КЛИМОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЦЕРКОВЬ


Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы  Сохранившиеся в архивах документы свидетельствуют о том, что по состоянию на 1780 год храм в селе был деревянный, на кирпичном фундаменте. В книге "Историко – статистическое описание Черниговской епархии" для нас имеется очень важное свидетельство, что на оловянной дощечке, найденной на пожарище сгоревшего сачковского храма, написано: "Сооружись церковь сия во имя Царицы Богородицы Марии Девы пречестного покрова в правление архиепископа Иоанна и запорожских войск гетмана Иоанна Скоропадского, старанием пана Якова Дружины". Cооружение же нынешнего довольно обширного и построенного из красного кирпича храма, как свидетельствуют документы, было начато в 1846 году на месте сгоревшего. Однако, в середине ХХ века с северной стороны храма была прикреплена мраморная табличка с надписью: "Памятник архитектуры Покровская церковь, построена в 1820 году, охраняется государством". Но документально на сегодняшний день, архивом Приходского совета, подтверждается лишь то, что при настоятельстве священника Иоанна Александровича Доброгаева, в 1864 году, кирпичное здание было построено и освящено.
  Об отце Иоанне известно, что в 1853 году он окончил полный курс Черниговской Духовной Семинарии. В сан священника был рукоположен в 1855 году, скорее всего при Святительстве Преосвященнейшего Павла Епископа Черниговского и Нежинского (1836-1859 гг.). За усердные труды на благо Церкви в 1867 году батюшка был награжден набедренником, а в 1874 году скуфьею. С 1873 года священник Иоанн Доброгаев – член Благочиннического Совета 3-го округа Новозыбковского уезда, Черниговской епархии.
Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы  Известны имена и других священнослужителей храма – иереи: Петр Булгаков (1907 г.); Прокопий Кекуев (1944 г.); Петр (1948 г).; Николай (1949 г.); Георгий (1951 г.); Даниил Ларченко (c 1952 г.); Игорь (1979 г.); Анатолий Климчук (1980 г.); Александр Гулидов (1988 г.); Виктор Коврижко (1998 г.); Илия Вакарюк (с 2007 г.); диаконы (исполнявшие и должности псаломщиков): Григорий Рублевский (1876 г.), Петр Рублевский (1909 г.), Николай Подберезский (1912 г.), Афанасий Падин (1937 г.).
  Сохранились лишь небольшие сведения и о последнем диаконе Афанасии Падине, служившем в 30-е годы ХХ века. Афанасий Васильевич Падин родился 17 января 1871 года в городе Калуге. 19 ноября 1937 года НКВД по Орловской области его арестовало, в том же году был закрыт и храм. Отца Афанасия обвинили в том, что он "распространял пораженческие слухи против Советской власти". Заседанием особой тройки при УНКВД Орловской области по ст. 58 п. 10 УК приговорен к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет. 24 марта 1989 года на основании пункта "В" ст. 3 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" гражданин Падин Афанасий Васильевич реабилитирован.
  В ХIХ веке к Сачковичскому приходу, который входил в число церквей 3-го Благочиннического округа, Новозыбковского уезда, относились: Храм во Имя Святой Троицы села Лобановка, основанный в 1793 году, и храм в честь Святителя и Чудотворца Николая Архиепископа Мир Ликийских села Могилевцы, основанный в 1857 году. Все эти храмы до 1906 года возглавлялись настоятелем Сачковичского прихода.
  По воспоминаниям некоторых старожилов села, в 1937 году храм был закрыт, а колокольня была обезглавлена и частично разрушена. По воспоминаниям помощника председателя Приходского совета (староста храма) Анастасии Федоровны Воронко 1931года рождения: "храм в селе был открыт во время оккупации, поздней осенью 1942года. С разрешения оккупационных властей, жители села с большим усердием взялись за подготовку храма, к совершению в нем Богослужений. Народ стал приносить в храм иконы, книги и другие необходимые для церковных служб предметы и вещи. В праздник Крещения Господня, 19 января 1943 года, под звон четырех колоколов, жители села крестным ходом шли на рядом располагавшееся озеро (ныне уже небольшая пересыхающая речка) и там совершилось первое водосвятие. Прорубь была сделана в виде креста, и жители села всю зиму ходили по воду на прорубь, и с того времени Богослужения в храме стал совершать священник".
  На приходском кладбище в юго-восточной части расположено захоронение середины XIX века, на что указывает металлическая прямоугольная плита. В восточной части плиты изображены херувимы, далее к центру плиты изображен шестиконечный крест. Справа от него изображена чаша, а слева закрытое Евангелие, ниже имеется надпись: "Ольга Осиповна Рудановская. Родилась въ 1820 г. Умерла въ 1856 г. От сердечно любящего сына гвардии генералъ–майора К.А. Рудановского дорогой незабвенной матери. Упокой Господи душу усопшей рабы твоей Ольги". В восточной части храма на кладбище бывшее захоронение местных жителей (в 60-е годы ХХ века погибшие были перезахоронены на центральном сельском кладбище). На сохранившемся небольшом металлическом памятнике прикреплена табличка с надписью: "Вечная память мирным гражданам, зверски погибшим от рук фашистов 23 сентября 1943 года". Летом 2007 года на кладбище был установлен общий большой Поклонный крест и начато его благоустройство.
  По воспоминаниям старожилов, с осени 1942 года храм больше не закрывался. Первым священником открывшегося храма служил отец Прокопий Кекуев.
  15 февраля 2012 года в праздник Сретение Господа нашего Иисуса Христа, впервые в истории прихода, с Архипастырским визитом в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Сачковичи Климовского района побывал назначенный Священным Синодом от 28 декабря 2011 года на Брянскую кафедру, Преосвященнейший Владыка Александр, Епископ Брянский и Севский.
Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы  Церковь - кирпичное и оштукатуренное здание с деревянным завершением - интересный пример ранней стилизаторско-эклектичной архитектуры на Брянщине. Ее объемно-композиционное построение следует трехчастным купольным храмам Украины 17-18 вв. с крупным основным восьмериком и примыкающими к нему равновысокими квадратными в плане алтарем и притвором. Однако каждая грань объемов завершена на фасадах большим килевидным кокошником, а над восьмериком на купольную граненую кровлю поставлен меньший световой деревянный восьмерик с шатром и главой на высокой шейке. У трех входов в храм с запада и на боковых фасадах устроены крыльца с крутыми двускатными кровлями на двух столбах. Декор фасадов здания довольно пластичен. Отделенная тягой нижняя часть стен трактована как высокий цоколь, украшенный прямоугольными нишами. По краям каждой грани расположены двухступенчатые пилястры, а в центре вверху - арочное окно второго света с килевидным обрамлением и прямоугольной доской под ним. Карниз обходит все здание на уровне капителей пилястр и арочного верха окон, отрезая кокошники. Деревянный верх с парными арочными окнами восьмерика (ложными на диагональных гранях) и щипцами над гранями украшен также рядом декоративных слухов на шатре. В интерьере господствует пространство восьмигранного зала с эффектными распалубками над окнами и своеобразным восьмилотковым сводом, прорезанным в центре крупным световым восьмериком с сомкнутым деревянным сводом. Узкий проем соединяет его с алтарем, а более широкий - с притвором, в верхнем ярусе которого устроены хоры.
  В начале 90-х годов ХХ века трудами и заботами неутомимого труженика священника Александра Гулидова был проведен внутренний и наружный капитальный ремонт стен храма. В 2008 году Приходским советом осуществлен еще один капитальный ремонт храма.

Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

  Масляная живопись в деревянном восьмерике, шатровой части храма и в алтаре, по мнению специалистов, выполнена в духе позднего классицизма в конце ХIХ века. Но в середине ХХ века, во время капитального ремонта деревянного восьмерика, живопись была зашита оргалитом, который окрашен масляной краской голубого цвета. В западной шатровой части сохранились лишь изображения Покрова Пресвятой Богородицы и трёх херувимов, остальная живопись была закрашена масляной краской во время ремонта. На прямых стенах храма – росписи, относящиеся к началу ХХI века. С северо-восточной стороны – настенная роспись "Рождество Христово", а с северо-западной стороны – "Вознесение Господне". С юго-западной стороны – настенная роспись "Распятие Господа", а с юго-восточной стороны – "Крещение Господне". Практически нетронутой сохранилась живопись в алтарной части храма. На "Горнем месте" сохранилась настенная роспись середины ХХ века размером 300х300 "Моление о Чаше", выполненная масляными красками в тёмных тонах. Под изображением имеется аккуратно сделанная надпись: "Храм обновлен в 1962 году при настоятеле о Данииле Ларченко, ктиторе Котовой М. и псаломщице Захаревской Н., художник Васильев П.И.". А настенные росписи северной и южной части алтаря можно отнести к концу ХIХ или начала ХХ века, и они реставрации не подлежали. В северной части небольшая настенная роспись размером 200х150, изображающая во весь рост Святого Архистратига Гавриила, выполнена масляными красками уже в светлых тонах. В нижней части надпись: "О.Ф. Кулешъ за упокой мужа Гавриила". Особо обращает на себя внимание настенное изображение размером 300х200 в южной части алтаря Святых Апостолов: Петра и Иоанна Богослова, выполненных масляными красками во весь рост. Святой Первоверховный Апостол Петр, в правой руке, наклоненной вниз, держит раскрытую книгу и ключи. Левая же его рука прижата к груди. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов на уровне живота в правой руке держит закрытую книгу в вертикальном положении, а левая рука слегка прикасается к ней. Вверху над Апостолами изображен херувим, двумя руками держащий раскрытую книгу, на которой написано: "Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи Царства". В низу имеются две надписи, первая очень аккуратно выполненна: "Храм обновлен въ 1913 м году во дни Настоятеля священника Петра Симеоновича Булгакова и ктитора Иоанна Ефимиева Моисеенко", и вторая – произвольно, курсивом: "Храм обновлен в 1954-5 году при настоятеле священ. Данииле Ларченко". Престол в алтаре деревянный (форма престола редко встречающаяся) размером 110х110х98, судя по нижним одеждам, обтянутым веревкой, видимо, был освящен Великим чином, возможно Архиереем. Святой Антиминс, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, священнодействован Преосвященным Глебом Архиепископом Орловским и Брянским 19 декабря (год не указан), для храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Сачковичи Климовского района Брянской области. При священнике Александре Гулидове сборный одноярусный иконостас начала ХХ века, по причине ветхости и необходимости реставрации икон и конструкции, в 1990-х годах был разобран. Новый пятиярусный русский классический иконостас, который изготовлен мастером Анатолием Ивановичем Куриленко и выполнен с резьбой по дереву. Иконы нового иконостаса писаны на оргалите масляными красками иконописцами из г. Брянска - супругами Недоступенко. Из всех старинных икон, находящихся в храме, следует выделить храмовую икону Покрова Пресвятой Богородицы с овальным завершением, размером 125х75х5. В нижней части иконы, с правой стороны имеется надпись: "Сия Св. Икона писана и освящена на Афоне въ Русском Св. Пантелеимона Монастыре".


Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы