(конец XVІІ века – 1889)
Несколько раз собирался я побывать в Клетне, и свое желание исполнил наконец в июле нынешнего года. Привыкнув видеть наши брянские монастыри, например, Петровский, Белобережскую пустынь и Свенск, я думал встретить то же и в дальней обители. Но каково было удивление, когда после долгого и не совсем легкого пути при выходе из лесу мне представился на поляне совершенно уединенный скит с одноглавою небольшою церковью, деревянного как и все остальные постройки монастыря, обнесенного деревянною оградою. Ни селения, ни домика, ниже говора вокруг, и пустынное безмолвие нарушалось лишь жужжанием пчел, бравших свой взяток с красивого скрыпня, да слышались тихие, мерные звуки колокола призывавшего братию к труду и послушанию. День ли выдался погожий, яркое ли солнце тому причиной - только первое впечатление при виде пустыньки было необыкновенно приятно и чем-то отрадным веяло тут на душу. Таковы вероятно в древности были первые наши монастыри, хранители благочестия и рассадники просвещения. Вот место, думалось, где действительно можно показать и образ кротости и воздержание, место смирением высокое... Я пробыл в Клетне два-три дня, и с удовольствием вспоминая о радушном гостеприимстве начальника обители, отца Иринарха, и любезном внимании братии, которым всем приношу здесь мою сердечную благодарность. С особенною же признательностью вспоминаю я о духовнике клетневской братии, достопочтенном отце Маркеллине, и ризничем отце иеромонахе Доримедонте, сообщавших мне разные сведения о своем монастыре, результатом чего и является настоящий очерк.
Брянск, 10 июля 1889.
***
Клетневское архиерейское подворье находится в Брянском уезде, и отстоит от Орла во ста восьмидесяти, а от Брянска в семидесяти верстах. Свое наименование обитель получила от близь текущей болотной речки Клетни или Клетны, она же Клетенка.
В правописании слова Клетна и производного от него прилагательного Клетневский - держимся местной орфографии и принятого произношения, хотя говорят и Клетня, откуда в обоих случаях должно бы быть Клетнинский.
Начало ей положил казак Черниговской губернии, Мглинского уезда, деревни Зикеевой Степан Климов Фещенко. В 1851 году он испросил план и фасад, а затем получил от архиепископа Смарагда указ и разрешение устроить церковь и монастырь. Поводом к сему благочестивому подвигу послужило сыздавна особое почтение и поклонение иконе святителя Христова и чудотворца Николая, явившейся в Клетне, по преданию, еще во времена Петра Великого. Прославленное и освященное таковым явлением, место это привлекло к себе многих отшельников, искавших для безмолвия уединенного убежища. Таким образом составился скит из нескольких келий, и даже, как говорит предание - были подземные пещеры, признаки коих остались доселе, хотя трудно находимы. Впоследствии владелица этой местности из опасения как бы не лишиться земли, заселенной подвижниками, приказала-де разогнать их, икону же святителя Николая несколько раз переносила в церковь села Морачова, откуда брала ее к себе в дом и прятала там в сундуке. Каждый раз однако икона скрывалась и опять появлялась в Клетне. Впервые икона обретена была на груде камней возле того места, где теперь баня. После долгих и почти невероятных поруганий иконы чудотворца, причем самые камни разбиты были в щебень, сожжены и брошены в реку - образ святителя Николая наконец скрылся, и притом неизвестно куда. Не смотря на это, место освященное явлением угодника Божия и прославленное многими чудесами и исцелениями с верою притекающих к нему - не осталось без почитателей. Многое стечение народа к часовне, и доныне сохранившей свое первое положение, возле самой церкви (и в часовне и в церкви встречаются деревянные кресты, как объяснил отец настоятель обители - дар женщин просивших о рождении чад); ежегодно в день Пятидесятницы крестный ход в Клетну из села Морачова; совершавшийся с необыкновенною торжественностью при бесчисленном стечении усердных богомольцев; частые молебствия перед иконою угодника; неоднократно выраженное желание благочестивых паломников об увеличении числа священнослужащих при часовне, и прочее - все это побудило Фещенка обратиться к архиепископу Смарагду с просьбою о дозволении устроить в Клетне церковь, к которой был бы определен иеромонах. Так по времени составилась небольшая обитель.
Храм в Клетне деревянный, на каменном фундаменте, крыт железом, внутри окрашен. Так как кирпич местной выделки не особенно прочен по свойству глины, то в настоятельство отца Маркеллина фундамент обшит тесом. Построена церковь в 1853 году, как уже сказано выше - старанием Фещенка от доброхотных подаяний им собранных. Главный престол во имя Святой Живоначальныя Троицы и правый придел во имя Преображения Господня освящены в 1856 году белобережским строителем Анастасием, левый же придел во имя святителя Николая Чудотворца освящен ранее - в 1854 году. В 1874 году иеромонах Филарет расширил храм пристройкой к нему трапезы в два окна и колокольни. Богомольцы могут судить поэтому как велика была первоначальная церковь, у которой на особой звоннице находилось всего три маленьких колокола; четвертый, нынешний благовестный, весит с небольшим 19 пудов, и принесен в дар иеромонахом сей обители отцом Маркеллином, духовником братии: отлит сей колокол в Москве на заводе Андрея Дмитриевича Самгина. По официальным документам церковь находится в хорошем состоянии; тем не менее желательны бы в ней многие улучшения, и прежде всего, конечно когда представится к тому случай или возможность - замены внутренней темной окраски храма на более светлую.
Из предметов в церкви достойных внимания укажем на некоторые. Такова например в трапезе на правой стене икона, писанная на полотне масляными красками, дар паломника, принесшего ее из Иерусалима. На иконе этой, разделенной неравной величины четвероугольниками, вместе с бытейским письмом на сюжеты ветхозаветные находятся изображения событий новозаветных…
Икона грубой кисти и в художественном отношении не представляет никакого интереса, достойна же она внимания как образец далекой, быть может афонской живописи, или произведение какого-нибудь иерусалимского изографа. В музее Императорского Общества любителей древней письменности есть совершенно такая же картина, и по размерам и по живописи тождественная клетневской: разница небольшая в изображении святых и надписи здесь греческие вместо славянских.
Тут же в трапезе есть икона Свенской Богоматери без оклада, с краткой летописью, которую приводим дословно: "Царь Иоанн Васильевич в 1583 году благоволил брать сей чудотворный образ Свенския Божия Матери в царский свои дом, в Москву, и украся златыми венцы с драгими камениями и жемчугом отпустил и проводил со священным собором, а потом в лето 7178 устроишася золотыя ризы при игумене Никодиме, а сего 1815 года января 1 дня устроися вновь золотая риза усердием жителей города Брянска и его пределов в память за избавление от нападения вражеских французских полчищ, вторгшихся в Россию в 1812 году".
Упомянем еще икону Рождества Христова.
Собственно в церкви замечателен образ Николая Чудотворца из типа так называемого Николы Ратного (он же именуется и Можайский). По преданию, это точный снимок с явленной иконы угодника, который изображен в рост, с церковью в левой руке и мечом в правой. Святитель в полном архиерейском облачении, но без митры, и стоит на орлеце. Мерою икона в вышину около двенадцати, а в ширину около девяти вершков; находится она в иконостасе левого придела. Оклад на иконе серебреный, вызолоченный. Возле иконы внизу лежит небольшой камень, частица одного из тех, на коих явился образ. Камень этот принесен в дар Клетневской обители по завещанию крестьянина деревни Издешичи, Кневицкой волости, Федора Андреева, умершего ста двадцати лет от роду. По преданию, сообщенному отцом Маркеллином, ныне восьмидесятидвух летним старцем - когда для уничтожения памяти о явлении иконы угодника жгли самые камни, на коих найден был образ святителя Николая, причем камни эти, рассыпавшиеся от огня как мелкий бузун - бросали в реку Клетенку (там где теперь монастырская баня), спасена была частица камня, лежащая ныне у иконы святителя Христова. Как память об исцелении или знак усердной молитвы к угоднику Божию, на окладе есть привесок с изображением сердца, пронзенного тремя стрелами.
В алтаре сего придела над жертвенником есть образ Страстного Спасителя (с тростью, в терновом венце): от времени лик божественного страдальца изменился, и теперь на иконе Христос представляется (видится) безбрадым, как например, на иконах Емануил, Недреманное Око или Благое молчание. Здесь же на жертвеннике стоит икона Свенской Богоматери, поднесенная нынешнему настоятелю Клетневского монастыря, отцу иеромонаху Иринарху, при отъезде его из Свенска. На иконе такая надпись: "1889 года, апреля 25 дня. В память и на благословение от Свенской обители в церковь Святителя Николая, что в Клетне, по случаю отбытия из Свенского монастыря иеромонаха отца Иринарха на должность настоятеля Клетневского архиерейского подворья. Настоятель Брянского Успенского Свенского монастыря архимандрит Авраамий. 1889 года апреля 26 дня".
Отметим еще в сем приделе напрестольное Евангелие (Киев, 1697, месяца декемвриа, листов 438). По сведениям, сообщенным отцом иеромонахом Доримедонтом, Евангелие это лет десять назад поступило из Мглина, от тамошнего дьячка по прозвищу Ковтун. Отделано оно в бархат, с медными посеребреными наугольниками, изображающими евангелистов, и таковым же середником, на коем представлен деисус. Интересна в Евангелии запись по листам: "Лета 7000 (?) сего году месяца августа в 20 день, сия книга, святое Евангелие, живоноснаго Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа девича монастыря, что во граде Брянске. А кто дерзнет сию книгу, святое Евангелие, от тоя святыя церкве и из обители взяти, и того судити имать Господь Бог и Спас наш Иисус Христос в день страшнаго своего втораго пришествия".
В иконостасе, у царских врат, образ Троеручицы Божией Матери, местный, дар и благословение обители от строителя Белобережской пустыни, отца Анастасия, освящавшего здесь церковь.
В приделе Преображения Господня находится особо чтимая святыня: это икона святых великомучеников Гурия, Варсонофия и Германа казанских чудотворцев. Внизу под Германом, в углублении, сделанном в доске, находятся за стеклом частицы мощей святых угодников. На оборотной стороне иконы следующая надпись: "Пожертвованна. помецака. (т.е. пожертвование помещика) Сергея. Петровича. Таптыкова. Рословскаго. 1860 года марта. г. числа". В алтаре сего придела есть запрестольный образ Спасителя, аллегорически представляющий изречение "Аз есмь лоза истинная" (Иоан., XV, 1): из ребра Христа выходит лоза, гроздь которой, находясь в руках Искупителя мира - точит вино в чашу. Картина южного происхождения, всего вероятнее киевского, и на переплетах прежних изданий Печерской лавры нередко можно видеть выштампованным подобное же изображение…
Ризница в обители очень хороша: разумею исключительно облачения, для которых хранится еще несколько кусков бархату, принесенных в дар усердными жертвователями. Других предметов достойных внимания - нет…
Библиотека состоит из богослужебных книг, круга церковного обихода и частью (весьма незначительною впрочем) из книг духовно-нравственного содержания.
В числе рукописей есть небольшая тетрадка, озаглавленная: "О пользе молитвы за умерших", сочинение принадлежащее иеромонаху здешней обители и первому ее настоятелю отцу Амфилохию, и еще два синодика.
Один из синодиков носит такое заглавие:
Сей вечной помянник киновийской обители устроен иеромонахом Иннокентием для внесения разными лицами (на) вечное поминовение своих сродников. С 1855 года февраля.
В синодике этом 37 листов и в поминание о здравии занесены: Род иеромонаха Иннокентия, Амфилохия; иеродиакона Алипия, Маркеллина (зачеркнуто), Илариона (тоже), (монаха?) Вассиана, иеромонаха Виталия, (крестьянина?) села Пешни Капитона Зимонина (зачеркнуто), (крестьянина?) села Жирятина Алексея Хоршавина, стрелка Иоанна (по преданию, сообщенному отцом иеромонахом Маркеллином, местные охотники пред отправлением на добычу приходили молиться к той груде камней, где явилась икона чудотворца Николая, и лов их всегда бывал удачен), Иоанна Максимова, Иринарха (оба зачеркнуты), Гедеона (о упокоении), Досифея (о здравии), Филарета (о упокоении), Белобережской пустыни схимонаха Василия...
Записи о здравии и об упокоении перемешаны, вообще помянник веден не в должном порядке. Далее встречается такая запись:
"На этом листе записаны братия святыя обители сия: О упокоении: иеромонахов: Иннокентия, Амфилохия, Гедеона; иеродиаконов: Товию, Смарагда, священнодиакона Николая; монахов: Геронтия, Нектария, Никодима, Доримедонта, Романа; послушников: Михаила, Иоанна; монахиню Макрину, послушницу Агафию, строителя святыя обители сия раба Стефана (Фещенка), иеродиакона Елпидифора; иеромонахов: Филарета, Августина; послушницы Феодоры (смотри ниже, где вероятно эта же Феодора названа "пустынножительницей"), иеромонаха Алипия, иеродиакона Авеля".
"Род иеросхимонаха Иоанникия".
После нескольких имен монахов идут роды мирских человек: по большей части и почти исключительно в помянник внесены крестьяне деревень ближайших к обители, но есть несколько имен и из близь лежащих городов, таковы например карачевские фамилии: Аврамова, Басихина, Бочарова, Драчина, Кочергина, Пискавитиных, Почепина, Собакина, Соколова, Юшенкова... и других.
Из брянских встречаются фамилии: Алымовых, Аршиновых, Бабкиных, Бахтиных, Выходцевых, Добычиных, Зверковых (Невструевых), Зуевых, Кирпичниковых, Климовых, Кузминых, Московитиных, Прусаковых (Курсаковых?), Соловьевых, Тетивкиных, Федоровичей... и других.
Более всего однако записано фамилий из Почепа, например: Агеенковы, Аршеницены (Ржаницыны?), Березинские, Бутовы, Вислобоковы, Гузиковы, Горбачевы, Долбышевы, Доничевы, Дроздовы, Исаченковы, Карповы, Карпачевы, Кубаревы, Левченковы, Лютиковы, Ляховы, Медынцовы, Мотековы, Незымовы, Нефедовы, Оршанские, Пугачевы (казаки), Рожковские, Рябцовы, Тупиковы, Тюпичевы, Филоновы, Халабаевы, Шатовы, Яйцовы, и прочие.
Есть из местечка Погара: Бурилки, Водневы, Губины, Ефимовы, Лагутины, Легезины, Листопадовы, Малины, Новиковы, Попелышки, Суриновичевы, Шарниковы...
Из Трубчевска: Кишарены (?), Крючковы, Пряженцовы, Седневы...
Есть роды из села Супонева (брянское подгородное, возле Свенска, некогда славилось своими тонкими баранками и бубликами); из Орла (Потаповы, Толстопятовы...); села Поповки (запись: «1859 года месяца июня 13 числа - генерала Лишина»); деревни Коростовки, села Столбы, деревни Титовки, села Рябчичи, села Овчинич, села Акулич, Тишина, Салыни, Котовки, Витовки, Издешич, Булашева, местечка Шумячей (Голубович), и многих других.
Встречаются также фамилии рославские (Осмоловские, Потресовы…), изо Мценска (Черкасов...), записан род "пустынножительницы Феодоры" (лист 26 оборот), и прочие.
Другой Синодик так озаглавлен:
Сей вечный помянник клетневской обители установлен игуменом оной обители Нифонтом для внесения разными лицами в вечное поминовение своих сродников. 1866 года месяца авгусиа 8 дня.
Сюда занесены:
Иоанн Власов Попелышкин (дал вкладу 370 рублей), брянский купец Никольский Андрей Борис, брянский мещанин Иван Дементьев, города Брянска полковник (sic) Григорий Васильев; брянчане: мещанин Федоров, Иван Антон. Пантелеев, Мих. Гаврил. Добычин, Ив. Андр. Тимошин, Марья Могилевцева, Вас. Лукин, Шевяков, Овсянникова, Бабаевы, Чузовы, Буховы (Бабковы)... и другие.
Из трубчевских встречаются имена: Качановых, Козловых, Приземина, Пряженцовых, Малахевых, и прочие.
Орловские: Кориневские, Кочетовы...
Почепские: Гузиковы, Лагучиха, Цыбульские...
Карачевские: Баевы, Сытины...
Есть вкладчики из Смоленской губернии, Черниговской, Калужской, Московской, и многие другие.
Вклады за поминовение приносились и деньгами и разными предметами. Таков например вклад воздухами (московской работы или из Сергиевского посада, где изготовление недорогих церковных вещей и различных предметов богослужения составляет, как известно, кустарный промысел); или: "шелковая шаль на престол" (лист 12, вклад одной брянской мещанки); "деревни Хотенич братья Марк и Илья (фамилия неизвестна) пожертвовали лошадь" (лист 13); одна "брянская мещанка пожертвовала ризу" (фелонь) (лист 13 оборот); за поминание одного рода привезен "пчел улей" (лист 16 оборот); дано "сто рублей" (лист 17); "воску подал", "холстина" (лист 35), "билет в пятьсот рублей" (лист 45 оборот), и прочее.
От частого употребления оба помянника пришли в такое состояние, что требовали бы переписки их.
Встречаются записи на книгах, эта достоверная летопись. Приведем наиболее интересные из них, могущие иметь какое либо значение. Таковы например записи на академическом Календаре 1830 года, некогда принадлежавшем "стихарному послушнику Александру Тихомировому" (sic), от него перешедшем в собственность Ивана Титова Крупецкого и наконец "подаренном монаху Виталию послушником Иоанном Крупецким в 1863 году". На оборотной стороне крышки переплета занесено:
"9 апреля. Что значит видеть во сне - круг синий и в нем крест на потолке в келлии моей?
Помышление за морем, а смерть за плечами. Господи, помилуй".
Далее идут заметки (мысли), навеянные чтением святоотеческих творений:
"Евагрий говорит о (об одном) святом, что он говорит: для того отвергаю наслаждение, чтобы отсечь причины раздражительности.
Святые отцы говорят, что каждая страсть рождается от сих трех: от славолюбия, сребролюбия и сластолюбия.
Невозможно душе пребывать в одном и том же состоянии, она всегда преуспевает или в лучшем или в худшем. Поэтому каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать добро, как сказано в псалме: уклонись от зла и сотвори благо. Например, если кто-нибудь привык обижать, то он не должен не только не обижать, но и поступать по правде; если был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержным; если был гневлив, тот должен быть кротким (несколько слов неразобрано). Если кто был скуп, то обязан быть щедрым и милостивым. Если кто гордится, то он должен не только не гордиться, но и смиряться. И сие-то значит - уклонись от зла и сотвори благо. Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость или презорство - смиренномудрие, сребролюбие - милосердие, блуд - воздержание, малодушие - терпение, гнев - кротость, ненависть - любовь, и одним словом каждая страсть имеет противоположную добродетель.
Бог есть упование всех концев земли и сущих в мори далече[Псал. (LХІ?), ст. 6]. Сущие в концах земли суть те, которые находятся в конечной злобе; а сущие в мори далече - те, которые пребывают в крайнем неразумии; однако Христос есть упование и таковых.
Если после очищения оставить поле праздным, то опять взойдет трава, и найдя землю мягкую и удобренную очищением - пустит корни в глубину и более укрепится и умножится на поле. Так бывает и с душою: сперва должно отсечь всякое ветхое пристрастие или злые навыки, которые она имеет, ибо нет ничего хуже злаго навыка. И святый Василий говорит: немалый подвиг - преодолеть свой навык, ибо навык, укрепившись долгим временем, часто получает силу естества".
На листках, проложенных для заметок, есть несколько записей о порядке церковного богослужения, евангельских чтений, и тому подобное, и среди них встречаются отметки о погоде и из текущей жизни. Так под январем на записном листке:
1865 год начался очень теплою погодою и дождливою, так что снег весь согнало и была большая грязь, каковой погоды никто не запомнит.
Под апрелем заметка о событии 4 числа в 1866 году.
1871 - огороды пахать и навоз возить начали 24.
В 1844 году первый гром был 26 апреля в полдень, а 27 был сильнее, в третьем часу пополудни.
Под июнем: 1865 год. С наступления весны время очень холодное и дождливое, но (sic) урожай неблагонадежен.
13 июня 1865 (по причине морозов) в третий раз посадил огурцы. Что из них будет?
1844 года почти весь июнь был дождливый и холодный, но в урожае благонадежный.
Под июлем. 1844 года июль начался погодою теплотворною и ведряною.
1864 года июль начался и кончился дождливою погодою.
1865 года июля 21 начался с 8 часов пополудни и продолжался (всю) ночь сильный дождь с градом и большим ветром.
1865 года 10 октября пострижен (пред литургиею) в рясофор послушник Василий Ансимов старшим иеромонахом Иннокентием, с наречением именя Варфоломея. Старец или восприемный отец был иеромонах Виталий.
26 октября был снег мокрый и тепло.
1865 года 21 декабря прибыл новый настоятель отец игумен Нифонт на место иеромонаха Иннокентия, который епископом Полукарпом сменен за старостию лет и за неудовольствие братии.
На обороте последнего листа книги заметка о святителе Тихоне:
"Святитель Тихон скончался в 1783 году 13 августа, почивал телом в земле 78 лет, после были открыты его нетленныя мощи в 1861 году 13 августа".
Далее:
"Господи, помилуй! Господи, пощади! Кормилец, помилуй! Потерпи, Благость наша, грехам нашим! Услыши, Господи, и не погуби нас со беззаконьми нашими!
Думай о хорошем, чтобы не думать о худом, потому что ум не терпит быть в праздности. Посему посвятим ум свой поучению в словесах Божиих, молитвам и добрым делам".
На внутренней стороне задней крышки переплета по-гречески тропарь Воскресению Христову и тропарь честному кресту.
Приведем несколько записей с других книг.
На Службе с акафистом Успению Пресвятой Богородицы (К., 1822):
"Сия книга Акафисник Успению Божией Матери пожертвован (sic) в церковь святителя Николая Чудотворца, находящуюся в Брянском Клетневском Архиерейском подворье Орловской губернии, пожертвована Брянским мещанином Василием Малофеевым на поминовение его родственников о здравии и за упокой вечное".
На Словах Григория Назианзина (М., 1798):
"Подарена сия книга мне лицом, имя которого Бог знает. Иеромонах Виталий".
Вот еще запись по листам на Словах Иоанна Златоуста: "Сия книга Орловской губернии, а города Карачева мещанина Николая Васильева Юшенкова, Успенскаго прихода. Сию книгу жертвую на помин души грешнаго Николая и жены моей первой Параскевы, а второй жены моей Пелагеи. Помяните отцы и братия о упокоении усопших рабов Твоих (sic), а по смерти моей прошу выдать сию книгу у (= в) монастырь Брянскаго уезда нарицаемаго Святителя Христова Николая Чудотворца именуемаго монастыря Клетны. Писал Николай Васильев Юшенков".
Такая же запись, но несколько в измененном виде, находится и на первом листе переплета сей книги с датою: "1864 года декабря 29 дня".
На псалтыре:
"Сей псалтирь (М., 1854) принадлежит Александре Александровне Козиной". Другою рукой: "Подарен иеродиакону Савватию".
Не совсем понятна запись на оборотной стороне переплета в книге: "Сия книга принадлежит Николаю Шмакову, в том (sic) что купил я, Шмаков, за тысячу сто рублей за сию книгу (sic). Засим остаюсь ваш покорный слуга Николай Шмаков, сего 1845 года марта (11 дня)". Число, поставленное в скобках - написано неясно. В конце книги на листке переплета (б) тою же рукою помечено: "1845 года марта 11 дня, я, нижеподписавшись, Черниговской губернии, Имглинскаго въезда, жители села Шуморева дворяне Павел и Николай Михайловы дали сию росписку дворянке Варваре Шмаковой в том, что... (трудно разобрать). Милостивый Государь, Милостивый Государь и любезный друг и приятель.... Спробовать перо и чернила, какова в нем сила, 1845 года, марта, ...". Так как более чем вероятно, что и первая запись, о плате тысячи ста рублей за книгу - тоже "проба пера и чернил", то заметки сии не имеют характера достоверного.
Есть несколько книг, пожертвованных брянским 2-й гильдии купеческим сыном Иваном Николаевым Могилевцевым (1858).
В заключение приведем запись по листам на Праздничной минее (М.; 1756), принадлежащей иеромонаху Клетневского монастыря отцу Доримедонту: "Сия книга глаголемая миниа праздничная Орловскаго уезду Татюковскаго стану села Писцова церкви Святителя Христова Алексиа митрополита московскаго и всея России чудотворца, попа Логгина Саввина, собственная его, кроме церковныя, куплена в ярмонки пустыни Коренной Курской ценою один рубль. А куплена для келейнаго правила и походнаго. Куплена на свои деньги, а не на церковныя. А подписал сию книгу я, поп Логгин Саввин, своею рукою, 1760-го лета октября 16 дня. Подписана на 60-ти листах". Первая начальная буква черная, вся остальная запись сделана киноварью, скорописью, под титлами и с употреблением ука. С 92 листа запись в книге повторяется почти дословно, но вместо "походнаго" сказано: "и для походных случаев"... "А поднисана (в другой раз) листах на пятидесяти или более" (листы 144-147). С 267 листа запись опять повторяется: "... куплена на собственный кошт, а не на церковный... 1766 году месяца апреля 23 дня" (листы 286-289).
Материальное обеспечение обители невелико: капитал ее простирается до четырех тысяч с небольшим, считая здесь церковную сумму (2100 рублей), экономическую (700 рублей) и вклады за поминовение, обычно же монастырь пользуется от доброхотных подаяний, получаемых за совершение молебнов, поминовение за проскомидией, и тому подобное. Земли при подворье состоит 542 десятины, из коих примерно 15 десятин занято под огороды, посев хлеба и сенокос, все остальное количество состоит из леса разной породы, но монастырь не ведет лесного хозяйства.
К числу доходных статей надо отнести пчел, коих при обители до ста ульев. Для взятка пчелам служит скрыпень (Иван-чай, копорская трава, кипрей), розовые цветки которого на высоком стебле виднеются иногда на огромнейших пространствах.
Водяная мельница при монастыре не действует: несколько лет тому назад прорвало плотину, и теперь на месте пруда некогда рыбного - болотная Клетенка. Можно думать однако что статья эта обратит на себя внимание как обещающая принести сугубую пользу.
Братии в монастыре никогда много не бывало, и в настоящее время там находится около двадцати человек, проходящих разное послушание.
Место вечного упокоения возле самой церкви, ее восточной стороны. На братском кладбище стоит несколько крестов, но все они без надписи, и только на одном из них значится: "На сем месте погребена 8 января 1880 года Капитолина Ларионовна Малашенкова, рославльская мещанка. Скончалась на 34 году от рождения".
Другое кладбище вне обители.
Настоятели монастыря идут в таком порядке:
1. Амфилохий (Птицын) - 1854... В мире Алексей, сын священника Болховской округи села Паюсова, отца Андрея. Поступил в монашество по окончании курса в орловской семинарии. Начальником в Клетне был недолго. Весьма интересны Благословение и Завещание родительское, данные молодому Птицыну при оставлении им отчего крова. Оба они писаны своеручно отцом Андреем и представляют любопытный памятник духовного назидания. Особенно трогательно Благословение родительское, кончающееся подписью отца Андрея и припечатанным тут же серебреным шейным крестиком, без сомнения благословением матери. На кресте 1842 год, и вероятно около этого времени отец Амфилохий поступил в монашество. "Любовь к безмолвию, удаление от людей и духовное занятие составляли особый его характер" - говорит отец Андрей о своем сыне, и действительно, по отзывам людей знавших Амфилохия - это был истинный монах, благочестивой жизни, подвизавшийся подвигом добрым.
2. Иннокентий (Суслов, из орловских купцов). Построил двухэтажный корпус для трапезы, с кухнею и келлиями для братии (смотри о нем в Календаре Виталия).
3. Нифонт. По сведениям, сообщенным отцом Маркеллином, Нифонт сначала был в Жабыни, оттуда перешел в архиерейский дом, затем был в Одрине, потом переведен в Клетну, а через два года поступил в Чолнск; наконец перешел в минскую епархию, где и скончался будучи разбит лошадьми.
4. Смарагд. Поступил из Площанска, где был письмоводителем. Правил обителью около года.
5. Маркеллин (Коньков, из орловских купцов). Поступил в монашество в 1847 году 27 декабря, сделан рясофорным в 1848 году 28 февраля, в мантии с 1851 года 13 декабря, посвящен в иеродиаконы 1852 года 27 июля, иеромонахом с 1 октября 1856 года. Из Одрина перешел в Клетну в 1855 году (30 мая), с 5 февраля 1856 года исправлял в Чолнске должность казначея. Прошением и по болезни вышел из Чолнска опять в Клетну в 1858 году 12 июля. С 20 июня 1860 года пребывал в Одрине. Через восемь лет (1868 года 15 января) снова возвратился в Клетну, и с 15 января 1869 года заведовал подворьем, но не долго. В 1870 году (14 января) награжден набедренником (Данные сии заимствованы из памятной книжки отца Маркеллина).
6. Филарет.
7. Виталий. Был настоятелем тринадцать лет, ныне на покое в Площанской пустыни.
8. Иринарх - с 27 марта 1889 года.
Внутренняя жизнь обители ничем не отличается от подобных ей: братия трудится и проходит различные послушания, времени же приспевшу божественная служба совершается по чину с подобающим святыне благолепием. Особенно умилительны бывают акафисты, отправляемые при небольшом, но стройном и прекрасном хоре, руководимом отцом Иосифом (Булгаковым).
Вот один из напевов, наиболее употребительный в Клетне при служении неседальнов –
Стечение паломников к обители не всегда равномерно: больше всего посещают монастырь летом во время Петровского поста, когда странники говеют, затем приток богомольцев значительно уменьшается и возобновляется снова осенью, по окончании полевых работ. Для всех таких приходящих отводится помещение в монастырской гостинице, причем желающим предлагается братская трапеза, а на дорогу неимущим дают хлеба.
Да процветает же обитель сия, и предстательством угодника да приумножается благодать и изливается милость Божия на всех, с верою притекающих к ходатаю, молитвеннику и от бед избавителю, святителю Христову Николаю чудотворцу.