КЛИМОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


КЛИМОВСКИЙ КАЗАНСКИЙ ДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ


Протоиерей Андрей Иоаннов Журавлев  История Климовского Казанского монастыря началась во второй половине 18 века, практически одновременно с Покровским мужским монастырем. Основатель у них был один – поп Михайло Калмык. В "Описании Новгородсеверского наместничества" говорилось, что Казанский монастырь находился при небольшой роще. В нем одна деревянная часовня, приходская церковь и до 100 келий.
  В "Полном историческом известии о древних стригольниках..." протоиерея Андрея Журавлева мы находим гораздо больше сведений о Казанском монастыре. Монастырь со всех сторон огражден деревянной дощатой оградой, в которой сделаны двое ворот, а со стороны речки имеются несколько калиток. Посреди монастыря поставлена была новая деревянная часовня, со временем она была "доброжелательницами украшена весьма изрядно". Эта часовня в 1787 году была освящена Михаилом Калмыком церковью во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Около церкви кругом в два ряда построены кельи. Монахини тщательно соблюдали чистоту возле икон, которые ими же и украшались. Опрятность и чистота царила во всех кельях. Особо монахини следили за чистотой посуды, из которой они ели. Если за послушницами замечалась какая-то неопрятность, ее жестоко наказывали побоями.
  После освящения церкви Казанской Пресвятой Богородицы в женский монастырь стали стекаться и старые и молодые женщины из разных российских городов. Удивительно то, что среди них были представители знатнейших фамилий, жены богатых купцов, именитых граждан. Конечно, больше всего было низкого звания, мещанских и крестьянских жен. Интересно, что около половины обитательниц монастыря были из Донских казачьих жен.
  В Казанский девичий монастырь приходили престарелые матери, молодые безмужние (а многие и от живых мужей) девицы, старухи с внучатами. Все они придерживались старообрядчества. Со временем, старшее поколение женщин уже не находило у своих детей и внуков склонности к проживанию в монастыре. Но, тем не менее, монастырь разрастался. За первые три года существования монастыря в нем появилось двести монахинь, через 10 лет их было уже пятьсот. А всего за период с 1766 по 1789 год в монастыре поселилось семьсот душ.
  С самого начала этого монастыря в нем хозяйствовал и служил поп Михайло Калмык. Он сам совершал обряд пострижения "...каждую жену или младую девку, лишь только бы попросила пострижения, без всякого замедления и справок постригает властительски". Впоследствии, Михаил Калмык заявлял, что "...с начала его здесь пребывания всякого звания народу постриг в монашество до шести тысяч душ".
  В 1789 году в монастыре начальствовала игуменья Софья. Игуменья избиралась всеми сестрами с благословения Михаила Калмыка. Новоизбранной вручался костыль, все ей низко кланялись, и у нее давался всем сестрам обед.
  Пение в монастыре велось по старинным крюкам на восемь голосов распевом. Черных мантий и повязок инокини монастыря не носили. Девицы ходили в шубках и разноцветных платках.
  В монастыре было два храмовых праздника в год, праздники Казанской Богородицы. После праздничной службы разрешалось принимать в кельях гостей, родственников или знакомых.
  Монахини нередко являлись "читалками" в богатых домах посада, читая день и ночь псалтырь по усопшим, учили малолетних детей в домах зажиточных жителей. В самом монастыре день и ночь кипела работа: пряли лен, ткали полотно, вышивали по канве шерстью, шелком, бисером. Изделия монахинь имели немалую художественную ценность и развозились в подарки благодетелям монастыря.
  Еще в 1789 году священник А. Иоаннов сделал попытку превратить монастырь в единоверческий, так как некоторые монахини уже посещали Успенскую церковь, ставшую единоверческой.
  В январе 1791 года при попытке превращения монастыря в единоверческий, старообрядческая обитель взбунтовалась. Игуменьей была тогда Марфа, прославившаяся целомудрием и чудесами. Монахини были готовы на все, отстаивая свою веру. Обратить монахинь в единоверие в тот год не удалось. После 1791 года жизнь монастыря продолжалась еще до середины 19 века, пока он не был обращен в единоверческий.
  В 1847 году посад Климов посетил протоиерей Верховский, который впоследствии рассказал о посещении Казанского монастыря: "В Климовском Казанском женском монастыре сохранялось 208 келий с тайными переходами, множеством ходов и выходов, так что монастырь представлял совершенный лабиринт, где без проводника было легко заблудиться. Монахинь и белиц в нем было 372, из них монахинь 124, а остальные просто белицы, в основном молодые девицы.
  Монахини совершали в домах старообрядцев посада Климов молебны, исповедовали, причащали, крестили, погребали, читали псалтырь за здравие живых, и за упокой умерших, читали поучения. Они также в качестве миссионерок разъезжали по губерниям и собирали пожертвования
". Казанский монастырь дольше других оставался старообрядческим. В 1850 году и этот монастырь был преобразован в единоверческий. Более поздних сведений о нем в документах пока не найдено.
  Климовский Казанский монастырь упразднён.