Определен старостой в Каменном Хуторе новозыбковского уезда Ксенофонт Костюков.
Черниговские епархиальные известия, № 19, 1863 год.
***
Утвержден церковным старостой села Каменский Хутор крестьянин Никита Бондарев.
Черниговские епархиальные известия, № 22, 1864 год.
***
Торжество освящения Хуторского храма.
В Новозыбковском уезде есть затерявшееся среди сосновых лесов село Каменский Хутор. Года два тому назад, Господь посетил его несчастьем – большим пожаром, неотразимою силою которого испепелилась даже главная святыня села - храм Божий. Такое великое горе тяжело было переносить людям Божиим: потеряв после пожара храм святой, все они как бы осиротели. Решено было приступить к постройке нового храма, и Сам Господь, исполняющий во благих желание верных раб Своих, видимо помог им. Первым инициатором постройки храма явилось церковно-приходское попечительство во главе председателя его — местного купца— землевладельца, а также и непременного члена попечительства — приходского священника. Обстоятельства постройки храма благоприятствовали: жители упомянутой веси имеют не малое количество десятин общественного соснового строевого леса и потому остановка была только лишь за капиталом для уплаты за работу. На зов попечительства немедля приступить к постройке храма прихожане радушно откликнулись. На помощь им явился председатель его, обладающий большими, сравнительно с прочими, материальными средствами. Дело пошло успешно: в течении первого же после пожара года собран был для постройки храма значительный капитал, а также приготовлен строевой материал. В течении же второго года — сверх всяких чаяний — построен был и самый храм, по наружному виду своему далеко не похожий на прежний. Сгоревший храм имел вид кладбищенского небольшого храма, вновь же построенный — просторный и, будучи высоким, издалека виден.
По Архипастырской резолюции освящение вновь построенного храма назначено было на 17 декабря минувшего года. К торжеству освящения Хуторского храма приглашено было шесть священников, местный отец Благочинный с диаконом и скромный хор певчих монахинь соседнего Каменского Успенского девичьего Монастыря. Такое редкое в жизни простого человека явление, как торжественное освящение храма, соборное с отцом диаконом служение и скромнее монахинь пение привлекло сотни окрестных богомольцев на богослужение. В конце литургии одним из приглашенных священников было сказано приблизительно следующего содержания поучение: "Какую невыразимую радость испытывает путник, утомленный палящим зноем и жаждою, когда встретит на далеком и трудном пути своем прекрасное, ветвистое дерево и прохладный ключ живительной воды! С каким удовольствием спешит он спрятаться от палящих лучей солнца под тень роскошных ветвей! С какою приятностью утоляет он жажду свою глотками прохладной воды! Точно также должны и вы, други мои, зело возрадоватися, встретив, подобно путнику, на трудном и скорбном житенском пути своем – сей благолепнейший храм Божий. Великая радость ваша всем и каждому понятна, ибо если окончание постройки и обыкновенного простого дома радостью наполняет сердца потрудившихся, то не во сто-ли крат более должны возрадоваться ваши сердца при виде устройства дома Божия! Возблагодарите-же всем сердцем, други мои, прежде всего Господа Бога, помогшего вам в устройстве храма сего, ибо если и о создании обыкновенного дома псалмопевец говорит: "аще не Господь созиждет ею, всуе трудишася зиждущии" (126 - 1), но паче-ли благословение свыше потребно для создания дома Божия! Возблагодарите также и строителей храма сего, присно творя за них свои молитвы. А теперь остается в назидание вам только сказать, чтобы вы, други мои, не ленились посещать сей храм Божий. Бог Господь по непреложному слову Своему: "се, аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь". (Мтф. 28, 18-20), - везде с нами невидимо присутствует, и везде, на всяком месте принимает от нас молитвы. Но место особенного присутствия Божия находится во святом храме, где верующие собираются для молитвенного единения между собою: "идее же еста два или три собраны во имя Мое, ту и аз есмь посред их" (Мтф. 18,19), сказал Господь. Потому-то храм и называется в святом Писании домом Божиим, жилищем Царя небесного. Храм есть как бы небо на земле. "В храме стояще слова Твоея на небеси стояти мним", — читается в одной церковной молитве, и посему-то в храме мы, более чем где нибудь, можем возносить свои молитвы. В храме, как в тихой пристани среди волнующегося житейского моря мы более всего можем, при всех обстоятельствах жизни нашей, находить благодатное утешение, подкрепление и душевное успокоение. Молитвы наши везде сильны, когда молимся мы с верою и упованием на милость Божию, но нигде они так сильны не бывают, как в храме святом, этом по преимуществу доме молитвы. Для человека, любящего Бога и заботящегося о вечном спасении души своей, ничего не может быть нужнее, ничего не может быть сладостнее, как постоянно посещать храм Божий. И кто из нас не ощущает сладостного утешения при посещении храма святого! Где, как не в храме обретаем мы отраду для скорбящей души при тяжелых обстоятельствах жизни? Кто из нас в минуты жизни трудные, как например, при потере чадолюбивого отца или сердобольной матери, при потере любимой жены или милых деток своих, или при потере всего имущества во время пожара, кто в такие и подобные минуты не ощущал в храмах Божиих благодатного утешения и душевного успокоения? Придешь ты в храм святый — потоскуешь, помолишься слезно и на душе потом станет у тебя так легко, легко и хочется еще молиться и позабыть обо всем. Неопустительное посещение храма Божия, а также и благоговейное предстояние в храме лицу Божию, не остается в очах Всевидящего Сердцеведца незамеченным. Приведу вам один пример из отеческих сказаний чудесного за неленостное посещение храма Божия - спасения.
Один благочестивый, но очень бедный, человек, во время голода, постигшего его страну, вынужден был, для спасения своей семьи от голодной смерти, отдать сына своего в рабство. В то время рабы находились в полном распоряжении своих господ, так что господин без всякого разбора имел право предать смерти любого своего раба. Горько было доброму человеку расстаться с любимым сыном своим, но делать было нечего. Отпуская сына, он завещал ему неопустительно посещать храм Божий и не выходить оттуда до тех пор, пока не окончится служба Божия, что юноша, как сын послушный и благочестивый, свято исполнял. Однажды оклеветали его пред господином, который, не разбирая дела, решил провинившегося раба предать смерти. В тот день увидал господин судью и говорит ему: "я пришлю к тебе одного раба своего с платком, ты прикажи ему отсечь голову, задерни ее в платок и отдай тому, который придет после него". И вот господин посылает к судье с платком ни в чем неповинного юношу, который ничего не подозревая, отправился на верную смерть, но дорогой он зашел в церковь, где в это время совершалось богослужение, и, помня заповедь отца, остановился близь церковных дверей для молитвы. Между тем другой раб, любимый господином, был послан к тому-же судье взять платок обратно и, проходя мимо церкви и увидев прежде его посланного юношу у дверей храма, - спросил его, — ходил-ли он к судье? "Нет еще, — отвечал юноша, но сделай милость, переменим поручение; мне хочется достоять службу, — ты отнеси этот платок, а я схожу за ответом". Любимец господина, тоже ничего не зная, согласился, но как только явился к судье, был немедленно им обезглавлен. Оклеветанный юноша, до конца достояв, согласно заповеди отца, службу Божию, пошел к судье за ответом и получив что-то завернутое в платок и принес к своему господину. Сами судите, други мои, каково же было удивление господина, когда увидал он в платке голову любимого раба, а оклеветанного осужденного на смерть — живым! Когда господин расспросил пришедшего, как все это случилось, то невольно признал в этом действие Промысла Божия и очень полюбил с тех пор послушного сына сего, свято хранившая и исполнявшая завет отца своего неопустительно посещать храм святой и стоять в нем всегда до конца служб Божиих. Вот видите, други мои, нелепостное посещение храма Божия не только даст вам благодатное утешение и душевное успокоение, но даже может избавить и от неминуемой смерти. А потому посещайте храм Божий неопустительно во всякое время, когда только святая церковь зовет нас звоном колокола своего на богослужение. Не опаздывайте приходить к службам Божиим, а когда придете, стойте в храме внимательно, со страхом и благоговением, как бы пред лицом Самого Господа и не выходите из храма прежде, чем окончится божественная служба и милость Божия защитит вас от бед и внесет в дома ваши мир и благоденствие. Поэтому не напрасно св. псалмопевец Давид называет блаженными пробывающих в доме Божием и говорит, что день один во дворах Господних лучше тысячи; лучше быть у порога дома Божия, нежели жить в шатрах нечестия (пс. 83, 5-2). Помолимся. Благодарим Тебя, Христе Боже наш, освятившая благолепнейший храм сей! Да будут, Господи, очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, и уши Твои внемлюща молитвам каждого приходящего семо, дабы о всякой вещи, юже вопросят о имени Твоем, Ты сотворил им! Да будут угодны и благоприятны моления и дары, приносимые в храме сем, как дары Авеля, как жертвы Ноя, как всеплодие Авраама, как священства Моисея и Аарона, и как мирная жертва Самуила (мол. Вас. Вел.); особенно же молим и просим Тя, Владыко всех, дабы Ты молитвами – всех скорбящих Радости – Пресвятой Богородицы и небесного угодника Твоего Святого Пророка Илии (имени которого св. престол посвящен) исцелил немощи души и тела нас — многогрешных раб Твоих, продлил лета живота и сподобил нас до последнего издыхания неленостно посещать сей благолепнейший храм Твой. Аминь".
Села Кирилловки Священник Алексий Вакуловский.
Черниговские епархиальные известия, 1884 год.
***
Вакантное священническое место при Ильинской церкви села Каменского Хутора, Новозыбковского уезда, с 2 августа 1901 года.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 16-21, 1901 год.
***
Перемещен на праздное священническое место к Ильинской церкви села Каменского-Хутора, Новозыбковского уезда, священник села Ладинки, Черниговского уезда, Михаил Неаронов, 25 октября 1901 года.
Черниговские епархиальные известия, № 22, 1901 год.
***
Уволен от должности священник Каменского монастыря, Новозыбковского уезда, Иоанн Салунский, согласно его ходатайству, от обязанности законоучителя въ Каменско-Хуторском народном училище, а обязанность сия возложена на приходского священника села Каменского-Хутора Михаила Неаронова, 23-28 ноября 1901 года.
Черниговские епархиальные известия, № 24, 1901 год.
***
Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
Новозыбковский уезд. Каменский Хутор, Ильинская, деревянной постройки 1900 года.
Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.