КЛИМОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Описание старой Малороссии. А.М. Лазаревский, 1888 год


  Топальская сотня Стародубского полка.
  Монастырь Каменский Успенский мужский при реке Снови, основан духовником гетманича Семена Самойловича, позволившего занять под монастырь часть сновского берега, принадлежавшего к карповским землям. Но при Самойловиче "Каменский монастырь был весьма маленький, в котором знайдовалось монахов два или три". Окончательно устроен был Каменский монастырь при Мазепе, в универсале которого читаем: "Пречестный отец Иона, строитель монастыря новозаведенного Каменского, осведчил нам, же в полку Стародубском, под слободою Семяновскою, на едном пустом острове, над рекою Снавью лежачим и называемом Камень, монастырь завевши, юж церковь успения пресвятой Богородицы пофундовал и просил о потвержене и оборону для спокойного собе на том местцу мешканя и для беспечного держаня всех занятых грунтов их над рекою Сновю ... С отчиною в грунте Сушановском, поблизу там же зостаючою ...". Мазепа удовлетворил просьбу отца Ионы, выдав приведенный универсал (в декабре 1687 года). Кроме того, Мазепа дал личные средства монастырю окончить начатые им постройки. Отношения Мазепы к новому монастырю видны из следующего его письма Ивану Белозерецкому, который управлял гетманскими имениями в Стародубском полку. "Пане Белозерецкий. Лист ваш дошол рук наших, в котором пишите о речах до господарства в дозоре вашом будучого, належних, а особливе припоминаете о отцу игумену каменском, который при двох колах маива по розсказаню нашому чрез вас монастыреве их отведенных, упоминаете еще некоторих наших обетниц. Мы теди вам ознаймуем, же наших жадних обетниц таких, як отец игумен пишет, не было; тилко то, що он сам доносил о том до нас свои прозбы, которые мы принявши, обецалисмо тое ему дати, що будет можно и слушно, а не так именно, як оный виражает. 3умилсу прето послалисмо от себе до вас тепер пана Лисицу, з которым вы сполне во всем волю нашу повинни вершити, так як чрез него писалося. А що он отец игумен просить, щоб селце Сушаны било з нашой ласки, монастыреве их Каменскому надано, то мы тую его прозбу приймуем и позволяем вам, абысте тое селце монастирове их отвели; однак, щоб было оное отведено им не з такою обширностию сеножатей и инших кгрунтов, якую они замеряють и як ви в своем листу намекляете, бо тое б цело неслушне б и не пригоже деялося, кгдиж еслиби заховано при том селцу так великую обширность тих кгрунтов, то не моглоб бити без утеснения околичним селам. Прето жебисте тое пререченое селце тому Каменскому монастиреве отвели, з такою частию кгрунтов, щоб тилко з оних люде того селца доволствовалися, албо вем много б то на них было, если би поти держали кгрунта поки бортнии дерева ибочаны (?) их найдуются. Итак и повторе приказуем, абисте отводячи им, ченцом, тое селце, мерную часть кгрунтов, которими тилко тие люде сушанские и монастир мели доволство, а иншую часть тих кгрунтов отделете на нас и на маетности наши; а особно на тих священников, яких ви в своемлисте намекяете. И тое тот же потвержаем, аби тии люде, котории покупили себе у Сушанов кгрунта, били безъпечними и тих кгрунтов жеби заживали и в потомние часи, без жадних трудностей и нарушения. А що он преречоний отец игумен просил, абы до тих двох кол маива, было еще и третое ступное ему придано, теди ми и тую прозбу его у себе приймуем и позволяем, жебисте там усмотревши такое коло ступное, з которого б у монастиру их било пшоно, отвели им оное. А що ви в том же своем листе доносите, же пане Семионовая на преречоний монастир Каменский, надала часть кгрунтов власных карповских, теди тое ее надане не может быти крепко, кгдыж пани Семионовая не есть так полномочна, щоб мела людские кгрунта кому надавати; а если би схотела що кому и надати, то нехай надаеть свое власное з шкатули, а не кгрунта. Роботником сиянским (?) старайтеся за их дело заплатити подлуг слушности и уваги, кгдиж вам не по вина за такие речи платити. А байдака того, у котором ви нашого потребуете росказания, его не можно съгоха туда до вас допровадити, же оний велми потерався (?) нашими спустити до Киева, яко не можно его водою никуда посилати; так нехай тот продавец албо гроши наши вернеть, а собе той свой байдак назад озметь, албо если не схочет грошей вернути, нехай конечно тот байдак так направить, яко би можно оним що потреба будеть орудовати водою, жебы гроши наши за него даннии, дармо не пропали, о що ви старайтсся. Тютюну до вас по вашему же донесению, велимо посилати. Такую волю нашу в сем нашом листе выразивши, поручаем вас Господу Богу. Дан в Глухове, сентеврия 6 дня, року 1691. Вам ласкавий Иоанн Мазепа гетман рукою власною". С копии, найденной в бумагах нашего отца (умер в 1857 году) с пометой его: "эта копия списана с имеючейся копии же в Батурине, у тамошнего приказчика Тимофея Оксёна". Каменскому монастырю даны были Мазепой Сушаны и половина Бровничей, да сам монастырь поселил Шумиловку и Каменский хутор. Из игуменов Каменского монастыря, кроме основателя Ионы (Болховского) выделялись: Ираклий Комаровский, впоследствии епископ черниговский, и Иоасаф Миткевич (1754-82), перестроивший весь монастырь наново. В 1786 году, при игумене Палладии Лукашевиче, Каменский монастырь был обращен в женский, причем сюда были переведены монахини закрытого тогда Печеницкого монастыря. По описанию 1781 года, Каменский монастырь "положение имеет на ровном, положистом, не низком песковатом месте, на правом берегу реки Снови, в пуще окружающей оной монастырь. В ограде деревяной церквей 4, две каменных, с них одна большая, а другая трапезная, а две деревянных, деревянные - дом игуменский о 4-х покоях, а для братии в пяти связях, о 18-ти покоях, с разными амбарами и кладовыми, и 10 хат служительских. Винокурня о 7-ми котлах и водяная мельница о 5-ти колах".