Почему Вщиж!
На крутом берегу Десны раскинулось небольшое село со странным названием - Вщиж. Своими яблоневыми садами да белыми домиками оно мало чем отличается от десятков других деревень, затерявшихся в густых Брянских лесах. И тем не менее это село особенное...
Первый раз Вщиж упоминается в летописи на пять лет раньше Москвы: в 1142 году.
В то время князь Всеволод Ольгович разослал своих соперников по дальним городам. Владимиру Давыдовичу Черниговскому достался Вщиж. В 1160 году, когда восемь князей осадили Вщиж, вщижский князь Святослав Владимирович отбился от них благодаря поддержке своего тестя, Андрея Боголюбского.
Но не только в летописи есть упоминание о Вщиже. Полтораста лет назад знаменитый историк и писатель Николай Михайлович Карамзин неожиданно получил письмо. Его прислал с оказией помещик - старожил села Вщиж, Орловской губернии. "В здешней стороне есть предание, что село Вщиж было городом особенного удельного княжения, - прочитал в этом письме Карамзин. - Ещё доныне в окрестности видны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные кресты, весьма не худо выделанные. Никто не знает, когда и кем сии кресты поставлены. Должно заметить, что в наших местах совсем нет гранита. На полях много курганов; один из них в самом селе и наполнен старинными кирпичами сказывают, что тут была церковь. Выкапывают также не мало медных крестов, икон, железной конской сбруи..."
Автора "Истории государства Российского" не могло не заинтересовать всё то, что он прочитал в этом кратком письме. Карамзин пытался восстановить историю города "особенного, удельного княжения", но в распоряжении талантливого исследователя были лишь отдельные строки летописей да короткое это письмецо. Всё, что Карамзин узнал о Вщиже времён князя Владимира Давидовича и его сына Святослава, он описал во втором томе своей "Истории". Но подробная история города ещё долго оставалась загадкой.
Таинственный курган, что "в самом селе и наполнен старинными кирпичами", с давних времён не давал покоя жителям Вщижа. Через несколько лет после письма Карамзину они сами попытались раскопать этот курган. Заступом и ломом разворачивали они груды битого кирпича. Внизу, под толстым слоем земли, крестьяне натолкнулись на развалины древней церкви. Под её руинами попадались бронзовые подсвечники, художественные подсвечники с эмалью. Особенно поразили всех бронзовые арки. Это были полукруглые решетчатые пластины. Их украшали тонкие узоры, крылья диковинных птиц. Кто и когда владел так искусно литейным промыслом? Этого крестьяне узнать не могли. Арки отправили в Москву, в музей. А там о них писали, будто построили их иноземцы. И только через сто лет, в 1940 году, лауреат Сталинской премии доктор исторических наук Борис Александрович Рыбаков прочитал древнерусские слова: "Господи, помози рабу своему Константину". Учёный доказал, что надпись была сделана сначала на восковой модели, по которой и отливалась арка. Стало ясно, что Константин был искусным русским мастером, жившим в XII веке.
Но профессор Рыбаков не остановился на этой догадке. Чутьё историка подсказывало ему: глубоко в земле, под домами и улицами нынешнего Вщижа, ещё дожидается опытного исследователя множество таких же памятников старины. Быть может, добравшись до них, удастся прочесть ещё не одну увлекательную страницу нашего славного прошлого.
Так, в 1940 году под руководством Бориса Александровича Рыбакова начались во Вщиже первые разведывательные раскопки. Война прервала работу экспедиции. Но в 1948 году она возобновилась с ещё большей энергией. А в 1949 году, после широких летних раскопок, учёный уже мог рассказать поучительную и интересную историю этого маленького древнейшего русского городка...
Экспедиция начала свои работы с исследования церкви, обнаруженной ещё в прошлом веке. На каждом шагу попадались интересные вещи. Рядом с церковью - развалины дома. В нём, среди самой различной утвари, мельничные жернова и обуглившаяся краюха пшеничного хлеба. Она пролежала в земле более 800 лет! По этим жерновам учёным удалось полностью воспроизвести древние мельницы.
Экспедиция обнаружила гончарную мастерскую, печь, где обжигались горшки.
Любая, даже самая незначительная, на первый взгляд, находка обогащала историков знаниями о прошлом. Так, например, учёные натолкнулись на большой дом. Вся его средняя часть была покрыта сгнившим деревом и медью. Очевидно, это был дом с медной крышей, а может быть, там была башенка или теремок, покрытый медью (терем "златоверхий"). В этом же доме учёные раскопали остатки печи, и, что самое интересное, в ней был дымоход.
До этого времени считалось, что в XII веке в древней Руси топили только "по - чёрному", без дымохода. Теперь это мнение было опровергнуто. Участники экспедиции долго любовались найденной в доме богатой утварью тонкой работы: это была искусно выделанная глиняная, стеклянная, бронзовая, медная посуда, железная позолоченная маска от шлема - личина. Все эти находки относятся к XII веку. Но теперь уже профессора Рыбакова интересовали более древние времена.
С 1948 года стало известно о поселениях на берегу Десны в эпоху каменного века. Об этом свидетельствовали курганы с каменными топорами.
Но какие славянские племена жили в этих местах? Какие у них были общественные и жилые здания? Оружие? Предметы быта?
Найти интересные славянские памятники эпохи язычества было давнишней мечтой многих русских археологов.
И вот однажды рядом со Вщижем, на лесном холме, удалось раскопать необычайное строение удлинённой формы. Бросалась в глаза одна особенность: в этом здании не было ни очагов, ни предметов быта, ни домашней утвари.
Найденные неподалёку орудия труда говорили о том, что это строение относится примерно к V веку до нашей эры. Может быть, здесь было жилое городище, значительно более древнее, чем Вщиж? Но почему же тогда вокруг этого как будто не жилого здания нет остатков никаких жилищ?
Этот нежилой дом огораживает частокол. А рядом, строго по дуге, через каждые полтора метра вырыты ямы. Через несколько десятков метров снова тянется длинный ряд таких же ям. Ямы и ряды расположены не симметрично. Значит, здесь не могли стоять столбы для навеса. Разнообразная питьевая посуда, ножи и пепел вокруг этих ям наводят на другую мысль.
Скорее всего здесь стояли деревянные идолы, которым поклонялись древние славяне, - решил Б. А. Рыбаков. - Ведь жертвоприношения сопровождались пиршествами - вот почему здесь так много питьевой посуды. Эту же мысль подтверждала очень интересная находка: сосуд с головой медведя. Известно, что у древних славян медведь был священным животным.
Теперь стало понятно, почему вокруг здания без печей нет жилищ. Очевидно, здесь было особо почитаемое священное место. В доме, отгороженном частоколом, люди не жили, там жили боги - деревянные идолы. А люди приходили туда только по праздникам, чтобы принести богам жертву. Это было святилище, возникшее около двух с половиной тысяч лет назад. Такое древнее славянское святилище было открыто впервые. Это была замечательная находка. А в четырёх километрах от этого святилища удалось раскопать и древний посёлок той же поры.
Археологические изыскания во Вщиже и по реке Десне будут ещё продолжаться. Но уже теперь можно предоставить слово находкам.
О чем говорят находки.
С IX века Вщиж населяли родимичи. Дома в древнем Вщиже были расположены вдоль Десны. Жители пахали землю, охотились, воевали. Родимичам было известно гончарное ремесло, производство железных орудий, тонких украшений.
К XII веку город разрастается. Жители обнесли его деревянными стенами. Это связано с приездом во Вщиж богатого князя Владимира Давыдовича Черниговского. Маленький Вщиж становится его "стольным градом". Князь переустраивает и расширяет свою столицу. Он строит церковь, новые дома, возводит мощные деревянные стены с башнями. Тогда - то и возникли на берегу Десны те самые земляные укрепления, которые так поразили ещё современников Карамзина...
Именно в это время особенно заметна социальная диференциация во Вщиже. С одной стороны, найдены просторные богатые дома с обитыми медью крышами, а с другой - низенькие, крытые соломой домишки...
В 1160 году на вщижского князя Святослава напали дружины восьми соседних князей. Осада была жестокая. Но вщижцы упорно защищали свой город, и отстояли его. После снятия осады во Вщиже снова строятся жилища, укрепления, вырастают терема «златоверхие». Вщижские оружейники производят хитро устроенные самострелы, мечи, копья, шлемы, ножи; искусные умельцы изготовляют художественные изделия из бронзы (найден бронзовый водолей тонкой работы); гончары выделывают самую различную посуду, рукомойники, чаши с богатыми и диковинными узорами. Они соперничают друг с другом в мастерстве, и поэтому каждый мастер имеет своё отличительное клеймо.
Много нового дала науке эта экспедиция. И теперь, когда она увенчалась замечательным успехом и все трудности уже позади, надо рассказать о тех, кто своими руками извлекал из земли драгоценные памятники глубокого прошлого...
Первое слово в науке.
Старые друзья встретились летом на зелёном берегу Десны. Их привели сюда жажда знаний, неутолимый интерес к истории нашей страны. То были студенты Московского университета, институтов, научные сотрудники Академии наук СССР и Брянского краеведческого музея.
Некоторые участники экспедиции - Владислав Кропоткин и Ростислав Розенфельд - давние ученики профессора Рыбакова. И здесь они встретились, как старые друзья...
Это было ещё в тридцать шестом году. Недалеко от Подольска путешествовала группа ребят - членов исторического кружка Московского дома пионеров. Они раскапывали курган древнего славянского племени вятичей. Работами руководил Б. А. Рыбаков, тогда ещё молодой доцент, комсомолец.
Увлекательные рассказы учёного, неожиданные находки так захватили ребят, что многие из них тогда же решили посвятить себя археологии. Любовь к науке они пронесли через фронты Отечественной войны. Вернувшись из армии, Владислав Кропоткин и Ростислав Розенфельд поступили в Московский университет. Один из них уже закончил его и работает в Академии наук СССР, а другой продолжает учиться на пятом курсе. Каждое лето они отправляются со своим старым учителем на раскопки. Вот и на этот раз они вместе. Владислава Кропоткина увлекают поселения древних славян. По его предположению, во Вщиже должны быть интереснейшие курганы. С жаром он принимается за работу. После упорного труда ему удалось откопать курганы бронзового века. Все свои наблюдения Владислав тщательно записывал. Материалов накопилось много. Они вылились в научную работу, над которой Кропоткин трудится уже несколько месяцев.
Его верный товарищ, Ростислав, - неутомимый разведчик. Целыми днями, не считаясь с погодой, он пропадал в густых лесах, лазал по оврагам, исследовал берега реки. Ему также удалось открыть курган бронзового века. Он, как и Владислав, пишет о курганах бронзового века статью.
Интереснейшая работа выпала на долю студентки пятого курса исторического факультета МГУ Нины Елагиной. Это ей пришлось раскапывать впервые открытое на нашей земле древнеславянское святилище...
Много помог экспедиции и студент Полиграфического института Ю. Берковский. Наблюдательный художник, он привёз в Москву множество зарисовок и чертежей. Даже ночью, при свете керосиновой лампы, он ухитрялся зарисовывать находки, обнаруженные днём его товарищами. Но самый большой обобщающий труд - монографию "Древний Вщиж" - готовит руководитель экспедиции профессор Б. А. Рыбаков. Там будут рассказы и о курганах бронзового века, и о древнейшем святилище, и о Вщиже IX - XII веков, и о многих других важных открытиях этой экспедиции.
Раскопки во Вщиже - большая школа для молодых археологов. Работа в экспедиции явилась для них серьёзным испытанием. Они выдержали его с честью. Молодые археологи могут гордиться тем, что они сказали уже своё первое слово в науке.