В селе Давыдичах, 3 мая, был первый съезд священно-церковно-служителей, для обсуждения некоторых епархиальных предложений. По предварительному приглашению местного отца благочинного, священника Петра Первозванского, подведомые ему причты собрались в указанном месте. Новость подобных съездов, ожидание чего-то важного было не последнею думою и заботою собравшейся духовной братии. Отец благочинный, с прибытием своим, объяснив в кратких словах цель и назначение братских съездов и указав пользу, могущую проистекать от подобных собраний духовенства, особенно под тем непременным условием, если само духовенство, устранив личные расчеты и сблизившись между собою в духе апостольского единения и любви Христовой и уразумев истинные свои интересы, устроится на прочных началах взаимного мира и доброго согласия,- этим открыл начало нашего собрания.
Первым предметом или началом ко взаимному обсуждению в собрании было предложение отца ректора семинарии, архимандрита Палладия, об учреждаемом Братстве при орловской семинарии, цель которого — вспомоществование беднейшим ученикам семинарии и подведомых ей училищ, как деньгами, учебными принадлежностями, так и другими пожертвованиями. Глубоко сочувствуя благой цели благопопечительного начальства, заботящегося истинно по-отечески об ученических нуждах,— в общем нашем братском собрании положено было: жертвовать ежегодно на означенный предмет столько, сколько дозволяют это ограниченные средства самих жертвователей, живущих в бедном уезде орловской епархии, среди беднейших в свою очередь прихожан. По этой-то причине из среды нашего благочиния не нашлось изъявивших желание быть членами при Братстве. Нужно заметить впрочем то, что все жертвователи с большою охотою приступили к подписке по пригласительному листу, с тою святою мыслью, чтобы хотя малым послужить на пользу общую.
За тем было приступлено к чтению письма брянского отца протоиерея Александра Лаврова, адресованного на имя благочинного Петра Первозванского. Отец протоиерей в письме своем, указав невыгоды в нравственном и хозяйственном отношении проистекающие от слишком далекого расстояния уездных духовных училищ от сел брянского уезда, расстояния, из-за которого родители нередко лишаются возможности уследить и за нравственным развитием детей своих и за их обыденными нуждами, между прочим предлагает такой вопрос: «не пожелает ли духовенство брянского уезда, а следовательно и духовенство нашего благочиния, устроить в городе Брянске духовное уездное училище на собственные, ежегодно жертвуемые деньги, объясняя при этом, что мысль об учреждении в городе Брянске духовного училища одобрена преосвященнейшим Поликарпом. Что подобное предложение было всеми встречено с глубоким сочувствием, об этом и говорить нечего. Но когда дело коснулось до материальных средств, обеспечивающих существование училища, тогда в среде собравшихся раздалось много возражений и против предложения, а несколько голосов и за предложение. Дело в том, что в письме отца протоиерея Лаврова не высказано ясно, насколько должно простираться соучастие брянского духовенства в предполагаемом устройстве училища. Будет ли оно совершено на одни пожертвования заинтересованных причтов или же они пожертвования будут только вспомогательными средствами к поддержанию училища, тогда как самое устройство, или даже наем помещения училища, жалованье наставникам, служителям, освещение, отопление, учебные пособия, хотя беднейшим, будут принадлежать инициативе духовно-учебного управления? В виду этих вопросов невольно рождается сомнение в возможности осуществления и весьма дельного в самом себе предположения. Круг наших нужд настолько велик, что нужно уменье и уменье к тому, чтобы отделить какие либо единицы или десятки рублей на общие требования, а здесь дело идет на тысячи. Городские сословия с их народными училищами не могут быть примером: там условия жизни иные, иные и средства. Таким образом в общем собрании нашем пришли к тому заключению, что следовало бы просить епархиальное начальство, сделать предложение причтам карачевского и трубчевского уездов, смежных с брянским, не пожелают ли и они соучавствовать в открытии брянского духовного училища, с посильными с их стороны пожертвованиями на это благое дело, а между тем из первого и второго орловских училищ отделить всех учеников вышеуказанных местностей, разумеется, с согласия их родителей (впрочем отдел этот или, по крайней мере, представление детей в Брянское училище может быть и обязательными), для перевода их, т.е. учеников, в имеющееся открыться в Брянске училище. Число учеников чрез подобный отдел из орловских училищ разумеется уменьшится: с уменьшением числа, параллельные классы должны закрыться; с закрытием параллельных классов наставники закрытых классов могут, ничего не теряя, перейти в брянское училище, на тех же самых правах и при тех же средствах к жизни, какими пользуются они и в настоящее время со стороны духовно-учебного управления. При подобном отделении учеников возникает вопрос, что делать с помещением закрытого училища в Орле? Помещение того или другого училища, смотря по удобству, епархиальным и училищным начальством может быть обращено в конвикте, или в общие семинарские квартиры, на существующих условиях. Конечно, в этом случае могут потребоваться средства к переделке классических помещений соответственно нового их назначения. Нельзя думать, чтобы в таком полезном деле духовенство Брянска, как более заинтересованное переводом к нему училища, так равно и духовенство целой епархии, отнеслось апатично к подобному предположению. Окончательным суждением о предполагаемом брянском училище было изложение тех условий, на коих наше Фошенское благочиние согласно на участие устройства училища, с обязательным взносом суммы от каждого причта, не стесняя впрочем пожертвований как ежегодных, так и единовременных какою либо обусловленною нормою суммы.
От училища, собравшиеся на съезде перешли к суждению об открытии приходских советов или братств. Так сочли нужным ходатайствовать пред епархиальным начальством, в уважение многих нужд здешних причтов, о скорейшем открытии этих попечительств с соучастием гражданских властей, собственно потому, что жители наших глухих местностей на все предложения и убеждения священников по этому делу смотрят как бы на игру словами.
Затем братский съезд благочиния села Фошни окончился! Каждый из присутствующих на нем вынес в душе ту мысль, что со временем эти собрания многому и многим послужат во благо.
Священник А. Павловский.
"Орловские епархиальные ведомости", № 12, 1865 год.