ОТ КРОВИ ТОЙ, ЧТО БУШЕВАЛА ЗДЕСЬ,
ОТ КРОВИ ТОЙ, ЧТО ЗДЕСЬ РЕКОЙ ЛИЛАСЬ,
ЧТО УЦЕЛЕЛО, ЧТО ДОШЛО ДО НАС?
Ф. Тютчев.
Мои экскурсии во Вщиж
Со времени переезда в Бежицу, т.е. с 1911 года, мне приходилось слышать и находить литературные сведения о древности села Вщижа, бывшего в XII веке стольным городом. Первые сведения о Вщиже я получил от покойного любителя старины Дмитрия Юльевича Морица. Он показал мне свои снимки вщижских курганов, вщижской церкви. Литературные указания я встречал в "России" Семенова и в маленькой книжечке Ф. Дмитриева "История города Брянска". Понятно поэтому мое желание увидеть это село и остатки древностей, сохранившиеся на его территории. Я побывал в нем несколько раз, расспрашивал местных жителей и получил указания только о месте, на котором в XII веке стоял каменный храм, и о курганах в окрестностях села. Особенно памятно мне путешествие во Вщиж летом 1917 года. Нагрузившись фотографическим аппаратом и принадлежностями для рисования, сел я с сыном гимназистом на поезд до станции Ржаницы, а оттуда попали в деревню Неготино. Переехали на пароме через реку Десну. Надвигались темные тучи, в сумерках мы заблудились и пришли во Вщиж мокрешеньки. Нас приютил местный житель. Здесь мы пробыли несколько дней в обстановке малокультурной. Книг у хозяина не было ни каких, кроме нескольких номеров "Журнала для хозяек". Несколько раз принимался идти дождь. Времени было много, а заполнить его нечем. Сфотографировал навес над храмовым местом (церкви XII века), сходил на курганное поле – "Кальницу", зарисовал и фотографировал два креста на кургане; ходил в ближнее село Токарево. О существовании вала, реликвии древнего города Вщижа, тогда я еще ничего не знал. Крестьяне относились ко мне подозрительно. Один из них начал допрашивать во время съемки навеса, но узнавши, что я в гостях у его односельчанина, несколько успокоился. В это время шла предпринятая временным правительством поземельная перепись. Были арестованы земельные комитеты, деревня глухо волновалась, начинались захваты земли. Помещик Аникеев еще жил в своем доме, но чувствовал себя как на вулкане.
Затем в самые голодные годы я несколько раз наезжал во Вщиж, как лектор по колониям Сельцовского и Овстугского районов, и просто за хлебом. Хождение в народ за хлебом и картошкой у меня было по большей части неудачным. После одной из лекций мы ходили с руководителями вщижских детских колоний и к храмовому месту, и на Кальницу.
Всего интереснее для меня была одна из последних экскурсий во Вщиж, предпринятая краеведческим кружком учителей Бежицы 18-19 августа 1924 года. Всех учителей в этом году обязали принять участие в переподготовочной работе. Учителя I ступени, разбились на кружки, намеченные представителем УОНО, руководившем переподготовкой. Зашевелились и учителя II ступени. Что то нужно было сделать в этом направлении. Решили сделать экскурсию во Вщиж. В нескольких собраниях наметили ряд тем, разбились по двое, по трое для обследования, кто устной поэзии, кто домашнего быта, одежды, питания, обрядов, иные занялись лингвистикой, говором, а я с Н.И. Томилиным принялись за городище: Н.И. составил план и городища и села, я фотографировал городище с разных сторон и сделал несколько беглых рисунков карандашом. Ознакомление в кружке с добытыми материалами доставило нам несколько приятных вечеров. Я сделал сообщение об истории Вщижа; интересны были записанные песни и заметки об особенностях местного говора. 18 и 19 августа я обошел Вщижское городище со всех сторон, прошел его вдоль и поперек, лазил на противоположный берег ручья Судка и забирался на Благовещенскую гору. Тут я залез с помощью В.Р. Лобанова на соломенную крышу овина, втащил с собой фотографический аппарат, и мне удалось запечатлеть на фографической пластинке общий вид местности, где стоял древний город; с одной стороны границей крутого обрыва служит река Десна, с другой стороны еле заметен угол вала. На обследование городища нас натолкнул план, который мы достали в Брянском губернском музее.
Еще раз мне пришлось попасть во Вщиж в том же 1924 году с шефской комиссией Бежицкой профессионально-технической школы и одного цеха завода "Профинтерн" (бывшего Брянского). Тут деревня обернулась ко мне современностью; но чувствовалось, что корни этой современности тянутся в крепостное прошлое. С какою ненавистью говорил крестьянин Ионов о том месте, где еще недавно стоял старый дом помещиков Зиновьевых, и о цветнике, когда то разбитом перед этим домом, где приходилось копаться деду Ионова. В моей памяти оживился некрополь Вщижской церкви, описанной мною во время предыдущих экскурсий. Род Зиновьевых вымер еще до революции, но память о нем, полная злобы, жива у крестьян и перейдет к их потомкам. Так как эта экскурсия имела специальную цель, то здесь шла речь о едином налоге, о кооперации, об основании народного дома - избы-читальни и театра.
История о Вщиже
Вщиж упоминается в летописи с XII века, как волость Северской земли. Другие названия Вщижа, приводимые Тихановым в книге "Брянский говор" - Овщиж (и Авщиж), Ущиж (1779 год), Ущижы (запись в синодике Клетневской обители, основанной в 1851 году), Щиж (у Погодина).
Летописные упоминания о Вщиже малочисленны и кратки. Великий князь киевский Всеволод II Ольгович (1139-1146) дал своим двоюродным братьям Давыдовичам Владимиру и Изяславу Брест, Дрогичин, Вщиж и Орлину (Соловьев. История России I, страница 385).
Сын Владимира Давыдовича - Святослав "оставил Березовой переехал Щиж и побрал города по Десне" (1156-1166). В 1159 году он был осажден Святославом Ольговичем и Святославом Всеволодовичем. 1166 Преставися Святослав Володимеричь, внук Давыдов в Вщиже (Ипатьевская летопись).
После смерти вщижского князя Святослава Владимировича его княжество было разделено между родственниками и утратило значение, разрушено татарами до основания и потом не упоминается в летописях.
Вщижское городище
Местный край дает учителю историко-археологический материал на протяжении большого времени. Работами Бежицкой мужской гимназии, основанной в 1911 году (теперь 2-я советская школа 2-ой ступени), пущен в обиход школ первой ступени материал по новому каменному веку в городищах Бежицы, теперь очередь за городом ХII века в Киевской Руси. Княжеский Монастырь конца XIII века (Свенский монастырь, основанный в 1288 году) уже давно сделался обычным местом школьных экскурсий.
Нет сомнения в том, что городище и остатки каменного храма во Вщиже относятся именно к XII веку. План вщижского городища из Брянского губернского музея оказался не вполне точным. Один из участников экскурсии 19 августа 1924 года составил новый план. Со стороны реки Десны и примыкающей к Десне части Судка вала не было: крутой обрыв представлял сам по себе достаточную защиту.
С открытой восточной стороны была необходимость в укреплениях. Вал этой стороны довольно хорошо сохранился. По обеим сторонам его были рвы - внутренний между городом и валом и наружный ров. В одном месте вал перерезан улицей, рвы здесь засыпаны и крестьянский дом частью стоит на вале, частью на засыпанном рву. Вал на верху сглажен, и на нем с другой стороны улицы ближе к южному концу, на сглаженной площадке, стоит еще один крестьянский двор.
Вал явственно загибается к западу и идет по южной стороне города. Здесь вал сильно испорчен: на нем выкопаны ямы, служившие, быть может, для хранения картофеля, стоят два сарая; но главное разрушение производится кирпичным заводиком, который расположен внизу под валом в долине Судка, добывая глину, подкапывается все дальше и дальше под вал. В этом месте от всей толщи вала осталась треть или четверть, остальная часть осыпалась круто к Судку. Подвигаясь далее на запад, замечаешь лишь намеки на вал, прорезанные проезжей дорогой. Еще далее на запад перед нами опять крутой обрыв, не нуждавшийся в защите вала.
Какова конструкция вщижского вала, трудно сказать, не производя раскопок, было ли это такое прочное и сложное укрепление, как Белгородский вал, или более простое. (Смотри иллюстрации в "Историко-культурном атласе по русской истории" Н. Полонской). Вероятно более простое, так как Вщиж не имел крупного стратегического значения и был самостоятельным княжеством не долго.
С возвышенностей на противоположном берегу Судка открывается вид на Вщиж. Наиболее широкие горизонты открываются с Благовещенской горы, особенно, если забраться на крышу дома или овина, откуда мне удалось сфотографировать общий вид вщижского городища.
Можно предполагать, что древний Вщиж раскинулся своими посадами за пределы укрепленного городища на возвышенностях за Судком и на Благовещенской горе. Местность за Судком не сохранилась нетронутой - земля изборождена человеческой рукой. Здесь и в настоящее время стоит несколько хозяйственных построек. На плане Брянского губернского музея здесь нанесен какой то вал. На Благовещенской горе когда то стояла церковь.
Семидесятилетняя старуха рассказывала нам, что на горе находили церковную утварь, кадило, которые были переданы в церковь. Тиханов в книжке "Брянский говор" упоминает, что с Благовещенской горы, к стороне Кальвицы, видны поля, на которых еще в 1882 году можно было различить нечто в роде окопов или земляных валов.
Крутой обрыв Вщижского городища вдоль берега реки Десны.
План Вщижского городища. Снят 19.08.1924 Н.И. Томилиным.
Вщиж. Остаток вала южной стороны "города".
Вщиж. Часть хорошо сохранившегося вала с восточной стороны "города".
Вщиж. Вид южной части "городища".
Общий вид Вщижского городища с Благовещенской горы.
Кальница. Курган с двумя крестами.
Кальница
В нескольких верстах от села Вщижа, по дороге в Овстуг и сельцо Рудное, находится местность, носящая название "Кальница", где разбросаны до 10 курганов. На одном из них стоят два каменных креста без надписей. Кресты имеют округлую форму, как будто камень изъеден временем. По указаниям Пясецкого раньше было восемь крестов. Священник Василий Митропольский говорил мне, что два креста увез Евсеев.
Тиханов приводит легенду о вщижских крестах Кальницы: это де заколдованный свадебный поезд (жених и невеста). На той же Кальнице находится старый дуб с огромным дуплом. Некогда дерево это, также по объяснению местных жителей, стояло у Святого озера, бывшего здесь на Кальнице, но ушедшего с горы вследствие того, что одна женщина вымыла в нем пеленки. Что удивительно однако, продолжает Тиханов, до сих пор ни один свадебный поезд не минует сего дуба без того, чтобы не облить его водкой, т.е. совершается нечто в роде умилостивительной жертвы, при чем поезжане, конечно, не забывают себя, а кресты на курганах по какому то суеверному обычаю увешиваются небольшими медными или оловянными шейными крестиками. Об этих крестах упоминал местный помещик М.Н. Зиновьев в письме к историку Карамзину.
К какому времени относятся эти курганы, как совместить кресты, уцелевшие на одном из курганов с летописным известием, что с принятием христианства русские славяне перестали насыпать курганы?
Княгиня Ольга сыну своему Святославу "заповеда с землею равно погрестись, а могилы не сути". Когда Константин Муромский похоронил сына своего по христианскому обычаю, то "неверии людие, видяще сия дивляхуся, еже не по их обычаю творимо бе погребение, яко погребаему сыну самодержцеву, а могилы вверх холмом не сыпаху, но ровно с землею" (конец XI - начало XII века). На окраины русской земли христианство проникало позднее, и языческие погребальные обряды сохранялись еще позднее.
По рассказам местных старожилов раскопки курганов Кальницы производились. У Тиханова есть указание, что раскопки производил С.А. Чуев, но нам не удалось найти в печати сведений о результатах раскопок. На Кальнице теперь пахотное поле, более низкие курганы распахиваются, и им грозит в недалеком будущем исчезновение.
Напомним стихотворение Ф.И. Тютчева, посвященное нашим курганам.
ПО ДОРОГЕ ВO ВЩИЖ.
От крови той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два, три кургана видим мы поднесь...
Да два, три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко, и смело,
Красуются, шумят, и нет им дела,
Чей прах, чью память кроют корни их.
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих - лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглащающей и миротворной бездной.
План кальницы, снятый 19.08.1924 года Н.И. Томилиным и В.А. Восинским.
Навес над местом храма XII века во Вщиже.
Остатки храма XII века во Вщиже
Первое упоминание об существовавшей в древности каменной церкви во Вщиже находим в письме вщижского помещика Михаила Николаевича Зиновьева к Карамзину (смотри его "Историю государства Российского", издание 5, II примеч. 397). Вот оно:
"Село Вщиж, пожалованное государями Иоанном и Петром Алексеевичами и царевной Софией моему предку, было городом особенного удельного княжения. Еще доныне в окрестности видны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные кресты, весьма не худо выделанные. Никто не знает, когда и кем сии кресты поставлены. Должно заметить, что в наших местах совсем нет гранита. На полях много курганов: один из них в самом селе, и наполнен старыми кирпичами: сказывают, что тут была церковь, выкапывают также не мало медных крестов, икон, железной конской сбруи и прочее".
В 40-х годах 19 века этот курган, находившийся в самом селе посреди городища, был раскопан, и в нем оказались остатки древнего храма. Развалины стен от своего основания возвышались до 2,5 аршин; толщина стен 1 аршин 3 четверти; в тех местах, где выпущены были колонны - 2,5 аршина и 2 вершка; кирпичи-плитки длиной 6 вершков, шириной 4,5 вершка, толщиной 1 вершок. На верхней стороне кирпичей можно заметить клеймо. Между кирпичами слой извести толщиной в вершок. Длина всей церкви с алтарем 14,5 аршин, ширина 10,5 аршин. Исследование церкви доведено было до того места, где лежали балки, на которых утверждался помост храма; при этом найдены были разные церковные вещи: несколько крестов, две стороны осьмиугольного медного паникадила, которое известно в Греции и на Афоне под именем хорос, два подсвечника западного изделия, изготовленные или на Рейне, или в Лиможе и носящие отпечаток XII века, медная лампадка, состоящая из резного поддона, подвешенного тремя гладкими пластинчатыми цепями, разделенные пополам круглыми прорезными кресчатыми дробницами и прочее. Вещи эти хранятся в настоящее время в историческом музее в Москве.
План храма, сходный с планом знаменитого памятника церковного зодчества - церкви Покрова на Нерли (построенной около 1166 года) и с планами других церквей XII века, найденные в развалинах Вщижского храма предметы, характерные размеры кирпичных плиток, клейма и способ кладки, при котором слой извести между кирпичами был не тоньше самих плит - все это заставляет относить Вщижский храм к XII веку, и едва-ли можно сомневаться, что строителем его был Вщижский князь Святослав Владимирович (1156-1166).
Над храмовым местом до настоящего времени стоит много лет довольно большой сарай с четырехскатной крышей и крестом на верху. Он далеко не покрывает всего места, где был древний храм, и стоит вдоль улицы, не придерживаясь направления храмовых стен. В сарае и кругом него на улице и на огороде много разбитого кирпича. Один экземпляр целого кирпича передан мною, как образец, в брянский губернский музей вместе с обломком, сохранившим клеймо. Сам сарай теперь служит для хозяйственных надобностей: в него складывают урожай.
Пясецкий в своем описании церквей Орловской губернии говорит, что в 40-х годах его раскапывали священник Н. Митропольский с помещицей В. Зиновьевой, а в статье А. Уварова «Древний храм на Вщижском городище» говорится, что в те-же 40-е годы раскопки производила Фомина. Наконец, в "Записках Императорского Русского археологического общества" том XI, выпуск 1 и 2-й в статье: Обозрение некоторых губерний в археологическом отношении (XII Орловская губерния) помещено указание, что раскопки храма во Вщиже производились в 1844 году.
План Вщижского храма по Уварову.
Кусок кирпича с клеймом из развалин Вщижского храма в натуральную величину. Клеймо выпуклое.
Клеймо на кирпиче из Вщижского храма в натуральную величину. Темным показано углубление.
Крепостной Вщиж и его некрополь
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил благословляя.
Ф. Тютчев.
Отрывок из стихотворения Тютчева как раз относится к нашей местности. Поэт провел детство и отчасти юношеские годы в соседнем селе Овстуге и затем несколько раз посещал свою "рабскую" родину. 1830-м годом ("Дорогой") датировано другое стихотворение, отражающее то грустное впечатление, которое произвела на Тютчева скудная природа его родины, когда он посетил ее, возвращаясь из 3ападной Европы.
Песок сыпучий по колени…
Мы едем... поздно... меркнет день,
И сосен по дороге тени
Уже в одну слилися тень.
Черней и чаще бор глубокий...
Какие грустные места.
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста.
Значительную часть крепостной эпохи, с начала XVII века «долготерпеливое» крестьянское население Вщижа было во владении помещиков Зиновьевых, фамилии которых, как владельцев Вщижа, упоминается в писцовых книгах 1626 года. Надгробные памятники некоторых представителей этого дворянского рода и других, может быть находившихся в родстве или в свойстве с Зиновьевыми, сохранились на погосте деревянной Вщижской церкви. Это по большей части чугунные плиты, лежащие или вровень с землей, или на кирпичном фундаменте. Приведу надгробные надписи по возможности в хронологическом порядке:
1) Тимофей Федорович Зиновьев, род. 1708 г. 13 янв. Умер 1746 г. 14 ноября.
2) Николай Тимофеевич Зиновьев, род. 1743 г. 20 апр. Умер 1803 г. 23 марта.
3) Коллежская ассесорша Фаена Егоровна Зиновьева, урожденная Баскакова, род. 1745 г. 7 мая, сконч. 1829 г. 13 ноября.
4) Гвардии штабс-капитан Михаил Николаевич Зиновьев, род. 1782 г. 30 августа Умер 1839 г. 15 июня.
5) Девица Стефания Николаевна Зиновьева род. 1786 г. 20 янв. Умерла 1860 г. сент. 14, 74 лет.
6) На сем месте по(гребено) тело гвардии штабс-капитанши Анны Никоноровны Зиновьевой, урожденной Хитрово, род. 1790 г. 10 дек. Умерла 1836 г. ноября 5. Жития ее было 45 лет 10 мц. и 21 д.
7) Майор Николай Иванович Щекин, род. 1808 г. Умер 1849 года дек. 26.
8) Александр Петрович Вышеславцев, род. 24 июля 1813 года Умер 3 июня 1857 г.
9) Артиллерии прапорщик Борис Анисимович Анисимов Умер 1860 г. апреля 24.
Тут же младенец Елизавета Александровна Выщеславцева, род. 2 сент. 1855 г. Умерла 17 февраля 1857 г.
Крестьянское кладбище расположено невдалеке от церкви на небольшом выступе, выдающемся в долину реки Десны. Среди крестов здесь встречается более древний вид надгробных памятников – "голубцы". Так называются сооружения, напоминающие домик. Конечно, они имеют связь с представлением о могиле, как жилище покойника: гроб часто называется домовиной. Голубцы встречаются в небольшом числе на сельских кладбищах Брянского уезда.
Старый помещичий дом Зиновьевых стоял полуразрушенный еще в 1917 году. Теперь на этом месте бесформенные груды кирпичей и рытвины, поросшие сорной травой.
Современный Вщиж и его культура
Более новый помещичий дом Аникеева сначала был переделан в деревенский театр, потом в нем и в двух священнических домах разместились многолюдная детская колония Бежицкого отдела народного образования. После упразднения колонии помещичий дом стоял некоторое время пустым, пока котельный цех Брянского завода "Профинтерн", совместно со школами фабрично-заводского ученичества и профессионально-технической, не приняли шефства над Вщижем. В доме помещика опять была сооружена сцена, открылась изба-читальня. Барский дом стал нардомом. В селе есть школа, работающая при одной учительнице в две смены.
Потребительное общество в соседней деревне, куда обращаются жители Вщижа, еще слабо развило свою деятельность. Имеется крестьянский комитет взаимопомощи.
Вдали от города при малом числе культурных людей, к которым надо причислить не одну учительницу, но и крестьян, активных участников культурной работы и создателей народного дома, современная культура очень слабо проникает во Вщиж. За то здесь сохраняется много интересного из старинной крестьянской культуры, как духовной, так и материальной.
Учительская и ученические экскурсии вывезли из Вщижа много фольклорного материала: записаны песни, весь свадебный обряд, способы приготовления пищи, праздничный и будничный стол, описана одежда. Материалы эти должны были поступить в коллекцию краеведческого кружка при Бежицкой школе второй ступени, но вскоре судьба рассеяла участников Вщижской экскурсии, собранные материалы распылились и исчезли. Мне пришлось ограничиться тем, что сохранилось у меня.
"Брянский край", выпуск III, 1928 год.