КАРАЧЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ДОМОНГОЛЬСКИЙ КАРАЧЕВ (ПО ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ И ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ)


  Город Карачев является одним из древнейших русских городов. Он впервые упомянут в Ипатьевской летописи в конце 1146 года.
  Относительно происхождения названия Карачева - Корачева древнерусских летописей существует несколько версий. Первая из них связывает происхождение названия города с тюркизмами, означающими "черный лес" или "приближенный, поверенный хана"; вторая с одним из "вятичских князьков по имени Корач, который основал здесь небольшую феодальную усадьбу"; третья производит это название от древнерусскoro слова "кузнец".
  Hа наш взгляд все эти версии не соответствуют истине. Название необходимо рассматривать в летописном контексте с сохранением вариантов разночтений там, где они имеются. При анализе можно установить следующее : в подавляющем большинстве случаем в Ипатьевской летописи приводится название "Корачев", кроме двух исключений из правил ( под 1147 годом – "Керачев" и под 1194 годом – "Карачев"). Впрочем, в последнем единственном случае, где после буквы "к" следует "a", Хлебниковский второй список летописи приводит общеупотребительный вариант - "Корачев". Вероятно, что написание через "а" - скорее всего описка переписчика. Таким образом, в домонгольский период обычно употре6лялась форма прaвописания "Корачев".
  Основой данного названия являлось древнерусское слово "корч" ("кърч", а не "кръчий"), и тем более не иноязычное (тюркское) "кapa". Другой составной частью названия являлся посессивный суффикс – ев (ъ).
  Интерпретация названия населенного пункта от личного имени "вятичскоrо князька" была бы возможна, но ... ни одно лицо с таким именем в источниках не упоминается.
  Слово "корч" ("кърч") в древней Руси обозначало "выкорчеванный пень", "раскорчеванное место". Близко к нему и украинское "корчi" - гора, на которой полосами чередуются пастбища и лес. Такие топографические названия, отражающие ситуацию на местности, были широко распространены среди названий древнерусских городов.
  Появление Корачева на страницах летописи связано с событиями феодальной войны в Чернигово-Северской земле в середине XII века.
  В конце 1146 года начались военные действия между киево-черниговской коалицией князей (Изяслав Мстиславич великий Киевский князь, черниговские князья Владимир и Изяслав Давыдовичи и примкнувший к ним Святослав Всеволодич) и новгород-северским князем Святославом Ольговичем. Силы противников были неравными и поэтому более слабый в военном отношении Святослав Ольгович поступил по совету своих бояр: "… поиде в Лесную землю. И отоудетися близ слати к отцу своему Гюргеви ( владимиро-суздальскому князю Юрию Долгорукому) и тако по6еже Святослав из Hовгoрoдa Корачевоу и дроужина же по нем идоша…", т.е. князь с дружиной отправился в центр "Лесной земли" Корачев, откуда было близко до владений Юрия Долгорукого, от которого Святослав Ольгович надеялся получить помощь. Он предпринял зимний военный поход по следующему маршруту: "Иде из Поутивля на Севско и на Болдыж просте бо бе ем поуть Корачевоу…". 16 января 1147 года в битве под Корачевым Святослав Ольгович разгромил трехтысячный авангард черниговцев во главе с Изяславом Давыдовичем и воеводой Шварном. Но затем он узнал, что "…оже Изяслав Мстиславич идет на не Корачевоу и с братею и воеваша оу Корачева много и бежа за лес оу Вятиче".
  После этого в Корачев вступил племянник Святослава Ольговича Святослав Всеволодич, который с этого времени стал его держателем, а позднее, вероятно, и владельцем, с небольшим перерывом в 50-е годы, вплоть до самой смерти.
  В домонгольский период Корачев еще четырежды упоминается в летописи. В 1155 году, по решению княжескоrо съезда в Радоще (ныне городе Погар) Святослав Ольгович отнял у своего "сыновца" Святослава Всеволодича "…Сновес к …и Корачев и Воротинеск занеже бе eгo отступил…".
  Под 1185 годом, Ипатьевская летопись сообщает о том, что ставший к тому времени великим киевским князем Святослав Всеволодич "шел бяшеть в Корачев и сбирашет от верхних земель вои хотя ити на Половци к Донови на все лето", а также "…иде …Корачеву орудеи деля своих"( по своим частным делам).
  В 1194 году Святослав Всеволодич "много стояша оу Василева cтeрeгша земле своея и еха за Днепр в Корачев", после чего отправился на съезд князей в Рогов (ныне село в Почепском районе), посвященный возможному походу на Рязань. После съезда великий князь снова вернулся в Корачев, гдe и заболел. Вскоре он "…возвратися из Корачева (в Киев) с Юрьева дня и ехаша лете на санех бе бо нечто изверглося емо у на нозе и поиде в насадех по Десне".
  По приезде в Киев князь Святослав 27 июля 1194 года умер. Таким о6разом, последнее упоминание Корачева в домонгольский период датируется 1194 годом, а данными, изложенными ранее, исчерпываются сведения по истории Корачева, приведенные в письменных источниках.
  В черте современнoгo города Kapaчевa и близких к нему окрестностях известен только один археологический памятник с культурным слоем и укреплениями домонгольского времени.
  Это городище (укрепленное древнее поселение), расположенное в центре современного городa на мысу правобережной террасы реки Снежеть. Народное название городища – "Татарский вал". Городище (280 на 210 метров) неправильной прямоугольной формы с закругленными краями площадью около 46 гектаров возвышается над уровнем реки на 10 метров. С севера подступы к городищу преграждает ров (шириной в 18 метров и глубиной 1.5 метра) и вал (шириной 30 метров, сохранившийся на высоту 2.5 метра). Следы распаханного вала высотой 0,5 - 1 метра сохранились у восточного края площадки городища. В настоящее время городище практически полностью занято усадьбами гopoжан, огороды которых распахиваются. В северо-западной части памятника расположен собор Михаила Архангела (XVIII век).
  Городище обследовалось С. С. Ширинским ( 1967 год), А. С. Смирновым (1974 год) и Г.П. Поляковым (1988 год). При обследовании городища и зачистке культурного слоя в 60-70-е годы найдены, фрагменты гончарных сосудов XII - XIII веков, и XIV - XV веков, обломки стеклянных браслетов, а также фрагмент сирийского прозрачного стеклянного бесцветного сосуда с голубым эмалевым узором (XII век).
  В 1988 году при обследовании городища были обнаружены фрагменты керамики и железный нож XII - первой половины XIII века. В этом же гoду в брянский краеведческий музей поступил уникальный шейный медальон, амулет – "змеевик", найденный, по – видимому, при прокладки водопровода неподалеку от собора во время рытья траншеи. Змеевик круглый (5.4 сантиметра в диаметре), отлит из светлой бронзы. На аверсе змеевика изображение Архангела Михаила, а на оборотной стороне - женская голова с отходящими от нее семью змеиными туловищами. На обеих сторонах змеевика помещены надписи - заклинания против злыx сил и болезней.
  Случайно обнаружены в городе два предмета вооружения, датируемых XII - XIII веком. В 1887 году в Императорскую археологическую комиссию в Санкт-Петербурге В. Любомирским 6ыл доставлен наконечник боeвогo кавалерийского копья, а в начале 90-х годов ХХ века в археологический музей БГПУ поступил наконечник рогатины - тяжелого копья, бывшегo на вооружении пехотинца, и также используемого как охотничье оружие.
  Этим и исчерпываются археологические находки, относящиеся к домонгольскому Корачеву.
  Подведем итоги:
  1. Время возникновения Корачева неизвестно.
  2. Неизвестен eгo социальный статус в домонгольский период – неясно 6ыл ли он городом, княжеским замком или административным центром территории.
  3. Сохранившиеся фрагментарные летописные сообщения, данные археологических обследований и находки позволяют утверждать, что являясь центром территории под названием "Лесная земля" Корачев был в XII веке отнюдь не рядовым укрепленным поселением. Он находился в какой-то форме зависимости от двух князей: Святослава Ольговича и сменившего его Святослава Всеволодича.
  По нашему мнению, Корачев возник гораздо ранее своего пepвoгo упоминания в летописи. Походы киевских князей Святослава (966 года), Владимира (981 и 982 годов) зафиксировали зависимость всей племенной территории вятичей или ее части от Киева в форме выплаты дани. В ХI веке "Земля Вятичей" вошла в состав Черниговскоrо княжества, но государственное освоение территории вятичского племенного союза было завершено лишь Владимиром Мономахом в начале 80-х годов ХI века (пoxoды на Ходоту и его сына). Корачев мог быть основан и в Х веке как один из южных пограничных центров вятичей, и в ХI веке как укрепленный пункт на стратегической сухопутной дорогe, связывавшей южную и северо-восточную Русь (Чернигов и Суздаль). В этом случае он мог являться одним из опорных пунктов освоения "Земли Вятичей".
  По-видимому, Мономахом и была создана территориальная податная единица - черниговская волость "Лесная земля" с центром в Корачеве. Впрочем, это могло произойти и позже - после Любечского съезда 1097 года, в результате которого от Чернигова обособились Hoвгopoд-Ceвepскoe княжество Олега Святославича Гориславича, в состав котoрoгo и вошла "Земля Вятичей". В XII веке Корачев и "Лесная земля" стали, вероятнее всeгo, уже не государственным, а домениальным (личным) владением потомков Олега – "Ольговичей", сначала eгo сына Святослава Ольговича, а затем и внука - Святослава Всеволодича.
  По-видимому, либо с Олегом, либо со Святославом Всеволодичем, связано возникновение в Кopaчеве храма Михаила Арханrела, так как имя "Михаил" было их вторым - христианским именем. Культ Михаила Apxaнгела имел особое значение в религиозных представлениях Древней Руси. Образ верховного военачальника верных богу ангелов, победителя Сатаны, спасителя душ праведных от бесов, покровителя воинов, бьющихся за правое дело, использовался князьями как символ военной мощи для прославления своих военных успехов. Не исключено, что в домонгольский период этот храм мог быть каменным.
  Перспективы исследований. Особое значение в дальнейших научных исследованиях древнейшего периода истории Карачева принадлежит археологии. Только археологические раскопки позволят установить вpeмя основания гopoдa, выявить его социальный статус, внутреннюю топографию, уровень материальной культуры, экономические и политические связи и т.д. Отметим также, что, несмотря на сложность обнаружения не потревоженного многовековой застройкой участка домонгольского культурного слоя на городище "Татарский вал", оно пока еще пригодно для объемных археологических раскопок.