КЛИМОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


Климово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы.
  Год постройки: Между 1998 и 2007 гг.
  Адрес: Брянская область, Климовский район, пгт. Климово.

  Деревянная церковь была поставлена в 1997-1998 на месте прежней одноименной, известной с 1778 как старообрядческая, в 1789 обращённой в единоверческую и разрушенной в середине ХХ века. Основу здания составляет перевезённый сруб Покровской церкви поселка Ивот Дятьковского района, построенной в 1881-1883. К обшитому тёсом пятиглавому крестообразному в плане кубу основной части с тремя равновеликими прямоугольными ветвями с треугольными фронтонами примыкают особое помещение алтаря и трапезная с украшенным "бочкой" крыльцом, над которой возвышается двухъярусная шатровая колокольня.


***

  Командир гренадерского ростовского полка сообщил черниговской духовной консистории, что при приказе военного министра от 4 октября 1861 года за № 104 приложен указ правительствующего сената от 25 сентября того ж года за № 45398, которым разрешено нижним воинским чинам, уволенным во временный отпуск, вступать в законный брак, не испрашивал на то от начальства их разрешения, что и вошло во 2 статью X тома свода законов гражданских, изданную в 1851 году. А как прямой смысл сих узаконений относится только до тех нижних воинских чинов, вступающих в браки без разрешения начальства, которые находятся во временном отпуску, но ни как не в кратко временном, в каковом находится рядовой вверенного мне полка Игнатий Богомолов, ибо, между отпусками этими существует та разница, что во временный отпуске увольняются нижние чины без срока, с исключением из полков в резервный и запасные войска, а в кратковременный на определенный срок, по истечении которого они должны возвратиться в свои места и потому разрешение их на вступление в брак на основании 2145 статьи V тома свода военных постановлений вполне зависит от непосредственного начальника той части, где служит уволенный в кратко временный отпуск: то, препровождая отношение это, прошу духовную консистории со священника успенской единоверческой церкви посада Климовой Иоанна Сорокина сделать должное взыскание за незаконное повенчание рядового Богомолова. О каковом отношении объявляется духовенству черниговской епархии к сведению и руководству.
  Черниговские епархиальные известия, № 21, 1865 год.


***

  Из раскола поповщинской секты присоединились к единоверию в 1869 году в Климовской Успенской церкви Пелагея Егорова Иванова.
  Черниговские епархиальные известия, № 7, 1870 год.


***

  Михаил (Десницкий), Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский, бывший архиепископ Черниговский.
  В 1813 году священник Вознесенской посада Злынки церкви донес владыке, что "злынские раскольники к своей часовне, издавна выстроенной, пристроили алтарь, и тайным образом чрез беглого какого-то попа в ночь с 8 на 9-е мая освятили в честь св. мученика Никиты, а 9-го по утру отправили литургию на неизвестно где взятом антиминсе". Вскоре стало известно, что подобным образом часовня превращена в церковь и в посаде Воронке, а в посаде Климовой раскольники начали строить деревянную церковь. Тогда пр. Михаил положил такую резолюцию: "с прописанием законов, указав, коими воспрещается не строить церквей без ведома Св. Синода, ни даже часовен, для прекращения расколов сообщить в губернское правление, с требованием предписания отломать вновь устроенные алтари, чрез то уничтожить незаконно освященные церкви, а в противном случае довести до сведения Св. Синода". Независимо от этого, он послал с своей стороны письмо Малороссийскому генерал-губернатору Якову Ивановичу Лобанову Ростовскому, прося его "сообщить в губернское правление с требованием предписания отломать пристроенные алтари и чрез то уничтожить незаконно-освященные церкви". "Сиятельный князь! – писал пр. Михаил. – Ежели своевольство сей злынской и прочих раскольнических слобод не прекратится и незаконным образом освященные церкви не будут уничтожены, то без сомнения дерзнуть на сие и новозыбковские раскольники, после пожара уже неизвестно по какому позволению устроившие часовню". И благодаря такому энергичному действию владыки, алтари были отломаны и попытки раскольников устроить у себя церкви остались только попытками.
  Черниговские епархиальные известия, № 4, 1894 год.


***

  Утвержден в должности законоучителя начального училища 26 января Климовской начальной школы священник Успенской церкви посада Климова Феодор Фомичев.
  Черниговские епархиальные известия, № 4, 1894 год.


***

  Награждены набедренником: священники единоверческих церквей — Успенской посада Климова, Новозыбковского уезда, Феодор Фомичев и Успенской посада Лужков, Стародубского уезда, Михаил Юдин, 3 сентября 1894 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 18, 1894 год.


***

  Вакантное священническое место при Успенской единоверческой церкви посада Климова, Новозыбковского уезда, с 24 сентября 1894 года.
  Черниговские епархиальные известия, №№ 20-24, 1894 года; №№ 1-3, 1895 года.


***

  Диакон Калужской единоверческой Сошествия Св. Дух. Церкви Сергий Покровский определен Его Преосвященством Преосвященнейшим Антонием, Епископом Черниговским и Нежинским на священническое место к Успенской единоверческой церкви посада Климова, Новозыбковского уезда 9 февраля и рукоположен во священника Преосвященным Александром, Епископом Калужским и Боровским, 19 февраля 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 6, 1895 год.


***

  Утвержден в должности законоучителя священник села Успенской единоверческой церкви посада Климова, Новозыбковского уезда, Сергий Покровский, в Климовское начальное народное училище, 24 марта 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 8, 1895 год.


***

  3 сентября, в 8 часов вечера, возвратился в Чернигов из поездки по епархии Преосвященнейший Питирим, Епископ Новгородсеверский. Во время своей поездки Преосвященный посетил следующие села и города: Холявин, Роище, Репки, Кротынь, Радуль, где Преосвященный совершал литургию, Лопатни, Каменку, Ярыловичи, Горностаевку, Добрянку, где был отслжен молебен, Владимировку, Ваганичи, Хоробичи, Лемошовку, Сеньковку, Хреновку, Чуровичи, Фоевичи, Спиридонову-Буду, Карпиловку, Злынку, где был отслужен молебен, Деменку, Новозыбков, где Преосвященный совершал литургию, Замышлов, Манюки, Белый-Колодезь, Великую-Топаль, где Преосвященный служил панихиду по почившем Государе Александре III, 30 августа, Нижнее, Логоватое, Скрябин, Стародуб, Елионку, Солову, Воронок, где Преосвященный совершал литургию, Лужки, где был отслужен молебен, по окончании которого миссионеры вели беседу с раскольниками, Бразлов, Могилевец, Климов, Покровский-монастырь, Митьковку, Новозыбков, Городню, Дубровное, Смычин, Седнев и Бобровицу.
  Черниговские епархиальные известия, № 18, 1895 год.


***

  Присоединены к православию на правилах единоверия священником посада Климовой Успенской единоверческой церкви Сергием Покровским в течении 1895 года из раскола беглопоповщинской секты, следующие лица: мещанка посада Климовой Варвара Тарасьева Злуницына 42 лет; запасный рядовой из мещан посада Климовой Никифор Алексеев Приемов 29 лет; мещанская девица посада Климовой Наталия Никифорова Акулова 24 лет; мещанский сын посада Климовой Леонтий Николаев Злуницын 18 лет; мещанский сын посада Климовой Иоанн Николаев Злуницын 20 лет; мещанская девица Агрипина Ульянова Климова 18 лет; из раскола Белокриницкого толка- мещанский сын посада Климовой Тарасий Андреев Злуницын 15 лет; мещанская девица посада Климовой Екатерина Андреева Злуницына 11 лет; мещанская дочь посада Климовой Параскева Поликарпова Нестоянова; мещанский сын посада Климовой Венедикт Николаев Злуницкий 13 лет; мещанский сын посада Климовой Варфоломей Николаев Злуницкий и мещанский сын посада Климовой Стефан Николаев Злуницын 6 лет, 15 февраля 1896 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 5, 1896 год.


***

  Уволен за штат диакон Александр Сорокин, состоявший на псаломщической должности при Успенской единоверческой церкви посада Климовой, Новозыбковского уезда, 16 февраля 1896 года. Определен на первое псаломщицкое место при Успенской единоверческой церкви посада Климовой, Новозыбковского уезда, в качеств исправляющего дела псаломщика, мещанин посада Климовой Михаил Иванов Слесаренко, 16 февраля 1896 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 6, 1896 год.


***

  Священник Успенской единоверческой церкви посада Климова, Новозыбковского уезда, Сергий Покровский рапортом от 11 апреля сего года донес Его Преосвященству, Преосвященнейшему Антонию, Епископу Черниговскому и Нежинскому, что на погосте вышепоименованной церкви 10-го апреля сего года освящено место под каменное здание церковно-приходской школы и произведена закладка означенного здания, размером 21 аршин в длину и 18 аршин в ширину; при чем на означенном рапорте Его Преосвященству 15 того же апреля благоугодно было положить такую резолюцию: Благодарение Господу Богу за совершившееся! Искренно радуюсь, что и в посаде Климове полагается начало для устроения церковно-приходской школы для жителей означенного посада, весьма в ней нуждающихся. Можно напечатать извлечение из сего рапорта с моею резолюциею на нем в Епархиальных Известиях.
  Черниговские епархиальные известия, № 13, 1896 год.


***

  Присоединены к православию из раскола на правах единоверия чрез св. миропомазание священником посада Климовой, Новозыбковского уезда, Успенской единоверческой церкви Сергеем Покровским, в течение прошлого 1896 года следующие лица: посада Климовой мещанская дочь девица Параскева Григорьева Кононова, 25 лет, мещанка вдова Мария Константинова Сидорова, 34 лет, дети ее: Екатерина 12-ти, Иоанн 11-ти, Матвей 6-ти и Авдий 4-х лет, посада Митьковки мещанская дочь девица Анна Евфимова Алейникова, 20 лет, посада Климовой мещанская дочь, девица Анна Кириллова Воложена, 25 лет из раскола без поповщинской секты и посада Митьковки мещанская дочь девица Анна Васильева Данилова, 15 лет, из раскола белокриницкого толка.
  Черниговские епархиальные известия, № 3, 1897 год.


***

  Маршрут для обозрения Его Преосвященством церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1897 года.
  Новозыбковский уезд. Посад Климов. Церквей – 1. 1 июля (вторник).
  Черниговские епархиальные известия, № 11, 1897 год.


***

  Журналы съезда о.о. депутатов Стародубского училищного округа.
  Журнал № 5-й.
  1897 года, октября 27 дня. Депутаты Стародубского училищного округа слушали прошение помощника Начальника Климовской Почтово-Телеграфной конторы коллежского асессора Николая Огнивцова об освобождении сына его Сергия Огнивцова, ученика Стародубского духовного училища, от платы за правоучение.
  Постановили: в просьбе Огнивцову отказать, как человеку малосемейному и состоящему на действительной службе.
  Черниговские епархиальные известия, № 22, 1897 год.


***

  Присоединены к православию из раскола на правах единоверия священником Успенской единоверческой церкви посада Климова, Новозыбковского уезда, Сергием Покровским в истекшем 1897 году: мещанская дочь города Новозыбкова девица Евдокия Максимов Волкова, 25 лет; мещанин города Новозыбкова Савва Гаврилов Разуваев, 28 лет; мещанская дочь посада Климова Новзыбковского уезда девица Домна Андреева Ковалева, 18 лет; мещанин посада Климова Павел Иванов Акулов, 40 лет и сын его Артемий, 11 лет, мещанская дочь посада Климова Елена Антонова Слепцова, 9 лет; мещанская дочь посада Климова Евдокия Феодорова Смирнова, 12 лет; мещанка посада Климова Акилина Алексеева Злуницына, 36 лет; мещанская дочь города Новозыбкова девица Наталья Козьмина Прокофьева 24 лет; мещанин города Новозыбкова Иоанн Козьмин Прокофьев, 26 лет и сын его Петр, 3 лет.
  Черниговские епархиальные известия, № 3, 1898 год.


***

  Вакантное псаломщическое место при Успенской единоверческой церкви посада Климова, Новозыбковского уезда, с 17 сентября 1898 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, №№ 19-23, 1898 года.


***

  Уволен от должности исправляющий должность первого псаломщика Успенской единоверческой церкви посада Климова, Новозыбковского уезда, Михаил Слесаренко, согласно его прошению, 17 сентября 1898 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 19, 1898 год.


***

  Награжден набедренником священник Успенской единоверческой церкви посада Климова, Новозыбковского уезда, Сергий Покровский, 28 сентября 1898 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 20, 1898 год.


***

  Определен по резолюции Преосвященнейшего Антония, Епископа Черниговского и Нежинского, 3-го сего декабря последовавшей, исправляющим должность первого псаломщика при Успенской единоверческой церкви посада Климова, Новозыбковского уезда, определен мещанин Иван Абрамов, 3 декабря 1898 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 24, 1898 год.


***

  Присоединены из раскола к православию на правах единоверия священником Успенской единоверческой церкви посада Климова, Новозыбковского уезда, Сергием Покровским: посада Клинцов, Суражского уезда, мещанская дочь, девица Матрона Иванова Мартьянова, 22 лет; города Новозыбкова мещанская дочь, девица Анна Михеева Лукашенкова, 19 лет; посада Климова мещанин Михаил Иларионов Гридин, 39 лет, жена его Надежда Петрова, 30 лет, дети их: Евдокия 12 лет, Маркел 8 лет, и Наталья 5 месяцев; мещанка Параскева Иванова Акимова 65 лет, мещанские дети Петр Феодоров Нестоянов 19 лет, Трифан Феодоров Нестоянов 11 лет, Параскева Феодорова Нестоянова, 13 лет, Агафья Федорова Нестоянова, 8 лет и Корнилий Фадеев Воликов 6 месяцев.
  Черниговские епархиальные известия, № 3, 1899 год.


***

  Маршрут для обозрения Его Преосвященством Антонием, Епископом Черниговским и Нежинским, церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1899 года.
  Посад Климов, ночлег с 23 на 24 июня 1899 года, 24 июня богослужение, должен явиться причт села Рыловичи.
  Черниговские епархиальные известия, № 11, 1899 год.


***

  Присоединены к православию священником Успенской единоверческой церкви посада Климова, Новозыбковского уезда, Сергием Покровским в 1899 году из раскола беглопоповской секты, на правах единоверия мещане посада Климова: 18 февраля девица Мария Савельева Гридина, 22 лет; 2 апреля Иоанн Николаев Елисев, 52 лет; 8 сентября девица Варвара Иванова Перевозникова, 20 лет и Евстратий Феодоров Нестоянов, 31 декабря, 15 лет.
  Черниговские епархиальные известия, № 3, 1900 год.


***

  Уволен от должности, согласно прошению, исправляющий должность первого псаломщика Успенской единоверческой церкви посада Климова, Новозыбковского уезда, Иван Аврамов; исправляющим должность псаломщика при означенной церкви определен Климовский мещанин Иван Сорокин, 9 февраля 1900 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 7, 1900 год.


***

  Присоединены к православию священником Успенской единоверческой церкви посада Климова, Новозыбковского уезда,Сергием Покровским в течении 1900 года — мещанин посада Климова Феодор Феонов Ковалев 37 лет; мещанка посада Климова вдова Матрона Никитина Медведева 30 лет и дочь ее Евдокия 1-го года; крестьянская дочь посада Злынки, девица Мария Семенова Чунина 25 лет; мещанин посада Климова Иван Андреев Захаров 25 лет; крестьянин посада Климова Андрей Евсеев Ривутский 33 лет, жена его Акулина Павлова 28 лет и дети их: Татьяна 9 лет, Василий 6 лет и Иродион 4 лет.
  Черниговские епархиальные известия, № 3, 1901 год.


***

  Присоединены к Православию священником Успенской единоверческой церкви посада Климова, Новозыбковского уезда, Сергием Покровским в течение 1901 года, из раскола-беглопоповской секты на правах единоверия, мещане посада Климова: вдова Агафья Васильева Красильникова 38 лет, дети ее: Паликарп Петров 11 лет, Семен Петров 10 лет и Марфа Петрова 6 лет; девица Мария Феодорова Познякова 19 лет; Петр Андреев Афанасьев 30 лет; Лука Андреев Афанасьев 24 лет; Александра Михайлова Чибисова 45 лет и города Липеля, Витебской губернии, мещанин Савва Савельев Рогалев 25 лет – безпоповской секты.
  Черниговские епархиальные известия, № 3, 1902 год.


***

  Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
  Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
  Новозыбковский уезд. Климов, Успенская, деревянной постройки раскольниками 1778 года. Обращена в единоверческую в 1789 году.
  Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.


Климово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Климово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы