КАРАЧЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЗЕМЛЯ БРЯНСКАЯ (ДОРОГИ К ПРЕКРАСНОМУ). ЦАПЕНКО М.П., 1972 ГОД


  Города Карачев расположен в восточной части Брянской области. Через город протекает небольшая речка с красивым названием — Снежеть, впадающая в Десну в черте города Брянска. Река течет в густом лесу, она примечательна, между прочим, тем, что здесь живут редкие водные обитатели — бобры; эти удивительные существа в некоторых местах перегородили Снежеть плотинами из завалов деревьев и устроили там свои хатки.
  Из истории Карачева. Карачев — один из древнейших городов области. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи за 1146 год, когда он был уже значительным городом Новгород-Северского княжества. В переводе с тюркского слово "Карачев" обозначает "черный лес". Полагают, что это слово аварское; авары - это исчезнувшее племя обров (о которых с древности существует поговорка "погибоша аки обры"). По-видимому, позже здесь обитали вятичи; в 964 году их завоевал и включил в состав Киевского государства воинственный князь Святослав Игоревич, тот самый, который совершал поход за Дунай и даже хотел основать свою столицу на территории нынешней Болгарии.
  Карачев был разгромлен татарами в начале XIII века. До нашего времени на окраине города сохранились остатки "татарского вала" — оборонительного укрепления, которое, вероятно, было возведено в целях защиты населения от татарских набегов. Существует также мнение, что эти рвы и валы относятся еще к домонгольскому времени, являясь остатками княжеского детинца, или посада.
  Мощные рвы и валы с остатками деревянных стен и башен на гребнях последних еще существовали во второй половине XVIII века.
  Судя по топографии города, он расположен на ровном месте, а река Снежеть слишком мала, чтобы быть сколько-нибудь значительной преградой, — естественными дополнениями к этим оборонным сооружениям могли быть только леса и болота (в нынешнее время в окрестностях Карачева леса есть, но они не производят впечатления романтической "дремучести"...).
  В начале XV века город уже принадлежал Московскому государству, затем подпал под власть Литвы, а с 1503 года снова утвержден за Москвой. При Иване Грозном проводятся большие работы по укреплению Карачева как пограничной крепости. В эпоху так называемого Смутного времени город не раз переходил из рук в руки. Вскоре Карачев был начисто разорен и в 1618 году представлял собой груду развалин. Все уцелевшие жители переселились в город Болхов.
  К тому же город неоднократно подвергался набегам крымских татар, продвигавшихся дальше на север по проходившей в этих местах так называемой "свиной дороге".
  Если ко всему этому добавить, что во время Великой Отечественной войны гитлеровцы фактически почти уничтожили Карачев (из девяти тысяч городских жилых домов уцелело лишь несколько десятков), то станет очевидным, что в настоящее время памятников старины осталось в Карачеве мало. Их всего два, и они не указаны даже в специальной литературе. Это оригинальной архитектуры Воскресенская церковь XVII века за рекой Снежетью, а также Михайловская церковь второй половины XVIII века.
  Памятники города Карачева и его окрестностей. Известно, что еще в XVI веке в Карачеве, в пригородной слободе Бережках, существовал монастырь - Тихонова Воскресенская мужская пустынь (Бережок Карачевский район Брянская область). Предание гласит, что в это время, а возможно позже, иеромонах Тихон "подвизался" на столпе, возвышавшемся над церковью монастыря, то есть вел образ жизни аскета в посте и молитве, изнуряя свое тело самым чудовищным образом (наподобие отца Пафнутия в очаровательной повести Анатоля Франса "Таис", проводившего время таким же образом на одиноко стоявшей колонне в Нильской пустыне).
  Признаться, нашему современнику трудно представить подобного рода времяпрепровождение на столпе... Сказания о "столпниках", скорее всего, похожи на легенды. Как бы там ни было, но примечательно вот что: согласно карачевскому преданию, русский монах Тихон свои молитвы на таком столпе сочетал с несением определенной и весьма необходимой по тому времени службы: под рукой Тихона на "столпе" находился вестовой колокол, в который он и бил в случае появления татар и тем самым предупреждал горожан о приближавшейся опасности. Духовные нужды вполне сочетались с мирскими заботами того беспокойного времени... От местных старожилов и сейчас можно услышать похожие на красивую легенду рассказы о деяниях этого иеромонаха.
  Воскресенская церковь бывшей Тихоновой пустыни сохранилась до наших дней. И на углу ее, в том месте, где трехэтажный четверик переходит в восьмерик, возвышается необычного вида башня-столп — единственный в своем роде пример во всей истории русской архитектуры. Церковь эту по ее формам можно отнести ко времени не позже XVII века (с запада примыкает классических форм колокольня, построенная в 1822 году). Следовательно, сохранившаяся церковь была построена на месте той, вероятно, деревянной, на которой Тихон молился и наблюдал за приближением татар. А в память об этом примечательном событии и была на новой каменной церкви возведена башня-столп. Впрочем, этот интересный во всех отношениях памятник заслуживает тщательного изучения, после чего только и можно вынести достоверное суждение о его истории, в частности о назначении ныне возвышающегося столпа.
  Сохранившаяся Михайловская церковь построена в XVIII веке, ее композиция и стилистические формы отражают переход от стиля барокко к классицизму. Развитый четырехлепестковый план характерен для барочных зданий, а строгое наружное убранство и центричность композиции свойственны приемам классицизма. Примыкающий с запада притвор построен позднее. Здания подобного типа были распространены на Украине, где они ставились, так же как и в Карачеве, на открытых, свободных пространствах, что логически соответствовало равноценной художественной выразительности всех четырех фасадов. Эти здания воспринимаются как стоящий на площади монумент, их нельзя себе представить в ряду обычной скученной городской застройки.
  История и современность... О событиях Великой Отечественной войны напоминает стоящий на площади Карачева знаменитый танк Т-34, водруженный на высокий гранитный постамент.
  После войны город вновь отстроился, в нем работают предприятия и заводы, построено много жилых и общественных зданий, есть и музыкальная школа. Между прочим, Оттон фон Гун, сопровождавший графа А. К. Разумовского в 1805 году в его поездке по своим бесчисленным имениям, отмечает в своих записках, что когда они остановились на ночлег в Карачеве, то перед знатными путешественниками выступил замечательный хор местных крестьян. Много воды утекло с тех пор, но и в совершенно новых условиях музыкальные традиции не преданы забвению.
  В семи километрах к северо-востоку от Карачева находился Одринский Николаевский мужской монастырь (Одрино Карачевский район Брянская область). По преданию, он существовал около пятисот лет. Покровителями и вкладчиками монастыря были князья Трубецкие и Барятинские. К древним храмам монастыря относились Знаменская церковь, построенная в 1707 году, и Николаевская— в 1710-м. Монастырь был окружен каменной стеной с четырьмя башнями по углам и въездными воротами. До наших дней сохранились только трапезная и настоятельский корпус. В этих двух зданиях и вновь построенных корпусах теперь размещена школа-интернат ( в настоящее время монастырь возвращен РПЦ, действует). Недалеко от монастыря находилась местность под названием "Девять дубовов" где, по преданию, находилось становище сказочного Соловья-Разбойника.
  Ознакомившись с Карачевом, его немногочисленными памятниками и связанными с ними легендами, едем дальше по направлению к Брянску. Кругом, сколько видит глаз, — знаменитые Брянские леса. Но старожилы жалуются, что за последние годы леса эти заметно поредели, и вдоль дороги они, как мы уже замечали, особого впечатления не производят, ибо лес этот сравнительно молодой.
  На границе Карачевского и Брянского районов, примерно в двадцати километрах от Брянска, расположены остатки монастыря, так называемой Бело-Бережской мужской пустыни (Брянская Белобережская Предтечева пустынь), которая была основана иеромонахом Серапионом в 1661 году. В 70-х годах XVIII века он был упразднен, затем восстановлен и подчинялся Брянскому Петропавловскому, а еще позже — Свенскому монастырям. Церковных зданий было несколько, некоторые из них построены в первой половине XIX века в стиле ампир. В сохранившихся и вновь построенных строениях на территории бывшего монастыря теперь размещен санаторий, а в одном километре от него - туристская база.
  В настоящее время территория, на которой располагался монастырь, возвращена РПЦ. Монастырь действует.