушаться по крайней мере теми из своих собратий, которые венчались у белокриничных и не вычитывать над ними от амвросианской ереси чина. Но ревностные беглопоповцы, помня правила своих предков, и на это предложение не согласились. Этим собрание и закончилось. Малков остался ни с чем и на этот раз, а собратия его еще более убедились в его неблагонамеренности.
  (Составлено на основании документальных данных Совета Братства св. Михаила, князя Черниговского)
  П. Славин.
  Черниговские епархиальные известия, № 6, 1894 год.