ИСТОРИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ

Экспертное мнение


РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА


Крещение князя Владимира  В 988 году произошло величайшее событие в русской истории — князь Владимир крестился и утвердил на Руси православную христианскую веру. Народ в столице, считая, что "если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь, наши бояре", последовал за Владимиром. Деревянные идолы языческих богов — Перуна, Велеса, Хорса, Мокоши были сброшены в Днепр или сожжены. Князь Владимир пытался следовать примеру первого христианского императора Рима Константину Великому, устроившему себе новую, христианскую столицу, Константинополь-Царьград. По библейскому образцу, как земное отражение небесного города Иерусалима, где живут на семи холмах праведники.
  Чтобы обратить в христианство северян, радимичей и вятичей, в 992 г. в Чернигов прибыл епископ и множество монахов Киево-Печерского монастыря. Из Чернигова их заслали во все земли к востоку от Днепра. Местные жители упорно держались за старые обычаи. Нестор-летописец с возмущением описал нравы этих упорных язычников, среди которых главными оказались жители Брянского края: "А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели всё нечистое..." (Нечистой едой христиане считали некоторые виды мяса — конину, например, или "неправильно" убитую дичь и т.п.) Возмущало преподобного Нестора, что вятичи, радимичи и северяне сквернословили в присутствии старших и женщин ("при отцах и при снохах"), что не заключали браков, какие приняты у христиан, но устраивали между несколькими селами игрища — и на этих игрищах "воровали" себе жён, предварительно сговорившись с выбранной девушкой. А кроме того, язычники были многоженцами — имели по две и по три жены.
Языческие амулеты  И обряд погребения у язычников никак не мог понравиться христианину — умершего поминали на тризне, прощальном пире, а потом, сложив костёр, сжигали тело. Оставшиеся после костра пепел и кости складывали в небольшой сосуд. "Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон", — обличал преподобный Нестор.
  Несколько веков потребовалось для насильственного обращения язычников в христианство. Вятичи более всего упорствовали в язычестве — и не желали признавать власти христианских князей. Уже в конце XI века Владимир Мономах предпринял несколько походов в их землю (1082— 1083 гг.): "А в Вятичскую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его...", — вспоминал в "Поучении к детям" Мономах свои сражения с вятичским старейшиной Ходотой. Из документов известно, что вятичи, например, еще в XII в. не признавали новую религию.
  Всё было, увы, безрезультатно: вятичи продолжали сопротивление и сохраняли прежние верования. Однако там, где оружие оказалось бессильно, проявило свою мощь Слово Божие, принесённое самоотверженным и благочестивым проповедником, жизнь и труды которого описал в начале XX века настоятель брянского Покровского собора священник Владимир Попов.

  В начале XII века в Киево-Печерском монастыре, монахом которого, как уже отмечалось, был и преподобный Нестор, жил потомок вятичских князей Кукша (это имя языческое и означает лесную птицу сойку). С детства, будучи христианином, Кукша имел тягу к монашеской жизни, и в конце концов стал монахом. Преуспев в монашеских молитвенных трудах и добродетелях, Кукша печалился о своих соплеменниках, чьи грубые языческие нравы были известны и за пределами земли вятичей. В 1115 году после беседы с желавшими просветить вятичей верой Христовой северским и черниговским князьями (в формальном подчинении у которых находилась вятичская земля) Кукша отправился проповедовать христианство непокорным язычникам.
Священномученик Кукша, просвятитель вятичей  Проповедник вместе с учеником своим Никоном поднялся на лодке вверх по течению Днепра и Десны. Первая проповедь Кукши прозвучала, по преданию, в пределах современного Брянска. После этого отважный углубился в вятичские леса. Здесь он, состязаясь с языческими жрецами, свёл молитвой с неба дождь, высушил озеро (язычники поклонялись озерам и приносили им жертвы, считая озёра воротами в иной мир) — и "во множестве крестил новых христиан". Всё это вызвало гнев языческих жрецов, и они убили Кукшу и Никона. Проповедников обезглавили, по преданию, в районе современного города Мценска (Орловской области).
  Однако злоба язычников оказалась бесплодной. Вятичи, пусть в отдельных местах и сохранившие до XIV века языческий погребальный обряд, в большинстве своём стали православными христианами.
  Тело Кукши вновь обращенные христиане доставили в Брянск, затем по Десне — в Киев, где оно до сих пор покоится в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Проповедник, пострадавший за веру, стал святым Русской православной церкви. В Брянске, в городском Покровском соборе, с 1903 года находилась большая икона святого Кукши и частица его мощей (небольшая часть тела святого). Ещё в 1923 году горожане торжественно отметили память своего святого просветителя (церковь отмечает этот день 27 августа по старому и 9 сентября по новому стилю), а в 1924 году, по распоряжению властей, собор был закрыт, икона исчезла...


Переход под власть Киева История Брянского края Владетельные князья Брянщины